ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

2. ФИЛИГРАНИ НА БУМАГЕ РУССКОГО ПРОИЗВОДСТВА

Наиболее ранними филигранями на бумагах производства Государства Российского следует считать филиграни бумажной мельницы. Киево-Печерской Лавры, организованной Елисеем Плстенецким в конце первой четверти XVII века.

Тромонин9 (№№ 623, 624, 701, 702, 703) и Лихачев6 (№ 778—780) воспроизводят филиграни этой мельницы, изображающие гербы Елисея Плетенецкого, и его преемника Захарня Колыстенского (рис. 8 а и б).

а) при Елиcee Плетенецком;
б) при Захарни Копыстенском

Рис. 8. Филигрань бумажной мельницы Киево-Печерскои лавры.

На Украине для начала XVIII века характерна еще филигрань гетмана Ивана Мазепы (Тромонии9 № 424; наш рис. 9) и Иоанна архиепископа Черниговского (Лихачев № 597; наш рис. 10).

Рис. 9. Филигрань бумажной мельницы гетмана Ивана Мазепы (Чернигов 1708).

Рис. 10. Филигрань бумажкой мельницы Иоанна архиепископа черниговского (Чернигов, 1700-е годы)

В первой работе о филнгранях Н. Лихачев (Лихачев стр. 86) говорит: «Нам не удалось найти самостоятельных русских бумажных знаков этого времени (вторая половина XVII в. — С. К.] и приходится согласиться с мнением Тромоннна, что первые бумажные мельницы в Московском государстве имитировали филиграни голландской бумаги «Lafolio [ «foolscap» — С. К.] и герб города Амстердама [„Amsterdam"—С. K.].

В нашем небольшом исследовании о филиграни с гербом города Амстердама (Клепиков4) мы показали ошибочность этого утверждения в отношении данного знака. Этот вывод должен быть распространен и на филигрань «foolscap» по тем же самым основаниям.

Нам думается, что с полной уверенностью можно утверждать отсутствие филигранен, которые можно было бы с большей или меньшей степени вероятности приписать бумагам русских мельниц до организации Дудергофской (Верхней Красносельской) фабрики под Петербургом (1719) и фабрики Василия Короткого в Москве (1722 г.).

Первая филигрань Дудергофской мельницы состояла из русского государственного герба (двуглавый орел со скипетром и державой в лапах и Георгием Победоносцем на груди) в левой и «малый якорь» во второй половине листа. Эта филигрань обнаружена нами на рукописном документе, датированном 30. IX. 1720 г. (ЦГАДА ф 271 д 608 и 226, 226а). Одновременно существовала другая филигрань — «Большой якорь», обнаруженная на печатном указе Петра I от 29.Х. 1720 г. Наиболее ранняя филигрань московской фабрики Василия Короткого состоит из инициалов владельца (ВК) и герба города Москвы (Георгий Победоносец). Она обнаружена Н. Лихачевым на печатном указе 15.VI. 1727 г.

Русская филигрань, как правило, состоит из трех основных элементов — литерной, сюжетной и цифровой.

Литерная часть говорит об адресе и владельце предприятии. Hа некоторых фабриках (Красносельской верхней), Гончаровской, Сиверса, Шереметьевской и некоторых других литеры вскрывают и фамилию мастера, отливщика бумаги.

Литерная часть или бывает вытянута в строку (по правой или левой, а иногда по обоим сторонам), или разбита на две или более строк. Очень редко встречаются фамилии владельцев полностью (Гончаров, Щепочкин, Хлюстины, Неверов и некоторые другие), а местонахождение предприятия, за единственным исключением (Калуга) — никогда.

Для одного и того же владельца сочетания литер бывают различны, причем иногда начальные буквы адреса и фамилии владельца берутся из латинского алфавита. Приведем несколько примеров:

А. Литерная часть филиграни мельницы Л. И. Гончарова

а. МБФАГ — Медынская бумажная фабрика Афанасия Гончарова.

б. АГСН — Афанасий Гончаров С... Н...

в.ANGF — Афанасия Nиколаева Gончарова Fабрика.

Принадлежность этих литер Гончарову подтверждается наличием герба владельца или характерного для него сложного вензеля AG.

Этот вензель не был расшифрован Н. Лихачевым и он ему дал условное обозначение «волюта». Нам удалось обнаружить четкий экземпляр этого вензеля на филиграни первой половины 1740-х голов, который позволил точно раскрыть его содержание (рис. 11 а).

а) 1710-х годов.
б) 1780-х годов.

Рис. 11. Разложение филигранного вензеля Афанасия Гончарова.

На этом образце ясно видна перекладина у буквы «А», которая и определяет смысл монограммы. На воспроизведениях вензеля (Лихачев6 №№ 582, Лихачев7 №№3566—3570, Тромонии9 №№ 679, 785,976, 1009 и др.) эта деталь отсутствует. Анализируя более поздние образцы вензеля (рис. 11 б), мы обнаруживаем ту же структуру, но без перекладины у буквы «А».

Б. Литерная часть филиграни фирмы Яковлевых

а. ЯМСЯ — Ярославская Мануфактура Саввы Яковлева;

б. ЯБМЯ — Ярославская Большая Мануфактура Яковлевых;

в. ЯМВСЯ — Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева;

г.JMWSJ — Jарославская Мануфактура Wнуков Sаввы Jаковлева;

д.JAMWSJA — То же, но русское «Я» заменяется латинским «JA».

Расшифровка литерного сочетания ЯМВСЯ подтверждается документом, обнаруженным 3. Участкиной (рис. 12) при работе в Ленинградском отделении Центрального Государственного исторического архива (ЦГИАЛ).

Рис. 12. Фрагмент справки о филиграни наследников Саввы Яковлева.

Принадлежность сочетания «д» фирме Яковлевых подтверждается упаковочным этикетом фабрики (см. Лихачев7 I стр. LXIX).

З. Участкина опубликовала любопытный пример филиграни Екатерины Машковцевой (рис. 13) 1*.

Рис. 13. Справка о филиграни Екатерины Машковцевой.

Владелец в подстрочном примечании раскрывает смысл литер и характер изображения. Литеры SEM ВМФ означают: Sодержательница Екатерина Машковцева Вятской Медянской фабрики. Здание в правой половине листа представляет собой помещение для сушки бумаги. Цифры внизу — год отлива бумаги.

В процессе работы с архивными печатными и рукописными документами нам этой филиграни увидеть в натуре не удалось. Однако несколько неожиданный вариант ее нам удалось обнаружить с более ранней датой — 1796 г. (ЦГАДА, фонд 271, дело 2963, лл. 3,4). На левой стороне листа — литеры «SEM» в картуше, на правой «ProPatria» без текста, но с заменой льва сушильной башней по образцу, воспроизведенному на рис. 13. Внизу посредине — год. Принадлежность филиграни тому же владельцу не оставляет сомнений (филигрань № 563).

Владельцы иногда так запутывают свои вензели и лигатуры, что разгадывание их является трудным делом. Только имея перед собой материал за несколько десятков лет нз Вельского 2* духовного правления, установив, что это учреждение приобретало бумагу у одного владельца и, наконец, имея одно расшифрованное литерное сочетание ВФСТ (Вологодская фабрика содержателя Турунтаевского), можно было прочесть следующие лигатуры (см. рис. 14): Рольная фабрика Григория Турунтаевского и Рольная Фабрика Ф. Турунтаевского.

Григория Турунтаевского.
Ф. Турунтаевского.

Рис. 14. Ранние филиграни бумажной мельницы Турунтаевских

Очень любопытной частью литерной группы филиграни являются инициалы мастера, которые, как правило, ставятся в нижнем правом или левом углу. Опытные, искусные мастера-отливальщики пользовались широкой известностью в среде бумажных фабрикантов, что впрочем, мало отражалось на условиях труда этих умельцев, жесточайшим образом эксплуатировавшихся владельцами.

3. Участкнна47А (стр. 15, 16) приводит очень интересные выписки из документов Коммерц Коллегии за 1731—1736гг.: а. «О направлении с Красносельской мельницы в разных годах, месяцах и числах по прошениям бумажных мельниц... для произведения вновь бумажного дела и обучения учеников, а именно: близ Москвы, что под селом Богороднцкнм на бумажную мельницу Василия Короткого подмастерья; на бумажную мельницу, что близ Калуги, Тимофея Филатова подмастерья одного, а трех из старых учеников» б. «В 1734 г. на Московскую мануфактуру Полуярославцева был послан с Красносельской мануфактуры Герасим Исаков «для обучения работных людей бумажному делу»»; в. «В 1735 году Герасим Исаков был отправлен в Вологодскую мануфактуру Турунтасвского»; г. «В 1791 г. фабрикант... Афанасии Гончаров добровольно отдал навсегда [курсив наш С. К.] в казенное ведомство... ево мастеровых бумажного дела людей... всего 40 человек».

В нашей таблице филигранен мы специально фиксировали инициалы мастеров, которые проставлялись на бумаге Красносельской мельницы, мельниц Сиверса, Шереметьева, Ольхина и ряда других. Для примера приведем выписку инициалов мастеров Красносельской фабрики, перешедшей потом к Якову Сиверсу.

АД 1751 ЛМ 1763,1779
АИ 1753, 1760, 1765, 1774 МА 1762
АК 1761, 1762, 1764, 1786 МД 1752, 1753, 1762
ВД 1764 МЛ 1761
ВК 1773 NA 1764
Д 1764 НИ 1773, 1779
ДЗ 1763 ОК 1759
ДК 1773 СВ 1773
ДТ 1751, 1752 СИ 1763
ИД 1752 СХ 1762, 1773
ИИ 1763 ХК 1750, 1751
ИК 1752, 1754 ЯК 1761, 1773
    ЯШ 1773

Более двадцати лет трудился мастер с инициалами API, который работал сначала на Красносельской фабрике, а потом у Карла Сиверса (наиболее ранняя дата 1753, наиболее поздняя 1774); столь же продолжительно работал мастер АК, начавший у Сиверса в 1761 году и встреченный нами на бумаге Петра Хлебникова (преемнике Сиверса) в 1786 году. Инициалы мастера являются дополнительным признаком для датирования документов.

Переходя к сюжетной части филиграней, мы прежде всего должны отметить их основную характерную особенность. За очень небольшим исключением, сюжетная часть непосредственно связана с владельцем мельницы или с ее местонахождением. Это выгодно отличает русские филиграни от западных, где сюжетная часть очень часто совершенно обезличена использованием одного и того же изображения (в основном гербового характера) многими владельцами разных стран.

Сюжетная часть состоит или из герба владельца (Алмазовы, Барышниковы, Баташевы, Гончаровы, Лазаревы, Маслов, Сиверс баронский, а затем графский, Шереметев и др. Образцы см. на рис. 15), или из герба губернии или уезда, где находится мельница (губернии Вятская, Вологодская, Пермская, Петербургская, Ярославская, Московская, Симбирская, Владимирская, Костромская; уезды Серпуховской, Московской губ., Ростовский, Ярославской губ., Вельский, Вологодской губ. Образцы см. на рис. 16).

Рис. 15. Образцы личных гербов владельцев: Л. Озеровых, Б. Алмазовых, В. Гончаровых, Д. Баташевых.

Рис. 16. Образцы топографических гербов: А. Петербурга, Б. Ярославля, В. Ростова Ярославского. Г. Костромы.

 

Иногда сюжетная часть дает представление о производственном процессе, как мы видели в филиграни Е. Машковцевой (рис. 13).

До нас дошло несколько образцов бумаги, с фирменными знаками, в которую завертывали готовую писчую бумагу.

За исключением позднего этикета фирмы «внуки Саввы Яковлева», воспроизводящем знак ProPatria обычно на русских упаковочных этикетах мы видим показ производственных процессов.

Так, на образце Яковлевской фабрики (рис. 17), помимо инициалов владельца (господин Яковлев), государственного герба (двуглавый орел) и герба Ярославской губ. (медведь с секирой), помещен слева процесс отливки бумаги, а справа — процесс отжима влаги и первой прессовки бумаги.

Рис. 17. Упаковочный этикет Ивана Яковлева.

На втором образце фабрики Баташевой (рис. 18), помимо инициалов владелицы Е. Баташевой, двуглавого орла и личного герба владелицы (единорог), помещен процесс вторичного прессования и подготовка бумаги к упаковке. Оба образца из собрания Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина и датируются: первый — 1810 годом, а второй —1819 г.

Рис. 18. Упаковочный этикет Елизаветы Баташовой.

В работе А. Грязнова70 на стр. 45-й воспроизводится наиболее ранний известный образец упаковочной бумаги времен Затрапезнова (средина XVIII века). На этом образце (рис. 19), помимо трех упомянутых выше обязательных элементов, изображены слева — прессовочное отделение бумажной фабрики, справа—ткацкое отделение полотняной фабрики; между ними мы видим две ветряных мельницы. Это, пожалуй, один из первых графических изображений русской мануфактуры.

Рис. 19. Упаковочный этикет Ивана Затрапезнова

В архиве Бергколлегии (ЦГАДА, фонд 271, дело 2061 лл. 187) нам удалось обнаружить фрагмент несколько более позднего варианта этого фирменного этикета, уже после перехода фабрики Затрапезнова к Яковлеву (рис. 21). Наконец, мы должны привести еще один очень любопытный этикет Ф. Турунтаевского (рис. 20). Наличие на филиграни инициалов ФТ, лишний раз подтверждает правильность нашей расшифровки.

Рис. 20. Упаковочный этикет Ф. Турунтаеыского. Рис. 21. Фрагмент упаковочного этикета Саввы Яковлева.

С начала 1740-х годов появляются первые подражания иностранным филнграням. Почти до конца XVIII века особой популярностью пользовался знак «ProPatria» 3*. Однако большинство фабрикантов русифицировали филигрань, убирая одни и заменяя другие детали. За очень редким исключением знак помещали без девиза; очень часто вместо девиза ставились русские инициалы фабриканта; лев перед сидящей женской фигурой заменялся деталями гербов (медведем из герба Малоярославецкого уезда, столбом под короной из герба Симбирской губернии), или двуглавым орлом (рис. 22). В упомянутой выше филиграни Е. Машковцевой вместо льва стоит сушильная вышка бумажной мельницы. В конце XVIII века и в начале XIX века появляются подражания знакам «Britannia», «Vryheyd», «Strasburglily» и некоторые другие. В большинстве случаев первые два знака помещались без девизов.

Рис. 22. Образцы измененной филиграни «Рго Palria»: А. Афанасия Гончарова (1740-е годы); Б. Хлюстиных (1810-е годы); В. Переяславцевых (1780-е годы); Г. Ивана Маслова (1812 г.).

Иностранными образцами чаще всех пользовался Александр Ольхин, который сплошь и кряду брал западную филигрань полностью с девизом. Churchill2 (№ 181) помещает сюжетную часть филиграни Ольхинз («Beehive», см. наш № 52) с примечанием, что филигрань принадлежит неизвестному французскому фабриканту. Кроме Ольхи на, пользовались иностранными знаками — Л. Гончаров, П. Щепочки и, наследники Саввы Яковлева и некоторые другие.

Как правило характер рисунка наиболее часто встречающихся филигранен одного фабриканта не может служить решающим признаком для их датирования в силу причины, изложенной нами ранее (см. стр. 6). В качестве примера мы приводим две пары филигранен одного фабриканта и одного года использования, но резко отличающихся друг от друга по рисунку (рис. 23 и 24). Первая пара—знак «ProPatria» Аф. Гончарова (1754 г.), вторая — Переяславцевых (1760-е гг.).

Рис. 23. Образцы одновременно существовавших филиграней Гончаровых (1762—1763 гг.). Уменьшено.

Рис. 24. Образны одновременно существовавших филиграней Переяславцевых (1760-е годы). Уменьшено.

Исключением является филигрань с гербом города Ярославля, используемая Иваном Затрапезновым, а после него Саввой Собакиным—Яковлевым. Здесь мы имеем возможность установить известную хронологическую последовательность применения различных вариантов орнаментального обрамления фигуры медведя; на рисунке № 25 помещено 14 вариантов этой филиграни, а на прилагаемой к ней таблице — указание литерного сопровождения и времени использования каждого варианта. В таблице филиграней будет указываться «Герб Яросл. губ.» и №варианта (тип).

Рис. 25. Основные типы Ярославского герба (1731—1839 гг.) Уменьшено. Литерное сопровождение и датировку см. таблицу на стр. 20.

ТАБЛИЦА ВАРИАНТОВ ФИЛИГРАНИ С ГЕРБОМ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ (к рис. 25.)

№ варианта Время применения Литерное сопровождение Расшифровка
1 1731 ЯМЗ Ярославская мельница Затрапезного
2 1734—1748 ЯФЗ
(мал. формат)
Ярославская фабрика Затрапезного
3 1748-1751 ЯФЗ
(бол. формат)
То же
1756 ЯМАЗ Ярославская мануфактура Алексея Затрапезного
1764—1765 ЯМСЯ Ярославская мануфактура Саввы Яковлева
4 1751-1756 ЯМЗ (бол. формат) Ярославская мануфактура Затрапезного
(1760-е гг.) ЯМСЯФ Ярославская мануфактура Саввы Яковлева фабриканта
5 1779-1784 ЯМСЯ Ярославская мануфактура СаввыЯковлева
6 1781-1786 ЯМСЯ То же
7 1781-1787 ЯМСЯ То же
8 1794 ЯМВСЯ Ярославская мануфактура внуков Саввы Яковлева
9 1601-1806 ЯМГIЯ Ярославская мануфактура господина Ивана Яковлева
10 1814 ЯБФДЯ Ярославская большая фабрика Димитрия Яковлева
1814-1818 ЯМФДЯ Ярославская мануфактура фабриканта Димитрия Яковлева
11 1818 ЯБМЯ Ярославская большая мануфактура Яковлевых
12 1824 ЯБМЯ То же
13 1828-1836 ФКНГ (мал.) Фабрика князя Николаи Гагарина.
14 1822—1839 ФКНГ (бол.) То же

Последняя часть русской филиграни — год отливки бумаги впервые появляется в 1742 году. Этот год нами обнаружен на двух филигранях Верхней Красносельской мельницы. Первая в сопровождении двуглавого орла (слева) и слова «году»; вторая в сопровождении лигатуры МК (Мельница Красносельская) слева и слова «году». До конца 1760-х годов дата отлива помещалась только на бумаге Верхней Красносельской мельницы и мельницы Якова Сиверса. 18 октября 1778 года Екатерина II издала указ «...чтоб для лучшего распознания доброты в бумаге и исправности фабриканта, всем состоящим в ведомстве их [Мануфактур Коллегии с ее конторой С. К.] содержателям бумажных фабрик» кроме находящихся в Наместничествах, приказала от себя в делаемой всякого сорта бумаге класть свои особые от других клейма, а равно изображать на оной тот год, когда делана;....» Однако этот указ не всегда выполнялся, благодаря чему значительная часть филигранен не имеет года отлива бумаги.

_______

1* З. В. Участкина. Русская техника в производстве бумаги М—Л, Гослесбумиздат. 1954. стр. 68.

2* г. Вельск, Вологодской губ. (ЛБРО ф 353)

3* Объяснение характера знаков см. главу 3-ю.

Первоисточник: 
Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. С.А.Клепиков. М., 1959.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.