ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
Блюмберг М.И.

2.4.1. Естественное старение

Фотографические материалы состоят из сложных органических веществ: целлюлозы, коллагена, альбумина и анилиновых красителей. Все они на основании второго закона термодинамики с течением времени распадаются до простейших составляющих: углерода, оксидов углерода, воды и т. д. Реакции разложения идут самопроизвольно, но скорость их зависит от условий хранения документов, так что естественное старение фотопленок и фотоотпечатков на бумаге можно существенно замедлить, создав в хранилище оптимальные условия. При хранении без доступа воздуха большой массы такого нестойкого материала, как пленки на нитроцеллюлозной основе, может происходить их самопроизвольное воспламенение за счет химического разложения нитроцеллюлозы с выделением тепла и газов: окислов азота, водорода и других соединений, смеси которых взрывоопасны. Поэтому помещения, в которых хранятся кинодокументы на нитроцеллюлозной основе, должны хорошо проветриваться, а сами документы храниться в негерметичной упаковке. Но и эти предосторожности могут оказаться недостаточными, так как старение нитроцеллюлозы неизбежно приводит к снижению ее температуры воспламенения. Если свежая пленка воспламеняется при 130 °С, то температура воспламенения старой может снизиться до +50 — +40 °С, и достаточно солнечного луча, направленного на коробку с пленкой, чтобы возник пожар. В процессе горения нитроцеллюлозной пленки выделяются цианистоводородные газообразные соединения, так что помимо разрушительного действия огня следует опасаться отравления людей в зоне пожара. Негативы на форматной пленке, хранящиеся в индивидуальных пакетах, не создают опасности пожара, если рядом нет источника тепла, но со временем они желтеют, становятся липкими и разрушаются. Неудобство при хранении документов на нитроцеллюлозной основе не ограничивается пожароопасностью. Те газы, которые выделяются при естественном старении нитроцеллюлозы, оказывают вредное воздействие на сохранность других фотодокументов, находящихся в этом помещении. Поэтому документы на нитроцеллюлознои основе рекомендуется хранить в отдельном помещении и постепенно перекопировать на триацетатную основу. Последняя также подвержена процессу естественного старения за счет потери пластификаторов и деструкции полимера, которая ускоряется при повышенной температуре и воздействии вредных газообразных веществ, находящихся в воздухе. В самой пленке могут содержаться химические вещества, ускоряющие процессы естественного старения ацетиллюлозы, например нитросоединения, входящие в состав вспомогательных слоев пленки при ее изготовлении. При соблюдении оптимального режима хранения связующий коллоид кинофотоматериалов достаточно стоек и его естественное старение проходит очень медленно. В зависимости от состава коллоида и условий хранения могут быть два типа повреждений: затвердевание и растрескивание коллодионных или гидролиз желатиновых слоев, если при хранении нарушен влажностный режим и материал подвергается воздействию агрессивных химических веществ. К изменению температуры связующий коллоид достаточно стоек. Очень важным свойством, обеспечивающим сохранность кинофотодокументов, является адгезия между основой и связующим коллоидом. Если нужно подвергнуть старые фотоснимки на стекле, пленке или бумаге мокрой реставрационной обработке, следует убедиться, что при увлажнении не произойдет полного отделения эмульсионного слоя от подложки. Вещество, образующее изображение на кинофотодокументе, подвержено естественному старению так же, как основа и связующий коллоид. Если изображение образовано металлическим серебром, то при правильном хранении оно довольно устойчиво, однако надо помнить, что частицы серебра имеют большую реакционную поверхность. Поэтому при сохранении в фотографическом слое комплексных серосодержащих соединений после технологической обработки, под воздействием агрессивных газов и повышенной влажности, может происходить окисление частиц металлического серебра до положительно заряженных ионов, что обуславливает коричневый и желтый цвет, присущий серебряным солям старых фотодокументов. Ионы серебра более подвижны, чем частицы металлического серебра, и могут перемещаться к поверхности желатинового слоя или к подложке. Затем при благоприятных условиях они могут вновь восстанавливаться до элементарных частиц металлического и коллоидного серебра. Этими процессами объясняется металлический блеск на поверхности старинных негативов и фотографий в зонах высокой плотности изображения и так называемые окислительно-восстановительные дефекты на негативах — мелкие оранжевые пятна, образованные коллоидным серебром. Эти дефекты трудноустранимы из-за изменения топографии металлического серебра в слое. Все эти изменения серебряного изображения могут происходить весьма медленно, столетиями, если соблюдаются оптимальные условия химико-фотографической обработки и хранения этих документов. Если изображение на кинофотодокументе образовано органическими красителями, то оно значительно менее стойко, нежели серебряное. Гидротинные цветные изображения подвержены световому старению так же как текстильные красители, но достаточно устойчивы к темновому выцветанию. Цветные изображения на многослойных фотографических материалах подвержены как световому, так и темновому выцветанию, которое можно замедлить только хранением этих документов при низких температурах (от +2 до -18 °С) и низких значениях относительной влажности (15%—30%). Современные цветофотографические материалы ведущих западных фирм могут храниться без выцветания красителя до 50 лет, отечественные — 15-20 лет.

2.4.2. Действие внешних факторов

Все фотографические материалы более чувствительны к температурно-влажностному режиму хранения, нежели другие документы, из-за чего относительная влажность воздуха в хранилище должна регулироваться особенно тщательно. Наличие влаги является мощным катализатором всех химических и биологических процессов, ведущих к порче и разрушению фотодокумента. Пожелтение фотографий, образование рыжих и бурых пятен на пленочных материалах, ржавчина на ферротипах, металлизированная вуаль и фиксажные пятна на фотоизображениях на любой подложке, разрастание грибов и бактериальные поражения на желатиновых слоях — это далеко не полное перечисление возможных дефектов фотодокументов. Недопустимы циклические изменения влажности в течение суток или в связи с изменением времени года. Температура хранения также имеет большое значение для сохранения кинофотодокументов: скорость химических реакций примерно удваивается, если температура повышается на 10 °С. Циклические изменения температуры не менее вредны для хранения кинофотодокументов, чем изменения влажности, и сильно снижают механическую прочность основы (пленки и бумаги) и ее адгезию с эмульсионным слоем.

Существует ряд нормативных документов на температурно-влажностный режим хранения кинофотодокументов. В таблице 5 мы приводим извлечения из Американского национального стандарта. Учитывая реальность хранения кинофотодокументов в условиях нерегулируемого климата совместно с другими документами, рекомендуется регулировать относительную влажность в пределах 50%-55%, а температуру 15-20 °С.

Таблица 5. Рекомендуемый американскими стандартами температурно-влажностный режим хранения кинофотодокументов

Вид документа Стандарт Условия хранения Срок хранения (год)
Температура t °С Колебание температуры °С Относительная
влажность %
Фотопластинки ANSI PHJ-45-1981 15-20 3 20-50 100
Черно-белые фотографии на бумажной основе ANSI PHJ-45-1974 15-20 3 30-50 100
Негативы и позитивы на триацетатной пленке ANSI PHJ-45-1981 24 3 30-60 10
20 2 30-40 100
Цветные негативы и позитивы на пленке ANSIPHJ-45-1981 2 - 30-40 50
ANSI PHJ-45-1985 -18 - 30-40 > 100

Перекиси, озон, диоксид серы, окислы азота и другие вещества губительно действуют на изображение кинофотодокументов. Положение осложняется еще и тем, что некоторые вещества не только содержатся в атмосфере больших промышленных городов, но и входят в остаточные соединения, образующиеся в технологическом процессе химико-фотографической обработки фотоматериала. Последняя должна быть проведена строго в соответствии с нормативными документами на обработку кинофотоматериалов, предназначенных для архивного хранения.

Очень часто в архивах встречаются негативы и фотографии, обработанные неправильно: неудачно выбрана рецептура проявляющих и фиксирующих растворов, употреблены недостаточно чистые химикаты, использована жесткая вода, осуществлена неполная промывка. Эти документы, как правило, из личных архивов, экспедиций и т. д. Их необходимо срочно переводить на другой носитель, соблюдая все правила фотокопирования, так как с каждым годом информация документа будет уменьшаться за счет ухудшения качества изображения. Замечено, что многие алкидные краски во время высыхания выделяют перекиси, губительно сказывающиеся на фотоизображении, поэтому фотографии и кинопленки по крайней мере полтора месяца нельзя вносить в помещение после ремонта, окраски стен. Нельзя непосредственно в хранилищах устанавливать электрокопировальные устройства, выделяющие реактивную форму кислорода. Потенциальными источниками агрессивных химических соединений могут быть неправильно выбранные упаковочные материалы, соприкасающиеся с фотодокументами. Упаковка фотографий, прокладки в альбомах, обертки кинодокументов — все эти материалы должны выбираться в соответствии с существующими нормами. Все упаковочные материалы должны содержать 85-87% альфа-целлюлозы, водородный показатель 6,5-7,5 и не содержать частиц металлов, вредных проклеивающих веществ и значительно одревесненных волокон. Ценные негативы и фотоснимки могут храниться и экспонироваться в кассетах из полиэтилентерифталата (не рекомендуется использование поливинилхлорида из-за его химической нестабильности), а кассеты — в бумажном конверте, на котором записана вся необходимая информация. Для того, чтобы защитить от повреждений часто используемые ценные фотодокументы, можно применить капсюлирование между двух листов полиэфира, выступающего за пределы документа на 2,5 см. Этот метод хорош тем, что к документу непосредственно не присоединен ни один материал. Можно изготовить папку из безкислотного картона с окошком из лавсановой или любой стабильной пленки. Папка обеспечивает механическую прочность, ее пористая основа не дает скапливаться влаге, прозрачная пленка не мешает осмотру. Никогда не следует делать никаких надписей на фотографиях чернилами или пастой. Если не обойтись без надписи, то ее можно нанести мягким карандашом без нажима на обороте. Правильно по ГОСТу обработанные черно-белые кинофотоматериалы достаточно устойчивы к свету, однако длительное экспонирование на свету все же нежелательно. (Фотографии ни в косы случае нельзя экспонировать, используя прямой солнечный свет. Рассеянный естественный дневной свет должен быть экранирован оконным и витринным стеклом. Интенсивность как естественного, так и искусственного освещения не должна превышать 50 лк.) Цветные кинофогоматериалы ни в коем случае нельзя подвергать длительному воздействию лучистой энергии, в особенности естественного дневного и солнечного света.

Обобщая все сказанное, можно сделать вывод о том, что долговечность фотодокумента зависит от температуры и влажности в хранилище, химического состава воздуха и выбора упаковочного материала, поскольку документы находятся с ними в непосредственном контакте. Воздух в хранилищах не должен содержать пылевых частиц, так как последние повреждают эмульсионный желатиновый слой фотодокументов. Каждый из рассмотренных нами факторов может привести к порче документа, но особенно разрушительны комбинации двух и более факторов как, например, нарушение одновременно температурно-влажностного режима или совместное влияние избыточной влажности и химического или светового воздействия.

Первоисточник: 
Труды Лаборатории консервации и реставрации документов Санкт-Петербургского филиала Архива РАН. Выпуск I. Хранение и реставрация документов: методические рекомендации. Под ред. К. И. Андреевой и Н. П. Копаневой. СПб., 2008
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.