ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 
1. Б. Анреп. Беседы о живописной технике. — «Аполлон», 1914, № 1—2, с. 76—94.
2. Ю. И. Гренберг. Очерки истории развития технико-технологических исследований живописи. — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 26—29, 1971—1975.
3. В. А. Щавинский. О материалах старинной картины. — «Старые годы», 1908, №5, с. 264—280.
4. В. А. Щавинский. Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. — Известия ГАИМК, вып. 115, 1935.
5. I. F. L. Мeгimee. De la peinture a l'huile. Paris, 1830.
6. P. Mоntabert. Traite complet de la peinture. Paris, 1829.
7. Сh. L. East1ake. Materials for a History of Oil-Painting, v. 1, 2. London, 1847, 1869. Переиздание: N. Y., 1968.
8. M. P. Merrifie1d. Original treatises, dating from the Xllth to XVIHth centuries... v. 1, 2. London, 1849. Переиздание: London, 1967.
9. Д. А. Ровинский. История русских школ иконописания до конца XVII века. — «Записки имп. Археологического общества», т. 8, 1856, с. 1 —196. Посмертное более полное издание, по которому даны все ссылки в настоящей работе, — «Обозрение иконописания в России до конца XVII века». СПб., 1903.
10. Е. Вегgсг. Beitrage zur Entwickelungsgeschichte der Maltechnik. Munchen, 1901-1912.
11. W. S1esiriski. О sytuacji w zakresie technologii i technik malarskich w dobie romantyzmu. — «Ochrona zabytkow», 1966, N 3, s. 13—22.
12. Manuel d' Iconographie chretienne, grecque et latine, par M. Didrоn. traduil du manuscrit bizantin Le Guide de la peinture, par D. Paul Durand. Paris, 1845.
13. Quellenschriften fur Kunstgeschichte und Kunsttechnik des Mittelalters und der Renaissance. Wien, 1871—1880; Quellenschriften fur Kunstgeschichte und Kunsttechnik des Mittelalters und der Neuzeit. Wien, 1896—1908.
14. П. Я. Аггеев. Старинные руководства по технике живописи. — ВИС, т. 5—8, 1887—1890.
15. Н. И. Петров. Типик о церковном и о настенном письме епископа Нектария... — «Записки имп. Русского Археологического общества», т. 11, вып. 1 и 2, Новая Серия. Труды отделения славянской и русской археологии, кн. 4. СПб., 1899, с. 1—52.
16. П. Симони. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. — «Памятники древней письменности и искусства», т. 161, 1906.
17. Ив. Забелин. Материалы для истории русской иконописи. — «Временник имп. Московского общества истории и древностей российских», т. 7, 1850, с. 1—128.
18. Дж. Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., «Искусство», 1956 и 1963.
19. Pedanius. Dioscorides. De Materia Medica. Leipzig, Spengel, 1830; The Greek Herbal of Dioscorides. Ed. R. T. Gunter, N. Y., 1959.
20. Витрувий. Десять книг об архитектуре. М., Всесоюзная Академия архитектуры, 1936.
21. Р1iniиsSecundusCaius. Historia Naturalis. Hamburg, Sillig, 1851 —1857; Pliny. Natural History. Trans. H. Rасkham, Loeb Classical Library, 1958, 10 vols.
22. МанускриптИраклияобискусствахикраскахримлян. — СообщенияВЦНИЛКР, т. 4, 1961, с. 23—59.
23. Манускрипт Теофила «Записка о разных искусствах». — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 7, 1963 с. 66—195.
24. М. Веrthelоt. Collection des anciens alchimistes grecs, v. 1. Paris, 1888, p. 3—73.
25. Г. Фестер. История химической техники. Харьков, Госнаучтехиздат, 1938.
26. Г. Дильс. Античная техника. М.—Л., ГТТИ, 1934, с. 123 и след.
27. L. A. Muratori. Antiquitates Italicae medii aevi, sive dissertationes demoribus, ritibus, religione... v. 2. Mediolani, 1739, p. 364—387.
28. Mappae Clavicula. " Archaeologia", v. 32, 1847. p. 183—244.
29. B. Bischoff. Die Uberlieferung des Theophilus-Rugerus nach den dltesten Handschriften. — „Miinchner Jarbuch der bildenden Kunst", B. 3—4, 1952—1953, S. 145—149.
30. Theophilus. De diversis artibus. Translated by C. R. Dоdwell. London, 1961.
31. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное иеромонахом и живописцем Дионисием Фурноаграфиотом. 1701—1733 год. — «Труды Киевской духовной академии», 1868, №2, С. 269—315.
32. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, написанное неизвестно кем, вскоре после 1566 года. (Первая иерусалимская рукопись 17-го века). — «Труды Киевской духовной академии», 1867. № 7, с. 139—192.
33. Манускрипт неизвестного автора, хранящийся в Берне. — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 4, 1961, с. 60—66.
34. Das Strassburg Manuskript Handbuch fur Maler des Mittelalters. Verlag Georg D. W. Callwey, Miinchen; The Strasburg Manuscript, A Medieval Painter's Handbook. AlecTiranti, London, 1966.
35. Ченнино Ченнини. Книга об об искусстве или Трактат о живописи. М, ОГИЗ-Изогиз, 1933.
36. Л.-Б. Альберт и. Три книги о живописи. — В кн.: «Десять книг о зодчестве», Т. 2. М., Всес. Академия архитектуры, 1937, с. 25—63 или «Мастера искусства об искусстве». Т. 2. М., «Искусство», 1966, с. 18—56.
37. Э. Бергер. История развития техники масляной живописи. М., Академия художеств СССР, 1961.
38. Леонардо да Винчи. Книга о живописи. М., ОГИЗ-Изогиз, 1934.
39. Pacheco. Arte de la Pintura, su Antiguedad у Gandezas. Sevilla, 1649.
40. Palomino. El Museo pictorico у Escala optica. Madrid, 1715—1724.
41. Boltz von Ruffach. Illuminierbuch. — „Sammlung maltechnischer Schriften", B. 4. Munchen, 1913.
42. J. Sсhоеffer. Argentoratensis, Graphicae id est de Arte pingendi, Liber singularis, cum Indice necessario. Nurenberg, 1669.
43. Secreet-Boeck, waer in vele diversche Secrete ende heerlicke Consten in veelderleye verscheyden materien uit seker Latijnsche, Fransoysche, Hoochduytsche ende Nederlantsche Authoren tesamen en de by een gebracht zijn: Waer van den meestendeel der voorschreven Authoren namen daer by gheciteert worden. By een vergadert door D. Doctor Corel Batin. Dordrecht, 1609.
44. A. M. d e Wi1d. The Scientific Examination of Pictures. London, 1929; Die naturwissenschaftliche Untersuchungen von Gemalden. Munchen, 1931.
45. A. J. Perneti. Dictionnaire Portatif de Peinture, Sculpture et Gravure. Paris, 1757.
46. J. F. Watin. L'Art du Peintre, Doreur, Vernisseur. Paris, 1753.
47. The Handmaid to the Arts. 2 vol. Sec. Ed. London, 1764.
48. P. L. Воuvier. Manuel des jeunes artistes et amateurs en peinture. Paris, 1827.
49. С. F. A. Hосhheimer. Atlg. okonomisch-chemich-technologisches Haus- und Kunstbuch ets. Leipzig, 1794.
50. Ф. И. Буслаев. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, Т. 2. Литература русских иконописных подлинников (с. 330— 390) и Русская эстетика XVII в. (с. 397—408). СПб., 1861.
51. Е. С. Овчинникова. Иосиф Владимиров. Трактат об искусстве. — В сб.: Древнерусское искусство. XVII век. М., «Наука», 1964, С. 9—61.
52. Краткое руководство к познанию рисования и живописи исторического рода, основанное на умозрении и опытах. Сочинено для учащихся художником И. У. СПб., 1793.
53. Н. Н. Коваленская. Живопись первой половины XVIII века. — В кн.: «История русского искусства». Т. 5. М., АН СССР, 1960, с. 287—294.
54. Открытие сокровенных художеств, служащее для фабрикантов, мануфактуристов, художников, мастеровых людей и для экономии. Переведено с немецкого языка из разных авторов переводчиком Михаилом Агентовым, ч. 1—3. М., 1768—1771.
55. Понятие о совершенном живописце... и Примечание о портретах. Переведены первое с итальянского, а второе с французского коллежским асессором Архипом Ивановым. СПб., 1789.
56. Любопытный художник и ремесленник. Или записки, касающиеся до разных художеств, рукоделий, составов... собранные как из практического оных употребления, так и из достоверных записок, А. Решетниковым. М., 1791.
57. Лакировщик или ясное и подробное наставление о заготовлении, составлении и употреблении разного рода спиртовых и масляных лаков и фирнисов для живописцев, иконописцев... и прочих всякого рода ремесленников. Собрано из разных иностранных и Российских записок Н. О. СПб.. 1798.
58. Секретный эконом, художник, ремесленник и заводчик, или Полное собрание редких, полезных и новейших открытий и секретов, ч. 1 и 2. СПб., 1809.
59. Красочный фабрикант, или наставление для составления всякого рода красок, служащих для разной живописи, разного рода украшения и расписывания на масле и других веществах. Собран и издан В. Левшиным. М., 1824.
60. Hochheimer. Neue Chimische Farben Lehre . Leipzig, 1809.
61. Э. Андерсон. Лакировщик и живописец, или руководство, по которому не умеющий рисовать может научиться. М., 1838.
62. Л.-Б. Альберт и. Десять книг о зодчестве. М., Всес. Академия архитектуры, 1935.
63. J. Маrе1le. Connaissance des primitifs par I ' etude du bois du XIIeаи XVIe siecle . Paris, 1961.
64. J. Bauch., D. Eckstein., G. Вrauner. Dendrochronologische Uniersuchungen an Gemdldetafeln und Plastiken. «Maltechnik-Restauro», 1974, N 1, S. 32—40.
65. Вrkiс Bildtrdger ahserbischer Ikonen. — «Maltechnik», 1969, N 3, S. 65—69; N 4, S. 97—99.
66. M. Hоurs. Les secrets des chefs-d' ceuvre. Paris, 1964.
67. T. Friinmel. Handbucii der Gemdldekunde. Leipzig, 1894 (2 изд. Leipzig, 1904).
68. J. Thissen et J. Vуnсkier. Note de laboratoire sur les ceuvres de Juan de Ftandes et de son ecole a Palencia et Genera. — IRPA, v. 7, 1964, p. 234—247.
69. M. Fried1ander. Von Kunst und Kennerschaft. Oxford-Zurich, 1946.
70. L. A. Rosa. La technica delta pittura dei tempi preistonci ad oggi. Milano, 1949.
71. В. В. Филатов. Русская станковая темперная живопись. Техника и реставрация. М., «Искусство», 1961.
72. Il restauro della "Maesta" di Duccio. — «Bollettino dell Istituto Centrale del Restauro», v. 37—40, 1959.
73. R. Сагita. Pratica della parchettatura. «Bollettino dell Istituto Centrale del Restauro», v. 27—28, 1956, p. 101 — 131.
74. R.-H. Marijnissen. Degradation, conservation et restauration de l' aeuvre d' art, t. 2, Bruxelles, 1967.
75. В. Е. Виxpов. Диагностические признаки древесины. М., АНСССР, 1959.
76. Traitement des supports en bois. — "Museum", v. 8, N 3, 1955, p. 139— 194.
77. W. L. Stern. Limitations of wood anatomy in the study of objects of art. — Всб.: "Application of Science in Examination of Works of Art". Boston, 1958, p. 77—86.
78. E. Сосhe de la Ferte. Une identification archeologique par examen microscopique. — "La Revue des arts". 1951, N3, p. 179—181.
79. F. Кrzуsik. Wlasnosci i badanie drewna. — "Biblioteka muzealnictwa". S. B,v. 3, 1961, s. 20—29.
80. E. Frisоn. Les polyethyleneglycole dans la preparation des coupes microscopiques des bois anciens. — IRPA, v. 3, 1960, p. 90—96.
81. H. Harlin. Mikroskopische Untersuhungsmethoden von Bildtragern. — "Maltechnik", 1970, N 1, S. 9—16.
82. Б. А. Колчин. Новые методы в археологии. — «Советская археология», 1963, № 4; Археология и естественные науки. — В сб. под тем же названием. М., «Наука», 1965, с. 7— 26.
83. В. Е. Вихров, Б. А. Колчин. Основы и метод дендрохронологии. — «Советская археология», 1962, № 1, с. 95—112.
84. Б. А. Колчин. Дендрохронология. — «Природа», 1964, № 5; Дендрохронология Восточной Европы. — В сб.: «Археология и естественные науки». М, «Наука», 1965, с. 62—85.
85. М. И. Розанов. Дендрохронологический метод идентификации древесины. — В сб.: «Криминалистика и судебная экспертиза», вып. 2. Киев, 1965.
86. К. Niсо1aus. Die Dendrochronologie, eine neue Methode zur Datierung von Kunstwerken? — "Maltechnik", 1970, N4, S. 97—98.
87. J. Вauсh and D. Eckstein. Dendrochronological dating of oak panels of Dutch seventeenth-century paintings. — "Conservation", v. 15, N 1, 1970 p. 45—50.
88. K. Kwiatkowski. La Dame a Vhermine de Leonardo de Vinci. Etude technologique. Wroclaw, 1955.
89. R. Kozlowski. Mikrostereoradiografia. Nowa metoda badania dziel sztuki. — "Ochrona Zabytkow", 1956, N 4, s. 248—256.
90. Мастера искусства об искусстве. Т. 2. М, «Искусство», 1966, с. 84—85.
91. М. Hours. Rembrandt. Observations et presentation de radiographies executees d'apres les portraits et compositions du Musee du Louvre. -— "Bulletin du Louvre", v. 6, 1961, P. 3—43.
92. A. H. Лужецкая. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. М., «Искусство», 1965.
93. Ф. Ф. Петрушевский. Краски и живопись. СПб., 1891.
94. А. М. deWiId. Befestigungsmetho den von Malleinwand . -— "Maltechnik", 1963, N 4, S. 97—102.
95. R. Lefeve. Onderzoek van de Merovingische textielresten uit Beerlegem. — IRPA. v. 2. 1959, p. 152—157.
96. H. А. Зайцева. Конспективное руководство по микроскопии прядильных волокон. М., Моск. текстильный институт, 1928.
97. Ф. И. Садов, Н. М. Соколова и др. Лабораторный практикум по курсу химическая технология волокнистых материалов. М., Гизлегпром, 1963.
98. Н. Д. Иванов и Н. П. Зотова-Спановская. Испытание бумаги. М., Гослестехиздат, 1936.
99. Е. R. Sсhwarz. An Inside Story of Textiles. -... : Application of Science in Examination of Works of Art. Boston, 1958.
100. Nahlik, Kanwiszer. Rozpoznawanie zabytkowych tkanin dla celow konserwatorskich. — "Biblioteka muzealnictwa", S. B, v. 9, 1964, s. 11—34.
101. Э. Грэбнер. Ткачество. Перев. с немецк. М., Гизлегпром, 1958.
102. Е. С. Овчинникова. Портрет в русском искусстве XVII века. М., «Искусство», 1955.
103. P. duВоurget. Carbon 14 et tissus copies. — "Bulletin du Louvre", v. 2, 1957; Dation des tissus copies et carbon 14. Nouvelle contribution. — Тамже, v. 3, 1958, p. 53—63.
104. J. A. van de Graaf. Development of oil-paint and the use of metalplates as a support. — Lisbon Congress, IIC,p. 139—150.
105. Б. Сланский. Техника живописи. Живописные материалы. Перевод с чешек. М., Академия художеств СССР, 1962.
106. В. Л. Романова. Некоторые вопросы организации производства рукописной книги во Франции XIII-XV вв. — «Средние века», т. 19, 1961, с. 80—107.
107. Д. Н. Тягай. Бумажная промышленность в капиталистических странах. (Очерк развития и современного состояния.) М.—Л., Гослестехиздат, 1933; Бумага и бумажная промышленность СССР. М., Гослестехиздат, 1937.
108. Н. П. Лихачев. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 1891.
109. В. Куценос. О бумаге. — «Архивное дело». 1937, № 3. с. 81—90.
110. И. Ковалевский. Старение бумаги, методы его исследования и предотвращения. — «Архивное дело», 1936, №2, с. 55—65.
111. Н. П. Лихачев. Палеографическое значение бумажных водяных знаков, ч. 1—3. СПб., 1899.
112. D. Rоuart. Degas a la recherche de sa technique. Paris, 1945.
113. В. А. Петров. Анализ древней монгольской бумаги как памятника материальной культуры. — «Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры», вып. 10, 1941, с. 86—88.
114. Е. Frisоn et R. Lefevс. Mitzumata- of Keizerspapier op een Japans beeld uit de XVl-XVII-e eeuw. — IRPA, v. 5, 1962, p. 206—208. 115. M. И. Кузнецов. Производство бумаги и исследование ее. Изд. 2. [Харьков], 1922.
116. Дж. П. Кейси. Целлюлоза и бумага. Химия и химическая технология, т. 2. М., Гослесбумиздат, 1960.
117. Сh. F. Вridgmаn. Radiography of Paper. — "Conservation", v. 10, 1965; Use of Radiation in Philately and in Examination of Paintings. — Вкн.: Lewis E. Etter. The Science of Ionizing Radiation, 1965, p. 655—681.
118. C. F. Bridgman and S. Кесk. The Radiography of Paintings. — "Medical Radiography and Photography", v. 37, N 3. 1961, p. 62—70.
119. Д. П. Эрастов. Возможности использования электронографии в исследовании памятников письменности. — В сб.: Старение бумаги. М.-Л., «Наука», 1965, с. 132—144.
120. А. Дюрер. Дневники, письма, трактаты, тт. 1 и 2. М.-Л., «Искусство», 1957.
121. Т. Руссо и Г. Зонненбург. Грунты живописи. — Сообщения ВЦНИЛКР, приложение 3, вып. 3, 1968, с. 38—71.
122. Живописные группы. — Сообщения ВЦНИЛКР, приложение 1, вып. 1, 1963, с. 18—32.
123. А. Стрелков. Фаюмский портрет. М.-Л., "Akademia", 1936, с. 77—92.
124. О. L. Stоut. The Restoration of a E' ауо um Portrait. — "Technical Studies". v. 1, N 2, 1932, p. 82—93.
125. Д. Айналов. Синайские иконы восковой живописи. — «Византийский временник», т. 9, № 3—4 1902 с. 343—377.
126. A. Lесоу de La Mаrсhe. L'Art d'enluminer. Paris, 1890.
127. N. Вrkiс. Altserbische Ikonen und ihr Bildaufbau. — "Maltechnik", 1967, N4, S. 110—114.
128. B. Slansky. Technika malby. Dil 2. Praha. 1956.
129. M. Hamsik. Die Technik der bohmischen Tafelmalerei des 14. Jahrhunderts. — Всб.: "Kunst des Mittel alters in Sachsen". Weimar, 1967, S. 321—326.
130. J. Plesters and L. Lazzarin i. Preliminary observations on the technique and materials of Tintoretto. Lisbon Congress IIC, p. 153—180.
131. P. Coremans. La technique des "Primitifs flamands". ''Conservation", v. 1, N 4, 1954, p. 145—160.
13,2. P. Соremans, R. J. Gettens, J. Thissen. La technique des Primitifs flchndnds. Etude scientifique des materiaux, de la structure et de la technique picturale. — "Conservation", v. 1. N 1, 1952, p. 1—26.
133. R. Sсhоute. "Le Portement de croix" de Jerome Bosch аи Musee de Grand. Consideration sur l'execution picturale. — IRPA, v. 2, 1959, p. 47—58.
134. J. Plesters. Cross-sections and Chemical Analysis of Paint Samples. — "Conservation", v. 2, N 3. 1956, p. 110—157.
135. P. Coremans et J. Thissen. Composition et structure des couches originales. ("La descente de croix" de Rubens. Etude prealable аи traitement). — IRPA, v. 5, 1962, p. 119—127.
136. S. Delbourgo, J. Petit Application de I'analyse microscopique et chimique a quelques tableaux de Poussin. — "Bulletin du Louvre", v. 5, 1960, p. 41—54.
137. M. Hours. Nicolas Poussin: Etude radiographique аи Laboratoire du Musee du Louvre. — "Bulletin du Louvre", v. 5, 1960, p. 2—39.
138. Г. M. Epxова. Технико-технологическое исследование пяти картин Пуссена из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 26, 1970, с. 114—141.
139. J.-P. Riauх. Note sur I'analyse de quelques enduits provenant de peintures francaises des XVIIe et XVIIIe siecles. — "Laboratoire de Recherche des Musees de France. Annales", 1973, p. 35—43.
140. Decamp. La Vie des Peintres Flamands. Paris, 1753.
141. M. P. L. Воuvier. Vollstandige Anweisung zur Ohlmalerei fur Kiinstler und Kunstfreunde aus franzosisch tibersetzt von С F. Prange. Halle, 1928.
142. G. Field. Chromatographie, Eine Abhandlung u'ber Farben und Pigmente so wie deren Anwendung in der Malerkunst. Weimar, 1836.
143. W. Slesirisкi. Na czym i czym malowano w dobie romantyztnu w Krakowie. — "Ochrona zabytkow, 1969 N2, s. 1 17—130.
144. H. Кiihn. Die Pigmente in den Gemdlden der Schack-Galerie. Miinchen, Doerner- Institul, 1969.
145. П. Синьяк. От Эж. Делакруа к неоимпрессионизму. М., 1912. (Перв. изд. Paris, 1899).
146. А. И. Яцимирский. Опись старинных славянских и русских рукописей собрания П. И. Щукина, вып. 2, М., 1897.
147. Э. Ацаркина. Из неопубликованных писем Сильвестра Щедрина. — «Искусство», 1951, № 6, с. 73—80.
148. J. Рlеsters. Microphotographies de coupes de couches picturales et de preparations. — "Museum", v. 21, N 4, 1968, p. 257—265.
149. J. A. van de Graaf. The Interpretation of Old Painting Recipes. — "The Burlington Magazine", v. 54, N 716, 1962, p. 471—475.
150. P. И. Каганович. К методике анализа пигментов живописи. — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 14, 1965, с. 34—68.
151. Основы музейной консервации и исследования произведений станковой живописи, ч. 2. Основные аналитические методы технико-технологического исследования. Составитель и научн. редактор Ю. И. Гренберг. М., «Искусство», 1976.
152. R. J. Gellens, М. Е. Мrоse. Calcium Sulphate Minerals in the Grounds of Italian Paintings. — "Conservation", v. 1, N 4, 1954, p. 175—189.
153. M. С. Швецов. Петрография осадочных пород. 2-е изд. М.—Л., Гос. издат. геологич. литературы, 1948.
154. П. П. Будииков. Гипс, его исследование и применение. 3-е изд. М—Л., 1943.
155. Z. Brochwich. Materialy ' wiaza се w budownictvie starozytnym i wszesno sredniowiecznym . — "MateriafyZachodnio-pomorskie", v. 14, 1968, s. 753—792.
156. R. A. Bones. The Analysis of Calcium Sulphate Grounds by an X-Ray Diffraction Process. — "Conservation", v. i, N4, 1954. p. 193—195.
157. R. J. Gettens. A Visit to an ancient Gypsum Quarry in Tusscany, — "Conservation", v. 1, N 4, 1954, p. 190—192.
158. С. С. Виноградов. Известняки. M., Гос. издат. Геологич. литературы, 1951.
159. И. Л. 3начко-Яворский. Очерки истории вяжущих веществ от древнейших времен до середины XIX века. М.—Л., АНСССР, 1963.
160. R. J. Gellens, E. W. Fitzhugh and R. L. Feller. Calcium carbonate whites. — "Conservation", v. 19, N 3, 1974, p. 157—184.
161. R. Kozlowski. Mikroorganizmy z okresu kredowego pomocne przy odroznianiu technik malarskich na tynkach, wykrywaniu pozniejszych przemalowari, jak rowniez odroznianiu podobrazi kredowych. — "Ochrona Zabytkow, 1950, N 2—3, s. 93—104.
162. R. L. Feller. Rubens's "The Gerbier Family": Technical Examination on the Pigments and Paint Layer.
163. В. Я. Бирштейн. Современные аналитические методы на службе технико-технологического исследования произведений искусства. (Методы анализа и проблема идентификации связующих). М., Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1974.
164. Б. Р. Виппер. Статьи об искусстве. М., «Искусство», 1970.
165. В. Kaland and К. Michelsen. A Medieval Panel Painting at the University of Bergen. Preliminary Report. — IRPA, v. 5. 1962, p. 195—203.
166. A. et P. Philippоt. "La justice d'Othon" de Thierry Bouts. Examen stylistique et technique. — IRPA, v. 1, 1958, p. 31—48.
167. E. Willemsen. Die wiederherstellung der Altarfugel des Jan Joest vom Hochaltar in St. Nicolai zu Kalkar. — "Jahrbuch der Rheinischen Denkmalpflege", B. 27, 1967, S. 105—222.
168. Л. А. Дурново. Техника древнерусской живописи. — В кн.: «Материалы по технике и методы реставрации древнерусской живописи». Л., Гос. Русский музей, 1926.
169. Н. В. Покровский. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. 2-е изд., СПб, 1900.
170. Ю. И. Гренберг. Физико-оптическое исследование миниатюр византийского евангелия из собрания Государственной публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 27, 1971, с. 190—198.
171. R. Lefeve. Traitemenl de conservation d'un portrait du Fayoum. — IRPA.v. 4. 1961, p. 175—180.
172. Zb. Kowalski. Konserwacja malowidla "fajumskiego". — "Ochrona. zabytkdw", 1958, N 3—4, s. 220—226.
173. H. Кuhn. Grunspan und seine Verwendung in der Malerei. — "Farbe und Lack", B. 70, 1964. September; Verdigris and copper resinate. — "Conservation", v. 15, N 1, 1970, p. 12—36.
174. R. J. Gettens, E. W. Fitzhugh. Azurite and Blue Verditer. — "Conservation", 11, N 2, 1966, p. 54—61.
175. J. Plesters. Ultramarine blue, natural and artificial. — "Conservation", v. 11, N 2, 1966, p. 62—91.
176. H. Кittel. Pigmente. Stuttgart, 1960.
177. A. Raft. About Theophilus' blue colour "Lazur". — "Conservation", v. 13, N 1, 1968. p. 1—6.
178. О синей краске, могущей заменить в живописи ультрамарин. — «Технологический журнал», т. 4, ч. 3, 1807. с. 99—109.
179. D. Thompson. De coloribus. Naturalia exscripta et collecta, from Erfurt, Stadtbiicherel, MS. Amplonius, quarto 189 (XIU-X1V century). — "Technical Studies", v. 3, 1934—1935, p. 133—145.
180. A. P. Laurie. Ancient Pigments and their Identification in Works of Art. — " Archaeology 4. 1913, p. 315—336.
181. A. P. Laurie, lite figments and Mediums of the Old Masters. With a Special Chapter on the Microphoto-gr ар hi с Studv of Brushwork. London, 1914.
182. G.Bazin., М. Hours, J. Petit, J. Rudel. Une palette du XIV siecle decouverte sur un panneau du Musee du Louvre: "La Vierge a l'Enfant" de Paolo Veneziano. — "Bulletin du Louvre", v. 3. 1958, p. 3—22.
183. E. Raehlmann. Uber die Maltechnik der Alten mil besonderer Berucksichtigung der Romiscli-Pompejanischen Wandmalerei. Berlin, 1910; Anleitung zur mikroskopischen Untersuchung von Kunstwerken. — "Museumskunde", B. 5, 1909, S. 208—222. 184. G. E. Gasparetz. Die Mikrochemie im Dienste der Kunsttreschichte. — „Munchner kunsttechnische Blatter", B. 6, N 6, 1909; A mikrochemia, a mtiveszet bertinet szolgalatdban. — „Muveszet", v. 10, 1911, p. 294—297. 185. A. P. Laurie. The materials of me painter's craft in Europe and Egypt from earliest times to the end of the XVIlth century... London and Edinbure, 1910.
186. R. Jасоbi. Uber den in der Malerei verwendeten gelben Farbstoff der alten Meister. — „Angewandte Chemie" 54, 1941, S. 28—29.
187. P. Pfister. Farbmessungen an Bleistannaten. — „Maltechnik" 1967 N 4, S. 97—99.
188. H. Кunn. Blei-Zinn-Gelb und seine Verwendung in der Malerei. — „Farbe und Lack", B. 73, 1967; Lead-tin yellow. — „Conservation", v. 13, N1,1968, p. 7—19.
189. J. Plesters. A Preliminary Note on the Incidence of Discolouration of Smalt in Oil Media. — „Conservation", v. 14, N 2. 1969, p. 62—74.
190. R. Giovanoli, В. Мuh1etha1er. Investigation of discoloured smalt. — „Conservation", v. 15, N 1, 1970, p. 37—44.
191. Guignet. Fabrication des couleurs. Paris, 1888.
192. B. Miihlethalet and J. Thissen. Smalt. — „Conservation", v. 14, N2, 1969.
193. R. Sneyeps, J. Thissen. ,,La justice d'Othon" de Thierry Bouts. — IRPA.v. 1,1958.
194. P. Coreraans et J. Thissen. Net wetenschappelijk onderzoek van het „Zelfportret van Stuttgart"...rage tot de Rembrandt vorsing... A, v. 7, 1964, p. 187—195.
195. S. Rees Jones. Notes on .. a diographs of Five Paintings by Poussin. — „Burlington Magazine", v. 102, N 688-89, 1960, p. 304—308.
196. H. Корр. Geschichte der Chemie. Berlin, 1847, part IV, S. 369.
197. Praeparatio Caerulei Prussiaci ex Germanid missa ad Johannem Woodward. — „Philosophical Transactions", v. 33, 1724, p. 15.
198. H. И. Лавров. Описание красок, употребляемых и предложенных для употребления на жидкостях в картинной и декорационной живописи. СПб, Изд. имп. Академии художеств, 1869.
199. G. В. Рiсtоriо. Die mit vielen raren und curiosen Ceheimnissen angefutlte Illuminir - Kunst . Ntirnberg. 1730.
200. Considerations generates sur les couleurs, suivies d'un precede pour preparer une couleur aussi belle que I'outremer. — ''Journal des Mines'', part 86, 1802, p. 128.
201. Гёте. Путешествие в Италию. Собрание сочинений, т. 11, М., 1935, с. 269-270.
202. "Annalcs de chimie el de physique", t. 37, 1828, p. 414; „Annalen der Chemie und Physik", part 14, 1828. p. 363.
203. П. Я. Аггеев. Технические заметки по живописи. Краски нового времени. — ВИС, т. 5, № 3, 1887. с. 207—242.
204. А. Е. Werner. Scientific Techniques in Art and Archaeology. — "Proceedings of the Royal Institution of Great Britain", v. 38. N 171. 1960, p. 211—232.
205. A. H. Church. The chemistry of paints and painting. London, 1890.
206. J. Hоplinski. Farby i spoiwa. Krakow, 1926, s. 90.
207. R. S. Aries. Les faux dans la peinture et l'expertise scientifique. Monte-Carlo, Monaco, 1965.
208. Г. Вагнер. Красочныепигменты. Л., ОНТИ—Химтеорет, 1935.
209. Ф. Ф. Петрушевский. О выборе красок для масляной живописи. — ВИС, т. 6, № 3, 1890; О подражании природе живописью; О современном состоянии вопроса о материальной долговечности картин. — В сб.: «Труды первого съезда русских художников и любителей художеств в 1894 году». М., 1900.
210. Н. Б. Бахилина. История цветообозначений в русском языке. М., «Наука», 1975.
211. В. В. Филатов. О красках русских художников XVI—XVII веков. — «Памятники культуры, исследование и реставрация», вып. 4, 1963, с. 128—141.
212. П. Я. Аггеев. Технические заметки по живописи. Краски древних греков и римлян. — ВИС. т. 4, № 5, 1886, с. 391—404.
213. П. Я. Аггеев. Технические заметки по живописи. Краски старых русских иконописцев. — ВИС, т. 4, № 6, 1886, с. 450—464.
214. П. М. Лукьянов. История химических промыслов и химической промышленности России до конца XIX века. Т. 4. М., АН СССР, 1955.
215. П. М. Лукьянов. Краски Древней Руси. — «Природа», 1956, № 11.
216. А. Рыбников. Техника масляной живописи. М.-Л., «Искусство», 1937.
217. Н. Молева и Э. Белютин. Педагогическая система Академии художеств XVIII века. М., «Искусство», 1956.
218. А. Рылов. Воспоминания. М., «Искусство», 1954.
219. В. Досекин. О художественных материалах. М., 1912.
220. Д. Айналов. К вопросу о технике восковой живописи. — «Сборник статей по классической филологии», вып. 2, 1908 или «Журнал министерства народного просвещения», ч. 15, 1908, с. 193—200.
221. М. Chatzidakis. An Encaustic Icon of Christ at Sinai. — "The Art Bulletin", t. 49, N 3, Sept. 1967.
222. M. Сh. Gay. Application de la methode des colorations sur coupes minces a l'etude des Hants de quelques peintures italiennes du XIV- е et XV-e siecles. — Lisbon Congress IIC, p. 705—713.
223. H. Ruhemann and J. Plesters. The Technique of Painting in a "Madonna" attributed to Michelangelo. — "The Burlington magazine", v. 106, N 741, 1964, p. 546—554.
224. B. Soderberg. Gotlandska kalkmalningar 12001400. Visby, Gotlands fornvanner, 1971.
225. К. ван Манде р. Книга о художниках. М.—Л., «Искусство», 1940.
226. А. Рhiliрроt, N. Gоеtghebeur et R. Guislain-Wittermann. 'L Adoration des Mages de Bruegel' аи Musee de Beaux-Arts de Bruxelles. Tratement dun "tiichlein". — IRPA, v. U, 1969, p. 5—33.
227. A. Ilg. Excurs uber die historische Entwickelung der Oelmalerei seit den altesten Zeiten bis in die Periode der Gebruder van Eyck. — "Quelenschriften fur Kunstgeschichte...", В. 4, Wien, 1873, S. 147—190.
228. H. Walpоle. Anecdotes of Painting in England. Strawberry-Hill, 1762—71. (См. такжеизд. London, 1862 сдобавлениями J. Dallway).
229. Ch. de Meсhel. Catalogue des Tableaux de la Galerie Imperiale et Royale de Vienne. Bale, 1784.
230. A. P. Laurie. The Refractive Index of a Solid Film of Linseed Oil: Rise in Refractive Index with Age. — "Proceedings of the Royal Society of London", Serie A, v. 159, 1937, p. 123— 133.
231. S. Rees - Jоnes. The Coronation Chair. — '"Conservation", v. 1, N 3, 1954, p. 103—114.
232. L. E. and U. Plahter. The technique of a group of Norwegian gothic oil paintings. — Lisbon Congress IIС, p. 131—138; L. E. Plahter, E. Skaug, U. Plahter. Gothic painted altar frontals from the church Tingelstad. Oslo, 1974.
233. ЛоренцоГиберти. Commentarii. M., Изогиз, 1938, с. 18.
234. Д. И. Киплик. Техника живописи. Изд. 6-е. М.—Л., «Искусство», 1950.
235. L. Ваldass. Ian van Eyck. London, 1952.
236. L. Косkaert. Note sur les emulsions des Primitifs Flamands. — "IRPA", v. 14, 1973/74, p. 133—139.
237. M. Johnson and E. Packard. Methods used for identification of binding media in Italian paintings of the fifteenth and sixteenth centuries. — "Conservation", v. 16, N 4, 1971, p. 145—164.
238. M. Johnson, H. E. Rosenberg and R. P. Skowronski. Thinlayer chromatography of sterols on magnesium trisilicate. — "Conservation", v. 16, N4, 1971, p. 165—167.
239. M. Hey. The Analysis of Paint Media by Paper Chromatography. — "Conservation", v. 4, N 4, 1958, p. 183—193.
240. H. Ruhemann. Technical analyses of early painting by Botticelly. — "Conservation", v. 2, N 1, 1955, p. 17—40.
241. J. Rudel. Technique picturale de Leonard de Vinci. — "Etudes d'art", N 8—10, 1953—1954, p. 285— 309.
242. M. Hours. Notes sur l'etude de la peinture de Leonard de Vinci аи laboratoire du Musee du Luvre. — "Etudes d'art" (Paris—Alger), 1953—54, N 8, 9, 10: Radiographies de tableaux, de Leonard de Vinci. — "Revue des arts", 1952, N 4; La peinture de Leonard de Vinci vue аи laboratoire. — "L'Amour de l'Art", 1953, N 67—69. p. 17—34.
243. Л. Е. Фейнберг. Лессировка и техника классической живописи. М.—Л., «Искусство», 1937.
244. A. et P. Philippоt. «La Descente de croix" de Rubens. Technique picturale et traitement. — IRPA, v. 6, 1963, p. 7—51.
245. G. Вazin. Introduction a la technique des peintres impressionistes. — 1COM, Comite pour la Conservation. Reunion pleniere. Amsterdam, Septembre 15—19, 1969.
246. W. H. Idzerda. Die Photographie im Dienste der Kunstgeschichte. — "Photographische Korrespondenz", 1912, N 616, S. 28—32.
247. А. А. Рыбников. Фактура классической картины. М., Гос. Третьяковская галерея, 1927.
248. А. Р. Lаurie. The Brush-work of Rembrandt and His School. London, 1932; .New Light on Old Masters. London, 1935.
249. Т. И. Берлин. Применение спектрального анализа для диагностики минеральных пигментов. — Сообщения ВЦНИЛКР, т. 24—25, 1969; Применение спектрального анализа для исследования красок и пигментов живописи. — «Прикладная спектроскопия», 1969, №6.
250. Н. Кuhn. Trace Elements in White Lead and their Determination by Emission Spectrum and Neutron Activation Analysis. — "Conservation", v. 11, N4, 1966, p. 163—169.
251. В. Кеisсh. On the use of isotope mass spectrometry in the identification of artists' pigments. — "Conservation", v. 15, N 1, 1970, p. 1—11.
252. Ю. И. Гренберг. Современные аналитические методы на службе технико-технологического исследования произведений искусства. Методы анализа и проблемы идентификаций пигментов. М.. Информцентр по проблемам культуры и искусства, 1975.
253. W. J. Yоung. Application of the electron microbeam probe and micro X-rays in Non-destructive analysis. — Всб.: Recent Advances in Conservation. Contributions to the IIC Rome Conference 1961. London, 1963, p. 33—38.
254. J. M. Thауlor. An Improved X-ray Macroprobe Technique for Crosssection Analysis of Museum Objects. — Lisbon Meeting HC.
255. S. Delbоurgo. Application de la microsonde eleclronique a l'etude de quelques peintures italiennes du XIVe аи XVIe siecles. — Lisbon Congress IIC, p. 107—114.
256. Дж. С. Миллс. Определение органических материалов в произведениях искусства, особенно в живописи. — Сообщения ВЦНИЛКР, приложение 3, вып. 2, 1966, с. 266— 285.
257. J. S. Mills. The Gas Chromatographic Examination of Paint Media. Part 1: Fatty Acid Composition and Identification of Dried Oil Films. — "Conservation", v. 11, 1966, p. 92—107.
258. H. Кiihn. Safran und dessen Nachweis durch Infrarotspektrographie in Malerei und Kunsthandwerk. — '"Leitz-Mitteilungen fur Wissenschaft und Technik", B. 2, N 1, 1961. S. 24— 28.
259. H. Кiihn. Detection and identification of waxes, including punic wax, by infra-red spectrography. — "Conservation", v. 5, N 2, I960; Punic wax. — Ibid., v. 8, N 3. 1963.
260. L. Masschelein-Kleiner. Perspectives de la chimie des Hants picturaux anciens. — IRPA, v. 6, 1963, p. 109—126.
261. M. Ch. Gay. Essais d'identification et de localisation des Hants picturaux par des colorations specifiques sur coupes minces. — "Laboratoire de recherche des Musees de France. Annales", 1970, p. 8—24.
262. Z. Brochwicz. Zastosowanie barwnikow organicznych do badania przekrojow warstw malarskich i zapraw. — "Materialy zachodnio-pomorsckie", v. 5, 1959; Identyfikacja skrobi i zwiazkow bialkowych na przekrojach warstw malarskich i zapraw. — Ibid., v. 6, 1960, s. 539—563.
263. Z. Brochwicz, B. OlawaOlawiiiski. Proby okreslania budowy technicznej obrazow na przekrothal. — "Studii 91 Comunicari" (Muzeul morskie", v. 17, 1971, s. 563—622.
264. Переписка И. Е. Репина с П. М. Третьяковым. М., 1946, с. 42—43.
265. R. L. Feller. Dammar and Mastic Infrared Analysis. — "Science", v. 120, N 3130, 1954, p. 1069—1070.
266. R. Klcber et F. Tricot-Marсkx. Identification dun vernis moderne recouvrant la "Descente de croix" de Rubens. — IRPA, v. 6, 1963. p. 63—68.
267. R. Kleber et L. Masschelein-Kleiner. Contribution a /'analyse des composes resineux utilises dans les wuvres d'art. — IRPA, v. 7, 1964, p. 196—218.
268. С. В. Римская-Корсакова. Контроль за снятием лака с произведений живописи с помощью отраженных ультрафиолетовых лучей. — «Художественное наследие», т. 2 (32), 1977, с. 96—99.
269. F. Arnau. Kunst der Fdlscher. Fiilscher der Kunst . Diisseldorf, 1960.
270. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX века. М., «Наука», 1966.
271. [G. Моrеlli.] Kunstkritische Studien tiber Italienische Malerei von Ivan Lermolieff t. 1. Lpz., 1890. "Princip und Methode" (S. 1—78) иВведениекразделу Die Galerie Borghesc (S. 86—104).
272. Б. Бернсон. Основы художественного распознавания. — «София», 1914, № 1, с. 40—69.
273. В. .Berenson. Metodo e attribuzioni. Firenze, 1947.
274. M. Фридлендер. Знаток искусства. М., 1923.
275. Т. Frirаmсl. Zur Methodik und Psychologie des Gemdldebestimmens. — "Klein Galeriestudien", N. F. 5 Liet'erung, Leipzig, 1897.
276. К. Фолль, Опыт сравнительного изучения картин. М., 1916.
277. С. Hofstede de Groot. Kennershaft . Berlin, 1931.
278. Б. Виппер. Искусство без качества. — «Среди коллекционеров». 1923, № 1—2, с. 7—14.
279. J. Fcrnau. Knaurs Lexikon alter Malerei. Munchen-Ziirich, 1958.
280. Д. М. Мигдал. Об авторстве портрета Екатерины II из Академии художеств. — «Сообщения Государственного Русского музея», вып. 8, 1964, с. 53—64.
281. Т. Iоnesсu. Р r о b ета identificarii tablourilor din Gaferia Brukenthal. — "Studii si Comunigari" (Muzeul Brukenthal), N 5,'l956, p. 3—3fc.
282. A propos d'une exposition discutee. — "Les Lettres Francaises", 1956, N 623, p. 11.
283. G. Gliiсk. Objektive Grundlagen zur Beurteilung alter Gemalde. — "Der Kunstwanderer", B. 1—2 Sept. 1929, S. 1—3.
284. G. Pauli. Votn Restaurieren der Gemalde. — "Museumskunde", N. F., B. 1, N 1, 1929, S. 2—4.
285. W. Graff. Gemaldeuntersuchung dutch Rontgenstrahlen. — "Natur und Museum", B. 59, N 11, 1929, S. 572—576.
286. И. Грабарь. Новооткрытый Рембрандт. М., АН СССР, 1956.
287. И. Грабарь. "MadonnadelPopolo" Рафаэля и Мадонна из Нижнего Тагила. — В сб.: «Вопросы реставрации», т. 2. М., ЦГРМ, 1928. с. 5—101.
288. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., т. 20, с. 530.
289. М. van Dantzig. Expertise et contre-expertise d'un Van-Gogh. — "Connaissance des arts", 1957, N 68, p. 51—55.
290. H. В. Терзиев. Идентификация и определение родовой (групповой) принадлежности. М., 1961.
291. G. Коgel. L'identification des ceuvres d'art et I'examen photographique. — "Mouseion", t. 19, N 3, 1932, p. 78—82.
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
БАН — Библиотека Академии наук СССР
ВИС — Вестник изящных искусств
ВЦНИЛКР — Всесоюзная центральная научно-исследовательская лаборатория по консервации и реставрации (сейчас ВНИИ реставрации)
ГБЛ — Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина
ГИМ — Государственный Исторический музей (Москва)
ГПб — Государственная публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина
ТКДА — Труды Киевской духовной академии
Biblioteka muzealnictwa Bulletin du Louvre — Biblioteka muzealnictwa i ochrony zabytkow Bulletin du Laboratoire du Musee du Louvre
Conservation — Studies in Conservation
IRPA — Institut Royal du Patrimoine Artistique
Lisbon Congress IIC — Lisbon Congress of the International Institute for the Conservation. October, 1972. Published by IIС, London.
Первоисточник: 
Технология станковой живописи. История и исследование: Монография. Гренберг Ю. И. — М.: Изобраз. искусство, 1982
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.