ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 
Пашковская Т.В.

В течение многих веков у разных народов жемчуг был любимым материалом — он использовался в качестве ювелирных украшений, для отделки костюмов, предметов культового назначения. Богатые коллекции памятников культуры, украшенных жемчугом и перламутром, хранятся в Алмазном фонде, в Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном Эрмитаже, Государственном Русском музее. Рекомендации по хранению жемчуга имеются в инструктивных материалах для музеев и реставрационных мастерских, однако вопрос о работе с ним освещен только в виде сведений, почерпнутых в основном из древних минералогических трактатов («Естественной истории» Плиния Старшего, трудах Ал Бируни и др.). В начале XIXвека к этой проблеме обращался академик В.М. Севергин, позже — известный русский исследователь М.И. Пыляев и английский минералог начала XX века Г. Смит, наиболее полным из современных трудов можно назвать сборник Б.И. Сребродольского. К сожалению, до сих пор не разработаны единые подходы не только к исправлению различных пороков жемчуга, но и даже к методам его очистки. Реставраторы различных профилей часто сталкиваются с этим камнем, так как жемчугом декорированы памятники из тканей, металла, дерева, кожи и других материалов. И, поскольку не всегда экспонат поддается раз-монтировке, необходимо учитывать свойства жемчуга при реставрации памятника. Целью данной работы является изучение свойств жемчуга с точки зрения его строения и химического состава и поиск ответа на вечный вопрос «что делать?». По вполне понятным причинам у нас не было возможности проводить эксперименты с природным жемчугом, поэтому использовался более доступный материал с аналогичными свойствами — раковины жемчугоносных моллюсков.

Жемчуг — один из красивейших самоцветов, стоящий в одном ряду с драгоценными камнями высшего класса, несмотря на то, что к камням он может быть отнесен лишь условно. Жемчуг необычен, как необычны его история и происхождение, связанное с процессом жизнедеятельности моллюска. Способность к выделению известкового вещества свойственна многим представителям животного мира. Известковые фосфаты являются главной составной частью костей и зубов, а карбонаты слагают яичную скорлупу, раковины моллюсков и скелет кораллов. Специфика минерально-органических агрегатов состоит в том, что возникновение и рост их объясняются не законами физики и химии, как это имеет место в минералогии, а биохимическими законами развития живой клетки. Эта же способность биоминерализации проявляется у некоторых моллюсков и ведет к образованию жемчуга.

Природа жемчуга долгое время была загадкой; очевидно, поэтому с древнейших времен у разных народов сложены мифы и легенды о тайне его рождения и необыкновенных свойствах. Согласно одной старинной индийской легенде жемчуг — это попавшая в раковину и застывшая капля дождя, другие же говорят о происхождении жемчужины от слона, облака, рыбы, змеи и устрицы. Жемчуг находят не только в тропических морях, но и в холодных реках, ручьях, озерах. Жители русского Севера издавна знали, что жемчуг надо искать в тех реках, куда заходит царская рыба — семга. Это породило предание о том, что жемчужина зарождается в жабрах семги.

Образование и рост жемчуга. Возникновение жемчуга сходно с процессом образования раковины. Моллюски строят свои дома-раковины с помощью мантии — складки мышечной ткани, покрывающей спину и бока животного. Мантия насыщена множеством пор. Поры — открытые концы трубочек, через которые моллюск выделяет органическое вещество — конхиолин (склеропротеин) с включенным в него кальцием. Конхиолин откладывается слой за слоем и быстро затвердевает. На эту хрупкую покрышку изнутри накладывается второй слой, затем третий и, в конечном счете, возводится наружный скелет моллюска.

Органическая матрица раковины может иметь губчатое или волокнистое строение. Ее можно рассмотреть в любом минерально-органическом агрегате после осторожного растворения минеральной части (см. рис. 1-2). В порах матрицы происходит зарождение и рост биогенных кристаллов.


Рис. 1. Внутренняя поверхность морской раковины с частично растворенным карбонатом кальция (х50).


Рис. 2. Раковина перловицы после полного растворения карбоната кальция (х80).

Таким образом, конхиолин является тем субстратом, на котором происходит кристаллизация карбонатов кальция. При этом каждый биогенный кристалл находится в органической капсуле, что отличает его от обычного минерального образования, где кристаллы плотно срастаются друг с другом.

В поле зрения микроскопа видно, что раковины моллюсков состоят из трех слоев: внешнего органического, среднего призматического и внутреннего пластинчатого (перламутрового). Процесс образования их происходит непрерывно, одновременно с ростом моллюска. Поверхность наружного органического слоя образована конхиолином, средние слои — призматическими кристаллами арагонита или кальцита, а перламутровые — пластинчатыми кристаллами арагонита, параллельными поверхности раковины (см. рис. 3).


Рис. 3. Поперечный разрез раковины перловицы (х80).

Жемчуг создается теми же клетками, что и раковина, поэтому эти образования сходны. Формирование жемчужины в целом представляет собой защитную реакцию организма на попадание в него постороннего тела: какого-нибудь минерала, обломка раковины, органических частиц и др. Моллюск чутко реагирует на проникновение в мантию постороннего предмета. Клетки мантии, выделяющие особые вещества, начинают обволакивать чужеродное тело с образованием вокруг него эпителиального, так называемого «жемчужного» мешка (образуется ядро, которое составляет не менее одной пятой части жемчужины). Эти клетки продолжают нормально функционировать, выделяя внутрь мешка конхиолин, на котором нарастают те же слои арагонита и в той же последовательности, что и в раковине. Замуровывая посторонний предмет в гладком карбонатном шарике, моллюск уменьшает трение, снижает раздражение. Независимо от того, что является центром зарождения, жемчуг приобретает концентрически-зональное строение.


Рис. 4. Процесс образования жемчуга в раковине перловицы (х12).


Рис. 5. Схема образования жемчужины. 1— внешний органический слой, 2 — призматический слой: 3 - пластинчатый (перламутровый) слой; 4 — мантия моллюска; 5 — эпителиальный слой мантии.

Ядро жемчужины обычно окружено тонким слоем конхиолина, более темного цвета на сером фоне кристаллов арагонита. Непосредственно на нем нарастает основная масса жемчужины. Она состоит из призматических кристаллов арагонита, которые разделены тонкими конхиолиновыми прослойками. Конхиолин придает коричневатый оттенок всей жемчужине. Призматические кристаллы обусловливают лучистое строение жемчужины (см. рис. 6).


Рис. 6. Скол морской жемчужины (х80).

Зародышами кристаллов арагонита служат особые органические гранулы, гистохимически сходные с матрицей минерализованного слоя. Они состоят из гликопротеинов с соединениями серы, с белками и полисахаридами. Через некоторое время рост призм арагонита приостанавливается, однако конхиолин продолжает выделяться. Последующие призматические слои нарастают в том же порядке, их количество может достигать 50-ти. В направлении к периферии жемчужины количество органического вещества в ней обычно уменьшается. Интенсивность окраски многих жемчужин зависит от количества конхиолина, покрывающего торцы призматических кристаллов. На призматические слои арагонита нарастают пластинчатые, обусловливающие перламутровый блеск жемчуга. Рост пластинок арагонита, сменяющий призматический рост, наследует при этом кристаллографическую ориентировку призмы. Процесс ритмически повторяется, пластинчатых слоев, как правило, всегда меньше, чем призматических. Толщина перламутровой оболочки в среднем 0,5 мм. Пластинчатые кристаллы арагонита, как и призматические, заключены в конхиолиновые чехлы-капсулы. Это же вещество скрепляет пластинки и призмы арагонита в компактный минерально-органический агрегат. Часто перламутровые слои имеются только на части поверхности жемчужины и толщина их очень мала.

Морские и пресноводные жемчужины, как и раковины, несколько различаются по строению. Драгоценные морские жемчужины сложены в основном слоями пластинчатых кристаллов арагонита, тогда как речные — призматическими кристаллами и поэтому не относятся к ювелирным. Скорость их роста также различна. Морская жемчужина растет почти вдвое быстрее, чем речная.

Качество жемчуга определяется четырьмя признаками: блеском, цветом, формой и размером.

Блеск. Жемчуг должен обладать игрой цвета и блеском, без чего он не представляет ценности. Красота жемчуга не только в окраске, но и в переливах, зависящих от степени прозрачности арагонитовых слоев и от отражения от них света. Это явление, называемое ориентом,— следствие двух оптических эффектов: интерференции света, отраженного от последовательно перекрывающих друг друга прозрачных пластинок арагонита, и дифракции света при прохождении его через кристаллическую решетку арагонитовых слоев. Жемчуг с сильной игрой света называют огненным, он встречается крайне редко и очень высоко ценится. Жемчужины с красивым блеском образуются в раковинах с развитым перламутровым слоем. Отсутствует ориент в черных жемчужинах, но они привлекают необыкновенным бликом — светлым пятнышком отраженного света. Эти жемчужины ценятся очень дорого. Блеск у них близок к металлическому.

Цвет. Считается, что у лучших жемчужин нет собственного цвета, благодаря своей прозрачности они приобретают мягкий серебристый блеск, едва отливающий цветами радуги. Однако жемчуг бывает белый, розовый, голубой, фиолетовый, золотистый, бронзовый, желтый, серый, коричневый, черный, редко зеленоватый. Цвет жемчужин обусловлен степенью просвечиваемости перламутровой оболочки и окраской ее органического слоя. Существенно влияют на цвет жемчуга примеси химических элементов в воде, где обитают жемчугоносные моллюски. Жемчужины, выловленные в водах Персидского залива, имеют кремовый оттенок. Бледно-розовая окраска свойственна жемчужинам из Шри-Ланки. Белыми и серебристо-белыми бывают австралийские жемчужины, красновато-коричневыми и черными — мексиканские, ярко-розовыми — индийские, зеленоватыми — японские. Черный жемчуг по сравнению со светлоокрашенным содержит больше конхиолина (вылавливался в восточной части Калифорнийского залива). Большую группу составляют жемчужины комбинированной окраски. Карельский жемчуг в основном серебристо-белый, иногда с голубоватым оттенком, розовый, реже черный с синеватым отливом. На цвет жемчуга влияет степень его зрелости. Природа окраски жемчуга и раковины выяснена недостаточно, но в основном, как отмечалось выше, она зависит от вида моллюска, от цвета находящегося в нем конхиолина и от примеси различных химических элементов в морской воде.

Форма. Жемчуг может иметь самую разнообразную форму, зависящую в основном от местонахождения его в теле моллюска и от количества центров кристаллизации. Наиболее совершенные, круглые жемчужины образуются в тех участках, где мантия имеет достаточную толщину. На Руси разделение жемчуга по форме вошло в практику еще в XVI веке. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем называли «скатным». Жемчужины величиной с горошину назывались «каргополочками», а весом менее 0,25 грана — «семьей»; круглые неокатанные — рыжиками; продолговатые — огурцами. Жемчуг причудливой формы на Руси прозвали «уродоватый», «рогатый», с XVI века он носит название «барокко». Довольно многочисленную группу составляют морские жемчужины, напоминающие по форме силуэты различных предметов или животных. Такие жемчужины называют парагонами, им издавна приписывались чудодейственные свойства. Парагоны оправлялись в золото и украшались драгоценными камнями.

Размер. По размеру — массе одного зерна — жемчуг делят на три группы: не более 50 мг; от 51 до 200 мг; от 201 мг и более. Чаще встречаются жемчужины второй группы (диаметром 0,3-0,6 см). Подобно знаменитым самоцветам, жемчужины редкой красоты называют собственными именами, и они входят в реестр валютных ценностей государства.

Химический состав жемчуга аналогичен составу внутреннего слоя раковины — перламутру. В среднем жемчужины содержат примерно 86 % карбоната кальция (арагонита), 12 % органического вещества и 2 % воды. Вода входит в состав как органическою вещества (конхиолина), так и неорганического, занимая в них различные поры и полости. Это гигроскопическая вода, но в жемчужинах находится и связанная кристаллогидратная вода, входящая в состав аминокислот, из которых состойт конхиолин. Общее количество воды может достигать 23 %.

В жемчуге обнаружено 18 аминокислот. Для сравнения: в состав белков, синтезируемых живыми организмами, входит в разных сочетаниях 21 аминокислота. Основу органического вещества пресноводного жемчуга из водоемов Северо-Запада России составляют глицин и тирозин, далее следуют аланин, валин, серии и аспаргиновая кислота.

В качестве химических элементов — примесей жемчуг содержит алюминий, барий, железо, кремний, магний, марганец, медь, серебро, молибден, свинец, стронций, сурьму, титан, натрий, олово. Наиболее стабильны содержания стронция, титана, натрия. Количество других элементов переменчиво. Большинство химических элементов, обнаруженных в жемчуге, связано с избирательной способностью моллюсков поглощать эти элементы из воды.

Промысел жемчуга и его использование на Руси. Важнейшими поставщиками морского жемчуга являются Индийский, Тихий и Атлантический океаны. Черноморский жемчуг ювелирной ценности не имеет. Пресноводный жемчуг промышляли с давних пор в реках России, Западной Европы, Северной Америки, Ирландии.

Самые ранние документальные сведения о добыче жемчуга на Руси относятся к XV веку. Жемчуг добывался в то время в озере Ильмень и в находящихся вблизи от него реках. Он был настолько хорош, что хранился в царской казне. Концом XVI века датируются сведения о добыче жемчуга в водах Двины. В XVI-XVII веках большим спросом пользовался жемчуг из реки Варзуги (варзужский). Этот жемчуг шел на украшение церковной утвари, в основном шитой. Ценный жемчуг встречался в озерах и реках Валдайской возвышенности, в бассейне реки Меты, на побережье Финского и Рижского заливов. В первой половине XVIII века по инициативе Петра I были приняты меры для расширения промысла жемчуга в России. С целью правильной постановки «ловли жемчужной» Берг-коллегия (горное ведомство) учредила над ней надзор. Ловля жемчуга без разрешения властей категорически запрещалась, и вести ее разрешалось в июле-сентябре: в другое время она каралась штрафом в 100 рублей. К жемчугу относились с большим почтением. Ловцы перед началом промысла ходили в баню, брали у священника отпущение грехов, во время лова воздерживались от бранных слов и ссор.

Жемчуг был одним из самых любимых украшений в древней Руси, его наряду с драгоценными камнями использовали в нарядной одежде царей, духовенства, князей и бояр; им украшали церковную утварь, иконы, кресты; он изобиловал в женских головных уборах и ювелирных изделиях. Широко использовался мелкий жемчуг в шитье праздничных народных костюмов. Особенно богато украшалась одежда женщин Поморского берега, где существовал его промысел. Создавались специальные мастерские, в которых иногда было занято до 100 работниц-вышивальщиц. Известны мастерские Старицких, Годуновых, Строгановых, мастерские Новодевичьего и Вознесенского монастырей в Кремле и др.

В царствование Анны Ивановны в 1731 г. Сенат разрешил ловить жемчуг всем без исключения, но с одним условием: чистый и крупный жемчуг необходимо было сдавать в Коммерц-коллегию за соответствующее вознаграждение, а мелкий дозволялось оставлять для собственных нужд. Однако, все меры, предпринимаемые государством, не приводили к поднятию добычи жемчуга. Во второй половине XVIII века промысел жемчуга продолжал сокращаться и к концу XIX века пришел в упадок. В начале XX века промысел жемчуга вновь испытывает подъем и становится предметом экспорта.

Культивированный жемчуг. В настоящее время 90 % всей торговли жемчугом составляет культивированный (выращенный) жемчуг. Первые попытки его выращивания были предприняты еще 2 тыс. лет назад в Китае. Из озера вылавливали крупных моллюсков, с помощью тонкой бамбуковой палочки помещали между мантией и раковиной небольшие предметы из обожженой глины, кусочки кости или меди. Затем раковину возвращали обратно в водоем, где она жила от нескольких месяцев до 2-3 лет. Уже несколько дней спустя, вложенные предметы покрывались тонкой пленкой, скрепляющей их с раковиной, и постепенно облекались слоями перламутра. Со временем они превращались в жемчужины заданной формы. Очень часто внутрь раковины закладывали крошечные изображения Будды, отлитые из меди или свинца. Искусство получения «жемчуга Будды» процветало в Китае не одно столетие.

В начале XX века настоящего успеха в выращивании жемчуга добился японский исследователь Микимото, положивший начало целой отрасли промышленности. Жемчуг выращивают также в Австралии, Китае, Бирме, Индии и в других странах.

Распознавание культивированного и природного жемчуга производится оптическими, рентгеновскими и другими методами. Рассматривая жемчужину в микроскоп, можно заметить, что поверхность ее не гладкая, а покрыта множеством тонких извилистых слоев, отражающих последовательные стадии роста. Такие ограничительные линии дают характерную картину волнистых параллелей, расположение которых можно использовать для диагностики жемчужин (см. рис. 7).


Рис 7. Внутренняя (перламутровая) поверхность раковины жемчужницы (х80).

Люминесценция (холодное свечение под действием облучения) — одна из важных характеристик вещества. Химически чистые вещества обычно не дают свечения. Необходимы примеси других веществ в минерале в количестве от тысячных долей процента до нескольких процентов, чтобы вызвать его свечение. В зависимости от примесей один и тот же минерал в различных месторождениях светится разным светом. Спектр люминесценции пресноводного жемчуга имеет широкую полосу, охватывающую весь видимый диапазон спектра от 360 до 700 нм. Максимум спектра зависит от характера жемчужины. Так, в белых (ювелирных) и серых жемчужинах он находится в области 485-495 нм, в коричневых — в области 525 нм.

Природный жемчуг отличается от искусственно выращенного характером пропускания света. На этом свойстве основывается один из методов определения: в жемчужине просверливается тонкое отверстие и во внутренний канал вводится стальная игла, один конец которой пришлифован и отполирован под углом 45 градусов. В микроскопе видно строение канала, отраженное в зеркале от его стенок. В выращенных жемчужинах между искусственным ядром и перламутром, отложенным моллюском, находится слой конхиолина. В природном жемчуге такие слои расположены по всему объему.

Более точно жемчужины распознаются с помощью рентгеновских и радиографических методов исследования. Под влиянием рентгеновского излучения, искусственно выращенные жемчужины, как правило, флюоресцируют интенсивнее, чем природные.

Плотность искусственно выращенных жемчужин выше плотности природных. Их распознавание можно проводить в тяжелой жидкости плотностью 2,74 г/см3. Утонувшие жемчужины следует считать выращенными.

Искусственное окрашивание. Жемчуг окрашивали с давних пор, прежде всего, пытаясь придать ему черный цвет. Это объяснялось редкостью нахождения черного жемчуга и довольно высокой его ценой. Для этого его опускали в слабый раствор нитрата серебра, и после облучения солнечным светом или ультрафиолетовыми лучами осторожно полировали на кожаном круге. Так окрашивали в основном некрасивые жемчужины с пятнами на поверхности. При петрографическом исследовании распиленных половинок окрашенных жемчужин оказалось, что красящий пигмент распространяется только по органической составляющей жемчуга. При этом краситель, распространяясь по органическим прокладкам между призматическими кристаллами арагонита, помогает выяснить тонкие детали строения призм. Подкрашенный жемчуг считали фальшивым. Искусственную подкраску нетрудно определить под микроскопом: она распределена неравномерно, пятнами. По сравнению с культивированным, окрашенный жемчуг мягче. На его поверхности всегда видны небольшие царапинки и отслоения оболочек. Краситель разрыхляет конхиолин и этим наносит непоправимый вред жемчугу.

Имитации жемчуга. Помимо искусственно выращенного жемчуга, есть еще жемчуг-подделка, имитация. Первые имитации были изготовлены во Франции в середине XVII века. Из чешуи мелких пресноводных рыбок были выделены хлопья серебристого органического вещества, которым в виде суспензии покрывались асбестовые и восковые шарики. Еще одним видом имитации были полые стеклянные шарики, покрытые изнутри тонким слоем жемчужной эссенции и залитые воском. Имитации были довольно удачными, и это следует учитывать сегодня реставраторам и хранителям, работающим с жемчугом.

При проведении профилактического осмотра фонда народного искусства Государственного Русского музея нами были обнаружены осыпающиеся белые частички, расположенные под серьгами, выполненными из «кафимского» жемчуга и серебра. С этими частицами были проведены микрохимические исследования (Е.М. Саватеевой), в результате которых выяснилось, что они представляют собой смесь свинцовых белил, глютинового клея и сахара с небольшими вкраплениями ярко-розового органического пигмента типа кармина, осажденного на свинцовые белила. То есть мы столкнулись с хорошо выполненной имитацией, распознать которую не могли даже неоднократно проводимые ювелирные экспертизы. В таком случае, что же представляет собой знаменитый кафимский жемчуг? Оказывается, на Русь через Кафу (Кафа — средневековое название Феодосии) поступал жемчуг из Персидского залива, с Цейлона, из Индии. Очевидно, наряду с настоящим жемчугом этим путем могла поступать и его имитация, хотя столь же вероятно изготовление имитаций на самой Руси.

В настоящее время существуют имитации жемчуга из стекла, перламутра и пластмасс, полые и сплошные, покрытые иризирующим материалом. Следует остановиться на одном из известных способов имитаций, т.к. они могут попасть и попадают в руки реставратора. Первая операция при изготовлении «жемчуга» — грунтовка основы, в качестве грунта используют рыбий клей. Основу погружают в полученный раствор клея, затем высушивают. При этом на поверхности основы остается прозрачная глянцевая пленка. Пластмассовую основу, покрытую коллагеном, окунают в эмульсию, в состав которой входит жемчужный пат, ацетон и белый прозрачный целлулоид и дают ей высохнуть. (Жемчужный пат — серебристо-белый блестящий лак, представляющий собой суспензию кристаллов гуанина в нитролаке. Получают гуанин из рыбьей чешуи путем растворения ее в моечных барабанах бензином, лигроином или керосином. После обезжиривания и освобождения от примесей белка гуанин становится основой лака.)

Имитация очень похожа на настоящий жемчуг, но распознать ее легко при обследовании под микроскопом по характеру поверхности: на поверхности имитации отсутствуют линии роста слоев и зернистые структуры, присущие природному жемчугу. Кроме того, иризирующие вещества, как правило, легко растворимы в органических растворителях, а иногда и в воде, тогда как настоящий жемчуг растворим в кислотах и щелочах.

Причины разрушения жемчуга. Арагонит жемчуга и перламутра в отличие от обычного минерального арагонита менее устойчив. Это обусловлено тем, что в жемчуге кристаллы арагонита соединены в агрегат посредством конхиолина, который разрушается первым. В результате жемчуг лишается своего теплого блеска, сверкания и, в конце концов, может превратиться в порошок (это зависит от интенсивности процесса старения). Речной и морской жемчуг изменяются по-разному. Речной жемчуг долговечнее морского.


Рис. 8. Поверхность морской раковины с полной утратой наружного органического слоя и органической матрицы (х 25).

Первые изменения жемчуга проявляются в пожелтении, посерении и потемнении его поверхности. Жемчуг становится тусклым, непривлекательным, иногда процесс старения доходит до полного почернения жемчужины; черный налет похож на сажу. Замечено, что при соприкосновении поверхности жемчужин с металлом, в частности с медью, иногда с золоченым серебром, на ней появляются коричневые крапинки. В одном и том же изделии мелкие зерна жемчуга изменяются более интенсивно, чем крупные жемчужины. Иногда коричневой с маслянистыми разводами становится только поверхность нижней (примыкающей к шитью) части жемчужины. Следует заметить, что пожелтение может быть вызвано не только разрушением конхиолина, но и воздействием на него масел и благовоний, камфары и т.д.

Вторая стадия изменения жемчуга связана с нарушением его агрегатного строения, расслоением на отдельные чешуйки и последующим полным разрушением.

Вероятно, вследствие уникальных качеств жемчуга его состояние сохранности с давних времен описывается нетрадиционными терминами: «живой», «мертвый», «гнилой», «старение», «умирание». Поэтому и мы поговорим о факторах, влияющих на продолжительность «жизни» жемчуга и условиях его хранения.

Жемчуг, как и другие самоцветы органического происхождения, чутко реагирует на изменения внешней среды, но при хорошем хранении не теряет своей красоты и привлекательности в течение столетий. О продолжительности «жизни» жемчуга в литературе можно найти довольно противоречивые сведения, по одним источникам она составляет 100 лет, по другим — доходит до 400 лет. Сложность заключается в том, что не было систематического накопления данных о состоянии сохранности экспонатов с самоцветами и наблюдения за всеми происходящими с ними изменениями.

Негативными факторами при хранении жемчуга являются: высокая температура, значительная влажность, повышенная яркость света и загрязненность воздуха.

Повышенная температура вызывает обезвоживание конхиолина и этим ускоряет его разложение. При комнатной температуре поверхностный слой жемчужины обезвоживается медленно, при этом теряется в основном поровая вода, однако при ее повышении этот процесс резко ускоряется, так как высвобождается кристаллогидратная вода. Верхние слои жемчуга, обезвоживаясь, пронизываются трещинками, разделяются на мелкие чешуйки, которые постепенно отслаиваются.

При длительном пребывании в воде органическая матрица набухает, т.е. увеличивается в объеме. Последующая сушка ведет к уменьшению ее объема, следовательно, в минерально-органическом агрегате возникает движение (за счет расширения - сжатия). В результате появляются микротрещины, ведущие к дальнейшему разрушению жемчуга и короблению плоских пластин перламутра.

Растворы щелочей разрушают органическую матрицу жемчуга и перламутра.

Минеральная составляющая жемчуга - карбонат кальция - определяет его отношение к кислотам. Под влиянием даже таких слабых кислот, как молочная, жемчуг разрушается (см. рис. 1—2).

Пагубно влияют на жемчуг и резкие перепады температуры. Неблагоприятна повышенная влажность воздуха. В условиях значительного загрязнения атмосферы она способствует оседанию на поверхность жемчужин паров кислот, растворяющих их радужную оболочку. В результате жемчуг «тает». Большой вред наносят аэрозоли, содержащиеся в воздухе. Это крошечные твердые частицы, образующиеся в результате неполного сгорания топлива, и пыль, которые лишают жемчуг блеска. На ярком солнечном свете жемчуг постепенно выцветает, блекнет, иногда желтеет, теряя присущую ему радужность и блеск.

В захоронениях (кладах, гробницах) сохранность жемчуга зависит от доступа к нему воздуха. При ограниченном доступе кислорода жемчуг может сберегаться тысячелетиями, но при извлечении его на воздух может рассыпаться в порошок. Поэтому археологические изделия с жемчугом требуют немедленной консервации.

Таким образом, при хранении жемчуга следует соблюдать стабильный температурно-влажностный режим. Оптимальная температура — 18-20 °С, влажность— 60—65 %. При таких условиях и обязательном затенении жемчуг может сохраниться до 300-400 лет и более. Это подтверждается целым рядом точно датированных и прекрасно сохранившихся вышивок жемчугом, относящихся к XVI веку.

Как «лечить» жемчуг? Советы старых мастеров. К проблеме возвращения первоначальной окраски «потухшему» (но не «умершему») жемчугу люди обращались уже 1000 лет тому назад. Все средства восстановления поврежденного жемчуга, дошедшие до нас из письменных памятников, сводятся к удалению его погибшего слоя. В них описаны рецепты особых растворов, в состав которых входило более 40 веществ, одно диковиннее другого. После их смешивания получалась жидкость, имевшая кислую реакцию, которая и растворяла верхние, измененные слои жемчуга. На растворяющем действии слабого раствора соляной кислоты основан и другой способ «оживления» жемчуга, издавна применявшийся в Индии. Жемчуг давали склевывать домашней птице, которую спустя несколько часов забивали. Благодаря кислым свойствам желудочного сока растворялись верхние, рыхлые слои жемчужины и обнажались нижние -сияющие радужными переливами. Совершенно очевидно, что толщина верхнего иризирующего слоя должна была быть достаточно большой, иначе произошла бы его полная утрата. Жемчуг свинцового цвета «оживляли», опуская его в лимонную кислоту на три дня и затем смазывая его яичным белком; потускневший жемчуг погружали в уксус и вино, рекомендовали носить его на шее. При постоянном ношении украшения из жемчуга постоянно подвергаются воздействию потовых желез (пот имеет кислую реакцию) и верхние слои жемчужины постоянно обновляются. Кроме того, замедляется процесс обезвоживания жемчуга. Предлагалось также грязный, не снятый с ниток жемчуг пересыпать солью и положив его в холщовый мешочек полоскать до тех пор в воде, пока соль не растворится. М.И. Пыляев советовал: 1) промывать его в соленой воде или обрабатывать углекислым калием, а затем эфиром; 2) промывать в слабом растворе мыльной воды и после этого полировать смоченными в соляной кислоте отрубями. Г. Смит для восстановления блеска жемчужин рекомендовал погружать их в раствор винилацетата или в масло, которые заполняют зарождающиеся трещинки.

В наше время ювелиры «оживляют» жемчуг, обрабатывая его слабым раствором соляной и уксусной кислот.

Таким образом, в основном, для восстановления блеска жемчужины на нее воздействуют раствором кислоты или «мягким» абразивом. Очевидно, эти советы могут оказаться полезными в быту, однако в музейной практике мы можем думать только о консервации разрушающегося жемчуга, об оптимальных условиях его хранения и о способах наименее травмирующей его очистки.

Выводы:

При хранении жемчуга и перламутра необходимо строгое соблюдение оптимального температурно-влажностного режима.

Приступая к работе с памятником, украшенным жемчугом и перламутром, необходимо произвести предварительные микроскопические и, если это необходимо, химические исследования. Если реставратор имеет дело с имитацией, к ней следует отнестись не менее бережно, чем к природному жемчугу.

При работе с жемчугом и перламутром недопустимо:

• Длительное замачивание в водных растворах.

• Резкое нагревание и переохлаждение.

• Использование растворов кислот и щелочей (в том числе мыла).

Для очистки загрязненного жемчуга и перламутра можно рекомендовать применение 2 -3 %-ных водно-спиртовых эмульсий неионогенных ПАВ (с использованием отжатых ватных тампонов) и финишную обработку тампонами, смоченными 70 %-ным, а затем 96 %-ным этиловым спиртом. Для очистки имитаций жемчуга можно использовать те же ПАВ в растворителях, индифферентных к материалам, из которых выполнены имитации.

Для консервации разрушающегося жемчуга, его имитаций на основе глютинового клея и перламутра рекомендуем использовать пластифицированный рыбий клей с добавкой катамина АБ (1%) и 30 % этилового спирта.

В качестве декоративно-защитного покрытия (особенно на помутневших поверхностях перламутра) возможно применение составов, содержащих отбеленный пчелиный воск, растворенный в уайт-спирите или очищенном бензине.

Все эти выводы, относящиеся к жемчугу и перламутру, могут быть отнесены к таким минерально-органическим материалам, как кость, рог, коралл.

 

Татьяна Викторовна Пашковская,
заведующая сектором химико-биологических исследований ГРМ.
Первоисточник: 
ПРОБЛЕМЫ ХРАНЕНИЯ И РЕСТАВРАЦИИ ЭКСПОНАТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ МУЗЕЕ. МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА 24-25 апреля 2001 года. ГРМ. СПб., 2001
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.