ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Производство тряпичной бумаги возникло в Китае в самом начале II-го века н. э. В Европу искусство делания бумаги проникло сложным путем — через Монголию, Туркестан, Персию, Египет, Марокко в Испанию (Xativa 1151) и Францию (Troyes 1348). Другое ответвление шло из Египта в Италию (Fabriano 1276) и Германию (Нюрнберг 1390) 1*. В России первые бумажные мельницы появились в Москве в 1570-х годах.

Почти до конца XVIII века процесс изготовления бумаги, в основном, не менялся. Несколько усовершенствовалась техника и намечалась примитивная механизация отдельных процессов. Вкратце основные производственные процессы сводились к следующему: сырье (льняная тряпка) очищалось, в специальных толчеях оно измельчалось в однородную массу при одновременной промывке, полученной массой наполнялись специальные формы, тонким слоем покрывавшей дно. После того как вода стекала сквозь сетчатое дно, масса выкладывалась на суконные или войлочные прокладки. Сложенные прокладки пропускались через пресс, отжимавший оставшуюся воду. По освобождении листов от прокладок они развешивались для просушки. Затем они пропитывались клеем, лощились (гладились) и пройдя еще раз через пресс поступали в упаковку.

На прилагаемых рисунках мы видим толчею, приводившуюся в движение водой (рис. 1) и процесс изготовления бумаги (рис. 2) 2*.

Оба рисунка показывают безымянную французскую бумажную мельницу. На следующем рисунке мы показываем бумажную мельницу в Фабриано (Италия), одном из древнейших европейских очагов производства бумаги (рис. 3) 3*.

Рис. 1. Внутренний вид бумажной мельницы XVIII века. Толчея для измельчения тряпья, приводящаяся в движение водой.

Рис. 2. Внутренний вид бумажной мельницы XVIII века. Процесс отливки и прессовки бумаги.

Рис. 3. Внутренний вид бумажной мельницы в Фабриано (XVII век).

Смотря на свет через старую тряпичную бумагу, мы различаем светлую сетку, состоящую из редко поставленных поперечных линий и очень часто — продольных. Кроме того на этой сетке можно различить разные фигуры, буквы и слова. Эти знаки называются фнлигранями (filigrane — изделие из тонкой проволоки). Как мы уже говорили выше, дно формы, где отливается бумага, представляет собой сетку, состоящую из частых продольных проволок (vergeurs), через которые на некоторых расстояниях пропускаются поперечные проволоки (pontuseaux) 4*, служащие для поддержания равных расстояний между vergeurs. Сквозь эту сетку стекает вода из слоя бумажной массы, покрывающей дно формы. Бумажная масса ложится на сетчатое дно более тонким слоем на проволоки и более толстым на промежутки между ними. Эта разница в толщине слоя бумажной массы сохраняется в готовом листе бумаги. Таким образом дно сетки как бы отпечатывается светлой линией на бумаге.

В 1757 году издатель Джон Баскервилль выпустил книгу «VirgiliusPubliusMaro. Bucolica, GeorgicaetAenais. Birminghamiae, typisJoBaskerville, 1757.» 4°, которая была напечатана на бумаге, имевшей необычный вид. Смотря через нее на свет нельзя было найти ни продольных, ни поперечных линий. Только при внимательном просмотре можно было обнаружить тонкую сетку с ячейками менее 1 мм2. Суть нововведения состояла в том, что далеко отстоящие друг от друга pontuseaux были сближены на такие же расстояния, как vergeurs и дно формы приобрело характер ткани, где нить заменена проволокой. Эта бумага получила название «wove» paper (веленевая бумага). Основное ее достоинство для издателей состоит в гладкой поверхности, что особенно важно для плотных сортов бумаги, т. к. линии дна формы не только были заметны на поверхности бумаги, но и ощущались рукой. Такая неровность естественно отражалась на качестве печати. Существует мнение, что эта бумага впервые была изготовлена Джемсом Ватманом (J. Whatman), т. к. его инициал был обнаружен на аналогичной бумаге, на которой была напечатана книга в 1759 году 5* (D. Hunter100 стр. 125). В России первое появление этой бумаги отмечено нами в 1806 году у фабриканта Аф. Гончарова (филиграни 380, 383).

Обычай украшать дно бумажной формы, следовательно, и бумагу каким-либо знаком—чисто европейского происхождения. Первым знаком, обнаруженным на бумаге документа, датированного около 1282 г., был крест; на бумаге документов 1285 г. появляется цветок лилии и окрест, сопровождаемый литерой В; на бумаге 1286 г.— литера J; 1288 г. —литеры А и JA и т. д. (Briquet1v. I, Introductionp. 10). Эти знаки носят разный характер — иногда отвлеченный символ (крест, имя. Христа «IHS»), а большей частью знак имел конкретное значение (герб города, герб владельца мельницы, его инициалы и т. д.)

На прилагаемых рисунках мы воспроизводим, вид формы с филигранью и вид отпечатка на бумаге (рис, 4 и 5) 6*, характер сетки «Wove» paper и ее филиграни (рис. 6) 7*.

Эти знаки и привлекли внимание ученых исследователей, увидевших в них один из признаков, способствующих определению времени написания или напечатания того или иного документа или книги. Помимо этого, филиграни представляют большой интерес еще и как продукт графического народного творчества. Если тема филиграни давалась владельцем, то ее выражение в материале всецело зависело от мастера. Поэтому на одной и той же мельнице два рядом стоящие мастера имели формы с филигранью одинакового содержания, но разные по рисунку. Сказанное имеет очень важное значение при определении элемента, филиграни как наиболее характерного признака для ее датирования. К сожалению большинство исследователей об этом совершенно забывают.

Филигрань, как признак, определяющий время изготовления бумаги, теряет свое значение к концу первой половины XIX веха, т. к. на писчей бумаге она появляется редко, а на печатной — книжной — совершенно исчезает.

Однако для исследователя архивиста и историка, изучающего документы XIX века, в отношении к которым уже сейчас термин «старые» следует; заменить термином «старинные», необходимо было найти признак, возмещающий утрату филиграни.

Рис. 4. Вид дна бумажной формы с прикрепленной филигранью.

Рис. 5. Водяной знак (А. Гончарова), просматривающийся на свет.

Рис. 6. Дно бумажной формы отливки веленевой бумаги («wove»paper) с филигранью.

Рис. 7. Образцы русских фабричных штемпелей: Говарда (наш № 35): его же (наш № 45); Компании угличских фабрик (наш № 95) и Сергиевской фабрики Д. Соленнкова (наш № 183).

До самого последнего времени исследователи проходили мимо новой формы фирменного знака, который появился на писчей и почтовой бумаге в конце 1820-х гг. Этот фирменный знак тискался специальным ручным прессом в верхнем левом углу 8* первого листа тетради, содержащей шесть листов. Получающийся при тиснении рельефный знак с обозначением владельца и названия бумажной фабрики, мы и называем штемпелем слепого тиснения или просто штемпелем. Собирая штемпели, помещенные на бумагах документов или писем с обозначением даты написания, мы получаем дополнительное оружие для арсенала архивиста и историка.

Первые штемпели зафиксированы нами для бумаги с маркой Bath в 1828 году, а в России для бумаги Петергофской фабрики в том же году. С самого начала появления штемпелей они получили широкое распространение также у издателей эстампов, владельцев художественных магазинов и даже у отдельных художников.

Па рисунке (рис. 7) нами показаны несколько образцов такого рода штемпелей. Первая попытка их систематизации была проведена нами в 1952 году, в упоминавшейся выше работе, по отношению к русским штемпелям. Сейчас мы значительно (больше чем вдвое) увеличили число публикуемых русских знаков к добавили некоторое число иностранных.

_______

1* Hunter, Daid. Papcrmaking. The History and Technique of an Ancient Craft. New York. Alf. A. Knopf, 1943. "The Jorney of Paper-making from China to Europe".

2* Оба рисунка взяты из книги "LaLandede. Art dc faire le papier ("Description des arts et metiers" 1761-1789 Can. 45) PI. IV. fig. I; PI. XI, fig. I.

3* Изображение пометено в картуше (внизу справа) плана города Фабриано из книги J. Blaeu. "Nouveau Theatre d'ltalic ou description exact de ses villes, palais. eglises, principaux edifices etc. T. II. A la Haye. chei Chr. Alb. Rutgert. 1724, PI. XXVII.

4* Собственно pontusoaux представляли собой поперечные деревянные ребра, которые вставлялись в дно формы и на которых лежали vergeurs. Ребро имело в разрезе вид овала с утолщением к внешней стороне формы и острой, непосредственно примыкающей к vergeurs. Однако эти ребра были недостаточны для сохранения нужных расстоянии между vergeurs и поэтому последние стали скрепляться на некоторых расстояниях поперечной проволокой, к которой и перешло название pontuseaux.

5* Prolusions: or Select Pieces of Ancient Poetry. With a Preface by Edw. Capell. London, J. and R. Tomson, 1760. (Colophon: from the press of Dryden leach. Oct. 6th 1759).

6* 4-Hunter D.106A p.30l fig. 179; 5 — Лихачев7т. 1 табл. VII б.

7* Hunter DH.106 р.126 fig. 101.

8* В начале 1830-х голов русские фабриканты тискали фирменный знак в правом верхней углу. т. к. в левом верхнем углу учреждения, организации и отдельные лица обычно помещали бланк, отпечатанный типографским способом.

Первоисточник: 
Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. С.А.Клепиков. М., 1959.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.