ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

4. ШТЕМПЕЛИ НА БУМАГАХ РУССКОГО И ИНОСТРАННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Слепое тиснение на бумаге известно уже в средине XVII века. Ранние образцы его мы встречаем на старинных грамотах. В конце текста, где должна быть печать, наливался расплавленный сургуч, поверх которого накладывался кусок бумаги, специально оформленный. На этом листе под сильным давлением тискалась печать, сохранявшаяся значительно дольше, чем обычная сургучная.

Однако прошло много времени, прежде чем слепое тиснение начало применяться в отрыве от сургуча, вначале для печатей, а затем и для орнаментации почтовой бумаги. Надо думать, что такое использование слепого тиснения начало широко применяться в конце XVIII — начале XIX вв.

Нами обнаружены два таких образца, относящихся к 1818 году. Первый — в виде печати Бельгии (ЛБРО ф 19—III п 30 № 1) на документе, датированном ноябрем 1818 года. Второй — в виде орнамента, окаймляющего лист почтовой бумаги, на котором написано письмо директора Королевского пансиона Гисбрехта Александру I (ЛБРО ф 19—III п 30 № 1). Письмо датировано 18.XI. 1818. Орнамент включает в композицию двуглавого орла и русское знамя в соединении с французским.

В конце 1820х годов слепое тиснение начало применяться для промышленной маркировки почтовой и писчей бумаги. Промышленный знак слепого тиснения «штемпель» в России впервые используется на показательной фабрике, основанной по приказу Александра I в Петергофе в 1817 г. под названием «Императорская Петергофская бумажная фабрика». После ряда лет плохой работы фабрики под управлением англичанина Вестингауза. руководство было сменено и уже с 1825 г. продукция фабрики успешно конкурирует с английской и голландской, а к 1830 г. почти вытесняет с рынка модную английскую почтовую бумагу. Наиболее раннее применение штемпеля Петергофской фабрики зафиксировано нами на письме Николая I, датированном (по содержанию) 1828 годом из архива кн. Барятинского, хранящимся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина.

Как правило штемпель ставился в левом верхнем углу 1-го листа сфальцованной тетрадки (в шесть листов) писчей или почтовой бумаги. Штемпель ставился специальным прессом (холодным способом под сильным давлением). На писчей бумаге, изготовлявшейся для государственных учреждений до средины 1830-х гг., штемпель ставился в правом верхнем углу, чтобы угловой штамп учреждения его не закрывал.

Хорошо разборчивым является только штемпель первого листа тетради, т. к. все последующие теряют свою ясность и резкость. Это является причиной исключительной трудности нахождения хороших экземпляров, позволяющих полностью воспроизвести текст и характер изображения. Трудность усугубляется еще и тем, что размер штемпеля небольшой. Максимальный размер (в мм) зафиксированный нами 16х26 (Днтятковское т-во), минимальный 12х9 (Говарда).

Штемпель содержит текст — название фирмы, иногда адрес фабрики (или ее название) и сорт бумаги. Все это вписывалось в рамку, форма которой была разнообразной. Иногда (очень редко) в композицию штемпеля впн-сызался герб владельца (Баташевы, Козловы), или местности, где расположена фабрика (Ростов-Ярославский. Ярославль). Многие фабрики (Говарда, Петергофская. Лрнстархова и др.) имели большое разнообразие штемпелей. Так, нами описано 14 штемпелей Говарда. 12 — Петергофской фабрики, 8 — Арнстархова и др.

Иногда в одни и тот же период действуют несколько штемпелей, иногда (и это чаше) они сменяют друг друга. В последнем случае при достаточном числе наблюдений это является лишним штрихом, позволяющим датировать тот или иной документ. Нами обнаружено несколько случаев, когда на бумаге имеется одновременно и штемпель и филигрань. Так, на документе 1850 г. с штемпелем Гончарова (№ 53) имеется филигрань «АГ 1850» (№ 16). Это позволило расшифровать литеры филиграни и уточнить датировку штемпеля; на документе 1838 г. с штемпелем Гагарина (№ 82) имеется филигрань «КГ — Улей с пчелами // 1838» (№ 278).

Кроме Петергофской фабрики уже в 1830-ых гг. появились штемпеля кн. И. Н. Гагарина (1836), Хлюстиных (1837), наследников Л. Попова (1839) и некоторых других.

Несмотря на внушительное количество архивных материалов XIX века, которое прошло перед нашими глазами, нам удалось обнаружить очень небольшое число штемпелей на бумагах и костра иного производства. Наибольшим распространением пользовалась марка «BATH», присущая почтовой бумаге высшего качества, производившейся в г. Бате (Англия). Штемпели с этой маркой впервые появляются на документах, датированных 1823 годом. Любопытно отметить появление штемпелей на бумагах с филигранями разных фирм. Так штемпель марки «BATH» (№ 224) обнаружен на бумаге с филигранью «J. WhatmanTurkeyMill 1828» (№ 1209); штемпель фирмы «Dobbs & Co.» (№244) находим на бумаге с филигранью «J. WhatmanTurkeyMill • 1831» (№ 1509).

Из английских штемпелей, которых подавляющее большинство несет марку «BATH» (№№ 223—240), мы встречаем только фирмы «Dobbs & Co.» (№ 244), и Whatman (№№ 276—278). Кроме того, десять английских штемпелей имеют отвлеченные наименования: «Superfinesatin» (№ 273), «SuperfineLondon» (№№ 257, 258, 271, 272) к т. п.

Из французских штемпелей очень распространена марка «Marion» (№№ 259—262), кроме того следует отметить «фирму «LarocheDucherlejeune» (№ 253), штемпель которой встречается довольно часто.

Композиция западных штемпелей приблизительно та же, что и у русских, однако, как мы уже указывали, фирменная принадлежность часто заменяется качественной характеристикой: «superieur», «superfine», «satin» и т. п. Многие штемпели имеют корону (королевскую), взятую крупным планом изолированно. Другими словами эта корона не владельческая, а покровительствующая (владелец имеет королевскую привилегию).

______

* ЛБРО 19—III и 3 № 3.

Первоисточник: 
Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. С.А.Клепиков. М., 1959.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.