ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

ВИТРИНЫ КАК ИСТОЧНИК РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАСЕКОМЫХ-ВРЕДИТЕЛЕЙ МУЗЕЙНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ

Славошевская Л.В.

В отечественных музеях при создании витрин руководствуются прежде всего эстетическими, конструкторскими и в последнюю очередь климатическими требованиями. Биоповрежденческий аспект, если и принимается во внимание, то ограничивается защитой экспонатов от плесени (например, контроль за влажностью). Проблемы защиты от насекомых как бы не существует. Однако витрина может служить местом обитания насекомых, что приводит к повреждению экспонатов в витринах и к распространению вредителей в музее. Для того чтобы избежать заражения витрин насекомыми и эффективно планировать защиту от них, необходимо знание образа жизни этих насекомых: цикл развития, питание, реакции на климатические условия. Изображение внешнего вида и подробное описание особенностей образа жизни насекомых, повреждающих культурные ценности, опубликованы в материалах первого выпуска "Сохранность культурного наследия: наука и практика", где обобщены результаты исследований энтомологов, работающих в основном в области биоповреждения культурных ценностей [1]; см.также [2—4]. В настоящей статье ограничусь лишь сведениями, которые важно учитывать при организации витрин и контроля за состоянием находящихся в них экспонатов. В музеях Северо-Западного региона обычно обитают несколько видов жуков, разрушающих древесину (в основном мебельный точильщик, иногда усачи, древогрызы), один-два вида жуков — разрушителей материалов, содержащих растительный белок, например мучной клей и гербарии (хлебный точильщик, притворяшки, хрущаки), а также около 10 видов жуков-кожеедов и столько же видов молей, повреждающих материалы, в структуру которых входят животные белки (в основном кератин). Видовое разнообразие вредных насекомых в музее, а также численность отдельных видов зависят, прежде всего, от климатических условий (температура и относительная влажность музейного воздуха, степень освещенности), от качества материала, пригодного для питания (химический состав, текстура), и его количества.

К музейным вредителям относятся насекомые, приспособившиеся к обитанию в жилище человека, где они обеспечены благоприятными условиями существования: достаточно стабильный температурно-влажностный режим, отсутствие интенсивных воздушных потоков, изобилие пищи, отсутствие конкурентов и врагов. В музее насекомые используют разнообразные органические источники питания, в том числе и органические материалы экспонатов; их самки высокоплодовиты, некоторые из них (моли, хлебный точильщик, сеноед (книжная вошь)) способны давать несколько поколений в год; они ведут сумеречный скрытный образ жизни, что затрудняет их обнаружение в начальный период заражения музея.

В отечественных музеях почти все витрины изготовлены из древесины, более или менее уплотнены так, что почти всегда имеются щели, через которые насекомые легко проникают внутрь благодаря очень мелким размерам уплощенного тела (его длина варьирует в зависимости от вида от 1 мм, как у сеноеда, до 10 мм, как у ветчинного кожееда).

Микроклимат музейных витрин (температура 10—21 °С, относительная влажность воздуха 40—65 %) благоприятен для развития молей, кожеедов, точильщиков. При повышении влажности до 75 % и выше возможно появление влаголюбивых насекомых — чешуйницы (серебряная рыбка), сеноеда (книжная вошь), войлочной моли, личинки которых питаются плесневыми грибами. В слабоотапливаемых и неотапливаемых помещениях витрины могут заселяться жуками-притворяшками, чьи личинки иногда окукливаются в поверхностном слое древесины, в левкасе и в других несъедобных рыхлых материалах. Мебельный точильщик развивается в древесине при относительной влажности воздуха выше 45 %. Ниже этого порога развитие мебельного точильщика прекращается на стадии яйца, поскольку эмбриональная личинка неспособна прогрызть подсохшую яйцевую оболочку и погибает. При благоприятных условиях развитие мебельного точильщика протекает в течение 2—4, иногда до 7 лет в зависимости от породы древесины. Зараженность деревянной витрины мебельным точильщиком определяется по летным отверстиям, осыпаниям буровой муки. Однако первично зараженная витрина, в которой развитие точильщика еще не завершилось формированием имаго и жуки еще не покидали древесину, не имеет летных отверстий и отличить ее от незараженной визуально невозможно.

Насекомые, вредящие в музее, избегают прямого света либо в течение всей жизни, как мебельный точильщик, либо во время роста — на стадиях личинки и куколки. Бабочки моли летят на рассеянный свет. Жуки (имаго) мебельного точильщика активны при сумеречном освещении и на рассвете. В это время они летают в поисках полового партнера или подходящего места для откладывания яиц. Таким местом может оказаться древесина витрины, у которой имеются шероховатые поверхности, не покрытые лаком или краской. Взрослые жуки кожеедов и хлебного точильщика летят к источнику света, поэтому весной и летом они собираются на окнах, светильниках, внутри освещенных витрин. В Эрмитаже мы обнаруживали скопления взрослых кожеедов (AttagenussmirnoviZhant.) в металлических вазах внутри закрытых витрин, расположенных напротив окна. Очевидно, жуков завлек туда свет, отраженный от металла. Подвижные, избегающие света личинки кожеедов проникают в неосвещенные витрины, где они развиваются до имаго, так как всегда имеют возможность укрыться там от прямого света под декоративными материалами, экспонатами, в щелях или пыли. Насекомые, попадая в витрину, в качестве пищи используют органические волокна декоративных материалов и экспонатов, а также самой витрины (древесину).

Мебельный точильщик заселяет древесину как хвойных, так и лиственных пород, однако предпочтение отдает последним. Древесина с остатками луба особенно привлекает самок для откладки яиц, так как мягкий питательный луб — наиболее благоприятная пища для молодых личинок. Мебельный точильщик заражает не свежую, а уже побывавшую в употреблении не менее 4 лет древесину и старую не более 250—300-летней выдержки, а также древесину, прошедшую усиленную термообработку (при температуре выше 100 °С) и выдержанную затем во влажных условиях в течение нескольких лет. В древесине, поврежденной бурой гнилью (например, домовыми грибами) точильщик не живет, так как грибы выедают именно те ее компоненты, которыми питаются личинки точильщиков. Однако в предметах, изготовленных из древесины, пораженной плесневыми деревоокрашивающими грибами (грибы синевы, пестрой гнили), точильщики развиваются.

Моли и кожееды — самые распространенные вредители музеев. Они разрушают экспонаты, материалы которых содержат животные белки, в основном кератин (шерсть, войлок, рог, перо, мех). Некоторые виды молей и кожеедов повреждают материалы, в структуру которых входит коллаген: кожу, животные клеи. Иногда кожееды используют в пищу белок фиброин, входящий в состав шелка, а также растительные белки, повреждая экспонаты, реставрированные с помощью пшеничного клея, и гербарии. Хлопчатобумажные, льняные и синтетические ткани, бумагу, картон личинки кожеедов могут повреждать при поисках подходящей пищи или места для окукливания. При отсутствии других пищевых материалов они могут питаться газетной и мелованной 6умагой.

Шерстяное сукно, которое за превосходные фактурные качества предпочитают использовать при оформлении витрин, особенно привлекательно для молей и кожеедов. Ткани, содержащие, кроме шерсти, синтетику, поедаются более интенсивно, поскольку питательность такой ткани снижена из-за неспособности насекомых усваивать синтетические волокна. Бытующее мнение о питании молей и кожеедов синтетикой основано на том факте, что предметы из шерсти, хранимые в полиэтиленовых пакетах, оказывались поврежденными насекомыми. В действительности личинки прогрызают упаковочные материалы и попадают в пакеты, влекомые запахом шерстяных изделий, находящихся в этих пакетах (полиэтилен и бумага пропускают запахи). Кожеедов привлекают также декоративные нешерстяные материалы с густым ворсом — бархат или имитирующие его и замшу ткани.

В недостаточно уплотненных витринах следует ожидать появление мелких насекомых, например мух, а также скопление пыли, в состав которой входят такие пищевые для насекомых материалы, как волокна шерсти и кожи, частицы органических материалов, споры грибов, пыльца растений, а также воздух и влага. Пыль оказывается благоприятной средой обитания для многих насекомых, особенно для кожеедов, личинки которых предпочитают рыхлый и сыпучий субстрат (например, Attagenussmirnovi). В витринах пыль оседает в щелях, скапливается в углах, под экспонатами, задерживается декоративными материалами. Она может быть едва уловимой для зрителей, но для насекомых это благоприятное местообитание, где они скрываются от избыточного света, питаются и размножаются. Влажная пыль, в которой прорастают споры грибов, может привлечь влаголюбивых чешуйниц и сеноедов.

Итак, витрины нуждаются в защите от насекомых. Для того чтобы витрина не служила рассадником вредоносных насекомых, необходимо применять превентивные методы защиты:

— при изготовлении деревянных витрин не использовать древесину, пораженную насекомыми, сохранившую остатки коры или только луба, зараженную грибами;

— деревянные витрины должны иметь гладкое защитное покрытие без трещин (лак, краска, полировка), препятствующее откладке яиц мебельным точильщиком и проникновению в древесину слабой молодой личинки (по гладкой полированной поверхности затруднено передвижение кожеедов);

— щели в витринах должны быть тщательно уплотнены с помощью фильтров, пропускающих воздух, но препятствующих проникновению насекомых; при отсутствии фильтров необходимо предотвращать скопление пыли и заселение витрины насекомыми: регулярно (не реже 1 раза в неделю) чистить витрину пылесосом, причем после уборки содержимое пылесборника следует сжигать или топить в воде во избежание распространения в музее насекомых, попавших в пылесборник;

— декоративные материалы не должны привлекать насекомых: стараться не оформлять витрины сукном или тканями, содержащими шерсть, ворс (бархат, плюш), а также замшеподобными материалами. В противном случае необходимо применять химические средства защиты, отпугивающие насекомых (репелленты), снижающие пищевую привлекательность материала (антифиданты), уничтожающие насекомых (инсектициды).

Литература

1.Славошевская Л. В. Защита музеев и библиотек от насекомых // Сохранность культурного наследия: наука и практика / Отв. за выпуск С. В. Успенская. СПб., 1996. Вьга.1. С.71—82.

2. Биологические вредители музейных художественных ценностей и борьба с ними: Методические рекомендации. М.,1991.

3. Тоскина И. Н. Вредители интерьеров и книг и борьба с ними // Экспресс-информация. Сер. Консервация и реставрация памятников истории и

культуры. М., 1994. Вып. 6. С. 1—28.

4. Тоскина И. Н. Насекомые // Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи: Учеб. пособие / Под ред. Ю. И. Гренберга. М.,1987. С.308-322.

 

L. V. Slavoshevskaya The State Hermitage

SHOWCASES AS A SOURCE OF INSECT INFESTATION IN MUSEUM COLLECTIONS

Main species of pests damaging museum collections, their life cycles and habits are considered. Environment in showcases favors insects life and because of that special attention should be given to insect control in showcases. Non-toxicinsecticidesarerecommended.

 

Славошевская Людмила Викентьевна (Государственный Эрмитаж). Зав. Лабораторией биологического контроля, кандидат биологических наук.

В 1967 г. закончила Ленинградский государственный университет по специальности "Зоология беспозвоночных", с 1971 по 1974 г — аспирантуру в Зоологическом институте АН. В 1980 г. защитила кандидатскую диссертацию. В настоящее время возглавляет Лабораторию биологического контроля Государственного Эрмитажа. Научные интересы — биоповреждения культурных ценностей, биологический контроль в музеях, идентификация насекомых, повреждающих произведения искусства, внедрение биоцидов в реставрацию, недеструктивные методы в превентивной консервации. Является автором 27 научных трудов.

Первоисточник: 
Сохранность культурного наследия: наука и практика. Выпуск второй. Материалы 2-го обучающего семинара «Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории» 21—25 октября 1996 г. (СПб. — Пушкин) - ЛКиРД РАН,СПб., 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.