ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

1. Автор, видимо, подразумевает, что изоляционный слой должен препятствовать излишнему проникновению связующего из красочного слоя, а не быть для него совершенно непроницаемым. В случае, если бы слой «изоляции» оказался действительно непроницаемым, не получилось бы сцепления красочного слоя с грунтом, и на такой картине очень скоро появились бы осыпи и выпады слоя живописи.

2. Русские художники-иконописцы применяли для покрытия произведений темперной живописи (икон) особым образом приготовленную олифу, конечно, нетождественную применяемой теперь в промышленности. Процесс покрытия олифой и в настоящее время у реставраторов называется олифлением. Олифление по методике нанесения покровного слоя отличается от обычного покрытия картины смоляным лаком на летучем растворителе.

3. Точнее — процесс окислительной полимеризации.

4. Допустимость применения смеси воска со смолой для непосредственной защиты оборота авторского холста очень спорна и находится в процессе изучения. Кроме того, этот способ совершенно не применим в отношении большемерных картин, транспортировка которых предусматривает накатку на вал.

5. При температуре 60—70° С.

6. Хорошо сохранился на многих картинах старых мастеров, на которые он был нанесен в чистом виде. Как все медные краски он не стоек в смеси со свинцовыми красками. В истории живописи имеет такое же значение, как азурит.

7. Терпены — природные углеводороды состава С10Н16. Некоторые эфирные масла, например, терпентинное масло, представляют собой почти исключительно смесь терпенов.

8. По классификации Г. Вольфа из указанных бальзамов к тонким (не содержащим кристаллов абиетиновой кислоты) относится только венецианской бальзам.

9. Т. е. для реставрационного процесса, называемого дублированием. Дублирование заключается в том, что авторский холст наклеивается на новый второй холст. В реставрационной практике в СССР крахмальный клейстер для дублирования картин не применяется, т. к. он легко повреждается энтомологическими вредителями (в частности, хлебным точильщиком), а качество клеевой пленки намного ниже, нежели качество пленок рыбьего клея с пластификатором.

10. Ретушь — реставрационный термин, обозначает восполнение красками утрат авторского живописного слоя. Проф. Сланский несколько переоценивает цветовую стабильность связующего из воска, растворенного в скипидаре,— незначительное пожелтение все-таки бывает, причем оно будет тем меньше, чем лучше был ректифицирован примененный скипидар.

11. Свежий канадский бальзам бесцветен.

12. Число омыления показывает, сколько миллиграммов едкого кали (КОН) требуется для нейтрализации свободных и связанных кислот, содержащихся в 1 г бальзама.

13. Этиловый спирт не является растворителем линоксина, но действительно способствует набуханию масляной пленки.

14. В Южной Америке этот млечный сок, вытекающий из гевеи (дерево), называли «каочо», что означает слезы дерева.

15. Макромолекулы так называемых линейных полимеров представляют собой цепи из химически связанных звеньев, которыми являются молекулы мономера. В так называемых пространственных полимерах все молекулы мономера соединены между собой в густые сетки. Линейные полимеры растворяются в органических растворителях и после удаления растворителя образуют упругие пленки, поэтому они пригодны для производства лаков. Пространственные полимеры только набухают в растворителе. Из них изготовляют искусственные пластические материалы.

16. В результате гидролиза, при повышенной температуре.

17. В зависимости от качества жирового сырья и метода изготовления может содержать загрязняющие примеси, как то: белки, углеводороды, соли.

18. Обычно сульфокислоты и сульфоэфиры нейтрализуются кальцинированной содой или едким натром.

19. Сапонин — сложное высокомолекулярное химическое соединение, образующееся в некоторых растениях. Сапониносодержащие части растений подвергаются специальной обработке, в результате чего получают порошок, освобожденный от балластных веществ, отбеленный. Оптимальная концентрация водного раствора сапонина считается 0,5%.

20. Бесцветные игольчатые кристаллы фенола на воздухе в результате окисления постепенно розовеют, а затем и буреют.

21. Фенол плохо растворим в воде комнатной температуры. «При приливании к фенолу воды образуются 2 слоя: нижний слой — раствор воды в феноле, верхний — раствор фенола в воде. При повышении температуры увеличивается растворимость как воды в феноле, так и фенола в воде, и при 68° они растворяются друг в друге в любых пропорциях». Б. А. Павлов, А. П. Терентьев. Курс органической химии. М., 1960, стр. 406.

22. Нашатырным спиртом называется 10% водный раствор аммиака. Аммиачная вода получается в результате промывания водой газообразных продуктов сухой перегонки каменного угля. Содержит аммиак в виде карбоната, сульфида, сульфата и гидроокиси аммония.

23. Углекислый аммоний — (NH4)2CO3 — средняя аммониевая соль угольной кислоты. Распадается на аммиак и двуокись углерода при нагревании до 55—60°. Указанную температуру необходимо учитывать в тех случаях, когда углекислый аммоний применяется при омылении воска для последующего соединения его со смолами или животными клеями.

24. Это возможно в том случае, если растворенные в воде вещества не возгоняются.

25. Процесс гидролиза ускоряется добавлением щелочей или кислот.

26. Древесное масло известно также под названием тунгового.

27. По данным, приведенным в Гос. общесоюзных стандартах за 1951 — 1959 гг.:

льняное масло рафинированное — йодное число—175

конопляное масло — йодное число—145

маковое » 128—157

соевое » 120—140

подсолнечное » 119—144

кукурузное » 111—131

сезамовое (кунжутное) 103—117

хлопковое 101—116

28. Правильнее рассматривать переход линоксина из растворимого в нерастворимое состояние, как постепенное образование полимера сетчатого строения.

29. Имеются в виду не сами масляные краски, а их слои в живописи.

30. Обычно — 1,452.

31. Нижний предел обычно равен 1,506.

32. Ленинградский завод художественных красок пользуется для изготовления красок только маслом холодного прессования.

33. Северо-западных районов Европейской части СССР.

34. Такие масла называются также оксидированными.

35. Оксидированное масло вводить нежелательно. Смолы не улучшают высыхания масел, но за счет смол количественное содержание масла можно уменьшить.

36. Чистоту масла лучше проверять по его физическим и химическим константам.

37. Культура конопли очень распространена в СССР.

38. Натуральное касторовое масло применяется как пластификатор, большей частью не подвергаясь сгущению. Оно не обладает способностью высыхать.

39. Катализаторы дегидратации Аl2О3, H2SO4, фталевый ангидрид и др.

40. Тунговое дерево культивируется также в Советском Союзе на Черноморском побережье Кавказа в зоне с субтропическим климатом.

41. В масле присутствуют не сами кислоты, а их триглицериды. Молекулярные веса обеих кислот (элеостеариновой и линоленовой) одинаковы, но расположение в их молекулах химически активных участков, различное. В элеостеариновой кислоте они расположены таким образом, что это делает ее более реакционноспособной.

42. Древесное масло применяют сейчас не только в сочетании с канифолью, но и с синтетическими смолами для изготовления масляных лаков промышленного назначения.

43. Сиккативами называются вещества, каталитически ускоряющие высыхание растительных масел; они по методу изготовления делятся на плавленные и осажденные.

44. Для льняного масла оптимальное количество кобальта считается 0,13%, марганца — 0,12%, свинца — 0,45%. Введение сиккативов в количествах, превышающих оптимальное, приводит к тому, что процессы старения пленки резко ускоряются.

45. В присутствии кобальтового сиккатива высыхание пленки масла начинается с поверхности и постепенно распространяется в глубину, при применении марганцевого и особенно свинцового сиккатива процесс высыхания начинается снизу (см. Дринберг. Технология пленкообразующих веществ, стр. 202).

46. Способность пигмента поглощать и удерживать известное количество масла называется маслоемкостью. Различают два рода маслоемкости. Маслоемкостью первого рода называется количество масла, необходимое для получения краски пастообразной консистенции из 100 граммов пигмента. Маслоемкостью второго рода называют количество масла, необходимое для получения из 100 граммов пигмента краски консистенции, допускающей нанесение ее кистью. Маслоемкость данного пигмента зависит от многих причин, в том числе от степени дисперсности пигмента, от его пористости, от степени влажности. Маслоемкость пигмента будет различной и в зависимости от вида масла. Обычно данные маслоемкости пигмента приводятся в отношении сырого льняного масла.

47. Пигменты, имеющие меньший удельный вес, являются более маслоемкими, нежели пигменты с большим удельным весом.

48. Загустевание масляных красок в тубах объясняется в одних случаях химическими реакциями, возникающими между связующими некоторых пигментов, в других — физико-химическими явлениями.

49. Нерастворим также белок, подвергнутый нагреванию свыше 65°.

50. Из животных клеев, производящихся в СССР, наибольшую эластичность имеют пленки, полученные из высших сортов желатина и осетрового клея. Желатин вырабатывается из кожи молодых животных.

51. Неизвестно, о каком сорте костного клея говорит автор. Обычно лучшие сорта костного клея, по сравнению с желатином, обладают более высокой клеющей способностью, но значительно меньшей эластичностью.

52. Рыбий клей вырабатывается из плавательного пузыря, плавников, чешуи, кишок и костей некоторых видов рыб.

53. Осетровый клей получается из внутренней оболочки плавательного пузыря осетра.

54. Частые подогревания нежелательны, т. к. в результате частичного испарения воды увеличивается концентрация клеевого раствора, что при работе всегда необходимо учитывать.

55. Автор, по-видимому, имеет в виду алюминиево-калиевые квасцы KAl(SO4)2 + 12H2O, бесцветные прозрачные кристаллы. Растворимы в холодной и горячей воде. Не растворимы в спирте. Квасцы снижают клеящую способность клея и могут перевести клей в нерастворимое (после высыхания) водой состояние.

56. В СССР для грунтовки холстов употребляется обычно высший сорт осетрового клея.

57. В результате исследований, проведенных в микологических лабораториях Гос. библиотеки им. Ленина и Гос. Центральной художествзнно-реставрационной мастерской им. И. Э. Грабаря, установлено, что указанные вещества в допустимых концентрациях в крайне слабой степени и только па короткий срок защищают от микроорганизмов животные клеи. Лучшие результаты пока дает введение 1% (к весу сухого клея) пентахлорфенолята натрия в растворе.

58. Автор имеет в виду собственно клеевые краски. Связующим для художественных гуашевых красок служат гуммиарабик, камеди и декстрин.

59. Введение в клеевой раствор указанных кислот и щелочей не только отражается на клеящей способности, но и представляет большую опасность для ряда пигментов. Кроме того, введение уксусной кислоты может разрушить меловой грунт.

60. В России рыбий клей для грунтов под темперную живопись применялся значительно раньше, начиная с XII века.

61. Соли казеина называются казеинатами. При действии кислот на соли казеина выделяется казеин в виде студенистой массы и геля.

62. И в этом случае добавление 1% пентахлорфенолята натрия дает лучшие результаты.

63. В СССР для дублирования произведений станковой масляной живописи на холсте крахмальный клейстер не применяется.

64. Покрытия из крахмального клейстера являются питательной средой для энтомологических вредителей и микроорганизмов. Введение добавок в виде сахара, увеличивая эластичность покрытия, повышает его гигроскопичность и тем самым делает покрытие еще более подверженным разрушению микроорганизмами.

65. Декстрин — полисахарид получается при нагревании крахмала до 180°—200° или же при нагревании до 110°—150° с предварительным смачиванием соляной или азотной кислотой.

66. Пленка, полученная из раствора желтого декстрина, довольно быстро мутнеет и покрывается сетью микроскопических трещин. Как связующее применяется в виде добавок к основному связующему, для высших сортов красок не применяется.

67. Покрытие из яичного белка, оставленное на поверхности живописи на более длительный срок, оказывается практически нерастворимым. Поэтому удаление его связано с очень большой опасностью для сохранности живописного слоя.

68. Альбумин — белковое вещество, содержится в белке куриного яйца, молоке, кровяной сыворотке. (Кровяной альбумин содержит, кроме альбумина, глобулин, нуклеопротеид и некоторые соли.) При особой обработке кровяной сыворотки из нее выделяются кристаллы альбумина.

69. В результате набухания холста и последующего испарения влаги происходит ускоренное старение и эмульсионного грунта, вызывающее повреждения красочного слоя. Это особенно надо иметь в виду молодым художникам, которые захотят попробовать применить темперный подмалевок для последующего завершения масляными красками (Ред.).

70. Оболочка эта должна обладать определенной прочностью, т. к. иначе она может разорваться, что вызовет слияние частиц, и эмульсия расслоиться. Поэтому концентрация каждого эмульгатора строго дозируется.

71. Образование типа эмульсии, т. е. MB или ВМ, а также обращение фаз, зависят не только от количественного соотношения масла и воды, определяющие факторы здесь более сложные. В частности, тот или иной тип эмульсии (в некоторых случаях) может быть получен введением определенного эмульгатора.

72. Большинство исследователей считают, что у некоторых пород, ядро отсутствует.

В зависимости от наличия ядра породы разделяются на ядровые (например, лиственница, сосна, кедр, тисе, дуб, каштан, вяз, белая акация, грецкий орех, тополь и яблоня) и заболонные, не имеющие ядра (например, береза, ольха, липа, граб, клены, самшит, орешник, груша и т. д.). Некоторые авторы продолжают отрицать наличие пород, не имеющих ядра. Они считают, что ядро у некоторых пород образуется значительно позднее, нежели у других. Подробнее с этим вопросом можно ознакомиться в книге проф. Л. М. Перелыгина «Древесиноведение». Изд. «Советская наука». М., 1957.

73. Свободная влага заполняет внутренние пустоты: каналы сосудов, полости клеток, межклеточные пространства. Связанная влага или гигроскопическая пропитывает клеточные оболочки, занимает межмицеллярные пространства.

74. Меры защиты картины на дереве от коробления уже давно являются предметом обсуждения и исследований многих специалистов в области реставрации, однако окончательного вывода еще не сделано, и предложение проф. Сланского спорно.

75. Правильнее — личинки древоточцев.

76. Наблюдения над экспонатами, поступающими в музеи, заставляют с большой осторожностью относиться к выводам автора в отношении малой стойкости древоточцев к пониженной влажности воздуха и к незначительно повышенной температуре. Практика показала, что перемещение пораженных экспонатов в сухое отапливаемое помещение полностью деятельности древоточцев не прекращает.

77. Процесс превращения целлюлозы в глюкозу очень сложен. В нем принимает участие не одна целлюлаза, а целый комплекс ферментов. Глюкозу в растворенном виде грибы поглощают в процессе питания, а следовательно, нет необходимости в дальнейшем ее расщеплении.

78. Фанера, склеенная водорастворимыми гигроскопичными клеями, особенно сильно реагирует на изменения относительной влажности воздуха.

79. Животные клеи являются питательной средой для плесневых грибов. Питательные свойства клея особенно повышаются введением в него меда. Поэтому добавлять мед в клеевой раствор рекомендовать не следует. Кроме того, желательно защищать животный клей антисептиком. В практике Государственной Центральной художественно-реставрационной мастерской для антисептирования клеев применяется пентахлорфенолят натрия, вводимый в раствор в количестве 1% к весу сухого клея.

80. Практически в препарат далеко не всегда попадает конец волокна, и поэтому этим способом определить волокно затруднительно. Удобнее пользоваться результатами исследования среза волокна или цветной химической реакцией, проводимыми также под микроскопом.

81. Автор, видимо, подразумевает особые сорта фанеры негигроскопичной, нерастрескивающейся и недеформирующейся. Обычные сорта клееной фанеры для живописи совершенно непригодны.

82. См. раздел о дублировании во II томе труда профессора Сланского.

83. Боттичелли, Сандро родился в 1444 или 1445 г., умер в 1510 г. Флорентийская школа.

Синьорелли, Лука (1441 —1523). Умбрийская школа.

Тура, Козимо (1432—1495). Итальянская школа.

Мантенья, Андреа (1431—1506). Итальянская школа.

Карпаччи, Витторе (1455—1525). Венецианская школа.

Дюрер, Альбрехт (1471 —1528). Немецкая школа.

Картина Дюрера «Праздник четок» с 1933 г. находится в собрании Пражской Национальной галереи. Написана масляной темперой на деревянной доске размером 161,5x192 см (см. Sbirkastarihoumeni. Прага, 1955).

84. Джордано, Лука родился в 1632 г. в Неаполе, умер в 1705 г. там же. Представитель неаполитанской школы. Живописец и гравер. Работал в Неаполе, Риме, Флоренции, Бергамо, Толедо и Мадриде.

85. Бидермайер — направление в искусстве второй трети XIX века, особенно распространившееся в Германии и Австрии. В живописи выразилось в увлечении интимными бытовыми сюжетами жизни городской буржуазии.

Рени, Гвидо родился в 1575 г. близ Болоньи, умер в 1642 г. там же. Представитель Болонской школы. Живописец и гравер. Работал в Болонье, Риме и Неаполе. Картины и фрески на мифологические и религиозные темы, писал также портреты.

Караваджо (Микеланджело Меризи) родился в 1573 г. в Ломбардии, умер в 1610 г. близ Неаполя. Работал в Риме, Неаполе, Сиракузах, Мессине и Палермо. Картины на бытовые, религиозные и мифологические темы. Есть натюрморты и портреты.

86. Применение нашатырного спирта не желательно, т. к. остатки аммиака с шероховатой поверхности металла можно будет удалить только основательным прогреванием доски. В противном случае оставшийся раствор аммиака может вызвать хотя бы частичное разрушение связующего (масла) в последующем грунтовочном слое.

87. Себастьяно дель Пьомбо (Себастьяно Лучиани) родился в 1485 г. в Венеции, умер в 1547 г. в Риме. Учился у Джиованни Беллини и Джорджоне. Работал в Венеции и Риме. Картины на религиозные и мифологические темы, есть портреты.

Карраччи, Лодовико родился в 1555 г. в Болонье, умер в 1619 г. Представитель Болонской школы. Работал в Болонье. Писал фрески и картины на религиозные и мифологические темы. Две его картины, исполненные маслом на меди, находятся в Гос. Эрмитаже: «Святое семейство со святыми Варварой и Лаврентием», 43x33; «Св. Себастьян», 28,5x22.

88. Альбани, Франческо родился в 1578 г. в Болонье, умер в 1660 г. там же. Представитель Болонской школы. Работал в Болонье и Риме. Картины и фрески на религиозные и мифологические темы. В числе не скольких его картин, находящихся в Гос. Эрмитаже, имеется одна, написанная на меди: «Благовещение», медь, масло, 62x47.

Доменикино (Доменико Цампиери) родился в 1582 г. в Болонье, умер в 1641 г. в Неаполе. Представитель Болонской школы. Работал в Риме, Болонье, Неаполе. Картины и фрески на религиозные и мифологические темы. Кроме того, есть пейзажи и портреты.

Калло, Жак родился в 1592 г., умер в 1635 г. Французский рисовальщик и гравер. Учился и работал в Италии. Известен главным образом своими офортами. Убежденный реалист в живописи XVII века. Батальный и бытовой жанр.

Эльсгеймер, Адам родился в 1578 г. в Франкфурте, умер в 1610 г, в Риме. Работал в Венеции и Риме. Живописец, гравер и рисовальщик. Картины на религиозные и мифологические темы, писал также пейзажи. В Гос. Эрмитаже экспонируется картина, приписываемая Эльсгеймеру, написанная на меди: «Св. Христофор», медь, масло, 22,5x17,5,

Корнелиссен ван Гарлем, Корнелис родился в 1562 г. в Гарлеме, умер в 1638 г. там же. Живописец, гравер, архитектор. Картины на бытовые, религиозные и мифологические темы. Писал также портреты.

Бриль, Пауль родился в 1554 г. в Антверпене, умер в 1626 г. в Риме, Сложился под влиянием А. Эльсгсймера и А. Карраччи. Пейзажист.

Саверей, Рулаыт родился в 1576 г. в Куртре, умер в 1639 г. в Утрехте, Живописец и офортист. Работал в Праге и Вене для императора Рудоль фа II. Писал пейзажи, цветы, животных. В Гос. Эрмитаже находятся две его картины, написанные на меди: «Тирольский пейзан», 54x72 и «Скалистый пейзаж со св. Иеронимом», 54x72.

Гольциус, Гендрик родился в 1558 г. в Мюльбрехте, умер в 1617 г. в Гарлеме. Голландский живописец и гравер. Работал в Антверпене, Гарлеме. Картины на религиозные темы, более известен как гравер.

Шпрангер, Бартоломеус родился в 1546 г. в Антверпене, умер в 4611 г. в Праге. Работал в Италии и в Праге при дворе Рудольфа II.

Роттенгаммер, Иоганн родился в 1564 г., умер в 1625 г.

Гейнц, Иозеф родился в 1564 г. в Базеле, умер в 1609 г, в Праге. Был придворным художником Рудольфа II.

Аахен, Ганс фон родился в 1552 г. в Кельне, умер в 1615 г. в Праге, Работал в Италии и в Праге. С 1601 г. был придворным живописцем Рудольфа II. Картины на религиозные, мифологические и жанровые темы, писал также портреты.

Садлер, Эммануил. Работал в Мюнхене, умер в 1640 г.

Гартманн, Иоганн Якоб родился в 1680 г. в Кутнагоре, умер между 1728—1745 - гг. в Праге. Пейзажи с жанровыми сценами. В Гос. Эрмитаже экспонируются две его картины на меди: «Пожар замка на фоне пейзажа» (медь, масло, 90x129) и «Приморская гавань» (медь, масло 89x128).

Платцер, Иоганн Георг родился в 1704 г., умер в 1761 г. Картины на мифологические и жанровые темы. В Гос. Эрмитаже находятся четыре его картины, написанные на меди: «Пир Клеопатры», 76x58 и «Оргия», 58,5x84,5, «Восточный праздник», 91x114,5 и «Пир Марса и Венеры», 56x75,5.

Ангермейер, Герман. Портретист XIX в. Работал в Дюссельдорфе.

Грунд, Норберт родился в 1714 (1717) году в Праге, умер в 1767 г. там же, работал в Праге. Картины на жанровые темы, есть пейзаж.

89. Реставрационная практика отдела графики Государственной Центральной художественно-реставрационной мастерской им. И. Э. Грабаря показала, что раздублирование картин, выполненных на бумаге,, особенно сложно и опасно в тех случаях, когда бумага наклеена на деревянную доску или на холст. Механическое утонынение дублетного листа картона оказывается наиболее безопасным.

90. Предложенный автором способ монтирования на фанеру произведения, выполненного на бумаге, рекомендовать не следует по ряду причин. Изменения линейных размеров при колебаниях относительной влажности у фанеры и бумаги совершенно различны, поэтому деформация бумаги (провисание, волнистость) неизбежно будет. Недопустимо и непосредственное приклеивание авторского листа к монтировочному основанию, для этого применяются бумажные лапки с заранее нанесенным на них клеем и перед употреблением только слегка увлажняемые. Одним концом лапки приклеиваются к верхним углам авторского листа, а противоположным к монтировочному основанию. Нижний край листа прикреплять не надо. Для монтировки не следует применять фанеру, не изолированную слоем белой бумаги, не содержащей лигнина. В противном случае на авторском листе появляется пожелтение, особенно интенсивно проявляющееся при повышенной влажности в помещении.

91. В VI—VIII веках производство бумаги было известно, в странах Средней Азии, в Корее и Японии.

92. Иорданс, Якоб родился в 1593 г. в Антверпене, умер в 1678 г. Работал в Антверпене. Картины на религиозные, мифологические, исторические и бытовые темы. Писал также портреты.

Франкен, Франс — известны три фламандских художника: Франкен Франс I (XVI век), его сын Франкен Франс II (1581—1642) и Франкен Франс III (1607—1667). Все три художника работали в Антверпене.

Крапдт, Иоганн (1740—1783). Портретист и пейзажист, работал в Ганновере.

Манес Иозеф (1820—1871). Живописец и график. Работал в Праге.

Пипенхаген, Август (1791—1868). Пейзажист, работал в Праге.

Навратил, Иозеф (1798—1865). Художник-реалист, писал картины на исторические темы и пейзажи. Работал в Праге.

93. Турчи, Александро (Л'Орбетто) родился между 1588/1590 гг. в Вероне, умер в 1649 г. в Риме. Картины на религиозные и мифологические темы. Работал в Вероне и в Риме. В Гос. Эрмитаже есть две картины этого художника, написанные на аспидных досках: «Несение креста», 21,5x25 (овал) и «Положение во гроб», 71x58.

94. Стереохромия — техника живописи, разработанная в XIX веке Фуксом и Шлотгауэром. По известковой штукатурке, предварительно обработанной раствором фосфорной кислоты, писали красящими веществами, растертыми на воде. После высыхания живопись закрепляли водорастворимым стеклом. Способ этот имел значительные недостатки и не обеспечивал прочности живописи.

Позднее технологом А. Кеймом был разработан другой вид живописи с применением водорастворимого стекла, названный им минеральной живописью и имевший два варианта. Минеральная живопись Кейма обладала достаточной прочностью и получила распространение. Подробнее о живописных и декоративных красках Кейма см. в книге: Д. И. Киплик . Техника живописи. «Искусство», М. — Л., 1950.

95. Мостаерт, Ян родился около 1475 г. в Гарлеме, умер в 1555 или 1556 г. Работал главным образом в Гарлеме. Нидерландская школа. По каталогу Национальной галереи в Праге, изданному в 1955 г., картина Яна Мостаерта «Портрет пожилого мужчины» (№ 412) значится как написанная темперой.

96. Гемессен, Ян Сандерс ван родился около 1500г., умер после 1574 г. Учился у Г. ван Клеве в Антверпене. Работал в Антверпене и Гарлеме. Картины на бытовые и религиозные темы. (В каталоге Национальной галереи в Праге картина «Пьяная старуха» значится как написанная темперой. В собрании Гос. Эрмитажа есть произведение художника, выполненное маслом.)

97. Геертген тот Синт Яне родился около 1460 г. (точнее между 1460 и 1465 гг.) в Лейдене (?), умер между 1490 и 1495 гг. Учился у Альберта ван Оуватера. Работал в Гарлеме. Картины на религиозные темы. (В каталоге Национальной галереи в Праге указанное произведение значится как написанное темперой. В Гос. Эрмитаже имеется фрагмент створки алтаря — холст, масло.)

98. В начальной стадии поликонденсации смолы легко растворяются в спирте, ацетоне, бензоле, размягчаются при низкой температуре. В конечной стадии, называемой стадией резита или бакелита, они утрачивают растворимость и способность размягчаться.

99. Аминопласты и фенопласты — прессовочные порошки, используемые в производстве пластических масс. Представляют собой сочетание мочевино-формальдегидной смолы, в первом случае, и фенольно-формальдегидной смолы, во втором — с наполнителями, смазывающими веществами и красителями.

Автор имеет в виду исходные смолы.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бергер Эрнст. История развития техники масляной живописи. Москва. 1961.

2. Виннер А. В. Материалы масляной живописи. Москва 1950.

3. Дринберг А. И. Технология пленкообразующих веществ. Москва. 1948.

4. Киплик Д. И. Техника живописи. Москва. 1950.

5. Ченнини Ченнино. Книга об искусстве или трактат о живописи. Москва. 1933.
Andrlik К. Pfehled chemie. Praha. 1950.
Вагta R. Maltoviny. Praha. 1952.
Bouvier M. D. L. Vollstandige Amveisung zur Olmahlerei fur Kiinstler und Kunstfreunde. Halle. 1851.
Brdicka R. Zaklady fysikalni chemie. Praha. 1952.
Doerner M. Malmaterial u. seine Verwendung im Bilde. Stuttgart. 1936, 1941.
Eibner A. Entwicklung u. Werkstoffe der Wandmalerei. Mimchen. 1926.
Eibner A. Entwicklung u. Werkstoffe der Tafelmalerei. Miinchen.
1928.
Felix V. Chemieko — technicke textilni rozbory. Praha. 1951.
Get tens R. J., Stout G. L. Painting Materials. New York. 1947.
Heatоn N. Outlines of Paint Technology. London. 1947.
Hegr M. Technika malifskeho umeni. Praha. 1941.
Henderson E. Y. Timber its Properties, Pests and Preservation. London. 1946.
Hrabe K. Technologie laku. Praha. 1950.
Juru P. Ochrana dfeva. Praha. 1951.
Кavina K. Anatomie dreva. Praha. 1932.
Laurie A. P. The Painter's Methods and Materials. London. 1947.
Nordmark O. Frescopainting. New York. 1947.
Ostwald W. Die Maltechnik jetzt u. kunftig. Leipzig. 1930.
Stock E. Taschenbuch fur die Farben— und Lackindustrie. 1943.
Thompson D. V. The Materials of Medieval Painting. London. 1936.
Wagner H. Die Korperfarben. Stuttgart. 1939.
Wоlleгs Ch. Die Bedeutung der Gemalde—Durchleuchtung mit Roentgenstrahlen, fur d. Kunstgeschichte. Frankfurt, 1938.
Zalesak-Schlemmer. Zbozi pod mikroskopem. Praha. 1946.
Zuman F. Knizka о papiru. Praha. 1947.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.