ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

ПОСТРОЕНИЕ КАРТИНЫ. ОПТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ

В развитии живописи мы встречаемся с большим количеством техник, отличающихся между собой не только разнообразием материала, но и методом построения картины, например неодинаковым расположением и наложением красочных слоев и различными способами выполнения подмалевка, способствовавшими развитию целого ряда живописно-технических вариантов.

В результате изучения этих живописных процессов, в частности при помощи рентгеновских лучей, удалось проанализировать разнообразнейшие технические варианты, встречающиеся в ходе развития живописи. Таким образом удалось установить, что художественное воплощение объемных предметов в картине основано только на трех методах моделирования, при всей своей простоте являющихся в сущности принципами живописи. При помощи этих методов можно объяснить оптическую систему всех до сего времени известных живописных техник.

Передачи объемной формы или впечатления объемности можно достигнуть на картине наслоениями:

1) темной краски по белому грунту,

2) белил по темному грунту,

3) смесей красок, приготовляемых на палитре.

1. При первом методе моделирования форму объема передают различными по толщине наслоениями одной краски: от прозрачных лессировочных до непрозрачных кроющих слоев. Все оттенки светотени, от максимально ярких светов, представленных белым грунтом, до самого темного оттенка, передаваемого непрозрачным слоем краски, достигаются постепенными утолщениями наслоений, через которые просвечивает белый цвет грунта,— следовательно, ни в коей мере не составлением красочных оттенков и полутонов на палитре. Как мы видим на примерах, моделированием этого рода можно осуществлять плавный переход поверхностей, что лучше всего удается в масляной технике, либо в фреске и темпере штриховыми мазками кисти, благодаря чему на надлежащем расстоянии производится впечатление постепенного перехода светотени. Такой способ мы часто встречаем в итальянских стенных росписях эпохи Возрождения, у нас (в Чехословакии. — Ред.) мы встречаем этот способ только на картине «Сцена в школе» в смишковской капелле костела св. Варвары (илл. 18). На подобном процессе моделирования основана акварельная техника лавирования — заливки (цветное приложение I1; рис. 23А). 2. Передачи объема можно далее достигнуть нанесением белой кроющей краски на темный грунт. И при этом методе все полутона, от максимально светлого до самого глубокого

Рис. 23. Схема основных живописных приемов письма А — лавирование (наслоение темной краски на белом грунте); В — высветление (наслоение белил на темном грунте); С — комбинированный способ по имприматуре; D — прокладка красками, смешанными на палитре

I Схема основных живописных приемов: 1 — лавирование по белому грунту. 2 — высветление по темному грунту. 3 — комбинация лавирования и высветления по нейтральному грунту. 4 — современный способ живописи красками, смешанными на палитре.


оттенка, создаются различной плотностью слоев только одних белил. В наиболее светлых местах слой белил является пастозным и совершенно перекрывает темный грунт, в полутенях толщина слоя убывает, пока в конце концов совершенно не сливается с грунтом, передающим самые глубокие тени. При применении этого способа моделирования обычно идут от полутеней к более светлым частям, где белила накладывают несколько раз; этот процесс называется «высветлением». В результате нанесения краски слоями различной плотности образуются так называемые оптические дымки, напоминающие колористическое явление полупрозрачной среды, принимающей холодные синеватые оттенки, тем более заметные, чем больше просвечивает темный грунт. В этом случае происходит явление, обратное нанесению теней лавированием (лессировками), когда образуются тени теплых оттенков. Пластическая сила картин, последовательно моделированных этим способом, заключена, если можно так выразиться, в рельефе наслоений белил, наиболее выпуклые части которого соответствуют наиболее светлым частям живописи, тогда как уменьшающаяся выпуклость, сочетающаяся с уменьшением толщины наслоения, соответствует тонким переходам светотени (цветное приложение I2; рис. 23 В). Наиболее полного развития этот метод достиг в эпоху барокко. Однако он возник в Византии, если еще не раньше: он уже встречается на бронзовом инкарнате византийской живописи, по-видимому, как остаток позднего античного живописного стиля. Этот способ изображения объемной формы соответствует понятию светотени позднейших стилистических эпох.

18. Сцена обучения. Стенная живопись в Смишковской капелле в костеле св. Варвары в Кутной Горе. Деталь. Конец XV века. На этом живописном произведении передача формы достигнута штриховкой, как на итальянских ренессансных фресках.


3. При последнем способе, редком в живописи старых мастеров, однако преобладающем в настоящее время, объемная форма передается не использованием цветного грунта и наслоений одной краски различной толщины, а нанесением на полотно смесей красок, уже заранее составленных на палитре. Если живописец хочет достигнуть по возможности более богатых переходов от света к тени, он должен приготовить на палитре большое количество оттенков, хотя у него есть возможность, по крайней мере при масляной живописи, добиться тонких переходов стушевыванием (на холсте) соседних красок. Изменение толщины наслоений краски, большей частью кроющей, не определяет в этом случае технический процесс, ибо если мы хотим выразить объемную форму заранее смешанными красками, то должны положить их рядом кроющими или прозрачными слоями (цветное приложение I4, рис. 23 D ). В этой особенности современной техники (у масляной живописи) заключается большая опасность: как только живописец перестает соблюдать основные правила живописи «по сырому» (алла прима), живопись немедленно превращается в «технически недисциплинированную», не плановую.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.