ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Итальянские живописцы XIV века только начинали фреской стенную живопись, а заканчивали ее яичной темперой. Многое из этой живописи сохранилось великолепно, и поэтому удивительным является упоминание Вазари о том, что дополнения и ретушь темперой на фреске чернеют. Причина заключается в том, что темпера отличается несколько меньшей оптической стойкостью, нежели фреска, и что поверхность темперной краски имеет другую структуру, она принимает пыль, сажу и загрязнения иначе, чем поверхность фрески. Если мы нанесем темперу на одно отдельное место фрески, то через некоторое время такая ретушь может по сравнению с остальной живописью действительно выступить в виде темного пятна. Поэтому, если фреску заканчивают темперой, следует ею покрыть всю живопись, но никоим образом не отдельные, изолированные места.

13. Мазаччо (1401—1428). Уплата статира (Чудо со статиром). Фреска в капелле Бранкаччи в костеле Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрагмент. Христос.

14. Филиппино Липпи (1457—1504). Освобождение Петра и Павла проконсулом. Фреска в капелле Бранкаччи в костеле Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Фрагмент.

15. Рафаэль (1483—1520). Диспут. Фреска в Stanza della Segna tura в Ватикане. Фрагмент. Данте. Итальянская фреска Ренессанса в период наибольшего своего расцвета сохраняла в рисунке штриховую манеру нанесения красок.

16. Микеланджело (1475—1564). Ливийская Сивилла. Деталь фрески на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане.

17. Антонио Содома (1471—1549). Фрагмент фрески. Пинакотека в Сиене. На снимке виден рисунок, переведенный с картона передавливанием на свежее интонако.


Желтковая темпера итальянских тречентистов, которая состояла из 1 части желтков, 1 части воды и фигового молока, не содержала высыхающего масла, которое содержится в современной желтковой темпере.

Живопись по известковому грунту, так называемое известковое секко, отличается от фрески тем, что ее выполняют не по свежей, а, наоборот, по совершенно просохшей и отвердевшей штукатурке, на которую незадолго до начала живописи наносят известковый грунт и пишут по нему, пока он влажен.

Если приходится работать на старой стене с хорошей штукатуркой, то сначала тщательно снимают скребком старые покрытия, а затем промывают дочиста щеткой и горячей водой. Сухую, чистую штукатурку смачивают последовательно несколько раз мягкой водой. Когда вода всосется, наносятся два-три тонких слоя извести, которая приготовляется так же, как описано на стр. 319. Иногда в известь добавляют снятое молоко или немножко клея или казеина. Как только известковый грунт перестанет блестеть, немедленно приступают к нанесению красок, тертых на воде, в которые добавляется гашеная известь, служащая одновременно и белилами. Эта известь должна быть хорошо выдержана под землей и освобождена от зернистых частиц с помощью сита. Как и во фреске, здесь выбираются отдельные участки для живописи такого размера, которые можно закончить в один день. Пишут «по сырому». Слишком быстрое высыхание предотвращают обрызгиванием поверхности водой. Нет необходимости напоминать о том, что по окончании живопись должна высыхать очень медленно, в течение многих дней, чтобы известковое связующее проникло в краски и грунт по всему слою. По этой причине следует добавлять гашеную известь во все краски, ибо количество связующего, которое они получают снизу из грунта, является недостаточным. Поэтому кроющая способность извести, которая во влажном состоянии не кроет, сильно повышается по высыхании; вся живопись после высыхания значительно высветляется и приобретает пастельный, мутный характер.

Прочность известкового секко зависит от того, насколько прочно связан известковый грунт с штукатуркой и не осыпается ли с нее. Поэтому клей, казеин или молоко, способствующие такому осыпанию, следует добавлять в грунт лишь в небольших количествах, а упрочение красочного слоя и грунта достигается лучше медленным, длительным высыханием.

Большая часть произведений средневековой чешской провинциальной живописи исполнена по известковому грунту и многие из них хорошо сохранились. Однако нелегко установить, писаны ли они красками, связанными органическими связующими по сухому известковому грунту, или по влажной извести.

Грунты для настенной темперной живописи. После полного просыхания поверхность известковой штукатурки становится нейтральной, и можно по ней писать темперой и простыми водяными красками. Условие состоит в том, чтобы стена была совершенно сухой внутри и хорошо изолированной от проникновения влажности из земли. На влажной стене никакая живопись не может быть прочной, какой бы техникой она ни была исполнена. Из разных связующих красок наиболее пригодным для стенной живописи является казеин (который может соединяться с известью, образуя казеинат кальция.— Ред.).Из всех органических веществ он лучше переносит щелочную среду. Яичные и желтковые темперы также хорошо зарекомендовали себя, что подтверждают итальянские стенные росписи XIV века, которые, по свидетельству Ченнини, исполнены именно ими. Для декоративной работы годится также и клей, который в настоящее время является обычным материалом при росписи комнат.

Достоинство чисто известковой штукатурки заключается в том, что она пориста, легко поглощает воду и, следовательно, хорошо связывается с краской. На смоченной штукатурке можно применить технику гуаши, при которой краски остаются сырыми в течение всего процесса живописи, а после высыхания равномерно высветляются, так что сохраняют взаимные отношения красочных тонов. Прекрасные примеры этой техники — слабо связанной темперы, которая по высыхании приобретает воздушную легкость пастели,— имеются в стенной живописи Навратила в Кирне и Либехове.

Старые стены следует сначала чисто вымыть водой или даже удалить скребком остатки старой окраски. В декоративной живописи хорошо зарекомендовала себя практика протирки стены со старой окраской мыльным раствором или смесью из равных частей масла, раствора клея и квасцов. Этими составами старые красочные слои превращаются в нерастворимые, и можно на них писать дальше. Нет надобности упоминать о том, что здесь имеется в виду только живопись, к которой не предъявляется особых требований в отношении прочности.

Стену можно также подготовить путем нанесения грунта для живописи, как это делается на деревянной доске, лучше всего теми же материалами и в таких же пропорциях, какие применяются для мелового и гипсового грунтов. В отличие от грунтов для деревянной доски и особенно для холста можно употребить для стены казеиновый грунт. Малая эластичность этого грунта не является в такой степени опасным недостатком на совершенно неподвижной стене, как на дереве или холсте. Однако здесь следует избегать слишком большого количества клея. Раствор казеина приготовляют из 50 г казеина на 1 л воды, затем смешивают одну объемную часть этого раствора с двумя объемными частями мела, мраморной муки или необожженного гипса. Поскольку известковая или гипсовая штукатурка нейтральны, их можно хорошо грунтовать эмульсиями такого же состава, который приведен в разделе о грунтах на холсте.

Большая часть чешских средневековых росписей исполнена по известковым покрытиям, о которых можно в общем сказать, что они вполне оправдали себя. Перед нанесением извести стену несколько раз тщательно смачивают мягкой водой (известь размешивается до консистенции густой сметаны и наносится большой кистью последовательно несколько раз.— Ред.).Для нормального отвердения покрытия требуется очень медленное высыхание, чтобы было достаточно времени для превращения гидрата окиси кальция в карбонат. Если известковое покрытие высыхает преждевременно, оно становится порошкообразным и при прикосновении стирается. По этой причине иногда добавляют в известь снятое молоко, немножко клея или казеина. Однако примесь жирных веществ, масел и олифы может вызвать опасность того, что грунт впоследствии пожелтеет или потемнеет.

Гипсовая штукатурка. Гипс является нейтральным веществом, и поэтому мы можем писать по гипсовой штукатурке всеми техниками, кроме фресковой. Она является достаточно испытанным грунтом для живописи, самые древние египетские стенные росписи исполнены именно по гипсовой штукатурке.

В настоящее время штукатурка под живопись не составляется из одного гипса, но только из его смеси с известью. На 2—3 части извести дается 1 часть строительного (сильно обожженного) гипса, который медленно затвердевает и дает красивую так называемую лепную штукатурку. Примесь гипса не только повышает твердость известковой штукатурки, но и ускоряет ее отвердевание; она, однако, годится только для внутренних, вполне просохших стен. На влажной стене она является весьма ненадежной, так как легко растворяется в воде и выступает затем на поверхности живописи, где кристаллизуется в виде беловатого налета. Снаружи гипс выветривается, легче извести.

Цементная штукатурка. Для штукатурки цемент смешивают так же, как известь, с 2—5 частями песка. В процессе высыхания и еще по крайней мере два следующих дня поверхности, покрытые цементом, следует обрызгивать водой, чтобы штукатурка полностью отвердела. Внутри цемента отвердение протекает очень медленно и заканчивается только через год, а в толстых цементных слоях даже через два года. Этот процесс сопряжен с выделением влаги, которая поднимается на поверхность, принося с собой растворенные соли. Только после полного отвердения содержание воды в цементе падает до 5%. Основная предпосылка для живописи любого вида, исполняемой по цементному грунту, заключается в том, чтобы грунт был по меньшей мере двухлетним.

Цемент содержит 1% свободной едкой извести и реагирует щелочно. Поэтому при применении известковых штукатурок с примесью цемента или гидравлической извести надо проверить, является ли их поверхность действительно нейтральной. Испытание проводится упрощенно с помощью красной лакмусовой бумажки, которую смачивают и прикладывают к штукатурке. Если поверхность штукатурки нейтральна, цвет бумажки не изменяется, в противном случае бумажка синеет. Щелочной грунт совершенно непригоден для масляной живописи, которая с течением времени разрушается в результате омыления масла. Нейтрализовать или изолировать такие стены нелегко; до некоторой степени помогает промывка углекислым аммонием (процесс карбонизации.— Ред.).При этом следует, понятно, иметь в виду, что щелочные соли могут опять выступить на поверхности и погубить живопись. Наиболее эффективным средством можно считать изоляцию полимеризованными поливинилацетатными смолами, которые являются вполне щелочеустойчивыми, однако до сего времени недостаточно испытаны для этой цели. Более чем ошибочной является довольно часто рекомендуемая нейтрализация олеиновыми кислотами, которые подвергаются омылению легче, нежели сами высыхающие масла, и, кроме того, действуют неблагоприятно на цементную поверхность. Самый верный способ подготовки цементной стены под живопись состоит в том, чтобы покрыть ее асфальтовым лаком и прикрепить к ней этернитовые плиты, оборотную сторону которых пропитывают горячей смесью воска и церезина.

Цемент добавляют также и в известковые растворы с целью ускорения отвердевания штукатурки по всему слою. Обыкновенно добавляют 5—10% цемента от содержания извести. Для фрески такая штукатурка не годится, для темперы ее можно применять только после тщательного просушивания, лучше всего через год. Поскольку штукатурка содержит воду, является вероятным, что из нее выступят на поверхность растворимые в воде вещества и выкристаллизуются в виде сероватого или беловатого налета (ямчуга. — Ред.),

К этим веществам относятся:

селитра, азотнокислый калий (KNO3);

поташ, углекислый калий (К2СО3);

глауберова соль, сульфат натрия (Na2SO4 • 10H2O);

каменная соль, хлористый натрий (NaCl);

сода, углекислый натрий (Na2CO3 • 10H2O);

гипс, сульфат кальция (CaSO4 • 2H2O);

хлористый кальций (СаСl2 • 6Н2О);

горькая соль, сульфат магния (MgSO4 • 7H2O);

хлористый магний (MgCl2 • 6H2O).

Эти растворимые соли являются либо составной частью сырья, из которого приготовляются растворы, либо образуются при обжиге сырья в результате действия различных окислов. Они могут быть внесены в раствор жесткой водой или путем загрязнения. Высолы можно удалить раствором углекислого аммония, которым протирают поверхность штукатурки при помощи щетки, одновременно смывая водой. Нельзя рекомендовать растворять высолы весьма эффективной соляной кислотой, так как под действием этой кислоты образуется на поверхности штукатурки гигроскопический хлористый кальций» который сильно вредит штукатурке (или живописи).

При выборе красок для стенного секко руководствуются характером вяжущих веществ. При казеине, который здесь больше всего применяется, можно употреблять только фресковые краски с прибавлением цинковых белил. Если же пишут по совершенно нейтральному грунту нейтральным связующим, то можно применять все пигменты для темперы, перечисленные в конце раздела о пигментах. Для гуашевого способа живописи по смоченной штукатурке пригодны также белила с малой кроющей способностью — мел и барит.

Сложный эфир кремневой кислоты. Этот сложный эфир является недавно открытым органическим соединением кремния. Им можно заменить минеральную живопись с водорастворимым стеклом (стереохромию) — ненадежную технику, ибо на поверхности живописи кристаллизуются свободные соли в виде высолов 94

Эфир кремневой кислоты образуется при действии этилового спирта на хлористый кремний. Это прозрачная жидкость; ею можно связывать красящие вещества, которыми предполагают писать но щелочным грунтам, цементу, бетону, известковой и гидравлической штукатурке. В результате гидролиза из связующего выделяется студенистый осадок — коллоидный гель ортокремневой кислоты, который быстро отвердевает и спустя несколько месяцев превращается в необратимый гель, то есть в нерастворимое стойкое вещество, прочно связывающее краски. Это связующее пористо и позволяет штукатурке или камню «дышать». Такая живопись отличается большой прочностью, не подвергается выветриванию и на ней не образуется высолов. Ее можно также мыть водой.

Некоторые пигменты—цинковые белила, ламповая и костяная сажа и все щелочно действующие краски, смешанные с этим связующим, быстро студенеют. Для живописи годятся только титановые белила, охры, сиены, умбры, красная окись железа, киноварь, ультрамарин, черный марс и некоторые каменноугольные красители. Все эти краски можно как угодно наслаивать, перекрывать без опасения, что они растрескаются или потемнеют.

Это новая техника, которая пока находится в стадии исследования.

Сграффито. Сграффито — это стенная техника, основанная на очень простом принципе: если двухслойную штукатурку, в которой нижний слой окрашен в темный цвет, а верхний — в светлый, процарапать до обнажения нижнего слоя, то образуется рисунок из темных линий и пятен. Такие поверхности своей строгой простотой прекрасно зарекомендовали себя при украшении фасадов зданий.

Для сграффито употребляется обыкновенная известковая штукатурка, которую наносят тремя слоями.

Стены штукатурят раствором из 3 частей грубого речного песка и 1 части старой извести и дают хорошо просохнуть, лучше в течение нескольких месяцев. Затем приготовляют раствор для темной штукатурки: 4 части извести,

3 части речного песка средней зернистости,

4 части угольного шлака той же зернистости, как песок,

1 части железисто-марганцовой черни.

Этот раствор наносят слоем толщиной в 3—5 мм на поверхность такого размера, который позволяет вполне закончить сграффитовую часть работы в один день, как у фрески. Как только этот слой отвердеет, наносят последний, белый, очень тонкий слой. В действительности этот слой является не чем иным, как обыкновенным известковым покрытием, нанесенным последовательно три раза, причем каждый раз перпендикулярно направлению нанесения предыдущего слоя. На это известковое покрытие переводят рисунок, затем немедленно процарапывают линии и плоскости. Линии процарапывают стальным острием, плоскости вынимают шпателем, имеющим форму ложки.

Работу следует выполнять быстро, и поэтому эскизы должны быть простыми. Средний слой штукатурки может быть окрашен в различные цвета: серебристо-серый, если окрасить штукатурку сожженной соломой, что является традиционным способом эпохи Возрождения, либо кирпично-красный, если окрасить средний слой красной окисью железа. Многокрасочное сграффито получается, если нанести несколько слоев различно окрашенной штукатурки один на другой и затем процарапать до разной глубины. Рисунок подготовляется припорашиванием проколотых картонов порошкообразными красками с помощью тампона из редкого полотна.

Сграффито отличается большой прочностью, выполнять его нетрудно. Прорез до белого поверхностного слоя должен быть наклонным, чтобы дождевая вода легче стекала, не скапливаясь в углублениях рисунка и не проникая между слоями. Верхнее известковое покрытие иногда заменяют тонким слоем штукатурки, составленной из 5 частей очень тонкого речного песка и 7 частей старой извести.

В этом случае рисунок получается более грубым и процарапать его значительно труднее.

Рис. 22. Скребки для сграффито
Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 

Система Orphus Дорогие мои, если вы заприметили ошибку, выделите сей казус и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter».

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)