ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Классическим типом грунта для настенной живописи можно считать известковую штукатурку (воздушную штукатурку из чистого углекислого кальция и песка или мраморной муки), наносимую на кирпичную стену и служившую грунтом для фрески в эпоху Возрождения.

Штукатурка для фрески. С названием фрески мы встречаемся впервые только в конце XIV века, хотя техника фрески была уже известна и в древности и в средние века. В настоящее время понятию фрески часто придается более широкое значение; некоторые неправильно подразумевают под этим понятием все способы живописи, при которых употребляется гашеная известь; другие считают фреской всякую стенную живопись. В действительности же можно обозначить этим термином только такую живописную технику, при которой пишут по свежей, еще влажной штукатурке красками, стертыми на воде и ею же разбавленными. Краски связываются в результате того, что растворенная в воде гидроокись кальция, составляющая основной компонент штукатурки, поднимается по капиллярам, расположенным между зернышками пигментов, на их поверхность и там под воздействием атмосферы превращается в микрокристаллический, прозрачный углекислый кальций, который связывает пигменты между собой и с поверхностью штукатурки и, кроме того, покрывает ее стекловидной прозрачной пленкой. Одновременно с высыханием поверхности штукатурки просыхает и вся живопись, становясь нерастворимой. Химическую реакцию соединения гидроокиси кальция с углекислотой, содержащейся в воздухе, и образование углекислого кальция можно выразить следующим уравнением:

Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3 + Н2О

В правильности этого химического процесса можем удостовериться, наблюдая известковую воду в стакане. Известковая вода начинает быстро мутнеть, и на поверхности появляется тонкий хрупкий слой прозрачного углекислого кальция. Подобный процесс протекает и на поверхности влажной штукатурки. Необходимо подчеркнуть, что штукатурка действительно должна быть мокрой, свежей, чтобы произошла указанная реакция; процесс соединения прекращается после того, как она просохла. Вначале, пока штукатурка еще совершенно сыра, реакция протекает свободнее, нежели при ее высыхании. Наибольшая абсорбция СO2 происходит тогда, когда содержание воды в штукатурке падает лишь на несколько процентов. Вполне естественно, что чем дольше досыхает штукатурка, тем больше гидрата поднимается на поверхность и тем прочнее связываются краски. Поэтому важно, чтобы грунт фрески, штукатурка и стена по возможности дольше задерживали воду и лишь медленно передавали ее на поверхность. Таким свойством обладают, в частности, кирпичная стена и песчано-известковая штукатурка, или смесь извести с обломками жженой терракотовой глины, которая интенсивно поглощает воду. Известковая связь красок образуется у фрески сравнительно скоро, через 7, самое большее 12 часов. Этим временем определяется срок, в течение которого живописец должен закончить свою работу. Однако под поверхностью химические превращения продолжаются значительно дольше, у очень толстых стен — целые столетия, и даже тогда процесс остается незаконченным: на греческих зданиях и египетских пирамидах в нижних слоях штукатурки нашли неизменившуюся гидроокись кальция.

Стена. Основанием фрески является стена, покрытая известковой штукатуркой. Наиболее пригодным строительным материалом являются докрасна обожженные кирпичи, которые легко поглощают воду и тем самым способствуют более длительному просыханию штукатурки с живописью. Если живопись приходится исполнять на старых стенах, то следует сбить прежнюю штукатурку и тщательно удалить ее остатки не только с поверхности кирпичей, но и из пазов между ними. Прежде чем приступить к оштукатуриванию, следует тщательно промыть стену чистой водой для удаления растворимых солей натрия, магния и кальция, которые впоследствии могут выделиться на поверхности, выкристаллизоваться там в виде серо-окрашенных пятен и разрушить таким образом всю живопись. Иногда рекомендуют помыть стену слабым раствором соляной кислоты, затем горячей водой, после чего побрызгать холодной водой. Не вполне обожженные кирпичи, которые распознаются по их сероватому или фиолетовому цвету, не поглощают воды, и поэтому их следует заменить новыми или частично отбить, и образующиеся углубления заполнить смесью песчаного раствора и кирпичного щебня. Кирпичам с гладкой поверхностью придают шероховатость с помощью заостренного молотка.

Станковые фрески. Кроме стабильных оснований, можно сконструировать для фрески меньших размеров основания на толстых подрамниках из дерева или железа, такая фреска называется станковой. На раму натягивают проволочную сетку и на ней закрепляют гераклитовые плиты, которые покрывают штукатуркой. Эти основания никогда не могут иметь такого качества, каким обладают грунты на стене, так как нижний слой штукатурки содержит гидравлическую известь или цемент, он нелегко поглощает воду и значительно быстрей высыхает. Здесь не может возникнуть такой прочной известковой связи красок, как на кирпичной стене.

Песок представляет собой сыпучее вещество, состоящее из мелких кварцевых зерен, обломков разрушающихся горных пород, нанесенных водой, богатых кварцем и более или менее закругленных. Химически песок является окисью кремния; он встречается в мощных залежах либо в чистом виде, либо в соединении с другими минералами в порфире, змеевике, базальте, сиените, глиноземных глинах, сланце. Для фресковой живописи песок должен быть острого зерна, совершенно чистым, без примеси гипса, вызывающего на живописи беловатые высолы, глины и колчедана, который выветривается с образованием растворимых сульфатов. Песок также не должен содержать в себе слюды, которая не связывается со штукатуркой и отпадает, что проявляется на поверхности живописи в виде белых пятнышек.

Органические, гумусовые вещества также понижают прилипаемость извести к поверхности песчаных зерен и этим снижают прочность штукатурки. Чистоту песка определяют по образованию мути в воде, налитой в стакан. Наилучшим является речной песок, но и его следует сначала промыть. Песок промывают на двух установленных одно над другим ситах одинакового размера с высокими рамами. Верхнее сито должно быть более редким (примерно б проволочек на 1 см), нижнее по крайней мере в два раза гуще. Промытый песок раскладывают на чистые доски, где оставляют его сохнуть. Более грубый песок используют для нижнего слоя штукатурки, более тонкий — для поверхностного слоя. Предварительные работы требуют соблюдения самой тщательной чистоты; при подготовке материала следует содержать всю посуду и инструменты в абсолютной чистоте. Посуда, загрязненная гипсом, может вызвать образование беловатой мути в живописи.

Для поверхностного слоя штукатурки можно употреблять также и мраморный песок, то есть измельченные отходы белого мрамора в виде мраморной муки.

Известь. Известняк, из которого обжигом получают (негашеную) известь, встречается в очень многих местах и иногда образует целые горы. Это осадочные породы, образовавшиеся действием микроорганизмов, и так как вместе с известняком оседали и другие вещества, он не бывает вполне чистым. Состав известняка колеблется в зависимости от местонахождения, поэтому получаемая из него известь обладает различными свойствами. Например, доломитный известняк содержит до 40% углекислого магния и получаемая из него известь является «тощей», то есть мало пластичной, зернистой, малоэффективной; она дает менее прочную штукатурку, на поверхности которой образуются высолы. Некоторые виды известняка загрязнены глиной и кварцевым песком. Из этих видов известняка обжигом получается гидравлическая известь. По структуре известняки бывают аморфными или кристаллическими; последние образовались в результате перекристаллизации аморфных известняков под воздействием высокого давления и температуры. К ним относится мрамор; причем только мелкозернистый мрамор дает достаточно тонкую известь, пригодную для фрески. Известь из грубозернистого мрамора или из аморфного известняка имеет более грубую, зернистую структуру и является менее ценной для качественной штукатурки.

Известь можно также получить обжигом ракушек и мела. Глинистые известняки окрашены в серый цвет. Качество извести нельзя, однако, определить только по цвету, так как даже совершенно белая известь является гидравлической, если она только содержит силикаты.

Известь, из которой приготовляется штукатурка, получается путем обжига известняка докрасна. Известняк, углекислый кальций, разлагается на окись кальция и углекислоту;

CaCO3 CaO + CO2
100 частей   56 частей   44 части

Разложение известняка начинается приблизительно при 500°С и заканчивается при 1000—1300°С, причем большие куски известняка требуют более высокой температуры, чтобы они были полностью обожжены. Гидравлическая известь обжигается при более низкой температуре. Пережженная или недожженная известь к употреблению не годна: она плохо и медленно гасится: пережженная известь продолжает гаситься в штукатурке, действуя при этом деструктивно в течение месяцев и даже лет. В настоящее время обжиг известняков в обжиговых печах (круговых или более старых шахтных) производится углем, и поэтому известь, соприкасающаяся с дымом, содержит щелочные соли и гипс, образующиеся под действием серных газов. Современная известь не так хороша для фрески, как известь, обожженная древесным топливом.

Жженая известь, окись кальция, хотя и сохраняет форму камня, бывшую до обжига, однако она легче и объем ее меньше. Она пориста и при соприкосновении с водой интенсивно с ней соединяется в гидрат окиси кальция. Последний образует с избытком воды известковое тесто, гашеную известь, вяжущую составную часть штукатурки, которая затвердевает на поверхности и становится нерастворимой в воде, так как гидрат окиси кальция поглощает из воздуха углекислоту и опять превращается в углекислый кальций.

Гашение извести является физико-химическим коллоидным процессом, при котором пористая жженая известь сначала поглощает воду, затем происходит образование химического соединения, сопровождаемое выделением тепла (до 150°С) и значительным увеличением объема, и, наконец, известь рассыпается.

Для получения сухого порошкообразного гидрата окиси кальция (пушенки.—Ред.) требуется до 40—60% воды от всего веса извести. Сухая гидроокись стойка в течение длительного времени; ее продают в бумажных мешках. Раствор приготовляют из нее следующим образом: сначала смешивают в определенном отношении сухую известь с песком и только после этого добавляют воду. Гашеная известь содержит довольно крупные частицы недогашенной извести, которые необходимо отделить просеиванием через густое сито, чтобы они не попали в штукатурку, не погасились в ней позднее, значительно увеличиваясь при этом в объеме (до 3-х раз), и не нарушили целостность штукатурки. Это означало бы разрушение всей живописи, и поэтому такой сорт извести, в частности, для фрески, не пригоден. Сухая гидроокись не дает также столько совершенной дисперсии, как известь, гашенная в избытке воды.

Гашение извести в воде осуществляется в деревянных баках, иными словами, в ваннах (творильных ящиках.— Ред.), сколоченных из досок (рис. 21 А). Если оставляют известь в земле для созревания и гасят ее в больших количествах, то рекомендуется обеспечить ванну с одной стороны шлюзовым затвором, через который выпускают гашеную известь в яму. При гашении поливают жженую известь трех-четырех-кратным количеством воды и размешивают граблями.

На гашение влияет также состав воды. Вода, в которой содержатся растворенные сульфаты, замедляет процесс гашения; вода, содержащая карбонаты, реагирует с известью, которая' преждевременно превращается в карбонат. Наиболее правильным является гашение извести мягкой водой. Известь можно испортить неправильным процессом гашения: в избытке воды или под водой известь иногда «тонет», гасится только поверхностный слой, который препятствует дальнейшему проникновению воды, необходимой для гашения ядра; при недостаточном количестве воды известь «пережигается».

Рис. 21. А — деревянный чан для гашения извести (творильный ящик);

В — известь, хранящаяся в земле: 1 — крыша; 2 — песок; 3 — глина


Для фрески надлежит употреблять только чистую и совершенно белую известь, обожженную из тонкозернистого мрамора. Такая известь гасится быстро и равномерно. Известь, полученная из загрязненного известняка, содержащего углекислый магний, соединения алюминия, кремния и железа, большей частью не гасится равномерно и без остатка; известковое тесто из такой извести зернисто, малопластично и непригодно для стенной живописи, ибо штукатурка растрескивается и на поверхности живописи выделяются высолы.

Чтобы штукатурка действительно была качественной, ее не следует делать из свежегашеной извести, которая содержит еще слишком много «огня», Штукатурка растрескалась бы и недогашенные частички вызвали бы ее осыпание. Поэтому гашеную известь хранят в ямах, выкопанных в земле и покрытых крышей, на которую насыпают слой песка (рис. 21 В). Песок покрывают слоем глины, чтобы предохранить известь от доступа воздуха, а также от промерзания, в результате которого она бы совершенно испортилась. Этот способ никоим образом не является новым, а основывается на многовековом опыте. Древние строители употребляли известь трехлетнего возраста.

В чем, собственно, состоит значение этого способа? Прежде всего в том, что вместе с излишком воды из извести уходят в землю растворенные соли, сода, гипс и селитра; яри выдерживании окончательно завершается процесс гашения. В результате длительного выдерживания известь переходит в настоящее коллоидное состояние и приобретает жирную маслянистую структуру, весьма пригодную для штукатурки; она лучше связывает зерна песка, позже начинает превращаться в карбонат, что позволяет дольше писать «по сырому». По вопросу о времени, необходимом для полного выдерживания извести, мнения расходятся. Одни технологи утверждают, что достаточно только 14 дней; другие считают необходимым несколько месяцев и, наконец, некоторые — несколько лет. Заслуживает внимания сообщение Государственного комитета по охране памятников (в Чехословакии.— Ред.) от 1948 года о том? что для работ в костеле в Рабшахе у Тржебона была употреблена известь 20-летнего возраста, которую случайно нашли на месте. На ее поверхности был окаменевший слой толщиной от 15 до 20 см, однако под ним известь оказалась неиспорченной, она имела очень тонкую маслянистую структуру и была вполне пригодна для консервационных работ. Предположения, что в результате длительного выдерживания в земле известь теряет вяжущую силу, являются поэтому необоснованными.

Известь, содержащую часть нейтрального карбоната, еще не следует считать дефектной. Хотя она связывает медленнее, однако дает более твердую штукатурку и позволяет писать по влажной штукатурке дольше, нежели невыдержанная известь. Поэтому в свежегашеную известь добавляют иногда отмученный мел (не больше 20%) или оставляют известь или раствор ее на одну-две недели на воздухе при периодическом перемешивании. Эту же цель, вероятно, преследовали и русские живописцы-фрескисты. XVII—XVIII веков, когда они выдерживали известь в течение нескольких месяцев под. водой и ежедневно удаляли углекислый кальций, который в виде корки образовывался на ее поверхности. Если в извести больше карбоната, чем гидроокиси, то она теряет свою вяжущую силу и не пригодна для приготовления штукатурки.

Гидравлическая известь. Некоторые сорта известняка (большей частью серого цвета) содержат довольно большой процент глины вулканического происхождения и после обжига приобретают свойства цемента, то есть после частичного затвердевания на воздухе затвердевают и под водой. Это так называемая гидравлическая известь, которая вырабатывается также искусственно: в известку добавляется соответствующая глина, смесь обжигается и затем измельчается в порошок. Степень гидравличности извести зависит от содержания кремневой кислоты и маркируется на бумажных мешках, в которых известь поступает и продажу, одной тремя черными полосами. Хотя гидравлическая известь сильно затвердевает с водой и не проявляет склонности к растрескиванию, она, однако, содержит растворимые соли, которые выступают во влажной среде на поверхности штукатурки. Кроме того, гидравлическая штукатурка нелегко поглощает воду, присутствие которой в нижних слоях необходимо, ибо она делает возможным медленное просыхание фрески.

Сухой способ гашения гидравлической извести состоит в том, что известь обрызгивают водой. Процесс гашения протекает при этом медленнее, чем у воздушной извести. Сильно гидравлическую известь, называемую также «романским цементом», можно употреблять только в качестве добавки к извести для самого нижнего слоя штукатурки на проволочной сетке или гераклите, на которых живопись из чистой извести плохо держится. Добавляется к чистой извести в количестве от 1/5 до 1/2 объема известкового теста.

Портландский цемент — это гидравлическая (то есть с водой активная) смесь, которая получается обжигом смеси известняка или мела с глиной или сланцем до спекания. После обжига массу с добавлением 2%гипса (в СССР принято добавлять от 2 до 5%гипса.—Ред.) измельчают в порошок серо-зеленого цвета. С водой цемент отвердевает и без доступа воздуха (и под водой) самое большое за 12 часов, превращаясь в искусственный камень. Выпускаются также и другие сорта цемента, отвердевающие значительно быстрее, в несколько минут.

Известковые цементы представляют собой смеси извести с гидравлическими добавками, которые не обжигаются вместе с известняком, но только смешиваются с жженой известью. Пуццоланский цемент содержит лавовую пыль, шлаковый цемент — шлак доменных печей.

Строительный раствор. Сама известь не пригодна для составления штукатурки, так как в толстом слое она трескается и в ней образуются тонкие трещины. Обычной составной частью раствора является песок, соприкасающиеся зерна которого значительно уменьшают усадку слоя штукатурки в процессе ее просыхания. Кроме песка, штукатурка может содержать мраморную крошку, битый кирпич или черепицу, растительные волокна, солому, джут, пеньку или волосы животных.

Известковое тесто с песком и водой размешивают в деревянных или стальных чанах, которые, равно как и все остальные инструменты, должны быть совершенно чистыми. Опасными являются, в частности, остатки гипса, которые могут выступить впоследствии на поверхности живописи и вызвать образование высолов. Известь является сильно едкой щелочью, разлагает многие органические вещества, например жиры, и поэтому при работе следует предохранять глаза защитными очками.

Промытый песок с зернами одинакового размера должен быть совершенно сухим, так как мокрый песок плохо связывается с известью. Извести добавляется именно столько, чтобы она заполнила пустоты между зернами песка, то есть около 1/3по объему. Такой раствор при высыхании меньше сжимается и меньше растрескивается, нежели раствор с избытком извести. Для нижнего слоя штукатурки употребляется грубый песок, для поверхностного слоя — тонкозернистый. Песок, предназначенный для нижнего слоя, смешивают с 1/3 толченой черепицы или кирпича, просеянных на грубом сите, и к трем частям этой смеси добавляют одну часть извести. Известь продавливают через густое проволочное сито и смешивают с песком, после чего смесь оставляют на два дня в в покое, прикрыв ее крышкой, которая препятствует доступу воздуха. Непосредственно перед нанесением смесь несколько раз последовательно промывают водой, которую наливают не сразу, а небольшими порциями, при этом необходимо тщательно следить за тем, чтобы известь не слилась вместе с водой.

Просыхание штукатурки. В результате проникновения воды в нижние слои, а также ее испарения штукатурка в первые часы схватывается, твердеет. Объем штукатурки уменьшается, и поэтому, если она содержит излишек воды, то растрескивается, подобно тому как растрескивается слишком влажная глина — грязь. И только потом начинается процесс химического отвердевания. Превращение гидроокиси в карбонат само по себе не вызывает вначале отвердения штукатурки, но способствует разве только образованию очень тонкого твердого слоя на ее поверхности. Отвердевание по всему слою штукатурки происходит в результате уплотнения коллоида, причем сначала в результате образования коллоидного геля, а потом кристаллизации растворимого коллоидного связующего в менее растворимую кристаллическую массу. При этом из перенасыщенного раствора выделяются необыкновенно мелкие частички (размером от 5 до 500 μμ), которые скапливаются в полусферы и способствуют отвердению штукатурки. Благоприятные условия для .этого вида затвердения возникают лишь тогда, когда раствор плотно придавлен и утрамбован на стене. Этого достигают быстрым нанесением раствора и придавливанием его с помощью штукатурной лопатки и терки.

На продолжительность просыпания и степень отвердевания известковой штукатурки можно воздействовать органическими коллоидными соединениями. Согласно Плинию в древние времена добавляли в самые ценные штукатурки молоко, в средние века у нас (в Чехословакии.— Ред.), по недостоверным сообщениям, добавляли яйца; в Китае — сахар; что же касается казеина и альбумина, то можно полагать, что их добавляли издавна. Все эти вещества образуют с известью нерастворимые соли и они способствуют более сильному отвердеванию штукатурки, что в настоящее время достигается добавлением цемента, гидравлической извести или гипса.

Штукатурная работа (подготовка стен.— Ред.). Первый слой. Совершенно ровную поверхность оштукатуренной плоскости легче всего получить при помощи отвеса. Перед началом собственно штукатурных работ нужно опустить сверху вдоль стены отвес на расстоянии, соответствующем предполагаемой толщине первого слоя (от 11/2 до 21/2 см). Пространство между веревкой и стеной заполняется с помощью штукатурной лопатки раствором, в результате чего на стене образуется вертикальная полоса штукатурки шириной в 5—10 см. Полосы следует наносить с правильными примерно двухметровыми интервалами по всей стене. Этой подготовкой мы обеспечиваем достаточную ориентировку для собственно оштукатуривания, в результате которого все неровности должны быть заполнены так, чтобы стена была совершенно ровной.

Оштукатуривание выполняется следующим образом: раствор набирают на штукатурную палитру (сокол. — Ред.),которую держат в левой руке, и лопаткой набрасывают на стену, предварительно смоченную мягкой или известковой водой. Когда набросают достаточно толстый слой, прижимают лопаткой и выравнивают примерно двухметровым правилом, которое должно доставать от одной полосы штукатурки до другой, чтобы можно было правильным движением снять лишнюю штукатурку. После этого нужно избороздить ее поверхность железным гребнем, чтобы она была достаточно грубой, и дать ей полностью просохнуть.

Второй слой имеет несколько иной состав. Песок берется более мелкий и смешивается с известью в отношении 1:2,5. Просохшую поверхность первого слоя тщательно смачивают и перед самым оштукатуриванием слегка обрызгивают водой; потом быстро набрасывают тонкий слой сильнее разбавленного раствора, который способствует хорошему сцеплению обоих слоев, равно как и тщательному выполнению самого слоя, который в течение минуты наносят во всю толщину. Нанесенный слой прижимают, выравнивают и заглаживают деревянной теркой. Если при этом кое-где появляются воздушные пузыри, то это значит, что раствор в этих местах не закрепился и что его нужно «наколоть» и снова прижать. Если же и после этого он не связывается с грунтом, то необходимо отбить соответствующую часть и снова набросать. При смачивании поверхности штукатурки необходимо следить за тем, чтобы известь не вымывалась водой и не оседала отдельно. И только когда штукатурка не оставляет следов при легком нажиме пальцем, можно приступать к разглаживанию. В левой руке держат кисть, которой смачивают штукатурку, а правой — разглаживают круговыми движениями терки, вначале очень легко, без нажима. Этот второй слой более тонкого раствора наносят толщиной около 1 см; следовательно, он тоньше первого слоя.

Третий слой приготовляют смешиванием 2 частей песка или мраморной муки и 1 части извести. Он наносится на второй слой прежде, чем тот вполне отвердеет, сначала сильно разжиженным раствором, очень тонким слоем, а после, примерно через 20 минут, равномерным слоем требуемой толщины, который затем сглаживается деревянной теркой. Этим последним слоем, толщиной максимально 1/5 см, следует добиться вполне ровной поверхности, ибо следующий слой — интонако — является весьма тонким.

Интонако. Последний слой, называемый интонако, может быть получен из мраморной муки, когда требуется совершенно гладкая поверхность, на которой краски получают акварельную прозрачность. Более грубую поверхность дает песчаное интонако, имеющее более теплый оттенок, с которым красочные слои легко связываются, так что живопись может быть более пастозной. Монументальная живопись эпохи итальянского Возрождения, относящаяся ко времени наибольшего расцвета фрески, исполнена на песочном интонако.

Раствор для интонако составляется из песка, который следует тщательно просеять, так как более крупные зерна оставили бы при разглаживании бороздки. Чаны и все вспомогательные инструменты следует содержать в абсолютной чистоте. Раствор составляют в следующем отношении:

7 частей песка на 5 частей извести или

5 частей мраморного порошка на 5 частей извести.

Перед нанесением интонако стену несколько раз обрызгивают водой, а в левом углу наверху, где начинают фресковую живопись, отмечают площадь, которую следует покрыть интонако. Раствор умеренно разбавляют водой и наносят очень тонким слоем на отмеченную площадь. Примерно через 20 минут наносят раствор нормальной плотности тоже тонким слоем, толщиной лишь в несколько миллиметров, и немедленно начинают разглаживать деревянной теркой. Таким путем получается умеренно зернистая поверхность, которая хорошо принимает краску. Большинство живописцев отдают предпочтение песочной, более грубой поверхности перед тщательно сглаженным интонако из мраморного порошка. Смачивают терку и почти без нажима разглаживают штукатурку круговыми движениями. Одновременно смачивается штукатурка; излишний раствор, вытесненный краями терки, удаляют губкой. Обработанная таким путем поверхность представляет собой компактный слой, закрывающий штукатурку, из которой не так быстро выступает на поверхность гидрат окиси кальция, необходимый для того, чтобы возникла прочная связь с красками.

К переводу рисунка с картона приступают сейчас же, как только интонако настолько отвердеет, что при легком нажиме на него пальцем не продавливается. Проколотый картон накладывают точно на соответствующее место и легкими круговыми движениями проходят полотняным тампоном, наполненным тонкой порошкообразной угольной чернью. По образцу эпохи Возрождения можно, однако, легче переносить контурные линии на интонако надавливанием костяным или деревянным острием на прикрепленный картон; в этом случае отпадает, конечно, необходимость в прокалывании и припорашивании картона. Линии не должны быть слишком глубокими, чтобы они не оказали вредного влияния на живопись.

Интонако наносится только на поверхность такого размера, на какой предполагается выполнить живопись за один день. На другой день перед началом работы отрезают незаконченные части живописи и наносят свежее интонако. Соединительные линии заполняются с помощью шпателя раствором, который выравнивается теркой или шпателем. При осторожной и тщательной работе соединительные линии почти совершенно исчезают.

В процесс оштукатуривания стены для фрески можно внести некоторые изменения. Довольно часто наносят вместо четырех только три слоя. В таких случаях правильнее не ждать, пока основной слой просохнет, а нанести все три слоя сразу один за другим. Однако при этом способе опасность растрескивания штукатурки больше, поскольку такая штукатурка содержит слишком много воды и поэтому легко растрескивается при высыхании.

Краски. Грунт для фрески не только влажен, но и сильно щелочен, едок Поэтому можно употреблять только стойкие в щелочной среде краски. Полный их перечень приведен в заключительной части раздела о пигментах.

Белила для фрески готовятся по рецепту старых мастеров из гашеной извести, известковое тесто месят и формуют из него лепешки, которые раскладывают на деревянном настиле и выставляют на несколько недель на солнце. Потом известковые лепешки измельчают, растирают с водой и фильтруют последовательно несколько раз через густое сито, пока полностью не будут удалены песок и более грубые частицы. В современной фреске применяется в качестве белил также и хорошо выдержанная, очищенная фильтрацией гашеная известь, которую можно наносить и толстой пастой. Известковые белила (известковое молоко. —Ред.) очень слабо кроют, и поэтому в смеси с другими красками при высыхании довольно сильно изменяются. Из других белых пигментов можно применять только баритовые белила, кроющая способность которых также незначительна.

Краски, приведенные в перечне фресковых пигментов, хотя и являются устойчивыми по отношению к извести, однако при работе проявляют разные, часто неблагоприятные свойства. Определенно фресковыми красками, которые хорошо и быстро связывают с известью, можно считать желтые, темные и жженые охры, марсы желтый, красный и фиолетовый, затем слоновую, виноградную и угольную черни, окиси хрома, зеленые глины и темный кобальт. Очень медленно связываются с известью кадмий, неаполитанская желтая, целиновая синяя, темный фиолетовый кобальт и жженая умбра, из которых только целиновая синяя и темный желтый кадмий являются действительно ценными для фрески.

Для фрески употребляют чаще кисти круглой формы из длинной щетины или волоса. Пока интонако еще достаточно мягко, можно употреблять только волосяные кисти, позже, однако, предпочтительнее щетинные.

Интонако более грубой структуры можно до некоторой степени заглаживать и после нанесения красок, разумеется, тогда, когда краски уже достаточно связаны, следовательно, перед окончанием живописи. Заглаживают либо упругим шпателем, либо бронзовым валиком, которым проводят по живописи при умеренном нажиме.

Грунт под фреску представляет собой «живую», непрерывно изменяющуюся в процессе живописи поверхность. Весь процесс должен быть приспособлен к химическим реакциям, протекающим на поверхности штукатурки. Так как наиболее выгодная для фрески связь красок возникает спустя несколько часов, то можно и в фреске использовать преимущества послойной живописи. Пигменты, указанные здесь в качестве определенно фресковых, быстро становятся на влажной штукатурке настолько водонерастворимыми, что их можно перекрывать лессировочными красками, а также наносить отдельные световые акценты или углублять тени.

Для того чтобы затвердели более глубокие слои штукатурки и благодаря этому вся живопись стала более прочной и стойкой, необходимо, чтобы фреска высыхала медленно и по возможности дольше. В результате полного просыхания штукатурки прекращается процесс отвердения. Максимальную прочность приобретают фрески, высыхающие в течение нескольких недель в холодную дождливую погоду. Рекомендуется повесить перед живописью влажное полотно и поддерживать его в состоянии влажности.

Хорошо известно, что фресковая живопись является наиболее трудной техникой, что она требует твердой руки, решительности и большого опыта, который можно приобрести лишь долголетней практикой. Поэтому необходимо, чтобы начинающий живописец ознакомился с ней непосредственно в мастерской, где создаются зрелые произведения. Так как в настоящее время совершенно отсутствует традиция ремесленной стороны фрески, то здесь больше, чем в какой-либо другой технике живописи, следует изучать великие творения прошлого, технические замечания и записки старых мастеров, которые в совершенстве владели техникой фрески.

Наряду с чистой фреской мы встречаемся в истории живописи с несколькими вариантами этой техники, которые либо непосредственно произошли от фрески, либо лишь слабо связаны с ней, являясь как бы переходом от фрески к темпере.

Фреска на известковом грунте является особым видом фресковой техники, когда живописец пишет не непосредственно по песочному или мраморному интонако, а по штукатурке, приготовленной за день вперед. Перед началом работы следует, однако, удалить тонкий слой углекислого кальция, образовавшийся на поверхности в течение ночи, а потом на соответствующий участок нанести большой кистью известковый грунт, по которому затем пишут так же, как по свежему интонако.

Известь для этого грунта готовят следующим образом: старую, выдержанную под землей известь тщательно смешивают с одной частью воды и смесь фильтруют для удаления более грубых частиц. Затем наносят грунт не толстым слоем.

Фресковая техника, при которой к краскам добавляется известковое молоко. По нормальному фресковому грунту с интонако пишут красками, растертыми, как для фрески, на воде.

Различие состоит в том, что краски далее разбавляют уже не водой, а известковым молоком. Известковое молоко приготовляют из старой густой извести, которую тщательно смешивают с двумя или тремя частями воды. Краски с примесью извести значительно светлеют при высыхании и их кроющая способность повышается, так что они приобретают характер гуаши. Основные тона, которыми предполагается писать, следует развести в какой-нибудь посуде и сначала проверить, какие изменения происходят с ними в результате высыхания. Вся живопись получается по высыхании более известково-светлой и мутной, нежели чистая фреска. Эта техника допускает более широкие и пастозные наслоения красок, которые можно закончить лессировками. Однако лессировочные краски в этом случае разбавляют только водой, чтобы сохранилась глубина и чистота красок.

Фресковая техника, при которой к краскам добавляется казеин. Этот вариант фрески развился в эпоху барокко из классической техники фрески. Он состоит в том, что краски разбавляют слабым раствором казеина вместо воды. Приготовление штукатурки и весь процесс живописи по влажному интонако является таким же, как у истинной фрески. Казеин связывается с избытком извести в очень стойкое вещество, которое не подвергается разложению под действием микроорганизмов, так как казеин связывается в щелочное вещество другого состава. Поэтому эту технику рекомендуют применять для живописи на фасадах зданий, где она будто бы более прочна, чем настоящая фреска. Напрашивается вопрос, не отделится ли казеин в казеиново-известковом соединении от извести в результате выветривания поверхности живописи, подвергающейся воздействию дождя, солнца и мороза, и не разрушится ли потом живопись скорее? Подобное явление можно было наблюдать даже внутри зданий в тех случаях, когда прочная связь извести и казеина была сильно нарушена неправильной промывкой живописи соляной кислотой. Эта живопись почернела вскоре после промывки, ибо свободный казеин разложился в результате действия плесеней *.

Казеиновый раствор приготовляют из творога, который растирается с двумя частями гашеной извести, следовательно, с избытком извести, в густой раствор. Его затем разбавляют водой и легко эмульгируют с незначительным количеством камфары, растворенной в ксилоле. Избыточная известь выделяется на следующий день из этого разбавленного раствора и осаждается на дно.

________

* По опыту реставрации монументальной живописи казеино-известковое вяжущее во влажных условиях подвергается разрушению микроорганизмами.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.