ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ПЕРЛАМУТР В СВЕТСКОМ И ЦЕРКОВНОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ

Денисова Е.В.

Понятие «декоративно-прикладное искусство» сложилось не так давно, в конце XIX — начале XX века. Оно включает большое многообразие видов и форм произведений, различающихся по практическому назначению, материалу, технике изготовления, характеру украшений. Сочетание утилитарности с художественностью исполнения издавна являлось основой декоративно-прикладного искусства. Отсюда и расшифровка этого понятия как искусства прилагающегося к утилитарному предмету и тем самым превращающего этот предмет в художественное произведение.

Зарождение декоративно-прикладного искусства относится к доисторическому периоду, когда первобытные люди, подчиняясь неосознанному, но властному стремлению к красоте, стали украшать свои первые примитивные орудия орнаментом, родившимся одновременно с наскальными рисунками. Корни декоративно-прикладного искусства уходят, таким образом, в глубины народного творчества. Именно поэтому народное творчество с глубокой древности и до наших дней составляло и составляет основу декоративного искусства народов мира1.

Объектом внимания статьи будет использование перламутровых раковин в декоративно-прикладном искусстве как светском, так и церковном; мы не будем касаться такого вопроса, как резьба по раковине, называемой «розалина», — это специальное ответвление глиптики, процветавшее в XV— XVII веках, родиной которой являлась Франция2.

Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова perlmutter, означающего «мать, производительница жемчуга»; ранее его в России просто называли «раковина». Главными местами добычи морских перламутровых раковин считается Персидский залив, Красное море, острова Тихого океана, Цейлон, Япония.


1. Лохань и рукомой для розовой воды. Нюрнберг. 1530- 1540 гг. Перламутровая мозаика, золоченое серебро Музеи «Грюнес Гевельбе». Дрезден

2. Ларец для драгоценностей. Венецель Ямницер, Николаус Шмидт. Нюрнберг. Около 1585 г. Перламутр, горный хрусталь золоченое серебро. Музеи «Грюнес Гевельбе». Дрезден

3. Кубки в виде попугая и куропатки. Ф. Хиллебранд. Нюрнберг. Около 1600 г. Перламутр, изумруды, рубины, золоченое серебро. Музей «Грюнес Гевельбе». Дрезден

4. Кубок из раковины. И. X . Келлер. Дрезден. Первая половина XVII в. Перламутр, кораллы, золоченое серебро. Музей «Грюнес Гевельбе». Дрезден

6. Икона «Воскресение Христово с праздниками». IX - начало XX в. Перламутр, дерево, резьба. ГМИР

6. Икона «Святые Петр и Павел». Вифлеем. Начало XX в. Перламутр, дерево, фольга, резьба. ГМИР

7. Крест напрестольный. Авраам Хабиба Бедтало. Вифлеем. Конец XIX в. Перламутр, дерево, резьба, гравировка. ГМИР

Жемчуг образуется только в тех раковинах, моллюски которых способны выделять перламутр. Раковины эти имеют русское название «жемчужницы», научное их название — Margaritanamargaritifera. Стенка этой раковины состоит из трех слоев: снаружи лежит тонкий органический слой (periostracum), состоящий из рогового вещества — конхиолина, под ним расположен толстый известковый, фарфоровый или призматический слой (ostracum), слагающийся из тесно прилегающих друг к другу призмочек СаСО3, поставленных перпендикулярно раковине, и третий, внутренний слой — перламутровый (hipostracum), состоящий из пластинок; он подстилается непосредственно мантией и образован тончайшими пластинками или листочками, создающими явление интерференции световых лучей, вследствие чего перламутр блестит, переливаясь всеми цветами радуги. Перламутр образуется как в морских, так и в пресноводных моллюсках.

С древних времен перламутр привлекал к себе внимание человека удивительным разнообразием цветов и оттенков, по красоте не уступающих самому жемчугу, а также податливостью в обработке. Вокруг перламутра и жемчуга издавна складывались легенды и сказания Амулеты из перламутра, согласно поверьям, отвращают от человека чары злых сил и привлекают к нему благотворное влияние богов и духов-покровителей3. Археологи обнаружили в раннехристианских катакомбах подвески из перламутра в виде рыбок с отверстием для ношения.

Перламутр очень широко использовался мастерами для создания ювелирных изделий, статуэток, глубоких рельефов, орнаментов, в украшении мебели, музыкальных инструментов, оружия. Это один из материалов, сохранившихся от античности до наших дней. Первая наиболее известная pабота по раковине упоминается в книге Андре Паррота «Шумеры»4 и датируется 3 тыс. до н. э Автор восхищается профессионализмом этих резчиков, хотя и ошибается в утверждении, что перламутр настолько хрупок, что его нельзя ретушировать. Ближний Восток демонстрирует нам эффект ретуширования раковины.

Секрет работы над раковиной известен еще с первобытных времен Древние мастера подвешивали раковины над костром из зеленых листьев, дым выделял кислоту, которая, размягчая, разрушала верхний слой раковины, затем его соскабливали, а раковину полировали. На Востоке раковины стачивали о точильный камень и погружали в чай, для усиления ее радужности, на Западе, особенно в Италии, резчик погружал раковину в кислоту, а затем резал. Мастер, работавший по раковине, ставил перед собой двойную задачу: во-первых, он должен раскрыть внутреннюю часть раковины так, чтобы не испортить покрытие под известковым слоем, во-вторых, работая над вещью, должен был сделать так, чтобы высвечивался весь радужный слой.

Расцвет обработки перламутра в Европе начался с XV века после крестовых походов — сначала в Италии, затем в Голландии, Германии и Франции. В Германии из створок перловиц изготавливали разные мелкие галантерейные вещи: например, пуговицы, запонки, портмоне «Такие изделия давно известны всей России, но всегда привозились из-за границы, и насколько нам известно, никогда никто не делал попытки выделывать их на месте», — писал А.К. Хребтов5. Говоря об изделиях из перламутра, он утверждал, что створки жемчужниц ежегодно привозятся в Англию, Францию, Гамбург десятками тысяч центнеров и разнообразные изделия из них, как известно, в большом употреблении под названием перламутровых6.

Сокровищница саксонских курфюрстов «Грюнес Гевельбе» в Дрездене хранит более трех тысяч уникальных образцов ювелирного и декоративно-прикладного искусства из золота, серебра, украшенных драгоценными камнями и перламутром. Самый ранний — это кулон с изображением св. Георгия, поражающего дракона (Нидерланды, ок. 1500 года), неизвестного мастера, выполненный из перламутровой раковины. В начале XVI века, когда Европа не раз сотрясалась войнами, получили большое распространение такие кулоны. Святой Георгий считался покровителем воинов. Обычно его представляли в виде рыцаря на коне. Выражение динамичности и силы, которыми наделены эти, казалось бы, совсем миниатюрные фигурки (6 см), свидетельствуют о высоком уровне искусства немецкого Ренессанса. В конце XVII века в саксонских горах были обнаружены месторождения серебра, и Саксония стала одним из крупнейших центров добычи этого благородного металла. В сокровищнице «Грюнес гевельбе» хранились лучшие произведения знаменитых европейских мастеров прикладного искусства оправленные в Нюрнберге серебром восточные чащи и кувшины из перламутра уникальны по своей художественной ценности. В те времена, когда еще не пользовались вилками, а ели с помощью ложек, ножей и пальцев, в аристократических домах слуги обходили гостей с лоханью и рукомоем, поливая на руки благоухающую, с добавлением розового масла воду. Этим объясняется большое количество умывальных сервизов в музее «Грюнес Гевельбе», относящихся к 1600-м годам7.

Самым известным немецким ювелиром эпохи Ренессанса был нюрнбергский мастер Венцель Ямнитцер (1534—1585). Мастерская, открытая им совместно с братом, имела европейскую известность. Предметы декоративно-прикладного искусства, выходящие из этой мастерской, заранее предназначались для придворной коллекции или кунсткамеры. Ямнитцер выполнял заказы для эрцгерцога Фердинанда Тирольского и императора Фердинанда I. Шкатулки для драгоценностей, выполненные по его эскизам мастером Николаускасом Шмидтом(?—1680) в Нюрнберге около 1585 года, украшены перламутром, горным хрусталем и драгоценными камнями. Четкие архитектурные формы этих ларцов, детали их декора и женские фигуры на крышках свидетельствуют о влиянии римского античного искусства, лежащего в основе всего европейского Ренессанса.

В XVI веке кофе и чай в Европе были еще неизвестны, в обществе пили вино и пиво, и для этого изготавливалось большое количество различных чаш и кубков. Многие из них были выполнены в виде различных зверей и птиц. На пирах устраивались веселые состязания в смелости и ловкости, используя шуточные «потешные» кубки, слона «побеждал» тот, кому удавалось выпить его до дна. Не полагалось пугаться, если при сильном наклоне кубка в глаза падали крылья, прикрепленные к нему на шарнирах. Особое внимание привлекают кубки из серебра и перламутра, имитирующего оперение, выполненные в виде попугая и куропатки нюренбергским мастером Фридрихом Хилльбрандом около 1600 года8. Фантазия мастеров была безгранична. Во время Тринадцатилетней войны один из проповедников негодовал, что пьют из монахов и монахинь, из обезьян и попов и даже из самого дьявола.

Кубки из экзотических раковин моллюсков были очень модны с конца XVI и в течение всего XVII века9. Их необычные формы и краски открывали простор фантазии ювелиров, создававших самые причудливые предметы Сосуды имели двойное назначение: из них можно было пить и выставлять их для обозрения как дорогие и диковинные вещи. На перламутровой раковине моллюска, из которой в начале XVII века в мастерской амстердамской семьи Беллекин был изготовлен кубок, выгравированы гротесковые фигуры в стиле Босха. Ножка в виде дракона со скачущей обезьяноподобной фигурой сделана в 1600 году и была частью другого неизвестного сосуда Можно предположить, что на пирах разбивалось много посуды, и так как она была дорогой, то черепки хранились в специальных хранилищах и использовались по мере необходимости Рассматриваемый нами кубок был создан в 1724 году дрезденским придворным ювелиром Келером, создавшим подходящую «праву для обеих разрозненных частей сосудов (раковины моллюска и подставки в виде дракона), удачно соединив их. Следует отметить, что все предметы декоративно-прикладного искусства имеют не только материальную ценность, но, бесспорно, обладают высоким художественным и техническим совершенством.

В XVII веке в Голландии весьма популярно стало искусство изготовления перламутровых гравюр, самым известным мастером являлся Белкейнс Резьба по перламутру была известным массовым искусством Франции, Италии, Англии вплоть до XVIII века. В Бирмингеме изготавливались ручки ножей и вилок из перламутровых раковин. В Париже продавались коробки для нюхательного табака, веера, футляры для карт из перламутра. В Италии в текстильной промышленности из перламутра изготавливались специальные украшения-блестки для платьев.

В местах добычи раковин — Индии, Японии, Китае — мастерство работы над ними развилось значительно раньше. Центром изделий из раковины в Индии являлся Бенгал, куда они ввозились с южного побережья Индии и с Цейлона. Двустворчатые раковины моллюсков служили для изготовления перламутровых пластинок, которые использовались при инкрустации поделок из дерева, камня, кости. Прославленный памятник архитектуры — мавзолей духовного наставника императора Акбара (1542—1605) Салима Чишти, расположенный в «мертвом городе» Фатахнур-Сикри близ города Агры, изнутри украшен сложнейшим набором мелких пластин цветного перламутра, сияющих всеми цветами радуги.

Большие раковины (до 20—25 см в диаметре) вошли в широкое употребление в Индии в XX веке, когда из них стали делать различные поделки Их принято было дарить женщинам, так как в традиционных представлениях народов Востока раковина связывается с семейным покоем и процветанием. Эти дорогие вещи являлись предметом экспорта, поэтому бесконтрольный вывоз в Индии запрещался законом. В Японии и Китае перламутром инкрустировали мебель, ширмы, великолепные лаковые шкатулки.

В России перламутрового производства не было, раковины привозились из-за границы и продавались в сыром виде на вес10. Известный исследователь Н.П. Казанский писал. «До нас не доходило сведений, чтобы раковины эти имели в России какое-либо употребление, кроме добывания жемчуга, в редких случаях растирания в створках их акварельных красок»11. Хотя другой исследователь, Штукенберг, занимавшийся перламутровым промыслом, утверждал, что «нет в Европе страны, которая была бы столь богата, как Россия, реками и ручьями, в которых водятся жемчужные раковины»12. По свидетельству академика Миддендорфа, жемчужные раковины водились в Архангельской, Олонецкой, Выборгской и Новгородской губерниях, а также в Петербургской, Псковской, Волынской, Ярославской, Вятской, Казанской, Симбирской и Пермской13. Исследователь озер Карелии Г Ю.Верещагин постоянно ставил вопрос о возобновлении жемчужного промысла в Олонецком крае путем использования не только жемчуга, но и перламутровых раковин, которые выбрасывались как негодный материал14 Имеются отдельные свидетельства о работе русских мастеров по перламутру в Архангельской губернии и Центральной России. Так, биографы знаменитого скульптора XVIII века Федота Шубина сообщают о том, что в молодости он занимался резьбой иконок по раковине и кости15. Известно, что иконостас Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры, освященный в 1844 году митрополитом Филаретом (Дроздовым), украшали пять перламутровых икон палестинского происхождения, на престоле находилась дарохранительница, инкрустированная перламутром, работы православного монаха Гавриила. Однако широкого распространения резьба по перламутру у русских мастеров не получила. Возможно, это объясняется трудностью получения сырья (морские раковины теплых морей), а Россия владела речными раковинами, слишком хрупкими в обработке из-за тонкого радужного слоя.

Особое место среди работ по перламутру занимают предметы культа, выполненные мастерами Палестины и Афона. В Святой земле — месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира в течение столетий создавались различные церковные реликвии — от маленьких нательных крестиков и иконок до дарохранительниц и запрестольных крестов16. В Иерусалиме в начале XIX века была открыта школа резьбы по перламутру17. Многочисленная паломническая литература описывает базары и мастерские, где создавались великолепные образцы церковного декоративно-прикладного искусства18. Резьба по перламутру создавалась на мелких и крупных раковинах, изготовленные из них изделия являлись, несомненно, художественными произведениями различного уровня, зависящего от профессионализма исполнителя. Иерусалимские и вифлеемские работы отличаются тщательной проработкой деталей, ювелирной тонкостью прорисовки лиц, тончайшим кружевным орнаментом из цветов и виноградных листьев. Для афонских мастеров характерен плоский рельеф, крайне редко употребляется сквозная резьба. Очень широко применяется цветная гравировка с черной, красной и зеленой краской. Обводка по раковине имеет правильный геометрический рисунок с применением черной краски в отличие от работ иерусалимских и вифлеемских мастеров, которые применяют обводку в виде выпуклой замкнутой линии по краю раковины. Орнаментальность работ афонских мастеров отличается грубым жестким рисунком с геометрическими линиями при использовании цветочного орнамента. Во многих музеях находятся работы афонских и палестинских ремесленников.

Наиболее древнее произведение хранилось в Московской Патриаршей ризнице за номером 17: «Панагия, приписываемая патриарху Иову, раковинная (перламутровая) чашкою, в серебряной золоченой оправе, по краям осыпана простыми зелеными камешками, на перламутре вырезано рельефом «Видение Моисеем Купины»19. Вот, что повествуют об этой панагии русские путешественники на Афон при описании монастыря Ставро-Никиты, впоследствии Св. Николая: «Основателем этой обители был Патриарх Царьградский Иеремий I, который в 1553 году чудесным образом обрел древний мозаичный образ св. Николая, к которому приросла перламутровая раковина. Патриарх сделал из одной половины раковины малое блюдо, на коем возносят часть просфоры Богородичной, а из другой панагию, которою Патриарх Иеремий II благословил нашего Преосвященного Иова»20.

Коллекция культовых предметов из перламутра, хранящихся в Государственном музее истории религии (ГМИР), несомненно, имеет палестинское происхождение. Хронологческие рамки коллекции датируются концом XVIII — началом XX века. В собрании музея хранится несколько десятков произведений, выполненных из этого поделочного материала. Нательные кресты и образки, напрестольные кресты и иконки, четки, иконы составляют основу этой коллекции. По своей стилистике они отличаются друг от друга, хотя сюжеты однотипны — это изображения евангельских сцен: «Рождество», «Воскресение», «Тайная вечеря», «Распятие», образы святых и евангелистов.

По технике исполнения резьба делится на гладкую, рельефную и сквозную. Гладкая резьба заключается в том, что мастера на гладкой поверхности раковины процарапывали изображение. Перламутр в технологической обработке очень сложен, поэтому долгое время мастера применяли только гравировку как наименее рискованный технический прием художественной обработки. В журнале «Мануфактура и торговля» писали: «Сие вещество (перламутр) есть самое твердое и самое трудное в работе, его не берет никакой резной инструмент, кроме закаленной пилы... поверхность выглаживается на точиле, которое должно всегда вертеться в воде, иначе перламутр может разгорячиться и треснуть, или даже потускнеть»21. В рельефной резьбе резчик прорезал изображение в глубину раковины, создавая некоторый зрительный объем. Самой тонкой и сложной является сквозная резьба, или резьба на проем.

Большинство работ коллекции ГМИР выполнено в технике рельефной резьбы. Мастер прорезал изображение в глубь раковины, удаляя ненужные куски, глубоко выбирая фон в рельефе, придавая выявляющимся объемам нужную форму, а для украшения прибегая к насечке, гравировке, раскраске. Небольшой размер предметов, значительно сужающий поле деятельности резчика, в то же время открывает возможность более тщательной, «ювелирной» проработки поверхности.

Образцом сочетания гладкой резьбы с рельефной является пятиугольная икона «Воскресение Христово с праздниками» (№ A-1666-IV). На обороте иконы имеется надпись о том, что она привезена из Иерусалима монахом Валаамского монастыря Иннокентием. Вероятно, этим объясняется то, что на традиционной по композиции иконе появилось изображения святых Сергия и Германа — основателей Валаамского монастыря. Сама икона прославляет подвиг паломничества, так как на ней представлены святой Николай, совершивший, согласно житию, первое морское путешествие, а также святой Петр Афонский. Сама икона либо сделана по заказу монаха резчиками Палестины, либо ее вырезал сам Иннокентий, проходивший обучение в мастерских Иерусалима. Выявлено, что в Валаамском монастыре имелось множество предметов из перламутра22.

К образцам работ, выполненных в технике сквозной резьбы, относится икона «Св. Петр и Павел» (№ А-1703- IV) вифлеемской школы. Аналогии были обнаружены в Эрмитаже: икона «Воскресение Христово» с надписью «Дар царевичу Алексею Николаевичу Патриарха Дамиана Иерусалимского на Пасху в 1910 году», вторая — композиция «К 300-летию дома Романовых» с портретами представителей династии и подписью авторов: «Бишар Исса Ель Зугби, его брат Иосиф и сын Гавриил»23. Мастер Бишар Исса Ель Зугби — арабский резчик, самоучка родом из Вифлеема — привез свои произведения для подношения императору (сообщено доктором исторических наук сотрудником Эрмитажа И.Н. Ухановой). В архивах была обнаружена переписка мастера с канцелярией Министерства Императорского двора24.

Собрание крестов вызывает особый интерес из-за их разнообразия Значительная часть собрания выполнена из дерева и облицована перламутровыми пластинами с различной гладкой резьбой и гравировкой.

Выделяется группа предметов, где каждый крест имеет на лицевой стороне изображение Распятия, как правило, в виде накладного рельефа Полуфигуры Богоматери и Иоанна Богослова либо выгравированы на поперечной перекладине, либо вырезаны в рельефе. Над головой Иисуса Христа изображение Саваофа, и на отдельной пластине титло «IНЦI» (Иисус Назарей Царь Иудейский), возможна другая, более древняя, известная еще до XVI века монограмма «ICXC» (Иисус Христос) На центральной перекладине у ног Христа изображена голова Адама с перекрещенными костями как символ смерти Ниже — рельефная фигура святой Екатерины с пальмовой ветвью в руке и частью колеса у ног. Это одна из самых популярных святых, часто изображавшихся на кресте На обороте креста — изображение орудий страстей (аналог обнаружен в Эрмитаже) Общая композиция этого типа крестов отчетливо показывает в символических формах начало и конец земной жизни и деятельности Спасителя Иконография изображения восходит к западноевропейским образцам.

Другая группа крестов — небольшие тельники, вырезанные из целого куска перламутра Распятие на них выполнено либо в плоском рельефе, либо гравированное Некоторые оправлены в металлические рамки.

Единственная подписная вещь коллекции — напрестольный крест на фигурной подставке с дарственной надписью «Великому князю Александровичу Павлу», выполненный в традициях искусства XVIII века. Это работа Авраама Хабиба Бедтало, вероятно, араба православного вероисповедания Крест был подарен сыну Александра II во время его паломничества на Святую землю Очевидно, что мастер, выполнявший этот заказ, выделялся из среды ремесленников, так же как и мастера, подарившие иконы императору Николаю II.

Незначительна по составу, но характерна по стилистике группа вещей, созданная афонскими мастерами. В нашем собрании имеется несколько крестов с гравированным Распятием и лучами сияния (аналог в Эрмитаже и Государственном Русском музее), а также иконки и образки с греческими надписями Работа резчиков не плоскорельефная, а подобна гравировке К этой школе следует отнести и плоскорельефные работы с частичной подсветкой отдельных художественных деталей глаз, растений, узоров.

Особой областью церковного декоративно-прикладного искусства являлось писание красками по перламутру. Создавались не только иконы и образки, но и дробницы, которые использовались для украшения различной церковной утвари Начало этого вида живописи относится к концу XVIII века Расцвета это исскусство достигло к концу XIX — началу XX века23 В «Еримии или наставлении в живописном искусстве», составленном иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноагрофиотом в XVIII веке, можно найти советы, как писать по перламутру «Перламутр покрой яичным белком, дабы лучше приставали к нему краски, потом иголкою очерти кругом то место, где будешь рисовать образ, и проклади оное белилами один раз, после этого сделай очерк святого жидкою краскою и прочерти его иголкою, наконец, тонко клади краски, но давай им просыхать, дабы оне не потрескались и не прошли сквозь лак»26. В коллекции ГМИР имеются работы выполненные в подобной технике иконки с изображением Богоматери, херувимов и различные дробницы Подобные вещи находятся в Сергиево Посадском музее-заповеднике, Государственном Историческом музee, Эрмитаже. В этой технике работали как мастера России, так и Святой земли37.

А. А. Дмитриевский на заседании Комитета попечительства о русской иконописи говорил о необходимости не только улучшать качество памятных изделий, но использовать при изготовлении их русскими мастерами, которых приглашали в Святую землю, популярные у паломников материалы кипарис, камень, перламутр28.

Рассмотренный массив вещей позволяет со всей определенностью сказать, что перламутр был весьма популярным материалом, который находил широкое применение при украшении утилитарных предметов быта, широко применялся в ювелирном искусстве. Особое место занимал он и в церковном декоративно-прикладном искусстве. Изучение использования перламутра для создания культовых предметов еще только начинается, но уже очевидно, что культурные ценности, созданные мастерами прошлого, в главных точках формирования христианского мировоззрения являются подлинными художественными сокровищами.

_____________

1См Горький AM Об искусстве Собр. соч. М., 1953 Т. 27 С. 144

2Коган Ю. Резные раковины «Геракл и Ангей» по рисунку Дюрера // Сообщения ГЭ Л., 1972 Вып. 34. С. 42

3См Фелькерзам А. Перламутр и его применение в искусстве//Старые годы 1911 №11 С. 25

4 Parrot Andre Sumer London — Paris, 1960 P. 586

5Хребтов А. К. Положение жемчужной промышленности в России СПб 1897 С. 9 6 Там же С. 10

7Из истории музея «Грюнес Гевельбе» Дрезден 1982 С. 23-26

8Там же С. 50

9Власов В.Т. Стили в искусстве СПб, 1995 Т. 3 С. 472

10Иванов А. В. Промысловые водные беспозвоночные М., 1955 С. 247

11Казанский Н. П. Жемчужные раковины и жемчуг вообще и в России в особен

ности//Вестник рыбопромышленности 1891 № 2 С. 50

12Штукенберг. О реках в России, в которых родятся жемчужные раковины // Журнал Министерства народного просвещения 1849 Отд. 7 С. 56

13Казанский Н. П. С. 51

14Озера Карели. Л ,1930 С. 145. Труды Бородинской биологической станции в Карелии 1931 Т 7 Вып. 2 С. 6

15Уханова И. Н. Из истории резьбы по перламутру в России//Сообщения Эрмитажа Л., 1982 Вып. 47 С. 10

16Тоблер Т. Topговля и ремесла в Иерусалиме//ПромышленноеibT. 2 1861 С. 313— 318

17Там же С. 316

18Дмитриевский А. А. Беседы о русском паломничестве СПб. 1889 С. 8 19 Указатель для обозрения Московской патриаршей (ныне синодальной) Ризницы сост. Синодальным ризничим Арх. Саввою М., 1858 Т. 1 С. 17 20 Письма с Востока в 1849—1850 г. СПб,1851 Ч. 1 С. 180 21 Мануфактура и торговля СПб , 1826 № 12 С. 28—29 22 Епархиальное древлехранилище в Валаамском монастыре СПб. 1913 С. 90

23Николай и Александра Каталог выставки СПб 1994 С. 272—273

24Христиане на Востоке СПб. 1998 С. 65

25Уханова И.Н. Лаковая живопись в России XVIII-XIX вв. СПб. 1995 С. 113—116

26Дионисий Фурноаграфиот Ерминия или наставление в живописном искусстве //

Труды Киевской Духовной академии 1868 Т I С. 292

27Пятницкий Ю. А. Иконы на «рыбных костях» из Святой земли // Эрмитажные чтения памяти В. Ф. Левинсона-Лессинга СПб. 1997 С. 41

28Дмитриевский А. А. Иконная торговля императорского Православного Палестинского общества в Иерусалиме//Иконописный сборник СПб, 1908 Вып. 2 С. 11

Первоисточник: 
ТРУДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИИ. Выпуск I. ГРМ. СПб., 2001
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.