Заправка картриджей купить картридж для принтера. | от лидирующей компании купить губную гармошку подробно на dynatone.ru
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОТОГРАФИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ИСТОРИЧЕСКИМИ ДОКУМЕНТАМИ

Эрастов Д.П.

Вопросы хранения и использования памятников всегда находятся в некотором противоречии. Действительно, любое общение исследователя (человека, читателя) с памятником связано с физико-химическим воздействием на последнего. Как правило, это, во-первых, механическое воздействие, если мы имеем дело с книгами, документами, альбомами и подобными объектами; во-вторых, световое, лучевое воздействие; в-третьих, изменение внешней среды — температуры, влажности, газовой составляющей и т. д. Вместе с тем невозможно представить, чтобы памятники только хранились при идеальных условиях и не использовались.

Именно фотографические технологии смогут помочь частично решить эту постоянную дилемму с пользой для обеих сторон, т. е. для сохранности самого памятника и работы исследователя. Тем более, что в настоящее время трудно представить использование памятников без получения с них различных светокопий. Вопрос состоит, как и во многих других случаях действительности, в соотношении необходимости и достаточности. И если грамотно (научно обоснованно) использовать новейшие фотографические технологии, с одной стороны, и ввести определенные организационные правила хранения и использование светозаписей (светокопий) — с другой, то можно повысить использование памятника при обеспечении должной его сохранности.

Можно выделить три основных аспекта в использовании фотографических технологий для памятников. Во-первых, получение различных светокопий, которые в большинстве случаев могут и должны заменить подлинники в работе читателей и исследователей. К этой группе работ можно отнести такие копии, как фотографии, ксерокопии, микрофильмы, микрофиши, факсимильные издания, цифровую запись на магнитных носителях и дисках. К этой группе копий по функциональной роли подходят также муляжи и реплики, хотя их технология изготовления только отчасти может быть фотографической. Кстати, муляжи и реплики должны как можно шире использоваться на длительно действующих выставках для защиты подлинников. Продолжительное действие света приводит к выцветанию органических красителей и разрушению носителя.

Во-вторых, фотоанализ памятников с использованием методов научной фотографии для получения дополнительной (визуально невоспринимаемой) информации для исследовательских работ и публикаций. Здесь мы имеем в виду возможность совершенно объективно выявлять выцветшие, стертые, замаранные тексты, знаки, рисунки. Обнаруживать приписки, исправления (подновления) текстов, старую нумерацию листов, места подчисток, водяные знаки, структуру носителя пишущих средств. Кроме того, в этих процессах по физическому (оптическому) поведению отдельных элементов памятника в ряде случаев можно судить о физико-химической природе последних. Таким образом, исследователь получает дополнительную совершенно объективную информацию в удобной форме — она может быть уменьшена (для перевода на микроформы) или, напротив, увеличена (например, для графологического исследования). Далее полученные фотоизображения могут быть размножены, использованы в изданиях и т. д. При этом исследователю нет необходимости длительное время вглядываться и рассматривать под разными углами освещения и на просвет памятник; он имеет объективные копии, содержащие больше информации, чем подлинник, удобные для работы на любом рабочем месте. Это сразу исключает (сводит до минимума) многочасовую работу исследователя с памятником, при которой последний непрерывно облучается светом и подвергается механическим нагрузкам. Возможность повышения информативности документов можно проиллюстрировать следующими примерами (рис. 1-4).



Рис. 1. Справка (извещение) 1944 г. с выцветшим рукописным текстом.

А — обычная контрольная фотография; Б — фотография, полученная методом инфракрасной люминесценции; удалось значительно повысить контраст основного рукописного текста и изображение углового штампа.

 

Рис. 2. Первая кишиневская тетрадь А С. Пушкина, 1820—1833 гг., ИРЛИ РАН.

Страница с авторской правкой.

А — обычная контрольная фотография; Б — фотография в отраженных инфракрасных лучах, возможно реконструировать первоначальный вариант.

 

Рис. 3. Радзивиловская летопись, Библиотека РАН.

А — фотография фрагмента листа рукописи на просвет; Б — бета радиография того же листа; полностью воспроизведен водяной знак бумаги — оптически устранен мешающий текст с обеих сторон.

 

Рис. 4. Греческая рукопись-палимпсест, IX — XII вв.

А — обычная контрольная фотография; Б — фотография, полученная методом видимой люминесценции; выявлен смытый ранее текст, становится доступным для исследователя новый (вновь открытый) исторический источник


В-третьих, получение документирующей фотографии, которая несет объективное изображение физического состояния памятника на момент его регистрации. Этот вид фотографической технологии очень важен для полноценного описания состояния памятника на всех этапах его хранения и использования, а также для проведения консервационных и реставрационных работ. Если документирующую фотографическую регистрацию проводить регулярно с каким-то временным интервалом (например, 1 — 5 лет), то можно говорить о мониторинге физического состояния памятника. Это позволит отслеживать все изменения (обнаруживать слабые места), происходящие с памятником во времени или в результате каких-либо воздействий. Кроме того, наличие уже готовых фотографических изображений (например, негатив) защитит памятник от необходимости подвергать его каким-либо съемкам каждый раз, когда это понадобится.

Из сказанного выше очевидно, что использование фотографических технологий в хранении и использовании памятников в высшей степени оправданно.

Теперь нужно обратить внимание читателя на саму фотографическую технологию в самом общем, но принципиальном плане. Следует подавляющее большинство работ проводить на черно-белых серебряных фотографических материалах. Это диктуется в первую очередь качественными характеристиками этих материалов и процессов. Именно эти технологии без каких-либо громоздких и дорогостоящих систем позволяют получить достаточно долговечные, простые в хранении и использовании изображения. Причем их качество по градационным и резольвометрическим (информационная плотность) характеристикам практически недостижимо методами цифровой обработки с записью на магнитных и других носителях (при сопоставлении простоты осуществления и затрат). Любые фотографические технологии, используемые в работе с памятниками, должны проводиться технически грамотно, в щадящих режимах. Регистрирующая аппаратура должна быть светосильной, фотографические материалы — высокой чувствительности и с нужной спектральной характеристикой. Очень важно, чтобы спектральная коррекция производилась на источниках света (излучения), а не на объективе регистрирующей системы, с тем чтобы памятник облучался светом только того состава, который образует изображение, и в тот отрезок времени, когда происходит экспонирование. Так, если регистрация производится в видимой области спектра, то его спектральный диапазон не должен выходить за рамки 400—720 нм. Ультрафиолетовые и инфракрасные лучи удаляются соответствующими светофильтрами на источниках света.

При описанных условиях памятник получит ничтожно малое облучение, несравнимое с теми суммарными световыми и механическими нагрузками, которые он получает при работе над ним исследователей и читателей или экспонировании на выставках.

Если есть необходимость в получении ксерокопий, то нужно использовать аппаратуру, которая не подвергает объект излишним механическим и световым нагрузкам, а также переводит изображение в цифровую форму, что позволит экспонировать документ (памятник) однажды, а количество копий затем получать в необходимом количестве. Указанным требованиям отвечают, например, аппараты фирмы "Минольта" Di 30 со специальным сканнером для книг PS-3000.

Конечно, очень важен организационный момент, т. е. учет, хранение и использование светокопий любого вида. При этом сами условия хранения должны обеспечивать длительную сохранность всех фотокопий, но особенно негативов, которые долговечны и дают наиболее качественное изображение памятника.

Несомненно, при любом репродуцировании памятника первичные светокопии-негативы, слайды, цифровая запись и т. п. должны являться собственностью учреждения памятника. Только в этом случае фотографические технологии позволят защитить памятники от излишних эксплуатационных нагрузок.

 

D. P. Erastov

The Laboratory of Conservation and Restoration of Documents THE USE OF PHOTOGRAPHIC TECHNOLOGIES FOR INVESTIGATION OF HISTORICAL DOCUMENTS

Three basic aspects of the use of photographic technologies for investigation of documents are given: blueprints; photoanalysis of documents; documenting photos. Contemporary photographic technologies promote the preservation, investigation and publishing of documents.

 

Эрастов Дмитрий Павлович (Лаборатория консервации и реставрации документов (ЛКРД) РАН). Заведующий ЛКРД РАН.

Закончил Московский полиграфический институт в 1958 г. по специальности "Технология полиграфического производства". В ЛКРД работает с 1951 г. — вначале старшим лаборантом, затем с 1957 г. — младшим научным сотрудником, руководителем группы, с 1970 г. — заведующим ЛКРД. Член комиссии по аттестации реставраторов Министерства культуры России, член правления С.-Петербургской гильдии реставраторов, ответственный за работу комиссии по образованию. С 1974 г. ведет курс "Технико-технологические исследования" в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Имеет около 70 опубликованных работ, в том числе монографию "Основные методы выявления угасших текстов". Является автором изобретений "Фотографический материал для регистрации люминесцирующих объектов контактным методом" и «Документная бумага "долговечная — 1000"». Им были разработаны два новых (оригинальных) оптико-фотографических метода исследования документов (памятников культуры): инфракрасной люминесценции и контактной бета-радиографии. Научные интересы — обеспечение физической сохранности документов, оптико-фотографические методы исследования и повышение информативности документов.

Первоисточник: 
Сохранность культурного наследия: наука и практика. Выпуск второй. Материалы 2-го обучающего семинара «Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории» 21—25 октября 1996 г. (СПб. — Пушкин) - ЛКиРД РАН,СПб., 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.