ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ ПРИ ЭКСПОНИРОВАНИИ

Кобякова В.И.

Биологические агенты (грызуны, насекомые, микроорганизмы) могут нанести серьезные повреждения памятникам культуры и истории и даже привести к их потере при условиях неправильного хранения и экспонирования. Коллекции исторических документов, как правило, в той или иной мере повреждены биологическими агентами. Степень повреждения зависит от многих причин: истории бытования коллекции, материалов, условий хранения, возраста. Основной причиной повреждения все же являются условия хранения в течение всей жизни книги или документа.

Как известно, основной источник заражения коллекций — это внешняя и внутренняя окружающая среда. Обычно количество жизнеспособных спор грибов и бактерий на внешних поверхностях книг гораздо выше, чем на внутренних. Структура биоценоза внутри документов и на внешних поверхностях также может существенно отличаться. Доминирующими представителями сообщества микроорганизмов, выделенных с внешних поверхностей документов, являются организмы, характерные для данной климатической зоны, поэтому структура данного сообщества микроорганизмов может отличаться для библиотек в разных регионах. Структура биоценозов внутренних поверхностей документов, как правило, состоит из микроорганизмов, которые адаптировались в данной экологической нише (кожа, бумага и т. п.).

1. Современная стратегия биологического контроля коллекций. В настоящее время в общественном сознании произошли существенные изменения в вопросе использования химических средств борьбы с биологическими вредителями коллекций. Если ранее традиционным подходом в борьбе с насекомыми было использование инсектицидов, а для уничтожения плесневых грибов применялись химические вещества (формальдегид, окись этилена, ортофенилфенол и т. п.) , то сейчас популярность этих методов резко снизилась в связи с их токсичностью для человека. Традиционные подходы в борьбе с биологическими вредителями уступают место новым экологически менее опасным технологиям [ 1—3]. К сожалению, следует констатировать тот факт, что в России этот процесс очень медленный и трудный, и пока не достигнуто серьезных успехов в данном направлении.

Признанной в мире стратегией сохранения коллекций от биологических вредителей является IntegratedPestManagement (IPM) [4—5]. В отечественной литературе нет точного термина для перевода. IPM можно трактовать как комплексный биологический контроль за состоянием коллекций, систему биологического мониторинга. Основные положения IPM:

1) предотвращать попадание биологических агентов внутрь здания и в ваши коллекции;

2) контролировать внутреннюю окружающую среду, чтобы предотвратить размножение биологических агентов;

3) постоянно контролировать биологическое состояние коллекций, идентифицировать вредителей, выявлять причины и источники их появления;

4) уничтожать вредителей, если они появились, применяя, по возможности, безопасные для человека и коллекций технологии.

Хранитель несет профессиональную и этическую ответственность за обеспечение условий сохранности коллекций. Ему же отводится существенная роль в системе биологического мониторинга. Чтобы успешно справиться с данной задачей, каждый хранитель должен:

а) знать биологических вредителей его коллекции, их жизненный цикл и реакцию на химические и другие меры истребления и профилактики биозаражения;

б) знать объекты хранения, их значение и потенциал в коллекции;

в) знать биоциды и их возможные реакции с материалами объектов;

г) рассматривать каждое мероприятие по профилактике коллекций от биологических вредителей как часть в длинном ряду подобных действий в жизни объекта;

д) наносить как можно меньше вреда.

Решение проблемы контроля над биологическими вредителями — это в большей степени вопрос управленческий, а не технический. Комплексная система биологического контроля должна занимать соответствующее место в политике управления музеем, библиотекой, архивом. Когда эта междисциплинарная программа вводится в действие, очень важны вопросы координации между сотрудниками всех уровней: администрацией, хранителями, инженерным и техническим персоналом.

При многих внешне не схожих ситуациях, связанных с активизацией биологических агентов повреждения коллекций, технические рекомендации бывают схожими и сводятся к следующим положениям:

1) изучите и, если необходимо, реконструируйте здание, чтобы предотвратить проникновение и развитие биологических вредителей;

2) контролируйте температуру и относительную влажность внутреннего воздуха, определяйте причины отклонения от стандартного уровня, применяйте корректирующие меры, если это необходимо;

3) обновляйте и инспектируйте технические системы обслуживания помещений, чтобы они сами не явились источником заражения здания и коллекций;

4) проводите постоянный биологический контроль за состоянием коллекций, обучайте штат различать признаки заражения;

5) исключите попадание продуктов питания в хранилища, развивайте профессиональное сознание штата в отношении недопустимости продуктов питания в помещениях для хранения и экспонирования коллекций и работы с экспонатами.

Этот список рекомендаций важнее, чем такие технические вопросы, как выбор специального класса инсектицидов или биоцидов для данной ситуации. Достижение этих целей в учреждениях культуры составляет ядро философии доктора Альберта Грина — энтомолога из Вашингтона, отвечающего за энтомологический контроль коллекций США. В обращении ко всем операторам, отвечающим за контроль над насекомыми в коллекциях, он описывает критерии контроля, принятые в настоящее время в США. Эти правила не позволяют обычное, общее или местное применение инсектицидов, которое раньше было стандартом индустрии борьбы с вредителями. Вместо этого рекомендовано применение приманок в контейнерах или в инкапсулированном виде. Жесткая обработка применяется только после того, как насекомые идентифицированы. Подрядчики, проводящие обработки, должны обязательно иметь лицензию и проводить работы под контролем энтомолога.

2. Биологический контроль при организации передвижных выставок. Передвижные выставки могут включать экспонаты из многих источников и могут экспонироваться в нескольких местах, поэтому существует потенциальная возможность переноса биологических вредителей коллекций от одного экспоната к другим, из одного помещения в другие.

Безусловно, при организации выставок владелец экспонатов, организатор и принимающая сторона должны предпринимать предупредительные меры. Краткое изложение этих мер приводится в стандарте "Защита от биологических вредителей коллекций" [6]. Приведем их.

Все поступающие экспонаты и средства их упаковки должны быть подвергнуты тщательному осмотру для выявления возможных биологических агентов или признаков их жизнедеятельности. Входящие экспонаты следует поместить в изолятор (они должны пройти карантин) на возможно более долгий срок. Во время карантина следует осуществлять систематический биологический контроль. Если биологическое заражение обнаружено, об этом следует немедленно сообщить организатору выставки и квалифицированному консерватору.

Организатор, владелец экспонатов и принимающая сторона должны каждый иметь план биомониторинга коллекций (IPM), который включает работу с поступившими на выставку экспонатами. Следует регулярно чистить все помещения, где экспонируются коллекции. Необходимо исключить проникновение в эти помещения опасных для экспонатов биологических агентов (крыс, мышей, насекомых) и поддерживать параметры микроклимата, предотвращающие развитие плесневых грибов, бактерий и других микроорганизмов.

Обработку экспонатов против биологических агентов, если они появились, следует проводить с минимальным риском для людей и коллекций. Обработку и биологический контроль должны осуществлять опытные специалисты.

Каждый хранитель или ответственный за сохранность выставки должен принять оперативные меры, если все же обнаружено заражение экспонатов биологическими агентами. Первым действием при обнаружении микологического поражения является перенос объектов в такие климатические условия, когда дальнейшее развитие грибов невозможно. Независимо от того, нужна или нет дезинфекционная обработка объекта, консерватор должен провести косметическую чистку экспоната. Следует обратиться к микологу для идентификации микроорганизмов, поскольку споры грибов могут вызывать аллергическую и даже токсическую реакцию. Миколог посоветует специальные меры предосторожности при работе с выделенными культурами, если это необходимо. В любом случае должны быть приняты минимальные меры предосторожности — защита рук и органов дыхания (перчатки и респиратор). Решение о необходимости дезинфекции объекта должно приниматься после анализа всех аспектов предстоящей обработки — уровень зараженности жизнеспособной микрофлорой, возможные технологии дезинфекции, влияние планируемой обработки на свойства объекта, отдаленные последствия, экологическая безопасность. Следует понимать, что практически все технологии дезинфекции в той или иной мере наносят вред объекту и не являются консервирующими (за исключением, например, прямого введения фунгицида в материальную основу памятника).

Поэтому, если обработанный объект переносится в помещение с повышенной влажностью, на нем снова возможно развитие плесени. Единственный выход в данной ситуации — это создание стандартного микроклимата.

3. Современные технологии фумигации поврежденных объектов. В реальной жизни все же могут иметь место ситуации, когда требуется применение активных истребительных мер для предотвращения повреждения коллекций или экспоната биологическими агентами. В мировой практике используются различные технологии (с применением окиси этилена, бромистого метила, ортофенилфенола, тимола и др.). Во многих странах химическая обработка официально запрещена, но остается легальная и полулегальная деятельность (например, в Германии стерилизация окисью этилена запрещена в пищевой промышленности, но разрешена для медицинских изделий; эти же специальные компании, имеющие лицензию для проведения стерилизационных работ, осуществляют обработку книг и документов). Химические меры защиты становятся все менее популярными. Активно развиваются новые альтернативные технологии дезинсекции и дезинфекции (с применением инертных газов, атмосферы с пониженным содержанием кислорода, обработка экспонатов в сухой атмосфере с последующей чисткой) [1, 2]. Новые технологии наиболее разработаны для дезинсекции, они внедрены в практику работы музеев, библиотек и архивов в развитых странах. Имеется обширная литература на иностранных языках, многие специализированные компании предлагают свои услуги по дезинсекции коллекций. Процессы могут быть проведены в стационарных и передвижных камерах, палатках, контейнерах различного объема от 400 м до небольших объемов для одного экспоната. Например, в Музее изящных искусств в Сан-Франциско для дезинсекции объектов применяется следующая технология. Объект помещается в пластиковый мешок из специальной пленки с низкой проницаемостью для инертных газов, который имеет устройство для ввода газов. Мешок герметизируется, подсоединяется с помощью гибких шлангов к линии подачи азота, продувается определенным объемом газа для полного замещения воздуха на азот и герметично закрывается. Экспонирование объекта проходит в течение 7 — 14 дней, затем процедура повторяется в обратном порядке.

Обработку проводит консерватор, она очень эффективна и технологична.

Эффективность альтернативных технологий по отношению к плесневым грибам изучена недостаточно, литература по этой проблеме весьма немногочисленна, вопрос исследуется и дискутируется, но имеется безусловный интерес к этой теме и практические попытки использования альтернативных технологий в учреждениях культуры. Для дезинфекции перспективными считаются технологии с применением двуокиси углерода, сухой атмосферы и атмосферы с пониженным содержанием кислорода (использование эффекта гипоксии). Остановимся подробнее на последней технологии. Поскольку плесневые грибы, развивающиеся на памятниках, являются аэробами (для жизнедеятельности им необходим кислород), то при снижении концентрации кислорода до 0,5—0,1 % их развитие тормозится и даже прекращается. Обработку можно осуществлять в камерах и пластиковых контейнерах различного объема. Цикл обработки — до двух недель, в течение которых необходимо поддержание таких низких концентраций кислорода. В случае камерных обработок предъявляются высокие требования к герметичности оборудования и технике контроля состава атмосферы. Имеется и вариант обработки в небольших пластиковых объемах, подобный описанному выше для дезинсекции. В этом случае для создания в контейнере низких концентраций кислорода применяются специальные абсорберы кислорода — Ageless, разработанные в Японии [7]. Эта технология заимствована из пищевой промышленности. Абсорбер представляет из себя небольшую емкость, заполненную мелкодисперсным порошком железа. Одна сторона контейнера покрыта пленкой, проницаемой для влаги и кислорода. Поглощение кислорода происходит в результате протекания электрохимических реакций с участием воды, железа и кислорода. Выпускаются различные марки этих абсорберов, эффективные при уровнях относительной влажности от 65 %. Каждый консерватор сам может рассчитать количество абсорберов, необходимых для определенного объема. Для контроля концентрации кислорода внутри контейнера или камеры разработаны специальные датчики Ageless-Eye, которые изменяют свой цвет от розового до голубого при повышении концентрации кислорода от 0,1 до 0,5 %. Эту технологию начали применять для обработки пораженных плесенью документов в Государственном архиве Голландии.

К сожалению, в отечественной практике альтернативные технологии не используются в силу отсутствия собственных разработок и средств для покупки импортною оборудования. Но определенное движение все же имеет место. Многие консерваторы и специалисты по сохранности понимают необходимость применения альтернативных технологий, начаты исследования по этим направлениям в Библиотеке РАН и Российской Национальной библиотеке. В Российском этнографическом музее (С.-Петербург) функционируют две камеры дезинсекции объектов при низких температурах.

Начинаются работы по организации системы комплексного биологического контроля. В Библиотеке РАН разработана программа биомониторинга, которая включает систематическое обследование хранилищ, документов и текущий контроль микологического состояния документов с применением методов биотестирования и газовой хроматографии. Программа биомониторинга внедрена в фонде иностранных монографий, отделе рукописной книги (Библиотека Петра I). Создана фактографическая база данных по мониторингу. Разработанная система биомониторинга коллекций применена в других библиотеках (Мемориальной библиотеке Воронцовых (г. Алупка) и Домской библиотеке (г. Трир, Германия). Эту систему можно применить в библиотеках и архивах, не имеющих собственных отделов консервации.

С.-Петербург — культурный и научный центр — безусловно может и должен стать центром разработки и внедрения передовых современных технологий биологического контроля сохранности памятников культуры и истории.

Литература

1. International Conference "Pest, Insect and Fungi Management: Non-Toxic Fumigation and Alternative Control Techniques for Preservation Cultural / Historic properties and Collections". Boston, 1994.

2. We1lhelseг J. G. Nonchemical Treatment Processes for Disinfestation of Insects and Fungi in Library Collection. Munchen, 1992.

3. Кобякова В. И. Дезинфекция архивных и библиотечных материалов // Сохранность культурного наследия: наука и практика. / Отв. за выпуск С. В. Успенская. СПб., 1996. Вып. 1. С. 91 — 102.

4. Нагmоn G. D. Integrated Pest Management in Museum, Library and Archival Facdities. Indianopolis, Indiana, 1993.

5. Postlethwaite A.W. Achieving Integrated Pest Eradication with Heightened Sensitivities to Collections Safety and Human Toxicity. IFLA Publication. Munchen; London; New York; Paris, 1992.

6. Standards for Touring Exibition. Museum and Galeries Commission. London,

1995.

7. Gi1bert M., Grattan D. Oxygen-free Storage Using Ageless Oxygen Absorber // Preprints of International Congress "Preventive Conservation: Practice, Theory and Research". Ottava, 1994

 

V. I. Kobiakova

The Library of the Russian Academy of Sciences

BIOLOGICAL CONTROL OF CULTURAL HERITAGE AND EXHIBITIONS

Basic aspects of biological control for artifacts and storages are discussed. Integrated Pest Management (IPM) is the only strategy which guarantee the requested defense level against pests. Measures must be taken to firevent and monitor infestation and to control pests during the touring exhibition. Alternative technologies of pest eradication are given.

 

Кобякова Валерия Ивановна (Библиотека Российской Академии наук). Старший научный сотрудник, кандидат технических наук.

В 1969 г. закончила Ленинградский технологический институт им. Ленсовета по специальности "Химия и технология синтетических каучуков". В 1972 г. закончила очную аспирантуру на этой же кафедре и защитила кандидатскую диссертацию. С 1977 г. работала старшим научным сотрудником кафедры технологии нетканых материалов, с 1981 по 1992 г. — старший научный сотрудник НИИ физиологии Ленинградского государственного университета. Занималась проблемами биоповреждеиий полимерных материалов, химическими и физическими способами защиты, экологическими аспектами применения фунгицидов. С 1992 г. — старший научный сотрудник лаборатории профилактики биоповреждений библиотечных фондов. В 1993—1994 гг. руководила работами по сушке фондов библиотек С.-Петербурга, пострадавших в аварийных ситуациях (пожар в Доме писателей, аварии систем водоснабжения в Центральной сельскохозяйственной библиотеке, Российском этнографическом музее). В порядке оказания научно-технической помощи выполняла работу по превентивной консервации фондов Мемориальной библиотеки Воронцовых (г. Алупка, 1994 ) и Домской библиотеки (г. Трир, Германия). Имеет более 40 научных публикаций, в том числе 8 авторских свидетельств. Является секретарем секции биоповреждений Российского ботанического общества. Круг научных интересов — методы биомониторинга фондов, разработка новых методов защиты документов от биоповреждений, экологические аспекты применения биоцидов.

Первоисточник: 
Сохранность культурного наследия: наука и практика. Выпуск второй. Материалы 2-го обучающего семинара «Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории» 21—25 октября 1996 г. (СПб. — Пушкин) - ЛКиРД РАН,СПб., 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.