ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

ПРОБЛЕМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ ПРИ ЭКСПОНИРОВАНИИ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Крышкин В.И.

Человечеству давно известно о разрушительном воздействии световой энергии солнца. Однако для информации о предмете необходим свет, поэтому исключить его из обихода нельзя. Но как определить, какое количество света окажет минимум вредного воздействия? Эта одна из основных задач в проблеме освещенности при экспонировании культурных ценностей.

Известный ученый в области консервации культурных ценностей и основатель современного научного подхода к вопросам сохранности, директор Национальной галереи в Лондоне Гарри Томсон в своей монографии [ 1 ] обобщает опыт многих ученых, занимавшихся вопросами сохранности культурных ценностей. В главе "Стандарты голубой шерсти" (СГШ) он описывает работу ученого Феллера, который проводил опыты по накоплению лучистой энергии с применением раскрасок СГШ. Опыты оказались малоуспешными, так как скорости выцветания связаны с факторами, которые трудно учесть, но для музейной ситуации они оказались ему полезны. Продолжая опыты в условиях с определенным температурно-влажностным режимом, он пришел к выводу, что материалы можно условно разделить на три группы [1], каждая из которых имеет свое время практической жизни (табл.1).

Таблица 1. Зависимость световой устойчивости от продолжительности жизни экспоната

Группа

Классификация светоустойчивости

Предполагаемое время практической жизни

III

Нестойкие

До 20 лет

II

Среднестойкие

20—100 лет

I

Высокостойкие

Больше 100 лет

Время жизни материала, оцененное по табл.1, рассчитано из годовой интенсивности 1,5 млн. лк • час. При отсутствии ультрафиолетового излучения продолжительность жизни экспоната может увеличиться в 6 раз.

Поскольку культурные ценности представляют собой различные по своей природе материалы, то многолетняя практика их

экспонирования привела к необходимости деления их по светостойкости на три группы [2—4] (табл. 2).

Таблица 2. Группы светостойкости материалов и нормы их освещенности

Группа

Материал

Светостойкость

Освещенность, Е, лк

I

Мрамор, керамика, металл

Высокая

200—500

II

Масляная живопись, кожа, дерево, слоновая кость

Средняя

100—150

III

Акварели, гобелены, текстильные изделия, газеты, журналы

Низкая

30—50

Нормы, приведенные в табл. 2, приняты во многих странах (Англия, Франция, Канада, Италия, Россия), но есть страны, в которых существуют и другие нормы, поэтому, отправляя свои памятники на выставки в другие страны, необходимо в договоре требовать выполнения норм, принятых у нас.

Помимо норм на освещенность в новой "Инструкции по учету, хранению и реставрации культурных ценностей", проект которой был разработан в Министерстве культуры Российской Федерации в 1995 г., вводятся ограничения и на близлежащие области ультрафиолетовых и инфракрасных излучений. Составляющая этих излучений в световом потоке не должна превышать; УФ < 75 мкВт/лм, ИК < 60 мкВт/лм.

Для понимания вопросов, связанных с освещенностью, необходим минимум физических понятий о лучистой энергии света.

1. Оптическое излучение. Диапазон оптических излучений состоит из трех областей электромагнитных волн: ультрафиолетовой, видимой (свет) и инфракрасной, заключенных в границах от 1 до 1 000 000 нанометра (1 нм = 1 миллимикрон).

Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения разделяются на области:

ФА 380 — 315 нм — действие — загар; УФ-В 315 — 280 нм — вызывает покраснение кожи; УФ-С 280 — 180 нм — вызывает бактерицидное действие; ИК-А 780—1400 нм; ИК-В 1,4—-3 мкм; ИК-С 3 мкм до 1 мм — вызывают поверхностный нагрев.

2. Световые величины:

а) Световой поток Ф, люмен (лм):

Ф = I • ω,

где I — сила света, кандела (кд), ω — телесный угол, стерадиан (ср).

Е = Ф/S, где S— площадь поверхности, м2.

Е = I/ L2,

где L— расстояние между источником света и поверхностью.

Освещенность характеризуется основным законом — законом квадратов расстояний (с увеличением расстояния вдвое освещенность падает в 4 раза).

в) Яркость В, кд/м2:

В = I/cosa • Sп,

где Sп — площадь проекции светящейся поверхности, м2; а — угол между нормалью к поверхности и направлениями силы света. Яркость — это та величина, которую непосредственно фиксирует наш глаз, и она не зависит от расстояния.

Рассматривая световые единицы, необходимо остановиться на областях невидимого электромагнитного излучения, так как его диапазоны распространяются далеко за пределы видимого излучения. Световой поток источников искусственного света составляет небольшую часть излучаемой мощности, и для ламп накаливания он равен 3—5 % от общего энергетического потока. Поэтому необходимо рассмотреть понятие "энергетический поток" (Фе ), куда входят области ультрафиолетового и инфракрасного излучения.

г) Энергетический поток Фе, ватт (вт):

Фе = ΔW/Δt,

где ΔW — энергия излучения, дж; Δt — время переноса, с.

Человеческий глаз воспринимает только видимый свет из суммарного потока электромагнитных волн, а области ультрафиолетового и инфракрасного излучений остаются вне восприятий.

д) Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения характеризуются энергетической светимостью (излучательностью) Ме, ватт/м :

Ме = Фе/ S.

Величиной отношения энергетической светимости к световому потоку нормируются составляющие ультрафиолетового и инфракрасного излучений в общем световом потоке.

Распределение лучистой энергии солнечного излучения: видимое излучение — 52 %, инфракрасное — 43 %, ультрафиолетовое — 5 %. Инфракрасное излучение вызывает нагрев поверхности экспонируемых материалов. Из исследований известно, что нагрев на 10 °С ускоряет фотохимические реакции в 2 раза (для бумаги эти же процессы наблюдаются уже при 5 °С).

Фотонная энергия ультрафиолетового излучения, проникающая через оконное стекло, составляет 70—90 ккал/моль. Это соответствует числу квантов тепла ультрафиолетового излучения при нагреве материала до 200 °С.

Особую опасность для экспонируемых предметов представляет естественный свет, так как даже диффузный свет от сплошного облачного небосвода в 10 раз разрушительнее, чем свет от лампы накаливания.

Использование люминесцентных ламп для освещения экспонатов средней и низкой светостойкости тоже представляет серьезную опасность из-за высокого уровня ультрафиолетового излучения.

Примером правильной освещенности на современном техническом уровне при экспонировании можно назвать выставку "Фламандской средневековой книжной миниатюры", представленную весной 1996 г. в Государственном Эрмитаже. Раритеты находились в специальных витринах, которые обеспечивали не только сохранность, но и условия температурно-влажностного режима. При полном отсутствии дневного света для освещения экспонатов были использованы осветительные устройства с волоконными световодами, которые могут располагаться как угодно близко к памятнику, так как при этом полностью отсутствуют вредные воздействия лучистой энергии.

Наша промышленность располагает подобным светотехническим оборудованием только на уровне научных разработок.

3. Приборная база. Основным прибором для измерений освещенности является люксметр, который должен отвечать основным требованиям:

— кривая его световой эффективности должна приближаться к кривой человеческого глаза;

— должен принимать свет со всех направлений;

— иметь ряд диапазонов, чтобы показания можно было снимать как в помещении, так и на улице.

Основными моделями конца 80-х годов были люксметры Ю-116 и Ю-117. Люксметр Ю-117(диапазон измерений 0,1 — 100 000 лк), люксметр Ю-116 (диапазон 5—100 000 лк) предназначены для измерения освещенности, создаваемой лампами накаливания и естественным светом.

"UVMONITORTYPE 760" и "TYPE 762" - приборы для измерений составляющей ультрафиолетового излучения в световом потоке выпускаются Оксфордской лабораторией специально для музеев. Они включены международными центрами по реставрации в список обязательных музейных приборов.

Измеритель оптических излучений ТКА-01/3, разработанный и выпущенный научно-техническим предприятием "ТКА" в Санкт-Петербурге в 1994 г., предназначен для измерения общего светового фона (ОСФ) в музейных помещениях и выполняет функции люксметра и УФ-фотометра с измерением соотношения УФИ/ОСФ. Данный прибор рекомендован Министерством культуры Российской Федерации учреждениям, хранящим памятники культуры и истории.

Можно сделать следующие "выводы.

1. Действие естественного освещения на памятники на бумажной основе должно быть исключено. Если условие полной изоляции естественного света невозможно или при освещении используются люминесцентные лампы, то витрины с экспонатами необходимо защитить фолиевыми пленками, которые снижают освещенность и ограничивают вредное воздействие ультрафиолетового и инфракрасного излучений.

2. При освещении экспонатов рекомендуется использовать лампы накаливания, с учетом рекомендуемых норм освещения (30—50 лк), комфорта для людей, находящихся в помещении, и условий сохранности экспонатов от вредного воздействия световой энергии.

3. При организации и во время работы экспозиции необходимо контролировать параметры освещенности и ее составляющих.

Литература

I.Thomson Garry. The Museum Environment. Butterworths; London; Boston, 1978.

2. Бердяков В. А., Зайчикова С. Ю., Курицын А. М. Принципы освещения музейных коллекций с защитой экспонатов от действия света. М.,1989.

3. Кнорринг Г. М. Искусственное освещение музеев. М., 1969.

4. Рекомендации по проектированию искусственного освещения музеев. М., 1988.

 

V. I. Krishkin The State Russian Museum

PROBLEMS OF LIGHTING DURING EXHIBITION OF CULTURAL PROPERTY

Main standards for lighting of objects from I — III classes of light sensitivity during exhibition, light measuring equipment and "Blue Wool Standard" are considered.


Крышкин Владимир Иванович (Государственный Русский музей) Научный сотрудник отдела музейной климатологии.

В 1973 г. закончил Лесотехническую академию имени С. М. Кирова. Работал конструктором, технологом, фотографом, в Государственном Русском музее с ап­реля 1993 г. занимается вопросами освещенности музейных экспонатов при экс­понировании. Принимал участие в создании прибора контроля освещенности ИОИ ТКА 1/03, а также в разработке инструкции по хранению культурных ценностей.

Первоисточник: 
Сохранность культурного наследия: наука и практика. Выпуск второй. Материалы 2-го обучающего семинара «Экспонирование и сохранность памятников культуры и истории» 21—25 октября 1996 г. (СПб. — Пушкин) - ЛКиРД РАН,СПб., 1997
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.