ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

ВЛИЯНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ НА СОХРАННОСТЬ ОБЪЕКТОВ ПРИ ЭКСПОНИРОВАНИИ

Кобякова В.И., Успенская С.В.

Внутренняя среда музеев, библиотек, архивов определяет сохранность памятников культуры и истории при экспонировании и хранении. Важными с точки зрения обеспечения сохранности объекта являются следующие параметры внутренней среды: температура и относительная влажность воздуха, уровень запыленности, химический состав внутреннего воздуха, содержание в воздухе и на поверхностях жизнеспособной микрофлоры, уровни освещенности.

Здание музея, архива или библиотеки является первым защитным барьером для поддержания стандартных условий хранения и экспонирования. Обычным методом в современной музейной климатологии является поддержание оптимальных условий хранения при помощи специальных конструкций здания и кондиционирования. Многие консерваторы твердо убеждены, что без кондиционирования состояние коллекций будет быстро ухудшаться. Существуют и другие мнения. Так, Стив Кинг и Колин Пирсон предлагают альтернативный подход контроля окружающей среды в учреждениях культуры [1].

Необходимость постоянного контроля за температурой и влажностью и значение этого контроля для сохранности объектов осознана теоретиками и практиками; этому вопросу уделяется большое внимание в каждом музее, архиве и библиотеке. Достигнутые успехи зависят от многих факторов, среди которых можно отметить активность администрации, сотрудников и финансовые возможности.

1. Контроль влажности. Большинство авторов считают проблему контроля влажности первостепенной, так как относительная влажность воздуха: 1) ускоряет химические реакции, в особенности коррозию металлов; 2) оказывает прямое влияние на содержание влаги в объектах, особенно если они изготовлены из гигроскопических и пористых материалов, что приводит к значительному изменению размеров; 3) влияет на спороношение и размножение грибов.

Обычно считается, что содержание влаги в материалах определяется условиями равновесия, зависящими от относительной влажности окружающего воздуха при данной температуре. Например, содержание влаги в деревянном экспонате, находящемся в витрине, рассчитывается исходя из так называемых изотерм влаги для дерева, которые общеизвестны. К сожалению, изотермы не позволяют определить, что будет происходить с количеством влаги, содержащейся в объекте, при изменении температуры. В работе канадских ученых была обнаружена практически линейная зависимость между температурой воздуха и температурой точки росы в пределах одного помещения. Этот факт идет вразрез с принципами психрометрии, но вполне логичен, если учесть, что большинство материалов, используемых для строительства, имеют пористую и/или гигроскопическую структуру и способны содержать большое количество влаги. В действительности количество воды, находящееся в материалах здания, в сотни раз превосходит воду, имеющуюся в виде паров в воздухе здания. Здание среднего размера может содержать 4—5 кг воды в виде паров в воздухе и 1600—2000 кг воды в материалах [1]. Выводы очевидны. Относительная влажность воздуха внутри зданий будет зависеть прежде всего от содержания влаги в материалах здания. То же самое можно сказать и о хранилищах, содержащих большое количество вещей органического происхождения с большой площадью поверхности. Далее, если подобные помещения плохо проветриваются, находящиеся в них предметы будут служить буфером относительной влажности, поскольку материалы будут десорбировать влагу при увеличении температуры. Выражаясь кратко, изменения температуры влияют на содержание влаги в материалах сильнее, чем изменения относительной влажности.

2. Химический состав воздуха. Химический состав внутреннего воздуха также влияет на сохранность объектов, но эта проблема изучена в меньшей степени. За рубежом проводятся многочисленные исследования по влиянию химического состава атмосферы на состояние различных объектов. Этой проблеме, например, был посвящен семинар Европейской комиссии в 1995 г. [2]. Выполнено серьезное исследование по влиянию оксидов серы, азота, атмосферного озона на сохранность бумаги в Голландии [3].

Загрязнение воздуха хранилищ культурных ценностей может происходить под влиянием внешних и внутренних факторов. К внешним относятся состояние окружающего воздуха, близость промышленных предприятий и транспортных магистралей и т. д. К внутренним источникам относятся оборудование и инженерные системы, материалы интерьера. Сами объекты хранения, особенно в поставарийной ситуации, могут стать причиной загрязнения воздуха пылью и вредными химическими веществами, жизнеспособными микроорганизмами. Данные по уровням концентраций химических веществ внутри учреждений культуры немногочисленны. Наиболее исследована проблема летучих карбонильных соединений (муравьиный и уксусный альдегиды, низшие кислоты). Эти вещества вызывают коррозию металлов и повреждение других экспонатов. По данным ученых из Института консервации им. П. Гетти (г. Лос-Анжелес), концентрации формальдегида в атмосфере музеев США колеблются от 0,2 до 1400 ppb [4]. По С.-Петербургу эти данные имеются только по хранилищам Библиотеки Российской Академии наук и Российской Национальной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Высокая концентрация формальдегида (до 1 мг в 1 куб. м) зафиксирована в 1995 г. в некоторых хранилищах Библиотеки РАН, которые были подвергнуты массовой фумигации в мае 1988 г. после пожара в Библиотеке [5]. В хранилищах Российской Национальной библиотеки им. Е. М. Салтыкова-Щедрина концентрация формальдегида не превышала 0,1 мг/м , по данным 1992 г.

3. Микроклимат витрин. Контроль состояния среды, окружающей экспонат, особенно важен при экспонировании в витринах. При измерении концентрации карбоксилсодержащих соединений в музеях США наибольшие уровни карбонильных соединений были зарегистрированы в витринах и шкафах для хранения экспонатов [4]. Это объясняется тем, что дерево и пластики, из которых изготовлено большинство оборудования в учреждениях культуры, способны выделять летучие органические соединения. в том числе карбонильные. Современные конструкции витрин позволяют поддерживать определенный температурно-влажностный режим и принимать меры для очистки воздуха от химических загрязнителей. Для этого внутри витрины размещают определенное рассчитанное количество силикагеля и активированного угля. Большое значение имеет герметичность витрин. Принято считать, что качественно выполненные витрины имеют коэффициент воздухообмена 1—2 в сутки. Уникальные экспонаты хранят в витринах с инертным газом при низких концентрациях кислорода. Этот же прием используют при транспортировке экспонатов. Разработаны также специальные конструкции витрин, включающие оборудование для очистки и поддержания температурно-влажностного режима внутреннего воздуха.

4. Методы пассивного контроля состояния окружающей среды. Проведение химического анализа воздуха по методикам, принятым в исследовании атмосферных загрязнителей, является трудоемкой и дорогостоящей процедурой и не может быть осуществлено в широком масштабе. Поэтому разрабатываются различные индикаторы, сенсоры, тест-материалы, которые экспонируются в помещении или витрине и изменяют свои свойства при неблагоприятном воздействии окружающей среды. В качестве примера можно привести разработку сенсоров из специального стекла, чувствительного к агрессивным воздействиям среды [2]. Для контроля концентраций карбонильных соединений используются пассивные датчики на основе специально подготовленных сорбентов. Вероятно, возможно использование специальных материалов, близких по химическому составу к экспонируемым объектам, в качестве контрольных для оценки состояния внутренней среды.

5. Влияние пыли. Запыленность воздуха также должна поддерживаться на возможно низком уровне. Размер частиц пыли сильно различается в зависимости от их природы. Частицы дыма, угля, морской соли, свечной сажи имеют размер от 0,01 до 0,5 мк; тальк, пыльца, туман, волосы, волокна — от 5 до 100 мк. Пыль оказывает различное повреждающее действие на объекты хранения. Частицы пыли, отлагаясь на объектах, ведут к загрязнению, что означает потерю визуальных качеств. Механическое повреждение может происходить вследствие абразивного действия частичек пыли, переносимых потоком воздуха. Пыль может концентрировать и накапливать химические вещества, попадавшие в воздух хранилищ в различные периоды жизни коллекции. Например, при химическом анализе веществ из пыли различных хранилищ Библиотеки РАН, Российской Национальной библиотеки им. М. Е.. Салтыкова-Щедрина и Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского нами было установлено, что состав проб пыли из различных хранилищ, значительно отличается [6]. Помимо общих компонентов, встречающихся практически во всех пробах (жирные кислоты, эфиры фталевой кислоты, спирты, линейные углеводороды) и попадающих в пыль из современных материалов интерьера и моющих средств, обнаружены токсичные и канцерогенные вещества, такие, как полихлорированные бифенилы и бенз(а)пирены, попавшие в пыль из термодеструктированных книг. В некоторых хранилищах в пыли обнаружены ДДТ и его производные. Это "память" о химических веществах, широко применявшихся ранее для дезинсекции. Под действием пыли, содержащей химические компоненты, может происходить химическое разрушение объекта. Уровни запыленности в библиотеках С.-Петербурга составляют от 0.1 до 4 мг в 1 куб. м.

6. Санитарно-гигиенические аспекты хранения и экспонирования. Пыль является также источником и переносчиком спор грибов и бактерий. Уровень зараженности воздуха и поверхностей в учреждениях культуры также не нормирован. Наиболее исследована эта проблема для библиотек. По данным Ю. П. Нюкши, средний уровень зараженности хранилищ, библиотек составляет 1000 клеток микроорганизмов в 1 куб. м, приблизительно две трети — это клетки грибов, остальное — преимущественно бактерии [7]. По данным ученых Тартуского университета, средняя концентрация микроорганизмов в библиотеке университета варьирует от 400 до 1644 КОЕ/м; самый высокий уровень зараженности воздуха зафиксирован в читальном зале, причем максимальные концентрации достигали 4856 КОЕ/м . Это связано с более интенсивным движением воздуха в данном помещении [8].

Присутствие большого количества спор грибов в воздухе представляет опасность для людей. Известно, что среди грибов, повреждающих бумагу, более 20 родов включают возбудителей или участников развития грибных болезней человека. Заражение людей происходит главным образом через носоглотку и кожные покровы. Грибы могут вызывать различные заболевания: аллергию, кожные, легочные, глазные заболевания [7]. Поэтому проблема очистки помещений и экспонатов от пыли имеет большое значение для предотвращения повреждения экспонатов и сохранения здоровья людей. Консерватор, как правило, не может управлять качеством внешнего воздуха. Проблема контроля состояния внутренней среды учреждений культуры не такая простая, как это может показаться на первый взгляд. Следует контролировать внутренние источники пыли. Курение, приготовление пищи должно быть вынесено за пределы здания. Сухая уборка также может стать источником пыли. Для уборки следует применять только пылесосы нового поколения, снабженные фильтрами, не пропускающими мелкие частицы (0.5 мк). Эти пылесосы сейчас выпускаются промышленностью, они снабжены мембранными или жидкостными фильтрами, очень эффективны.

Все перечисленные проблемы важны при хранении, постоянном и временном экспонировании. Для тех, кто принимает или отправляет выставку, следует для обеспечения сохранности экспонатов придерживаться определенных правил. К сожалению, единой инструкции по организации передвижных выставок в России пока не существует. Может быть полезна информация, содержащаяся в Британских стандартах [9]. Приведем пример стандарта "Окружающая среда и экспонирование".

Организатор выставки обязан:

— информировать принимающую сторону о требованиях к внутреннему микроклимату помещений, в которых экспонаты будут находиться более 24 часов;

— удостовериться, что все меры, которые предпринимает принимающая сторона для защиты экспонатов от воздействия внешних климатических условий, являются адекватными;

— удостовериться в адекватности всех мероприятии но контролю за естественным и искусственным освещением;

— удостовериться в адекватности всех мероприятий, исключающих резкие колебания температуры и влажности;

— удостовериться в адекватности способов контроля загрязнений. 0

Сторона, предоставляющая экспонаты, обязана:

— согласовать с организатором параметры микроклимата (допустимые значения температуры и влажности), необходимые для каждого экспоната.

Сторона, принимающая выставку, обязана:

— поддерживать здание в таком состоянии, чтобы минимизировать риск повреждения выставки от внешних погодных условий;

— обеспечить необходимые уровни освещенности, температуры и влажности на всех площадях, где размещается выставка;

— принять необходимые меры для защиты выставки от колебаний температуры и влажности;

— принять необходимые меры для защиты выставки от воздействия недопустимых концентраций загрязнителей;

— убедиться, что меры по защите окружающей среды, предпринимаемые им или требуемые организатором, не сопряжены с риском.

Литература

1. Кing S, Соlin P. Environmental Control for Cultural Institutions: Appropriate Design and the Use of Alternative Technologies // La Conservation Preventive. Paris, 1992.

2. Uspenskaya S. V., LevashovaL. G., KobiakovaV. I. Dust in Storages of Cultural Property // Preprint of European Commission Research Workshop Effects of the Environment on Indoor Cultural Property. Preprints Wurzburg, Germany, 11 —13 December, 1995.

3. Havermans J. B.G.A. Environmental Influences on the Deterioration of Paper. Rotterdam, 1995.

4. Stu1ik D. and Grzywach C. Carbonyl Pollutants in the Museum Environment : An Integrated Approach to the Problem // La Conservation Preventive. Paris, 1992. P. 199-205.

5. KartsovaL. A., StolyarovB. V. Determination of Formaldehyde in Air of Book Storages Room of Library of Russian Academy of Sciences by Gas-Liquied Chromatography // Publication on Chemistry. Tartu, 1995. Vol. XXIII. P. 47—49.

6. Левашова Л. Г., Успенская С. В., Кобякова В. И., Густылева Л. К., Севрюков Ю. П. Внутренние и внешние источники загрязнений в хранилищах культурных ценностей // Экологическая химия. 1996. Т. 5, вып. 1.

7. Нюкша Ю. П. Биологическое повреждение бумаги и книг. СПб., 1994.

8. Конса К., Сийнер М. Климатологические и микробиологические исследования воздушной среды в библиотеках // Теория и практика сохранения памятников культуры. СПб., 1995 Вып. 17. С. 9—16.

 

V. I. Kobiakovu. S. V. Uspenskaya

The Laboratory of Conservation and Restoration of the Documents of the Russian Academy of Sciences

INDOOR ENVIRONMENT AND PRESERVATION OF OBJECTS DURING EXHIBITION

Main parameters of indoor environment influencing the preservation of cultural property are considered. Particular attention is given to chemical composition of indoor air, dust concentration and rnicroflora. Methods of passive control of environment in storages and showcases are discussed. Basic aspects of Standards for environmental control during touring exhibition are analyzed.

 

Кобякова Валерия Ивановна (Библиотека Российской Академии наук). Старший научный сотрудник, кандидат технических наук.

В 1969 г. закончила Ленинградский технологический институт им. Ленсовета по специальности "Химия и технология синтетических каучуков". В 1972 г. закончила очную аспирантуру на этой же кафедре и защитила кандидатскую диссертацию. С 1977 г. работала старшим научным сотрудником кафедры технологии нетканых материалов, с 1981 по 1992 г. — старший научный сотрудник НИИ физиологии Ленинградского государственного университета. Занималась проблемами биоповреждеиий полимерных материалов, химическими и физическими способами защиты, экологическими аспектами применения фунгицидов. С 1992 г. — старший научный сотрудник лаборатории профилактики биоповреждений библиотечных фондов. В 1993—1994 гг. руководила работами по сушке фондов библиотек С.-Петербурга, пострадавших в аварийных ситуациях (пожар в Доме писателей, аварии систем водоснабжения в Центральной сельскохозяйственной библиотеке, Российском этнографическом музее). В порядке оказания научно-технической помощи выполняла работу по превентивной консервации фондов Мемориальной библиотеки Воронцовых (г. Алупка, 1994 ) и Домской библиотеки (г. Трир, Германия). Имеет более 40 научных публикаций, в том числе 8 авторских свидетельств. Является секретарем секции биоповреждений Российского ботанического общества. Круг научных интересов — методы биомониторинга фондов, разработка новых методов защиты документов от биоповреждений, экологические аспекты применения биоцидов.

Успенская Светлана Васильевна (Лаборатория консервации и реставрации документов (ЛКРД)РАН). Научный сотрудник.

В 1988 г. закончила Ленинградский государственный университет по специализации "Коллоидная химия". Около 8 лет проработала в Лаборатории консервации и реставрации документов РАН, с 1991 по 1996 г. возглавляла сектор исследований и информации научно-исследовательского отдела консервации Библиотеки РАН. В настоящее время — координатор по внутренним и международным связям по вопросам обеспечения сохранности культурных ценностей (ЛКРД). Автор 2 авторских свидетельств и 24 публикаций. Выступала с докладами на международных конференциях по проблемам сохранности культурных ценностей под эгидой Международной федерации библиотечных ассоциаций (IFLA), Европейской комиссии (ЕСРА), Международной ассоциации по исследованию воздушной среды (IAI). Проходила стажировку в США в Северо-Восточном Центре консервации документов (г. Андовер) и в Институте консервации им. П. Гетти (г. Лос-Анжелес). В 1995 г. являлась руководителем программы и семинара "Библиотеки и архивы в экстремальных ситуациях", в 1996 г. — руководитель семинара "Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории". Научные интересы — разработка новых материалов и технологий для реставрации и консервации; исследование влияния окружающей среды на сохранность памятников культуры и истории; исследование долговечности бумаги; создание баз данных по превентивной консервации.

Первоисточник: 
Сохранность культурного наследия: наука и практика. Выпуск второй. Материалы 2-го обучающего семинара «Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории» 21—25 октября 1996 г. (СПб. — Пушкин) - ЛКиРД РАН,СПб., 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.