Консультации гинеколога - узи гинекологическое цена. Увеличения роста без операций.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Алкалоиды в крашении, дублении и производстве чернил.

Аватар пользователя Магделена Стоянова

О атрибуции древних чернил и тушей, дубленой кожи, крашенных и набивных тканей Некоторые заметки о роли алкалоидов. *

 

Очень много раскрытий последних десятилетий в сфере естественных органических материалов, их химии и реактивности еще не усвоенными историками техники и искусств. Ряд теорий, касающиеся древних технологий искусств и ремесел основываются более на легендах чем на практических анализах сложных процессов, которые происходят при выполнении оригинальных  методов. Один такой казус представляют алкалоиды и их роль в производстве чернил, дублении и крашении в прединдустриальной эпохе.

Они привлекли наше внимание несколько лет тому назад, в ходе анализа одного  коптского папируса из Фаюма, датированного 8-им веком (Pap. Berol. Kopt. 8316), предоставляющего одну из самых редких возможностей проследить процессы подготовки и крашения шерсти при коптах. С химической точки зрения это система сложных полицентрических реакций полифункциональных молекул со специфической стереохимической выборностью.

Подробным языковым и языковедческим анализом соответственной технической терминологии мы установили с очень большой долей уверенности, что исходные материалы для крашения были Cordeauxia edulis (йехеб), содержащий ализарин  (alizarin red-S,), алое (Aloe perryi , хромо смола-камедь) и железо. Кроме этих текст упоминает ячмень, мочу, соляную воду и соду. Точное предназначение последней составной части, Papaver somniferum (опийный мак, ошибочно переведенный как марена в предыдущих публикациях рецепта) остался неясным: краситель, chromophoros, или что-то другое, объяснимое его исключительно высоким содержанием алкалоидов опиума.

Одно из предназначений ячменя, несомненно экстрагировать, ферментируя, железный оксид и – вероятно – некоторые основные красители; мочи – чье применение типичное для способах крашения в древности в Индии, в Средиземноморье и в Европе спустя до индустриальной эпохи и всегда в комбинации с растительными продуктами – и в цитированном случае должно бы создать основную среду для протекания реакций, но здесь они включают и извлечение алкалоидов опийного мака, нерастворимых в воде.

Как хорошо известно, морфин не растворяется в воде и очень трудно – в органических растворителях; все таки, в присутствии других алкалоидов и протеинов или смол – здесь алое, которое содержит и некоторые технические красители - это быстро происходит. В большинстве случаев алкалоиды находятся в растении в виде солей органических и неорганических кислот. Они легко распадаются в воде – в отличие от свободных алкалоидов, которые обычно растворяются только в органических веществах. Это обстоятельство наводит на мысль что, в данном случае, по крайней мере одной из функцией опиумных алкалоидов могла быть нейтрализация избытка метальных ионов, избегая, таким способом, развитие коррозионных процессов и гарантируя более длинную жизнь крашеной шерсти.. Но алкалоиды - как и азот - известны прежде всего из-за их чрезвычайной химической реактивности и логично предположить, что в описанном процессе они выполняют и другие функции. Интересно заметить, что в традиционных рецептах материал, предназначенный для крашения, обычно третируют квасцами, которые здесь вообще не упоминаются. В одной  из самых древних – еще неопубликованных – рецепт о крашении хлопка в красном цвете из Мексики на  основе  одной разновидности красильного дерева, тоже на месте квасцов  употребляют его богатые алкалоидами семена и цветы Hamamelis virginiana.

Последующий просмотр древних трактатов и всякий род известий о содержании алкалоидов в применяемых компонентов обнаружил впечатляющее количество таковых не только в сфере крашения естественными красителями, но и при дублении кожи и производстве чернил в Китае, Северной Африке и особенно в Эфиопии. Единственная особенность в том, что основные условия для протекания реакции некогда обеспечены не мочой, а щелочью.

Небезынтересно вспомнить по этому поводу,  что танин впервые был упомянутым в 1796 - когда понятие алкалоиды еще не существовало - чтобы обозначить одно вещество растительного происхождения, которое легко образует нерастворимые соединения с белками кожи, благодаря своим энзимам предотвращает гниение и содействует длительным сохранением кожи.

Алкалоиды появились в научной литературе только в 1819 в Германии, в одной публикации К. Майснера, но более широкую известность получили гораздо позднее.

В Советском союзе первый алкалоид, анабазин, был обнаружен академиком Ореховым почти через век, в 1929 году,  и это событие было последованно невероятно быстрым взлетом, как по отношению индивидуализации новых видов, так и в изучении их химических и структурных свойств и возможностей практических приложений. Многие постановки, сделанные в СССР еще в 1930-ых  годах еще актуальными: в нашем случае - это зависимость алкалоидного содержания одного и того-же растительного вида от гео-климатической характеристики местности произрастания. Именно возможность тонкой индивидуализации растительного сырья на основе алкалоидного  теста привела к идеи использовать его и для локализации географического происхождения упомянутых артефактов, имея в виду общепринятую тенденцию снабжать производство местными продуктами. В высоких горных районах  богатого селитрой Перу, на озере Титикака, например, местное население красит тканы яркими, великолепными и устойчивыми цветами не применяя никаких квасцов теми же самыми растениями, при окрашивании которыми в Европе без квасцов ничего не получается. Очевидно, роль не только технических красителей, но и других сопутствующих веществ  для качества крашения уже очень давно были известны, но их логика – непонятна, из-за чего огромные естественные  ресурсы до сих пор остаются неприменяемыми.

По-настоящему не существует общепринятого принципа разграничения  алкалоидов от других естественных азотосодержащих соединений. Аминокислоты, пептиды, протеины, нуклеотиды и нуклеокислоты, N - гликозиды, аминосахары, аминоалкохолы и антибиотики не причисляются  к алкалоидам. Некоторые западные авторы классифицируют соединения с азотом в экзоцикличной позиции - мескалин, серотонин, дофамин – как амины, а не как алкалоиды, другие считают, что алкалоиды это особая разновидность аминов или приравнивают к ними и биоамины.

То обстоятельство, что алкалоиды растворяются водой в кислой среде, а в основной и нейтральной – только в эстерах высших масляных кислот, превратили их в незаменимое лечебное средство из-за их способности преодолевать биологические барьеры в нейтральной форме или быть транспортированными в протонированном виде. В действительности почти все синтетические лекарственные препараты содержат более чем одно третичное соединение азота.

Сегодня уже установлены молекулярные структуры преобладающей части известных алкалоидов как растительного так и животного происхождения, чья численность составляет более чем 20 000 видов. Они интенсивно используются физико-химических и физиологических исследованиях: для прослеживания филогенетических подобий, в медицине, земледелии и в ветеринарии из-за их уникальной и особо энергичной физиологической активности и токсичности.

Совсем не так развито их приложение в консервации и реставрации или в археометрии, хотя наличие большого потенциала в этих сферах подсказывают как их участие в ряде естественных и синтетичных красителей, так и неизменное присутствие в растениях, традиционно применяемых для дубления, крашения и чернил, чье действие объясняется - согласно распространенному мнению - их „высоким содержанием танинов“. Но верно ли это? В Западной Европе единственным исследователем Н. Schweppe, в его энциклопедическом труде о естественных красителях  упоминаются и алкалоидные, разграничивая их от основных - берберин между самых важных  -  в отличие от Орехова, который  классифицирует их все как алкалоиды принадлежащиe к различным группам.

В Советском союзе теория взаимосвязи воспринимаемого цвета и технического красителя еще в 1960-ых годах поставлена Б.И. Степановым на более совершенной теоретической основе исходя из позиций квантовой химии, которая объясняет давно известную роль солнечного света при модификации цвета, так и другие сопутствующие явления, как  изменение свойств самых растительных красителей  вследствие перерыва их питания. Но надо иметь в виду и то, что немногие алкалоиды жидкости и являются летучими соединениями.

Россия остается на передовых позиций и в секторе химии природных соединений  в целом и из-за  особого развития наук и технологий, таких специальных областей как химия и приложение азотосодержащих соединений, красителей, в консервации кожи и т. д.

Предлагаемый здесь метод атрибуции очень много обязан этим замечательным научным достижениям, которые раскрыли незаменимую роль алкалоидов как посредников при дублении и крашении – с одной стороны – и как индикаторов географического происхождения – с другой.

Прослеживание ареала возникновения анонимных, обнаруженных ex loco древних текстов написанных на папирусах, на пергаменте, шелке, на деревянной или бумажной основе; отгадывание точного места выработки восточных крашенных или набивных тканей или дубленных кож все еще связано с решением систем очень много неизвестных и часто оказывается практически невозможным. Что касается письменных или старопечатных текстов, то ни исследование содержания и палеографии, ни филиграни сами по себе могли бы однозначно разрешить вопрос места написания текста. Вспомним в этой связи дискуссии об авторстве списков библейских текстов обнаруженных в Белом монастыре в Египте.

Ничем легче ситуация при атрибуции древних тканей или кож: она до сих пор остается почти целиком зависимой от стилистического анализа. Действительно, благодаря прогрессу  хроматографии возможно  установить содержавшиеся в цитированных видах изделий естественные технические красители и масла, но так как они встречаются и в ряде других растениях, локализация происхождения остается нерешенным вопросом.

Одно из самых больших препятствий является недостаточное и территориально неравномерное накопление сравнительных данных. В отличие от неразрушающих методов диагностики, документация, языковый, технический и технологический анализ исторических сведений очень отстают, особенно в юго-западных стран Западной Европы, с неизбежно происходящими из этого отрицательными отражениями на качестве интерпретаций сделанных там лабораторных исследований. Хотя верно, что страны умеренного климата Старого Континента не изобилуют естественными красителями так как экзотический Восток или Юг, в прошлом – как и сегодня - там жили и работали очень многие ремесленники-иммигранты, которые импортировали из родины не только оригинальные производственные методы, но и необходимое сырье: архивы морских городов Италии, Франции, Испании, Португалии, Голландии чрезвычайно богаты сведениями об этом.

При подготовке настоящей работы мы постарались взять их во внимание, максимально расширяя объем банка сравнительных данных. Технические рецепты, на которые ссылаемся, представляют фактически все известное до сих пор; они составляют несколько сотен тысяч и затрагивают период от поздней античности до индустриальной эпохи Европы, включая и некоторые источники из Северной Африки и Юго-Восточной Азии. Все таки никакой секрет что, несмотря на бесчисленные попытки европейцев вскрыть тайны ремесленников Востока или Африки применяющие местные естественные продукты, они до сих пор не в состоянии воспроизводить, например, яркие и водоустойчивые чернила, которые великолепно сохранились в некоторых книгах, напечатанных в 16-ом веке в Венеции, или крашенные и набивные ткани из Индии, Персии, Яве; мягкость кож дубленных в Индии, Анатолии или Северной Африки.

Другое препятствие состоит в том обстоятельстве что, касательно чернил применяемых до 15-ого века мы отличаем только некоторые основные группы: сажные, вареные, железные и гало-железные, некоторые цветные, хотя разные письменные источники упоминают  более чем тысяч добавок предназначенных для их производства и улучшения. Одна из самых подробных и интересных коллекций восточных рецептов туш, переведенных до того дня (1983, Париж), не успела справиться с самым существенным: полной идентификацией исходных веществ. В своих языковых интерпретаций ее автор, М. Зердун Бат-Йехуда, недостаточно занимался  техническими аспектами и результаты, конечно, практически не применимы..

Еще один  пример  псевдонаучности: в рамках проекта ИНККОР Европейской Комиссии: были предложены  „эффективные и новаторские“ методы консервации чернил архивных библиотечных фондов, но под  предлогом, что исторические письменные сведения, на которые их изготовление базируется  особого рода “segret now-how”, эти последние не были опубликованными. Осталось неизвестным, почему авторы решили, что все древние чернила гало-железные.

Не особенно надежными и способы установления географического происхождения танинов. Сегодня отличаются только несколько локальных типов таниновых кислот, вообще вопрос об их химическом составе и изомерах еще не выяснен..

Единственное условие для автоматизации этого теста это регистрация в специальных дигитальных банк уже установленных в первой очереди для фармацевтических, медицинских или ветеринарных целей молекулярных структур и всех других индивидуальных характеристик алкалоидов растительного происхождения, в подавляющем большинстве уникальных для каждого растительного вида и специфичных для разных географических разновидностей.

Магделена Стоянова

_____________

* Все сведения о коптском источнике опубликованны автором в:

“Denominazioni amariche in una ricetta copta per tingere la lana.” In:   Bibliotheca nubica et aethiopica. Festschrift zum 90. Geburtstag von Stanislaw Chojnacki. Orbis Aethiopicus 10/2007 (Lublin) 264-280.

“Written Sources on Coptic Dyeing Methods.” Journal of Coptic Studies 10/ 2008 (Liège: Peeters) 99-112.

Средняя оценка
(3 голоса)
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.