ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

III. ГРУНТЫ ДЛЯ ПОЛИХРОМНОЙ РОСПИСИ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ

Грунт для полихромной росписи подобен меловому грунту для картин на досках или грунту под золочение по полименту. Его приготовляют из клеевого раствора и из болонского или шампанского мела или из их смеси. К одной объемной части клеевого раствора (50 г желатина или 60 г клея и 1 л воды) добавляют две объемные части мела. Надо избегать избытка клея, так как этот грунт по высыхании нелегко шлифуется и полируется. Сначала очищаем деревянную скульптуру от грязи, в частности от жирных пятен, и пропитываем ее горячим клеевым раствором. После тщательного просушивания наносим кистью меловой грунт последовательно несколько раз так, чтобы образовался слой толщиной в 1/2—1 мм, причем каждый раз после того, как предыдущее покрытие частично просохло. После просыхания шлифуем грунт стеклянной бумагой и заканчиваем моделирование вырезыванием тонких деталей ножиком, подобно тому, как некоторые скульпторы заканчивают свои статуи после отливки из гипса. Меловой грунт, который смягчает острые контуры и утончает форму, является обязательной составной частью деревянной пластики, и поэтому его следует тщательно выполнять. Прежде чем приступить к нанесению красок, грунт изолируется либо покрытием из шеллака, растворенного в этиловом спирте (100 г шеллака на 1/2 л спирта), либо покрытием из 4% раствора желатина с примесью квасцов. Полихромную роспись выполняют пигментами, которые растирают с водой и смешивают с каким-нибудь эмульсионным связующим, состав которого указан в главе о темпере. Очень хорошей оказалась казеиново-восковая темпера, преимущество которой заключается в том, что можно наносить ее несколькими слоями без опасности растворения нижележащих слоев и, кроме того, ее можно полировать щеткой или фланелью.

Скульптуры можно расписывать также не слишком жирной масляной краской, в которую добавляют кобальтовый сиккатив, чтобы первые слои высыхали быстрее. По нанесении достаточно толстого слоя шлифуют просохшую масляную краску мокрым способом — пемзовым порошком с помощью смоченного войлока, в результате чего она приобретает матовую гладкую поверхность, которая производит значительно более выгодное художественное впечатление, чем нешлифованная масляная роспись.

Полихромная роспись очень эффектно изменяет общий вид скульптуры, однако только в том случае, если она исполнена с пониманием и художественным тактом. Пластичная форма, уже сама по себе чрезвычайно чувствительная к нанесениям тончайших неокрашенных слоев, тем более изменяется красками. Раньше полихромная роспись составляла заранее предусмотренную и важную часть не только деревянных, но часто и каменных скульптур. Исполнение её доверяли наилучшим художникам*. В этом можно убедиться на примере полихромной росписи деревянной скульптуры чешского мастера около 1420—1430 годов «Мадонна с младенцем», находящейся в Национальной галерее. На голове Мадонны и на теле младенца Иисуса пластическая форма иллюзорно подчеркнута прокладкой светов белилами по локальному телесному тону, то есть способом, которым в то время создавалось впечатление объемности на картинах. В позднем барокко для передачи средствами живописи света и тени на поверхности скульптуры применяли полихромную роспись. Резьба по дереву преднамеренно выполнялась эскизно и затем ее покрывали слоем мелового грунта толщиной в несколько миллиметров. Этим смягчались острые контуры резьбы, однако сохранялась ее свежесть, придающая произведению большую живость и виртуозный характер.

В эпоху барокко и главным образом рококо наносили иногда на деревянные скульптуры так называемые полиментные белила, которые по просыхании полировали агатом, подобно листовому золоту на полименте. Их производство сохранилось по традиции до настоящего времени в мастерских золотильщиков и резчиков; оно также описано в современных руководствах для золотильщиков. Для изготовления полиментных белил разваривается смесь из раствора клея, воска, мыла и жира (сала) В полученной таким путем эмульсии растираются свинцовые белила, которые затем наносятся несколькими слоями на меловой грунт и, наконец, полируются агатом. Т. Рот** описывает другой процесс изготовления: меловой грунт шлифуют, тщательно удаляют с него пыль и пропитывают водным раствором клея (1:20) с небольшой примесью кремницких или цинковых селил, которых добавляют столько, чтобы раствор клея был лишь слабо окрашен. Для того чтобы покрытие было более эластичным, добавляют немного растворенного в воде венецианского мыла. Во второй слой кладут больше белил, чтобы краска хорошо крыла. К третьему слою этой же краски добавляют немного снятого молока. Покрытия наносят крестообразно. После высыхания поверхность скульптуры протирают льняной тряпкой, причем предварительно натирают венецианским мылом и, наконец, полируют агатом. В результате скульптура приобретает вид слоновой кости. Кроме белил, можно изготовить и иные краски, которые придают скульптурам после полировки агатом вид полированного мрамора или полудрагоценного камня.

_________

* На готических скульптурах полихромия иногда применялась еще для большего подчеркивания рельефа резьбы.

** В приложении к книге М. Дернера «Malmaterial», издание 1941 г., стр. 345.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.