ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Уже в первой половине XVIII века ученые архивисты, книговеды и искусствоведы обратили внимание на знаки, которые можно было обнаружить на бумаге, смотря через нее на сост. VI. Mosinуказывает на работу John'aLewiss'a(1737), в которой описано 20 знаков. К сожалению он не приводит ее полного названия и выходных данных. За двести с лишним лет вышло в свет более 100 отдельных работ и статей, посвященных знакам, видимым на бумаге * (фнлнграням). Особого развития изучение этого раздела бумаговедения достигает в XXвеке. Только после первой мировой войны вышло свыше 50 работ.

Изучение филиграней дает возможность с большей или меньшей степенью точности датировать недатированные письма, рукописи, документы и книги. Область применения знания филиграней — архивы и рукописные отделы крупных государственных хранилищ, библиотеки (для датирования книг, не имеющих выходных данных, переизданий и дефектных экземпляров с утраченным титульным листом) и, наконец, судебная экспертиза (для установления подлинности отдельных документов).

Первые филиграни обнаружены на документах конца XIIIвека. Массовое, промышленное применение филиграни для маркировки готовой бумажной продукции заканчивается в середине XIX века.

Общее число зафиксированных филиграней (исключая неизбежные повторения) превышает 40000 знаков.

В России пионерами изучения филиграней являются И. Лаптев и К. Тромонин. Последнему принадлежит честь создания первой сводной филигранографической работы, охватывающей 1827 знаков русских и иностранных.

Специальная зарубежная литература насчитывает большое число исследований, посвященных знакам бумажных фабрик отдельных районов и даже городов. Для первых характерны работы Wiener'a, Zuman'aи Nlcolai, для вторых — работы Hossle, heClert, Marablnlи др.

В России до самого последнего времени выходили лишь сводные филигранографии, посвященные знакам всех европейских стран, в которых русские филиграни занимали очень скромное место. В упомянутом труде К. Тромоннна и капитальнейших трудах К. Лихачева всего несколько более 100 русских филиграней.

Лишь в 1952 году автор этих строк сделал первую более или менее значительную попытку собрать воедино известные филиграни русских бумажных фабрикантов. Работа была опубликована в «Записках Отдела рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина». Несмотря на ряд неточностей и прямых ошибок этот опыт представляет интерес как по характеру подобранного материала, так и по новому методологическому подходу к его публикации.

Настоящая книга является новым, переработанным и значительно дополненным изданием, в которое вошли не только русские, но и некоторое число иностранных филигранен, выделенных в отдельную группу.

Прежде чем переходить к изложению основной темы — истории русского фирменного знака на писчей бумаге (филигрань, штемпель), мы должны вкратце изложить принципы, положенные в основу настоящей публикации.

Как русская, так к зарубежная филигрань (за исключением самых ранних) состоит как правило из двух частей — части эмблематической и части литерной. Первая или была связана непосредственно с владельцем предприятия (его личный герб), или с местом изготовления бумаги (герб города), или с страной производства бумаги (государственный герб). Иногда помещался портрет государя или выдающегося государственного деятеля. Иногда это было какое-либо изображение (человека, монаха, цветка, собаки и т. п.), причина появления которого на филиграни терялась в глуби веков. Вторая половина — литерная — отражала фамилию владельца, его титул, местонахождение бумажной мельницы, время отливки бумаги. Не всегда налицо были все элементы литерной характеристики, очень часто фамилия или адрес заменялся начальными буквами.

Почти до самого последнего времени все исследователи, публикующие собрания филиграней, отдают предпочтение сюжетно-эмблематнческой половине, оставляя в небрежении вторую часть. Основным элементом, определяющим время отливки бумаги, считался (если в филиграни не было года) именно характер изображения, а не литерное сопровождение.

В дальнейшем изложении мы попытаемся показать на конкретных примерах неосновательность этого подхода для целого ряда типологических изображений.

Наше главное положение, лежащее в основе публикации: важнейшим элементом, определяющим время отливки, является совокупность литерного сопровождения исследуемого образца бумаги.

Если характер изображения одной и той же эмблемы зависит от мастера, сделавшего данную форму (а сколько мастеров-отливальщиков, столько и форм, столько и вариантов изображения), то литерное сопровождение указывает на реального человека, деятельность которого определяется теми или иными хронологическими датами.

Исходя из этого, основное внимание должно быть устремлено на литерное сопровождение, па расшифровку отдельных инициалов и их комплексов, а также на изучение истории отдельных предприятий их владельцев и мастеров, на историю перехода предприятия из рук в руки. Для западных филиграней очень важно изучение связи отдельных владельцев с посредниками, оптовиками, чьи инициалы также находят отражение во многих филигранях.

Правильное представление о филиграни мы получаем лишь тогда, когда мы имеем перед глазами полный лист. Между тем обычно исследователи редко уделяют этому должное внимание и воспроизводят знак той части листа, которая попалась им на глаза. В этом отношении очень показательны таблицы Тромонина, у которого сплошь и рядом филигрань одного листа разбивается на несколько (3, 4, а иногда и 6) частей, каждой из которых присвоен свой номер.

Принимая во внимание изложенное, мы положили во главу угла нашей публикации не факсимильное воспроизведение всех зафиксированных нами знаков, а описательное. Материал расположен в виде таблицы в алфавите литерной части. Типовая сюжетно-эмблематическая часть дается в общепринятой форме в английском написании (Strasburgbend, Sevenprovincesи т. д.). не

типовая в сжатом описании. Этим достигается сближение филиграней не по случайному изобразительному признаку, а по органическому владельческому.

Факсимильные воспроизведения, прилагаемые в виде атласа, даны для наиболее характерных знаков выборочно, а не для всех описанных филигранен. Поскольку русская филигрань мало известна, мы воспроизводим значительное число литерных сочетаний и разных вариантов одной и той же эмблемы в разных начертаниях. Таким образом, мы показываем особенности шрифтового и графического оформления и расположения частей филиграни на листе.

Как правило, мы даем описание филиграней полных листов, или имеющих дату в своем составе, или обнаруженных на датированных рукописных или печатных документах. Если определенный вариант знака встречается на документах с разными датами, то в соответствующей графе указывается ранняя и поздняя дата, а в указателе документов помещаются все сведения о документах, на которых обнаружены филиграни. Это в какой-то мере определяет продолжительность использования знака.

Особое внимание мы уделяем истории отдельных предприятий и переходам их из рук в руки. В указателе бумажных фабрикантов мы по возможности приводим краткие исторические сведения. В целом ряде случаев для русских филигранен это дает возможность раскрытия литерных сочетаний, что в свою очередь оказывает помощь при датировке той или иной филиграни, а следовательно и документа.

В дополнение к описанию филиграней мы даем описание другого вида фирменного знака на писчей бумаге — штемпеля, оттиснутого холодным способом специальным прессом. Ни в русской, ни в зарубежной литературе о такого рода знаках не было никаких публикаций. Принцип описания использован тот же, что и при описании филигранен. Специфической особенностью штемпеля является трудность его воспроизведения и потому дается только несколько образцов.

В своей работе мы использовали как печатные, так и рукописные архивные материалы. Основными источниками послужили:

1.Фонды печатного изобразительного (лубок, станковая гравюра) и наборного (указы) материала Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина и Государственной Публичной библиотеки им. М. К. Салтыкова-Щедрина.

2. Фонд книг кирилловской печати отдела редких книг Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина для периода 1670—1720 гг.

3. Собрание образцов старинных бумаг П. Л. Картавова с его заметками, хранящимися в Государственной Публичной Библиотеке им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (небольшое число листов) и, в незначительной части, архив Соляного двора (из собрания П. Картавова) в Рукописном отделе Библиотеки Академии наук СССР (Ленинград).

4. Рукописные архивы и собрания Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина: Д. Милютина, Н. Румянцева, А. Барятинского, Пстрово-Соловова. а также Архангельское собрание бумаг и рукописных книг.

5. Рукописные фонды (в основном Оружейной палаты и Бергколлегии) Центрального государственного архива древних актов.

6.Крупным источником пополнения таблицы штемпелей послужило собрание музейного работника г. Владимира Б. И. Григорьева, переданного им в наше распоряжение. Значительную часть собрания составили или новые штемпели, ранее нам не известные, или штемпели с датами, которые расширяли хронологические рамки использования отдельных вариантов.

Для указателя русских бумажных фабрикантов и истории их фабрик использованы, помимо работ, помещенных в библиографической справке, следующие источники:

1.«Журнал мануфактуры и торговли», СПБ, 1825— 1860.

2.«Промышленность» (новое название предыдущего журнала). СПБ, 1861—1863.

3. «Ведомость о мануфактурах». СПБ. 1814 (на 1812 г.) и 1816 (на 1813 и 1814 гг.).

4. Мельников. Исследование бумаги и картона. СПБ. 1906.

5. Д. Малинин. Полотняный завод в XVIII веке. Калуга, 1929.

К перечисленным работам необходимо добавить капитальную работу А. Ф. Грязнова «Ярославская Большая Мануфактура за время с 1722 по 1856 год». М., 1910 **. В работу Грязнова (стр. 133—149) в хронологической последовательности приведены филиграни Мануфактуры с 1731 по 1843. В своем месте мы остановимся на точности этих датировок.

Как указывалось выше, мы уделили большое внимание расшифровке литерной и гербовой части филиграней и штемпелей, чтобы выяснить владельца и адрес предприятия, что имеет большое значение как материал для истории развития бумажного дела и служит дополнительным элементом в атрибутировании филиграней и их датировке.

В этой работе нам помогли рукописные заметки П. Л. Картавова *** на образцах бумаги его собрания, исследование Н. Резцова, а также указания З. В. Участкиной. В большинстве случаев расшифровка является результатом наших наблюдений и логических выводов.

Общее число описанных филигранен 1444
из них: русских 881
Общее число описанных штемпелей 292
из них: русских 222.

В конце дается указатель владельцев фабрик, с указанием принадлежащих им знаков и, во многих случаях, краткой исторической справки о времени организации и перехода фабрики из рук в руки.

В заключение автор считает своим долгом принести глубокую благодарность Зав. рукописным отделом Государственной Библиотеки СССР им. В. И. Ленина С. В. Житомирской, главному библиотекарю того же отдела И. М. Кудрявцеву, старшим библиотекарям А. А. Ромодановской и Я. Н. Щапову (нами использован ряд филигранен и штемпелей, зафиксированных Я. Н. Щаповым), Зав. рукописным отделом Библиотеки Академии Наук СССР В. Ф. Покровской, научному сотруднику того же отдела М. В. Кукушкиной ****, предоставившей в наше распоряжение часть систематизированного ею собрания образцов бумаги П. А. Картавова и оказавшей большую помощь в его использовании, а также научным сотрудникам Библиотеки им. В. И. Ленина Г. И. Довгалло и Е. М. Федорченко, принявшим участие в составлении указателя документов в части фонда Архангельского собрания и собрания указов XVIIIвека.

_______

* В конце мы даем библиографическую справку. В тексте мы указываем лишь фамилию автора с числовым индексом, показывающим порядковые № в справке и страницу или № филиграни.

** В этой работе подробно освещена история возникновения и развития одной из первых русских бумажных фабрик. Обычно по всех работах по истории бумажного дела в России писалось, что в Ярославле были две фабрики, возникшие одновременно,— Ивана Затрапезнова и Савой Яковлева. Л. Ф. Грязнов, используя архивный материал, показывает, что фабрика была одна и основана Затрапезновым, сын которого продал ее Савве Яковлеву в 1764 г. В своей исторической справке (в конце книги) нами использован этот источник.

*** Петр Алексеевич Картавов, известный ленинградский специалист по старинной русской бумаге, собрал большое число образцом и создал единственную в своем роде коллекцию. Смерть помешала ему закончить работу по оформлению ее описания. После его смерти основная коллекция пропала, незначительная часть попала и Библиотеку им. М. Е. Салтыкорл-Щсдрина. Более значительная (бумаги из архива Соляного двора) — в Библиотеку Академии наук СССР.

**** Когда наша книга была полностью набрана и сверстана, вышла и свет очень ценная работа М. В. Кукушкиной, посвященная русским филиграням. В работе описано 637 филигранен и 60 русских мельниц. М. В. Кукушкина расшифровывает ряд литерных-сочетаний (правда не всегда достаточно убедительно) и сообщает ряд новых сведений о русских мельницах и их владельцах. Расположен материал в хронологии возникновения мельниц, о соответствии с чем размещены и знаки. Принцип описания принят тот же, который использован нами и данной работе и в предыдущей (Библиография № 36). Принятое расположение сильно затрудняет использование работы М. В. Кукушкиной как справочника для архивиста.

К большому сожалению, мы не могли использовать это ценное исследование.

Первоисточник: 
Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII-XX вв. С.А.Клепиков. М., 1959.
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.