ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Минерально-петрографические и физико-химические исследования росписей церкви святых Теодор Тирон и Стратилат в Серре

Аватар пользователя Магделена Стоянова

Минерально-петрографические и физико-химические исследования росписей церкви святых Теодора Тирона и Стратилата в Серре1 (Северная Греция).

Позолоченные фоны и кобальтовые смальты в настенной живописи XIV века.

Введение

Наше сообщение подготовлено вместе с реставратором мозаик базилики Святого Марка в Венеции, Джованни Кукко, приглашенным в 2006-7 годах для реализации новой мозаичной декорации в апсиде Митрополии Серре. Так как там еще находился один большой фрагмент былой фресковой декорации, по поручению Института Памятников Культуры области Кавала (Северная Греция) он инспектировал его состояние с целью снять и смонтировать на новую основу2.

Здесь мы не будем комментировать уместность решения местного управления лишить естественного исторического контекста и целости это древнее изображение редкой иконографии, чтобы заменить его новыми мозаиками более притягательного вида. Как по своим легкомысленным целям, так и по результатам, оно очень напоминает массовые операции удаления росписей из ряда предназначенных для разрушения церквей в Советском Союзе, в 30-е гг. XX в.

Состояние сохранности, просмотренное и прослушанное перед и во время очищения фрагмента водой и слабым раствором поташа было критическим: вследствие химических и структурных повреждений основы, появления высолов и т. д., около 80% от поверхности красочного слоя были оторванные со стеной и сгибались, а в нижнем участке активное развитие микроскопических грибков привело к потемнению цвета и коррозии штукатурки.

С целью определить пигментный состав красочного слоя и выяснить вопрос о времени росписи, из пяти разных участков (фиг. 1) были отобраны маленькие фрагменты - четыре красного и один синего цвета, которые прошли исследование разными физико-химическими методами в археометрической лаборатории архитектурного института Венеции (LAMA/IUAV-DSA).

К сожалению, этому по чудо избежавшему пожаров, набегов иноверцев и испытаний времени фрагменту при собственных хозяевах просто не повезло: как из-за решения демонтировать его, так и из-за поверхностной постановки метода его исследования. Да и с некоторыми интерпретациями лабораторных результатов сделанными специалистами лаборатории LAMA никак не согласится.

Ниже приводятся наши критические заметки, как и попытка реконструировать в основных линиях обстановку возникновения и перипетии, которые отпечатались на сохранившейся росписи. Так как исторические и искусствоведческие аспекты этого неизвестного до сих пор памятника сербской настенной живописи душановой эпохи чрезвычайной важности и сложности, которые невозможно обсудить здесь

Фиг. 1. Изображение апостола Павла и Гермеса в Митрополии Серре прежде его удаления. (Фото —Дж. Кукко)

 

будем только приводить самые важные из итогов. Из-за спешности программированной накладкы новых мозаик на месте сохранившегося фрагмента, во время его смонтирования удалось сделать только некоторые минералогические и стратиграфические исследования. Наша надежда что, в виду интереснейших обнаруженных фактов, дальше они будут глублены более подробными анализами, принимая в виду и коллекцию сохранившихся в Митрополии мозаичных тессер.

Краткие сведения об истории города Серре и о его Митрополии, теодороне3

Первое достоверное упоминание об епископской кафедре в Серре относится к ранне-византийскому периоду: епископ серреский Максимос о Максимианос участвовал в Эфеском (449) и Халкедонийсом (451) Соборе. Епископия, как часть Восточной (Первой) Македонии, находилась в подчинении архиепископа Фессалониках.

В первом году правления императора Никифора (803) город был обновлен и его население значительно увеличилось, но в 808 г. он был завоеван болгарским ханом Крумом.

В IXвеке Серре становился центром фемы Стримона, которая входила в Фессалоникийскую фему, и возведен в ранг архиепископства, а со времени Василия IIБолгаробойца - в митрополии. Его стратегическое местоположение превратило его в объект завоевательных проектов крестоносцев, сербов и болгар.

В 976 и 980 г. болгарские воеводы Моисей и Самуил безуспешно попытались взять город, и до конца Xвека его окрестности остались театром военных действий. Во время императора Василия II Болгаробойца Серре являлся опорным пунктом в борьбе греков с их северными соседями, а в 1001 г. был вернут под власть Византии.

С февраля 1097 года город начали разорять крестоносцы под командованием Боемонда. После восстановления болгарской державы царь Асен І разгромил византийскую армию в известной битве при Серре (1195). В мае 1204 года город попал в руки франкского константинопольского императора Балдуина. После захвата Константинополя и распада Византийской империи, в 1204 г. Серре был включен Бонифацием Монферратским в состав латинского Фессалонийского королевства и в период с 1204 по 1206 год остался под юрисдикцией франкского фракийского королевства (там, вероятно, служил католический епископ).

В 1205-6 гг. город был захвачен болгарским царем Калояном, а в конце 1208 года Бонифаций отвоевал его снова, чтобы передать в руки венецианцев под водительстве дожа Энрико I. В 1221 году эпирский деспот Теодор Ангел Комнин Дука присоединил Серре к своим владениям, а в 1230 году его захватил болгарский царь Иван Асен II. После смерти двенадцатилетнего царя Калимана, в 1246 году Серре был завоеван никейским императором Иоаном IIIДука Ватацом, в чьем владении оказался до 1261 года, когда вошел в состав восстановленной Византийской империи. При Михаиле VIIIПалеологе была образована особая фема "Серрес и Стримона ", а Серре возведен в ее центр. Именно во время правления Палеологов город достигнул своего самого большого великолепия.

На протяжении всего византийского периода Серре в политическом, экономическом и культурном отношении остался тесно связан с Салониками.

Пользуясь нестабильной внутренней политикой византийской империи, сербский король Стефан Душан 25-ого сентября 1345 года взял город и провозгласил себя «царем Сербов и Греков»4, а его торжественную коронацию провел 16-ого апреля 1346 года в Скопьии недавно назначенный сербский патриарх Иоанникий II(болгарского происхождения); на церемонии присутствовали болгарский патриарх Симеон как и охрыдский архиепископ Никола. Так как Стефан Душан объявил себя владетелем всех греческих архиепископств под ведомством Константинополя и Святой горы (чьи монастыри он вместе с женой, Еленой Болгарской5, богато одарил), Константинопольское патриаршество предало его анафеме6.

После его смерти в 1355 году его сын Урош Vправил Сербию, включающую и Серре, до 1360 года, а с 1360 до 1365 г. царица Елена оказалась самостоятельной владетельницей серреской области. С 1365-7 года, после ее уезда, там установился деспот Йоан Углеша7. В 1368 году он подчинил свои владения духовному владычеству Константинопольского патриаршества.

Серре остался под сербском владычеством с 1345 до 1371 года. С конца XIVв. над ним нависла турецкая угроза и он неоднократно подвергался нападениям турок. После краткого управления салоникского деспота Мануила II, в 1383 город стал платить дань Мураду I, а в 1391 году был захвачен Баязидом I.

Во время османского владычества Серре был частью одноименного санджака и принадлежал к фессалонийскому виляету, будучи центром одноименной казы. Несмотря на турецкое иго, город радовался сравнительному благополучию благодаря развитию земледелия, обработке кожи, шерсти, хлопка и метолообработванию. Его относительное благосостояние по всем признакам продолжилось и в 16-ом веке, особенно во второй половине, после восстановления власти цареградского патриаршества. Большую роль для экономической стабилизации области сыграли ее коммерческие контакты с австро-венгерскими, валахскими и пр. городами: Вьеной, Будапештом, Бухарестом, Русчьюком и пр., куда эмигрировали многие из ее жителей после подавления Анти-Турецкого восстания 1571-ого года. С тех пор в городе начали укрепляться антиболгарские тенденции, которые постепенно превратили его в один из самых важных аванпостов противославянской политики цареградского патриаршества.

Храм военных святителей Теодора Тирона и Стратилата - это Митрополия Серре8. Она находится в самом центре старого города и по плану является трьехнефной базиликой с притвором меньшей высоты, внутренним размером 15,6 х 24 метра. Большое количество вложенных одно в другое древнехристианских строительных сооружений разных стилей и эпох, которыми составлена сегодняшняя конструкция архитектурного комплекса, указывают на то, что его начало уходит в древнехристианскую эпоху.

Из сохранившихся надписей XI и XII века ясно, что единственными патронами Митрополии всегда были святые Теодор Тирон и Стратилат. В XIV веке серреский хронист Теодорос Педиазимос называет ее одной из самых выдающихся достопримечательностей города. Несмотря на скудности письменных источников, в ходе работ разных экспедицией, раскопок, постепенно накопилось немало сведений о средневековой истории сооружения. Удалось изучить основные этапы застройки XIV-XVв. и выяснить изменения ее архитектоники. Анализ материалов и строительных техник позволил реконструировать в общих линиях не только основные этапы архитектурных вкладок, но и оформления интерьера.

Сегодня известно, что первым заказчиком более существенных обновлений был византийский император Василий II. В знак признательности святым за их содействие при разгроме болгар 29 июля 1014 года недалеко от стен города первоначальный прямоугольный клад храма был снабжен транссептом, а его боковые крылья расширенны так, чтобы формировать трьехнефную базилику.

После завоевания Македонии Византией в 1018 году область стала одной из многочисленных провинцией империи, управляемой греческими чиновниками и церковниками, что неизбежно привело к усилению византинизирующей струи в ее искусстве. В рамках этой широкой и сложной элинизации в Македонию были приглашены столичные художники, которые считаются авторами обнаруженных мозаик в Митрополии Серре.

В 1205 церковь была разрушена болгарами под командованием Иоаницы. Эпирский деспот Ангелос Комненос, который в 1221-ом году вернул Серре в греческие руки, обновил базилику в знак благодарности ее патронам за свою неожиданную победу над франками, предводительствованными константинопольским императором Робертем II, как и за последующее завоевание Салоников. Этот строительный период связан и с замечательными заботами о интерьере храма. Стены были украшены мозаиками, продолжая установленную еще в последней четверти XIвека традицию вспоминать знаменитые события изображая их в самой прочной художественной технике.

В 1225-ом году никейский император Теодорос Ласкарис заказал обновить иконы церкви золочением и серебрением в память чудодейственного вмешательства ее патронов при захвате города Меленикон (Мелник, Юго-западная Болгария).

С тех пор стали периодически вестись ремонтные работы для поддержки декорации от разрушения. К сожалению, очень мало осталось от ее. Дальнейшая история памятника нам очень мало известна.

В 1571-ом году на храм напали туркии ограбили его.

В 1849-ом году сооружение почти целиком уничтожил большой пожар. 29 июня 1913 оно, как и весь остальной город, были «стерты с лица земли» болгарами.

Восстановление архитектуры началось в 1938-ом годе при Теодоросе Орландосе и закончилось в 1959-ом годе при Е. Стикасе. Большое содействие о реконструкции и сохранении исторических ценностей храма оказали епископы Серре и Нигрицы.

Иконография и стиль

Из немногих маленьких „островов" сохранившихся росписей, которые, при нашем посещении в 2006 г. еще можно было увидеть на фоне оштукатуренных и побеленных стен, фрагмент с изображением святого Павла благословляющего Гермеса, оба в рост, был самым большим (97 х 110 см). Он находился в правой верхней части стены конки апсидой (высотой около 7,5 м и широтой около 15 м), чья вся остальная часть прежней декорацией уже полностью утрачена. Ничего определенного неизвестно ни о времени ее возникновения, ни о иконографической программе. Надписей тоже не сохранилось: апостол Павел распознается по его характерной прическе, тогда как другую фигуру легко идентифицировать с древнегреческим божеством Гермесом9 по его атрибутам: характерному шлему в павлиньих перьях с воздушным винтом и медной трубе на плече. К сожалению, состояние фрагмента таково, что лишь с трудом можно отгадать отдельные детали, особенно в нижней части композиции, и, самое важное, невозможно понять, что точно оба держат в руках.

Заслуживает внимания костюм Гермеса: долгая белая туника с короткой белой рубашкой затянутой поясом с голубыми обводами, которая исторически достоверно отображает описания почтальонов не только в Греции, но и на Адриатическом побережье до и в эпоху турецкого владычества.

Фигуры расположены на охристо-красном фоне, который сверху обведен темно-красной и белой линией (как и нимбы) и орнаментальной полосой голубоватого и темно-красного цвета. В нижней половине хорошо сохранились остатки пейзажа: ржаво-красноватые скальные горки с кельями отшельников на верхах. Необходимо отметить, что на фоне и на нимбах кроме утрат оригинального цвета заметны более темно-коричневые расплывчатые пятна, следствие поздних интеграцией упавшего красочного слоя, видимые и на поперечных срезах проб.

Композиционное построение фрески характеризуется изяществом и некоторой удлиненностью пропорций что, возможно, продиктовано как стилем эпохи, так и местом их расположения. Фигура Павла повернута влево. Он смотрит на Гермеса, которого благословляет правой рукой, а левой (очень плохо сохраненной) держит, кажется, саблю (подобную можно увидеть в руках настенного изображения апостола Павла XIIвека в кафоликоне афонского монастыря Рабдуха10). С саблей изображен и Спаситель в композиции Страшного суда монастырской церкви Дечани11, чью стилевую манеру, кстати, очень сильно напоминает роспись апсиды серской Митрополии. Сближает эти два памятника цветовая гамма, композиционное построение, рисунок, размеры.

Хитон апостола Павла вишневого цвета, со следами орнаментальной каймой в виде ярко-охристых линий. Химатий - поскольку его еще можно отгадать из-за разрушении слоя - золотистого, с голубыми, оливковыми и красными тенями в глубине, которые подчеркивают и оживляют ритм линейных складок. Перстоположение, кажется, относится к раннему типу изображения, указывая на аббревиатуру - IС ХС12.

Раздробленность образа вследствие потери красочного слоя не мешает ощущению первоклассного произведения живописного искусства, которое производят на зрителя выразительные лица и фигуры, полные достоинства жести и мягкие, гармонические сочетания красок. Повороты тела свободные. Умело переданы сокращения пропорций. Расположение складок на белой с голубыми тенями одежде Гермеса естественное. Несмотря на плохую сохранность, хорошо просматриваются канонические черты исключительной красоты лица Павла с большими глазами, несколько утолщенным на конце носом, с красиво вырезанным ртом и вьющимися каштановыми волосами; читается рисунок глаз, надбровных дуг и носа. Имеются следы обводки контуров рисунка темно-умбристого цвета. На затененных участках сохранились темно-оливковые составные тона (из зеленой земли, темной охры, белил и древесной черни) которые, насколько показывает светло розовая основа профиля головы Гермеса, оставшаяся после потери верхнего слоя, не являются личной подкладкой как при иконах в темперной технике (санкирь), а поверхностной светотеневой моделировкой, типичной для стенописной техники.

Из-за наслоения поновлений на оригинальном слое создается впечатление какой-то двойственности стиля, что очень затрудняет датировку: пластическое моделирование форм плавное и на местах характерно для пред-академической живописи, которая учитывает роль теплых и холодных тонов; в трактовке драпировок нет сухости, дробности и графичности.

Если изображение благословения близко к иконографическому типу, композиционное построение фрески отходит от канона из-за уникальной фигуры Гермеса и необычайности взгляда на ее сзади. Хотя легенда о перебывании апостола Павла в Северной Греции пользуется чрезвычайной популярностью, другие такие изображения неизвестны, их первообразы надо искать в апокрифических источниках.

Редкостью является и иконография Павла с саблей (?)13. Вообще помещение эпизода крещения Гермеса, т.е. язычников Тессалии, апостолом Павлом (с саблей?) в апсиде нетипично для иконографических программ византийских храмов. История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, около 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского монастыря, 40-е гг. XIIв., цикл деяний апостолов находится в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия)14, 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу. Таковы росписи церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг.

Лабораторные анализы

Минерально петрографические и химико-физические обследования проб15 имели целью установить:

- стратификацию живописных слоев;

- основные хроматические компоненты пигментов и их композиций,

- микроморфологию разрушений твердых материалов и

- вероятные причини и механизмы коррозии.

Порох штукатурки непосредственно из-под красочного слоя необработанных фрагментов № 1 и 5 исследовали в рентгеновском облучении (облучение CuKa/Niна 40 Kvи 20 mА).

Все пробы были обследованы стереомикроскопией, оптической микрографией в ультрафиолетовом свете и классической микроскопией в поляризованном свете: как в просвечивающем (тонкие секции), так и в отраженном. Из проб №1 и 4 выделили стратиграфические разрезы, шлифовали, накрыли пленкой золота и исследовали в отраженном свете минералогическим микроскопом.

Шлифованные и металлизированные тонкой пленкой платины срезы из проб №1 и 5 обследовали на растровым электронном микроскопе (SEM) в сочетании с химическом микроанализом (EDS). Подготовка тонкослойных срезов и шлифов сделали после их закрепления полиэстерной смолой с целью избегнуть их дальнейшее разрушение и отрывы, особенно что касается уже разъеденных материалов. Для шлифования использовали специальные жидкости, чтобы предотвратить размытие гипса и других эвентуально наличных в пробах водорастворимых солей.

Микроскопические исследования в поляризованном свете были документированы микрографиями разных разрешений, а дифрактометрические данные зарегистрированы на бумаге в виде графиков. При изучении твердых материалов придерживались инструкций, опубликованных в документах Normal10/82, Normal12/83, Normal15/84.

Обобщение и обсуждение результатов

Проведенное исследование позволило установить что, в общем, технологические приемы построения основы и красочного слоя соответствуют средневековым традициям Южных Балканах и Византии.

Оригинальная живопись частично пострадала. На момент проведенного исследования подвергалась разным поновлениям и не сохранила полностью присущую ей технологическую специфику. Она выполнена во фресковой технике, а ее детали и эвентуальные поздние переделки — в темперной. По меньшей мере в тех участках, которые первоначально были синими, а при нашем посещении являлись очень темными и корродированными грибками, в роли связующего было применено углеводсодержащее связующее (пшеничный или ячменный клей), чьим недостатком является низкая прочность. Возможно, что личное и некоторые другие части теплыми тонами начинали в технике фрески, а завершили по сухому красочному слою на желтковом связующем, как обычно для стенописи поствизантийского периода. Мы, к сожалению, были лишены возможности проверить это.

Первоначальная штукатурная основа фрески состоит из двух слоев (фиг.2): нижний мелкозернистый из хорошо отмученной извести, с примесями мелкоизмельченного растительного волокна и небольшого количества мелкого песка (arriccio), верхний слой штукатурной массы тонкий и без волокон толщиной около 18 мм (intonaco): он составлен из извести и мраморного пороха. Слои штукатурки неравномерные. Поверхность облицовочного слоя ровная, но не заполированная. Наличие гипса в его составе, обнаруженное дифрактометрией, очевидно результат деструкции причиненной трансформацией СаСО3 в гипс (CaSO4•2H2O) под влиянием серного окисла воздушной

среды. Эта трансформация лежит в основе как химической, так и физической деструкции. Основа в момент исследования была хрупкая, пронизана сетью трещин, а края некоторых фрагментов деформированы (закруглены) и коррелированны. Самый верхний слой штукатурки тоже был в очень разрозненном состоянии, полный перпендикулярных трещин и на местах начал отделяться от нижнего слоя. На его находились следы перегноя и переделок. Поперечные срезы показали, что некоторые из красок поверхностного слоя только частично проникают в трещины, т.е. они не оригинальные, а поздние, и что оригинальная роспись лежит на штукатурке толщиной около 7-8 мм, которая положена на другой, более древней стенописи, рисованной той же самой красной охрой как и видимый слой.

Фиг. № 2. Поперечный разрез пробы № 1 с следами более древних росписей. (Источник: LAMA)

 

Фиг. № 3. Проба № 1: желатинообразное вещество на охристом фоне: вид сверху и в поперечном сечении. (Источник: LAMA)

 

Это вполне логично, имея в виду что это был епископский и метрополийский храм, о чьем внутреннем убранстве заботились заказчики высшего ранга и куда еще в XIв. были приглашены столичные мозаичисты, а иконы поновлены в XIII в.

На шлифе сделанном из фрагмента №1 (фиг. 3) заметен тонкий слой желатинообразной консистенции, отмеченный в лабораторных анализах как „связующее вещество чьей пигмент потерялся"(?). Вопрос о его составе и предназначении нуждается в дальнейших исследованиях, но так как оно расположено на охристом фоне, по всей вероятности это не что другое как использованное мордентом полимеризированное льняное масло. Это на первый взглядом может показаться частным и маловажным, однако в действительности указывает на вероятность того, что первоначально этот красно-охристый слой фона, чьей химический состав, кстати, близок к составу болюса, был позолоченным. Между прочим, наиболее разительной и прежде всего бросающейся в глаза особенностью серреской росписи является то обстоятельство, что она имеет в апсиде не общепринятый во фресковой живописи синий фон - фон неба - а фон охристо-красного цвета, что непривычно для византийских и поствизантийских канонических схем. Все таки, как показывает стратиграфический анализ, красная охра фона - это цвет оригинальной росписи. Он часто встречается как подкладка для золочения нимбов ряде салоникийских церквей самых разных эпох, а несколько километров севернее Серре, вблизи железных рудников Демир Хисаря (Сидерокастро), можно увидеть много открытых месторождений такой красной земли (Fe2O3•2H2O).

Византийских церквей с позолоченным стенописным дном почти не сохранилось: нам известна только Новая церковь в Токалъ Килисе, но некоторые сербские росписи имитировали золотую мозаику на желтом фоне. Ряд этих памятников XIIIвека открывается в Милешеве. Н.Окунев, который обстоятельно занимался ими, пишет что „милешевский фон состоит из двух слоев краски: верхний представляет собой мелкую сетку светло-желтой краски, разведенной охрой с примесью белил, по более темному основному желтому фону. Этот же основной фон не был одноцветным, а на нем черной краской были написаны большие неправильной формы квадраты и прямоугольники, как бы в подражание кладке небольших тесанных камней или каким то растительным разводам. Верхняя сетка, исполненная asecco, в большей части стерлась или отпала, но первоначально она была повсюду. В большинстве случаев сохранился один только нижний слой разделки, первоначально же он, вероятно, просвечивал из-под сетки, как это видно в тех местах, где она сохранилась. В глубине впадин и неровностей штукатурки обнаружили следы позолоты."16

Нет сомнения что этот фон милешевской росписи подражал золотому фону мозаик, а желтая сетка имитирует золотые тессеры17. К ему причисляются также Сопочани, Морача, главный патриаршеский храм в Печи; Градац и Арилье, а вероятно и другие, несохранившиеся росписи начала XIIIвека. Имела желтый фон и роспись церкви св. Стефана в Баньско, самого конца этого века, которая, кроме нескольких кусков желтого фона, не сохранилась..

По мнению Окунева, „такого рода желтые, имитирующие золотую мозаику фоны представляют собою явление совершенно исключительное и неимеющее никаких аналогий в истории как византийской, так и средневековой живописи вообще". Они появились в Сербии Ньеманичей, „несомненно, в результате желания как можно богаче украсить храм, которое, по видимому, встретилось с невозможностью выполнить живопись настоящей мозаикой, то ли трудности найти мастеров, знающих мозаичное дело, то ли по причинам дороговизны этого рода живописи." Фрагмент из апсиды Серре кажется один из уникальных аналогов этого течения в сербском искусстве, формировавшегося на границе двух миров и как-то обязанное отражать их вызов. Интересно что все эти произведения отличает не только технологическая, но и известная стилистическая общность - это характерные черты так называемой дворцовой школы Милутина, чья деятельность остановливается только начиная с падения Смедерева в 1459 г.18

На пробе №2 заметен слой оригинальной росписи ярко-красного цвета, в относительно хорошем состоянии несмотря на трещины и разрушении поверхности штукатурки. Там тоже были следы одного позднего слоя темно-коричноевого цвета, покрытого слоем белого пигмента как и в пробах №3 и 4, а оригинальный красный слой или покрыт поздними штукатурками того же самого коричневого и белого цвета,или потерян.

Что касается последней пятой пробы (фигг. 4, 5, 6, 7 и 8), синего цвета, то там, по мнению лаборатории, от оригинального пигмента никаких след не остались(!) -только от ее более поздней переписи искусственным ультрамарином19, смешанным на свинцовой (2РbСО3хРb(ОН)2) и на бариевой белой (BaSO4).

Фиг. № 4. Стереография тонкослойной секции выделенной из пробы № 5: кроме двух тональностей синего цвета, заметны и зерна измельченного смальта. (Источник: LAMA)

 

Фиг. № 5. Sem-микрография того же образца, на которой обозначены пункты eds-анализа. (Источник: LAMA)

Фиг. № 6. Микрохимический анализ (sem-eds) пробы № 5 в участке А показывает композицию синего пигмента. (Источник: LAMA)

Фиг. № 7. Микрохимический анализ (sem-eds) пробы № 5 в участке В относящемся к композиции красочного слоя. (Источник: LAMA)

Фиг. № 8. Микрохимический анализ (sem-eds) пробы № 5 в участке С показывает композизию штукатурки из кальцита и гипса. (Источник: LAMA)

 

С этим твердением невозможно согласиться. Наличие свинца и бария в элементном составе красочного слоя не означает обьязательно, что там использовали свинцовую или бариевую белую - существуют и другие, более вероятные объяснения. Прежде всего надо заметить, что в своей интерпретации специалисты LAMAне приняли во внимание все обнаруженные элементы зондом, а только некоторые. Свинцовые белила нестабильные в алкалинновой среде и обычно не применяются в настенной живописи, так как существуют другие, гораздо лучшие и более доступные белые пигменты для этой техники. Крупный недостаток свинцовых белил заключается в том, что они крайне легко чернеют под влиянием сернистого водорода, а также при совместном использовании с сульфидными пигментами, образуя сернистый свинец: искусственный ультрамарин (Na2OSAl2O3SiO) - если его здесь есть20 - содержит большое количество

серы21. Твердение специалистов LAMAпротиворечивое и по отношении связующего: они не объясняют, чем были нанесены эти смеси. Почему не потемнели и не коррозировали как участки в нижней части, переписанные мучным клеем?

Мало вероятным кажется и твердение LAMA, что присутствие химического элемента Ba стопроцентное доказательство о применении фабричной бариевой белой, значит не раньше 20-е гг. XIXв., когда началось ее производство в Западной Европе. Как хорошо известно, Серре тогда находился в рамках Османской империи, в полностью другой в культурном, технологическом и торговом смысле среде. Кроме того, бариевую белую получали вручную из барита: сведения о т.н. болонской белой (pietrabolognese) восходять к XVIв., но наверно ее употребление началось гораздо раннее. Наличие стронция и других примесей в элементном составе, характерных именно для композиции минералов бария, к сожалению тоже не было принято во внимание в отчете LAMA. Там пропустили обсудить и гипотезу, что барий (или его минералы) мог являться не составной частью темперных красок, а быть введенным с какой-то другой целью. Но это, к сожалению, не единственный недосмотр: микрохимическое исследование той же пробы синего цвета установил и наличие кобальта, очень неожиданное и тоже игнорированное.

Co, Si, и Рb вместе с другими элементами обнаруженными в этом фрагменте: Na, Mg, Cа, Sr, Al и С1 (фигг. 6, 7 и 8) наводят на мысль, что при первоначальной росписи для синей краски применили измельченный свинцовый кобальтовый смальт на известковой воде.

Термин смальто в Средние века обозначал особого рода эмалей. По своей природе -обычное силикатное стекло, точнее его разновидность, представленная группой непрозрачных цветных стекол22. По своему химическому составу относится к группе свинцовых силикатных стекол. Значительное содержание свинца способствует понижению температуры варки и увеличению яркости достигаемых окрасок23.

Наличие кобальта в этой росписи датируемой серединой XIVвека противоречит сведениям, что в Европе его применение как оцветитель стекла24 началось только в XVвеке в Германии (1540, Богемия), хотя кобальт обнаружен и в венецианских стеклах XVв25. Роль Венеции в крестоносных походах, приезд византийских ремесленников и большая коллекция импортированных византийских стекол спрятанная в городе, в общем очень благоприятствовали развитию стеклоделия там еще с XIIIв. С Средиземноморья и Египта венецианцы ввозили песок и другое незаменимое сырье26. На момент создания обсуждаемой серреской росписи (1348 г. ?)

Венеция оказывается одним из возможных источников кобальтовых смальт11. Это потверждают и торговые соглашения между Серениссимой Республикой и Сербией Стефана Душана, которые исключительно благоприятствовали импортированию на Балканах венецианских стеклянных изделий28. Возможно также, что для этой росписи были вторично использованые мозаичные смальты - без сомнения константинопольского происхождения - из находящихся в Метрополии остатков более древних мозаик. Кобальтовые рудники с примесями меди находятся в Турции29 и это хорошо вписывается в гипотезу столичного происхождения кобальтового смальта, все-таки окончательное решение вопроса о точней датировке и атрибуции росписи, как и о происхождении ее красочных материалов может привести, по видимому, только более подробное сравнительное исследование остатков.

Выводы

В контексте всех иконографических, стилевых и технических особенностей обсужденных здесь, роспись из Митрополии Серре недвусмысленно выделяется своим первостепенным, "императорским" рангом. История города и храма убедительно наводят на мысль, что ее заказчиками могли быть только Стефан Душан, провозглашённый „царь сербов, греков и албанцев" именно здесь, в Серре, и его супруга, Елена Болгарская, которая, в период после его смерти (1355-1365) стала единовластной правительницей области и активно занималась церковными вопросами, твердо отстаивая свою независимость от греческой церкви. Логично предположить, что обновление храма было сделано недолго после завоевания города, например в 1348 г., когда и в Дечани портрет Душана был частично переделан чтобы отразить его новый императорский30 статус.

Стилевые особенности фрески отличаются тонкостью и изяществом; живопись легкая и детализирована с одной стороны, с другой - полна торжественной монументальности. Гармоничность композиционного построения, вытянутые пропорции фигур, динамика изогнутых линий, точно выверенный и крепкий рисунок, мягкая глубокая цветовая гамма - все это говорит об особенностях традиции салоникийской живописи первой половине 14-ого века и о памятниках сербской живописи Душновой эпохи, выработанные в соперничестве с константинопольской школой и с тенденциями в их современном западноевропейском искусстве.

___________

1 Серре или Сере (греч. Σέρρες, кафаревуса Σέρραι).

2 Составленный им отчет о удалении (стакко) росписи хранится в Институте Памятников Культуры области Кавала (Северная Греция), а удаленные фрагменты - в Митрополии Серре.

3 Главные сведения приведены в: AAVV. Serres. Past and present. Serres 2001, c.22 иследующие.

4 С 1343 года, помимо именования себя королём сербских и поморских земель, Стефан начинает использовать титул «честник грекам». Следующим шагом стало включение греческих земель в официальный титул; в октябре 1345 года он звучал как «краль и самодержец Сербии и Романии», и, наконец, с конца 1345 года Стефан стал именоваться «богоравным» царём «Сербов и Греков» - в греческих текстах — «василевс Сербии и Романии»; оба этих слова означали императорский титул.

5 Елена Болгарская, сестра болгарского царя Иван Александр, была первая женщина, которая посетила афонскую Святую Гору: Матанов, X. Югозападните български земи през ХIVвек. София 1986, passim.

6 Новый титул Душана не был признан большинством соседей Сербии (Византией в том числе); царём Душана именовали только представители Венеции и Дубровника.

7 Нет основания думать, что это было против воли бывшей владетельницей. Царица Елена осталась в Серре не позже лета 1367 г. (о ее пишет известный византийский ученый Деметрио Кидона). Августом того же года о ее говорится в дубровнишких документах и, вероятно, тогда она уже находилась при своем сыне Урош или в своих зетских владениях. Царица Елена умирает 7 ноября 1374 г.: дата ее смерти указана в одной рукописи Хилендарского монастыря (Матанов, Югозападнитё).

8 AAVV. Serres. Past and present. Serres2001, c.49 и следующие.

9 Покровитель глашатаев, послов, пастухов и путников; магии и астрологии. Бог торговли, прибыли, разумности, ловкости, плутовства, обмана, воровства и красноречия, дающий богатство и доход в торговле, бог атлетов. Посланник богов и проводник душ умерших (отсюда прозвище Психопомп — проводник душ) в подземное царство Аида. Изобрёл меры, числа, азбуку и обучил людей.

10 G. Millet, Monuments de l'Athos. Paris1927.

11 Давидов Темерински А. „Циклус Страшног суда", Зидно сликарство манастира Дечана. Грађа и студије (ур.

В. Ј. Ђурић), Београд 1995, 191-211; Eadem. „Империјални смисао дечанског сликарства - уводна разматрања» Ni{ i VizantijaII, 241-257: 247, фиг.4.

12 Распрямленный мизинец обозначает букву «I», безымянный палец смыкается с большим, образуя «С», а выпрямленный указательный с подогнутым средним - букву «X».

13 Квливидзе Н. В. «Иконография апостолов.» Православная энциклопедия, т. III. В Милешеве, например,выразительная фигура апостола Павла держит три свернутых свитков со своими посланиями и скопирована с его изображения в Сопочанах, где он держит десять свитков. (Grabar A. Peinture en Bulgarie, pI.XXXII; Okunev N. Monumenta artis serbicae, I-IV. Pragae1928-1932, IV, tab.3).

14 Давидов Темерински А. „Циклус дела апостолских", Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 165-177.

15 Пробы №1-4 фрагменты красного цвета, проба №5 - фрагмент росписи синего цвета (см.фиг.1)

16 OkunevN. L. Милешево: памятник сербского искусства XIIIвека // Byzantinoslavica. Prague, 1937-1938. Т. 7. С. 34-96:65.

17 В памятниках древнее Милешево очень возможно, что желтый фон существовал еще в Успенском храме Студеницкого монастыря, расписанном в самом начале XIII. Там роспись несколько раз переписывалась, но в алтаре, над композицией Евхаристии, видны куски желтого фона.(Okunev, Милешево, 66)

18 Лазарев В. Н. История византийской живописи. VIII. Тринадцатый век [VIII.7. Сербия: Студеница, Жича, Милешева, Печ], IХ.. Четырнадцатый век и последние десятилетия византийской живописи (около 1300-1453) [12-14].

19 Его фабричное производство, как и бариевой белой, начинается в 20-ых гг. XIXв.

20 В каждом стекле содержится немного глинозема А12О3, попадающего из стенок стекловаренного сосуда.

Иногда его добавляют специально: см. дальше.

21 Бариевые белила не темнеют от сернистого водорода. Употребляется как клеевая краска, а минерал барита - и при варки или травлении стекла.

22 В свою очеред, они могут быт калиевые или натриевые — как в настоящем случае, в зависимости от того, если проварены на золе или на соде.

23 Оксид свинца имеет очень высокий коэффициент преломления и придает блеск стеклу

24 Оксид кобальта в малых количествах дает голубое стекло, а в больших — фиолетово-синее с красноватым оттенком. (Качалов Н. Стекло. Москва 1959, 66 и сл., 100 и ел.). Кобальт является и обезцветителем, т.е. как дополнительный оцветитель мангана, селения или никеля. Минимальные следы, наверно введенные с золой, обнаружены в стеклах Херцеговини XIVв., см. Wenzel. M. "Analysis of some glass from Herzegovina", Средњовековно стакло на Балкану. Београд 1975, 193-218:216) Синее средневековое импортное стекло в России всегда окрашено кобальтом. Импорт был из Византии (Кипру, Коринф и Египта), см.: Полубояринова. М.Д. «Стеклянная посуда древнего Турова». СА 1963,4,233-8: 233; Румянцева, О.С. «Проблема происхождения стеклянных изделий эпохи великого переселения народов (из материалах кобальто-содержащих бус лесной зоны России", СА 2007- 3, 81-91.

25 Все эти данны собранные в Експериментальном Центре для Анализа Стекла, Мурано (Венеция).

26 Bezborodov, M.A. Chemie und Technologie der antiken und mittelalterlichen Gldser. Mainz 1975, 52 passim; Ashtor, E./ Cevidalli. G. "Levantine Alkali Ashes and European Industries", Journal of European Economic History, XII (1983) 475-522:488: Jacoby, D. "Raw materials for the glass industries of Venice and the Terraferma, about 1370 - about 1416." Journal of Glass Studies, XXXV (1993) 68.

27 Andrescu Treadgold I."Glass from the mosaics on the west wall of Torcelllo's Basilica", Arte medievale 2006/2, 127.

28 Державный Архив Венеции, Commemoralium, III, IV; Senato. Misti ХIХ-XXI, etc.

29 Henderson. J. «Localized production or trade? Advances in the study of cobalt blu and Islamic Glasses in the Levant and Europe», in Patterns and Processes. Festschrift in honor of Dr. E. Sayre, Suitland 2003, 240-242.

30 Давидов Темерински, „Империјални смисао".

Средняя оценка
(3 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
139
points

Мне очень интересны синие пигменты, котрые были обнаружены на образцах росписи. Вы пишете : "
Она выполнена во фресковой технике, а ее детали и эвентуальные поздние переделки — в темперной. По меньшей мере в тех участках, которые первоначально были синими, а при нашем посещении являлись очень темными и корродированными грибами, в роли связующего было применено углеводсодержащее связующее (пшеничный или ячменный клей), чьим недостатком является низкая прочность. Возможно, что личное и некоторые другие части теплыми тонами начинали в технике фрески, а завершили по сухому красочному слою на желтковом связующем, как обычно для стенописи поствизантийского периода. Мы, к сожалению, были лишены возможности проверить это." Какие синие пигменты были обнаружены в этом слое и почему их нельзя было определить? Почему был сделан вывод о его более позднем происхождении? Технологически, этот прием живописи (нанесение клеевой краски на фреску) вполне синхронен времени создания памятника. Если возможно, покажите шлиф или микросрез такого участка. Слов нет, разобраться в столь руинированном фрагменте живописи, перенесшим многочисленные позднейшие вмешательства очень сложно. Важна правильная интерпретация результатов лабораторных исследований.
На Фиг. № 2.( Поперечный разрез пробы № 1 с следами более древних росписей. (Источник: LAMA) видно смешение разновременных фрагментов живописи в результате позднейших воздействий.
Есть смысл сделать общую стратиграфическую схему с пометкой исследованных слоев и провести дальнейший анализ обобщенных результатов.

130
points

Фрагментг синего цвета после стереомикроскопическото обследования прошел только микрохимический анализ, поперечные срезы из его не сделали. Все результаты, относящиеся к элементному составу синего цвета, указаны на фигурах 6, 7 и 8. К сожалению, лаборатория архитектурного института Венеции не взяла всех их во внимание и ее интерпретации, конечно, неубедительными: разница между их и моем датированием слышком большая (1820–1348, т.е. более чем 472 лет), чтобы не задуматься о правомерности обоснований. Все таки я буду переслать LAMA мои критические заметки и Ваш комментарий, но если они будут ответить или вообще заботится о их професиональной ответственности, не знаю.
Конечно есть смысла продолжит исследование фрагмента из Митрополии Серре, его технико-технологические особенности затрагивают одновременно ряд ключевых вопросов средневекового искусства на Южных Балканах, о которых очень мало документальных сведений. Но для этого впервые надо найти благонадеждную лабораторию - на Юге Европы таких нет - и, на втором месте, обеспечить содействие ответственных институтов Греции и Сербии, для сравнительных исследований.
Фотографии находятся на:
http://s58.radikal.ru/i160/1... (проба №3, соответствует участку плеча ап.Павла, вправо)
http://i063.radikal.ru/1209/... (проба №5 из нижненй части туники Гермеса, на границе с потемневшим участком)

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.