ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Деревянные доски в качестве основания станковых картин

Анатомическое строение древесины. Главной составной частью древесины и растений вообще является клетчатка или целлюлоза.

Структуру древесины оказалось возможным изучить только новейшими методами как при помощи рентгенографии, так и электронным микроскопом, поскольку размеры макромолекулы и мицеллы не достигают длины световых волн, не поддаются наблюдению с помощью даже сильного оптического микроскопа.

Ткань древесины образуется путем деления живых клеток камбиального слоя. Целлюлозные стенки молодых клеток, которые растут в дереве в длину, мягки и тонки. Однако по мере роста клетки стенки ее утолщаются за счет образования вторичного слоя целлюлозы: одновременно между сплетением мицелл и фибрилл откладывается лигнин. Так образуется лигноцеллюлоза, которая обладает повышенной прочностью на сжатие и растяжение. Во взаимно противоположных стенках клеток образуются утолщения со сквозными отверстиями, через которые происходит обмен соков и выравнивание давления между соседними клетками. Этот ход закрывается в отмерших клетках клапаном (который находится в живой клетке в середине полости сквозного отверстия); таким образом, отмершая клетка оказывается непроницаемой для пропиточных или консервирующих растворов.

Основные виды древесной ткани, состоящей из клеток равной формы и различных функций, можно исследовать на поперечном разрезе ствола дерева. Внутри, вокруг вертикальной оси ствола находится сердцевинная трубка диаметром до 1 см. Она темно окрашена и является самой мягкой и наименее ценной частью ствола. В сердцевине образуются трещины, которые радиально распространяются по сечению ствола. Доски, включающие сердцевину, нельзя употреблять для живописи. Сердцевина окружена ядром, также темноокрашенным у большинства деревьев, однако твердым и прочным. Ядро состоит из одревесневших и отмерших клеток; рост древесины в нем не продолжается. Ясно выраженным ядром отличаются дуб, орех, груша, слива, яблоня, вишня, акация. Очень тёмное и неправильной формы ядро бука образуется в результате действия паразитических грибов, мороза и т. п. Малозаметное ядро, особенно у засохшего дерева, имеют липа, клен, ель и пихта72. Между ядром и периферией ствола находится заболонь, состоящая из живых клеток. Она более светлая и содержит меньше запасных веществ, смол и камедей, нежели ядро. Она также более проницаема для растворов и поэтому легче сохнет. Древесина заболони прочна и тверда. Через заболонь проходят сердцевинные лучи, которые идут от сердцевины и направляются к лубу и этим делят древесину на клинья. Они снижают прочность древесины вообще и способствуют тому, что древесина растрескивается и легко расщепляется.

Сердцевинные лучи подводят в заболонь питательные вещества и являются собственно открытыми ходами в глубь ствола. Поэтому они важны при высыхании древесины: на досках тангентального разреза они перерезаны, и такие доски сохнут быстрее, нежели доски радиального разреза. На периферии заболони находится очень тонкий слой паренхимной ткани — камбий. Клетки камбия, заполненные протоплазмой и питательными веществами, сахарами и крахмалом, сильно размножаются весной и летом. Таким образом образуется весенний и летний прирост древесины — так называемые годичные кольца. К камбию тесно примыкает лубяная часть (коры. — Ред.), которая проводит органические питательные вещества вдоль всего ствола: от листьев вплоть до корней деревьев (а также выполняет функцию запасающей и механической ткани. — Ред.).

Наружная часть коры, называемая коркой, предохраняет дерево от испарения воды, резких колебаний температуры. Корка защищает ствол от воздействия атмосферных агентов.

Разные деревья, а их известно до 1500 видов, имеют различную структуру клеток, и поэтому вид дерева можно безошибочно определить по строению и виду клеток с помощью микроскопа. Обычно их определяют по трем основным разрезам: поперечному (трансверсальному), перпендикулярному к оси ствола, радиальному, проходящему вдоль оси ствола, и тангвитальному, параллельному оси.

Древесина хвойных деревьев, часто обозначаемая в специальной литературе как мягкая древесина, состоит из клеток двух видов: из трахеид, которые составляют 91% массы всего ствола, и паренхимных клеток.

Трахеиды представляют собой продолговатые полые клетки, достигающие в длину 2,5 —2,8 см. Их целлюлозные стенки одревеснели и являются очень твердыми, так как они пронизаны лигнином. Полости клетки либо пусты, либо наполнены водой, в которой растворены разные вещества. Их суженные концы снабжены на противоположных сторонах сквозными отверстиями, которые, пока клетки живы, проводят водные растворы по всей длине ствола. На радиальном микроскопическом разрезе трахеиды выглядят расположенными правильными рядами, на поперечном разрезе — как квадратное ситообразное сплетение. Весенние трахеиды расположены правильными радиальными рядами, тонкостенны, между тем как стенки летних трахеид намного толще. Поэтому летняя древесина значительно более прочна и тяжела, чем весенняя. Между трахеидами расположены смоляные ходы (образованные паренхимными клетками.— Ред.). В смоляных ходах содержатся защитные вещества: бальзамы и смолы. На поперечном разрезе в заболони их можно увидеть в виде темной точки невооруженным глазом или при помощи лупы.

Паренхимныеклетки имеют призматическую (или округлую. — Ред.) форму и достигают в длину 1/8 см. Их целлюлозные стенки тонки и упруги. Клеточные полости заполнены студенистым веществом — протоплазмой, в которой происходят химические превращения соков в вещества, необходимые дереву для его роста.

Сердцевинные лучи состоят из паренхимных клеток, живых вблизи камбия и отмерших внутри ствола, и в этом случае их сквозные отверстия закупорены.

Древесина лиственных деревьев состоит, помимо трахеид и паренхимных клеток, еще из волокон либриформа и сосудов, которых не бывает в древесине хвойных деревьев.

Волокна либриформа представляют собой прозенхимные клетки, веретенообразной формы, достигающие в длину максимально 1,7 см. У них толстые одревесневшие стенки с малыми полостями. Они образуют пучки, которые являются несущей конструкцией ствола и составляют 49% от всей его массы (до 76% всего объема древесины. —Ред.). В ядре это —одревесневшие, отмершие волокна, заполненные защитными веществами: камедью и таннином.

Сосуды слагаются из кольцеобразных, поставленных одна на другую клеток, горизонтальные перегородки которых либо вовсе отсутствуют, либо частично растворены. Они образуют трубочки длиной в несколько метров, идущие вдоль всего ствола и проводящие воду от корня дерева вверх. На поперечном разрезе они видны в виде пор, во много раз более широких у весеннего прироста, нежели у летней древесины. Некоторые виды древесины лиственных деревьев можно распознать по группировке этих пор. У дуба, съедобного каштана, ильма и шелковицы они сгруппированы на поперечном разрезе в кольца, между тем как у ореха, липы, тополя, граба, платана, ясеня, березы, ольхи поры рассеяны. Отмершие сосуды закупориваются тиллами, то есть тонкими выростами клеток, которые препятствуют передвижению воды и, разумеется, прониканию консервирующих и пропиточных растворов. Пока сосуды не закупорены тиллами, древесина легче пропускает воду (например, чаны и бочки из такой древесины поглощают воду).

Сердцевинные лучи более развиты у древесины лиственных деревьев, нежели у древесины хвойных деревьев. Их тонкостенные клетки способствуют тому, что древесина лиственных деревьев обладает большей склонностью к растрескиванию и легче раскалывается. Заметные сердцевинные лучи имеют дуб, липа, клен, платан, граб, ильм. На радиальном разрезе дубовой древесины сердцевинные лучи расположены неправильно и обладают шелковистым блеском; на поперечном разрезе они расположены в виде параллельных линий, а на тангентальном — имеют вид веретена.

Гигроскопичность древесины. Клеточная ткань древесины состоит из 50% целлюлозы, 23—26% гемицеллюлозы (являющейся веществом, вероятно, родственным целлюлозе, в котором процесс превращения сахара в целлюлозу не закончен) и из 24—27% лигнина. Кроме этих твердых веществ, клеточная ткань содержит также воду, которая оказывает значительное влияние на прочность древесины, ибо снижает ее прочность и создает условия для развития вредных для древесины организмов, способствует ее короблению и растрескиванию (в результате испарения влаги. — Ред.). Гигроскопичность древесины является также главным источником порчи картин на деревянных досках. Вода находится в древесине либо в свободном73, либо в связанном состоянии.

Так как поверхность мицеллярных волокон приблизительно параллельна оси ствола, то при набухании древесины растягивающие усилия действуют эффективнее в направлении, поперечном к годичным кольцам, чем в параллельном. Энергия, которую древесина выделяет при набухании, проявляется тогда, когда набуханию ставят препятствие. Например, известно, что можно оторвать от скалы глыбу с помощью клиньев из твердого дерева, которые вкладывают в трещину и затем смачивают. У древесины, набуханию которой ставят непреодолимые препятствия, набухание проявляется и внутри клеточных полостей. Такая древесина уплотняется и приобретает другие свойства после высыхания, например она уменьшается в размере против первоначального. Такое состояние «затвердения» или «окаменения» древесины существует, по-видимому, и у фанеры и, разумеется, у цельных досок, где слои годичных колец, заболони и ядра чередуются, причем каждый из этих слоев отличается различной степенью набухания. При увлажнении и высыхании в слоях возникают сжатия и растяжения, которые могут вызвать «затвердение» некоторого слоя, проявляющееся затем в растрескивании и короблении доски, часто в направлении, противоположном ожидаемому.

Прочность древесины. При благоприятных условиях прочность древесины почти не ограничена. В наших климатических условиях, когда влажность воздуха непрерывно колеблется, наиболее прочными породами древесины являются дуб, ильм, лиственница, сосна; к менее прочным относятся ива, тополь, береза и пихта. Древесина, содержащая защитные вещества — смолы и таннин, — защищена от действия насекомых и вредных бактерий и грибов. Эти защитные вещества, которые окрашивают древесину в более темный цвет, находятся в ядре, и поэтому темная древесина с заметным ядром более прочна, нежели ее заболонь. Древесину стволов среднего диаметра можно также считать более прочной, чем древесину старых деревьев, склонную к загниванию, и чем древесину молодых деревьев, которые содержат много питательных веществ и поэтому подвержены действию различных паразитов. Менее ценной является суковатая древесина с асимметричными (эксцентрическими) годичными кольцами.

Деревянные доски. Древнейшие станковые произведения исполнены на деревянных досках. Фаюмские портреты, выполненные на досках, сделанных из древесины сикомора и кедра и насчитывающие от 1500 до 2000 лет, сохранились в хорошем состоянии до настоящего времени. Средневековые картины точно так же выполнены на деревянных досках. Живопись на холсте появилась только в эпоху Возрождения, и хотя она быстро получила преобладание над картинами на деревянных досках, однако еще в XVII и XVIII столетиях многие живописцы отдавали предпочтение деревянным доскам как более надежным основаниям для картин меньшего формата.

Наряду с хорошими свойствами деревянные доски отличаются, однако, и некоторыми недостатками, которые заставляют художников уделять большое внимание как выбору древесины, так и ее подготовке.

Изменение объема деревянной доски под действием атмосферной влажности. Деревянная доска реагирует на изменения влажности воздуха увеличением или уменьшением своего объема. Следовательно, она находится в состоянии постоянного, хотя и незаметного, изменения объема, которое в направлении, перпендикулярном к годичным кольцам, может достигнуть до 4% от общего размера доски. Спустя годы эти изменения становятся несравненно меньше и практически не заслуживают упоминания *. Если же эти непрерывные движения доски, служащей в качестве основания для живописи, продолжаются в течение более длительного времени, то они могут вызвать повреждения картины. Грунт, коэффициент эластичности которого иной, чем у древесины, сначала растрескивается, затем отстает от поверхности доски и в конце концов частями отпадает. Если поверхность доски увеличивается, грунт растрескивается, в нем образуются мелкие трещины. Когда доска сжимается, то слой грунта на уменьшенной поверхности приподнимается в виде вздутий. В условиях внутриконтинентального климата влажность атмосферы сильно колеблется. 60% влажность, которая считается нормальной, сильно понижается в сухое летнее и зимнее время года. В сильные морозы, когда влага, находящаяся в воздухе, вымерзает, а воздух внутри помещений становится сухим в результате отапливания, содержание влаги в клеточной ткани древесины (которая достигает влажной осенью от 15 до 17%) падает до каких-нибудь 7—10%, что вредно влияет на все предметы, сделанные из древесины. Картинам вредит не просто влажность и сухость, как многие предполагают, а только частое их чередование. Готические станковые картины, в течение многих столетий находившиеся в сырых костельных помещениях, подверглись бы быстрой порче после перенесения их в сухие отапливаемые помещения, если бы их своевременно не реставрировали. Деревянные доски не реагируют мгновенно на изменения влажности атмосферы, как, например, металлические пластины на изменения температуры; древесина реагирует только через некоторое время, так что только долго продолжающееся сухое или влажное время года может вызвать растрескивание или отслаивание живописи. Эти повреждения выявляются несколько позже и иногда могут проявиться даже тогда, когда причины, вызвавшие их, давно миновали.

Следовательно, картины на досках необходимо консервировать с оборотной стороны влагостойкими покрытиями, например воском, а слой лака на поверхности картины также должен удовлетворять требованиям влагостойкости. Кроме того, важным является выбор такой породы древесины, которая наименее изменяет свой объем и не имеет склонности к короблению. Требованию в отношении наименьшего изменения объема наилучшим образом удовлетворяет древесина амарантового дерева и дуба. Обе эти породы также менее склонны к короблению и поэтому являются наилучшим материалом для живописных оснований. Нидерландские картины XV—XVII веков, исполненные на дубовых, не слишком толстых досках, сохранились в хорошем состояний. Мягкая древесина лиственных деревьев — липы, тополя, ольхи, съедобного каштана и других — подвергается воздействию изменений атмосферной влажности в значительно большей степени, колебание их объема сильнее, и опасность растрескивания и отпадения слоев живописи, следовательно, тоже больше. Древесина хвойных деревьев — лиственницы и сосны, содержащая смолу, меньше реагирует на влажность, нежели древесина лиственных деревьев. Старая, хорошо высушенная древесина не подвергается изменениям атмосферной влажности так легко, как свежая древесина, которая содержит до 50% влаги.

10. Створка домашнего алтаря балканского происхождения (вероятно, XVII века). Темпера на деревянной доске. В результате «движений» деревянного основания (доски) меловой грунт отстал, образовал крышеобразные вздутия и местами осыпался.


Тщательная просушка свежей древесины продолжается несколько лет. Сначала ее сушат целыми стволами, а после распиловки на доски она сохнет при длительном хранении. Сырую древесину можно высушить в несколько дней горячим воздухом и паром, однако такая древесина менее качественна. Старые голландские мастера писали на вываренных дубовых досках от старых кораблей и чанов, и поэтому их картины отличаются такой большой прочностью. Имеются, однако, и другие возможности снижения способности деревянных досок к изменению объема. С древнейших времен известно, что набухание древесины можно устранить вывариванием ее в воде. Этот способ можно, конечно, применять только для досок небольших размеров. Согласно другому, более старому методу, доску кладут в льняное масло, нагретое выше 100°С. Содержащаяся в древесине вода превращается в пар, а ее место занимает масло, которое пропитывает всю доску и позже отвердевает в результате окисления. Импрегнированная указанным образом древесина является абсолютно индифферентной к изменениям влажности. Еще надежнее можно пропитать древесину жидкими начальными конденсатами новых материалов, например искусственными алкидными и фенолформальдегидными смолами, которые в результате их нагревания до 70—80°С конденсируются в твердое вещество, не подвергающееся окислению. Пропитанная таким образом древесина является более твердой и прочной, а изготовленные из нее доски практически вообще не набухают.

Они являются наиболее совершенными основаниями для живописи, и их следовало бы изготовлять для этой цели.

Коробление картин на досках. Другой недостаток деревянных досок — коробление — вызывается неравномерным напряжением между обеими сторонами доски. Напряжение может вызываться несколькими причинами:

1. Способом распила ствола. Меньше коробятся доски радиального разреза, между тем как доски, тангентально вырезанные, более склонны к короблению. То обстоятельство, что в зависимости от способа распиловки получается древесина разного качества, вытекает из особенностей роста ствола. Клетки весеннего прироста больше и их стенки тоньше, нежели у клеток летнего прироста, который дает более плотную и тяжелую древесину. Коробление досок, тангентально вырезанных, вызывается тем, что на противоположных сторонах находятся клетки различных видов, образующие неравномерно плотную ткань.

2. Если мы закроем деревянную доску покрытием определенного состава только с одной стороны, как это обычно делается при нанесении грунта, то можем с уверенностью ожидать, что доска покоробится. Клей вызывает на поверхности доски сильное напряжение, и если клеем проклеена только одна сторона, то доска покоробится очень скоро. Однако и покрытие масляной краской, которая не вызывает напряжения на поверхности доски, косвенно приводит к короблению, так как атмосферная влажность действует на непокрытую поверхность интенсивнее, нежели на покрытую. Это можно, однако, очень легко устранить путем нанесения какого-нибудь покрытия слоем одинаковой толщины на обе стороны доски74. Точно так же может произойти коробление, если картина на доске слишком тесно прилегает к стене, на которую она повешена, так как воздух не может равномерно циркулировать по обеим сторонам. Иногда достаточно простого остекления картины, чтобы она покоробилась. Наглядным примером чувствительного реагирования доски на поверхностное натяжение является картина школы тржебонского мастера «Роудницкая Мадонна» (Национальная галерея в Праге). На тыльной стороне доски картины в верхней части отпал меловой грунт, так что доска там обнажена. Так как там было нарушено равновесное напряжение, то в этой верхней части доска начала коробиться. Этому короблению препятствовала, однако, рама, в пазы которой картина была вставлена, так что доска, вместо того чтобы покоробиться, треснула. Трещина проходит приблизительно по середине доски сверху вниз и кончается точно на границе между обнажившейся частью доски и остальной частью доски, сохранившей грунтовое покрытие.

Доски больших размеров, у которых возможно коробление, следует предохранить подвижной решеткой, образуемой при помощи наклеенных в направлении годичных колец на обороте доски с правильными интервалами брусков с вырезами и свободно вставленных в эти вырезы планок; таким образом, доска может двигаться в перпендикулярном к годичным кольцам направлении. Она накреплена на решетку и благодаря этому не может коробиться. Если бы поперечные планки были приклеены к доске, то в результате доска неизбежно бы треснула. У небольших досок отпадает опасность коробления, конечно, при условии, что древесина была выбрана надлежащей породы и что картина вставлена в достаточно толстую раму. Простое предохранение доски планками (шпонками, рис. 18 А) является ненадежным, так как с течением времени шпонки выходят из пазов и, конечно, не препятствуют короблению доски.

Рис. 18. А — доска, укрепленная шпонками В — плоский подвижной паркетаж С — высокий подвижной паркетаж

Повреждения деревянной доски, вызываемые живыми организмами. К недостаткам деревянной доски следует также отнести ее подверженность действию насекомых или различных видов грибов и бактерий, вызывающих загнивание. Древоточцы75 (Anobium, Xestobium, Lyctus) способны изгрызть самую толстую доску и превратить ее в опилки. Эта опасность весьма серьезна и в прошлом, без сомнения, значительное количество картин на деревянных досках и деревянных скульптур было уничтожено этими маленькими вредителями. Древесина хвойных деревьев, богатая смолой, и древесина дуба, содержащая таннин, в меньшей степени подвергаются действию древоточцев, поэтому картины, исполненные на такой древесине, реже подвергаются этой опасности. Древоточцы могут развиться только во влажной среде, и поэтому если пораженную древоточцами картину на дереве или деревянную скульптуру перенести в сухое, отапливаемое помещение, то в большинстве случаев деятельность этого вредителя самопроизвольно прекратится76. При температуре 50°С древоточец погибает в два часа. Новые доски предохраняют тем, что промазывают их 1% раствором сулемы в этиловом спирте или покрывают их смолой. Другие пропиточные вещества, которые зарекомендовали себя в технике: каменноугольное дегтярное масло, медный купорос, хлористый цинк и соли мышьяка — нельзя применять для картин на деревянных досках, так как они могут повредить живопись.

Разные плесени и другие сапрофитные грибы, из которых наиболее известным является домовый гриб (Meruliuslacrymans) питаются целлюлозой и лигнином, разлагая их на более простые элементы. Они пронизывают древесину тонкими волокнами (mycellium), причем разлагают древесину при помощи выделяемых ими энзимов. Энзимом целлюлаза целлюлоза сначала гидролизуется в глюкозу, а энзим целлобиаза вызывает дальнейшее ее разложение на простые соединения. Плесени77 могут расти только при определенных условиях: во влажной среде и при соответствующей температуре. Их росту лучше всего благоприятствует влажность воздуха в 80—95% и температура 18—35°С. Они размножаются спорами, которые разлетаются из спорангиев, находящихся на поверхности древесины; эти споры разносятся воздухом, так что они находятся везде. Зараженная древесина пахнет тленом, она красноватого цвета, чрезвычайно легка и по сравнению со здоровой древесиной ее прочность существенно снижена. Все виды грибов, являющихся вредителями древесины, развиваются на древесине, влажность которой превышает 20%. Поэтому картины на деревянных досках подвергаются загниванию лишь в исключительных случаях, когда они хранятся в очень влажном, вернее, в сыром помещении или если картина была повешена на влажную стену. От гниения и от древоточца доски предохраняются сулемой.

Склеенные доски. Промышленность выпускает для самых разнообразных целей так называемую клееную фанеру, то есть доски, склеенные из довольно большого, обычно нечетного числа листов под большим давлением в гидравлических прессах. Эти листы располагают так, чтобы годичные кольца одного листа были перпендикулярны в плоскости к годичным кольцам второго. Тем самым образуется крестообразная связь, препятствующая движению (растяжению) отдельных слоев доски, поэтому фанера вообще не реагирует на изменения атмосферной влажности78. Выпускаются три сорта фанеры: обыкновенная (для столяров), авиационная (тщательно обработанная) и так называемая реечная (средняя часть которой состоит из реек). Последний сорт не удовлетворяет потребностям живописи, так как после тщательной сушки ее поверхность становится волнистой. Фанера специально для живописи до сего времени не выпускается.

Качество фанеры зависит от породы древесины, от степени ее просыхания, толщины, отдельных листов и качества клея. Поверхностные листы часто бывают слишком тонки, не выдерживают напряжений, вызываемых грунтом, и растрескиваются с образованием тонких трещин, что передается красочной поверхности в виде мелких трещинок. Листы получают не путем распила ствола, а лущением при вращении ствола вдоль оси. Лущеные листы проявляют тенденцию принять первоначальную, искривленную форму, в связи с чем повышается их склонность к растрескиванию. Во влажной среде фанера коробится и распадается, так как клей разлагается микроорганизмами. Качество клея является весьма важным фактором, так как взаимное напряжение между листами постоянно, и фанера не распадается лишь в том случае, если клей достаточно эластичен, обладает большой липкостью и стойкостью. В последнее время казеиновый клей, легко подвергающийся разложению, заменили искусственными глифталевыми смолами, которые существенно повышают влагостойкость фанеры. Фанеру из толстых, хорошо просохших пластин, радиально вырезанных из ствола и склеенных искусственными смолами, можно считать весьма надежным основанием для живописи.

Для небольших картин наиболее пригодна авиационная фанера. Толщина фанеры для картин малых размеров должна составлять по крайней мере 6 мм, а толщина метровых досок — не менее 12 мм. Большие доски, как правило, коробятся, и поэтому рекомендуется снабдить их подвижным паркетажем.

Масонит. Кроме фанеры, современная промышленность выпускает также искусственные деревянные доски. Клеточную ткань древесины некоторых видов сосны дефибрируют перегретым паром под высоким давлением и затем на гидравлических прессах опять склеивают минеральным клеем в доски разной плотности и толщины. Эти доски не коробятся, не растрескиваются и не изменяют своего объема под воздействием относительной влажности воздуха. Если их плотность равна плотности эбенового дерева, то они являются превосходным основанием для живописи. Они имеют темно-коричневый цвет ореховой древесины; одна из сторон обладает решетчатой «полотняной» текстурой, которая, однако, совершенно непригодна для живописи. Менее плотные, легкие масонитовые доски, служащие в качестве строительного и столярного материала, далеко не так прочны, и надо полагать, что отдельные древесные волокна со временем отделяются и доски распадаются.

Деревянная доска в истории живописи. Прочная и не слишком тяжелая деревянная доска, поверхность которой можно сравнительно легко обработать, с древнейших времен служила в качестве основания для станковой живописи. Живопись на деревянных саркофагах в Египте относится к эпохе Среднего царства, 2160—1788 до н. э. Греческие живописцы IV столетия до н. э., в том числе Памфилос и Апеллес, также писали на деревянных досках. Относящиеся к эпохе римского владычества в Египте фаюмские портреты, выполненные энкаустикой и темперой на кедровых, кипарисовых, сикоморовых и пиниевых досках, свидетельствуют о том, что деревянные доски были излюбленными основаниями для портретной живописи в древности. Из сочинений Плиния выясняется, что в то время больше всего ценились кипарисовые, кедровые, эбеновые, самшитовые и оливковые доски. По словам Плиния, это наиболее прочные породы, которые не подвержены загниванию и не склонны к растрескиванию. Прочными породами Плиний считает лиственницу, зимний и пробковый дуб, каштан и орех. В средневековых письменных источниках мы встречаемся с совершенно другим выбором древесины для живописи. Согласно Ченнини, доска должна быть сделана из тополевой, липовой или ивовой древесины. Через столетие Леонардо да Винчи рекомендовал доски кипарисовые, ореховые, грушевые. В записках Вазари указывается, что у художников венецианской школы преобладал дуб; Пачеко, учитель Веласкеса, рекомендовал дубовые и кедровые доски.

Достоверность этих сведений можно было бы установить непосредственным осмотром картин, писанных на досках в прошлые времена. Вплоть до сего времени не был проведен систематический микроскопический анализ клеточной ткани досок старых картин, с помощью которого легче всего определить породу древесины, и поэтому мы можем делать лишь приблизительные выводы на основании не совсем точных данных, приведенных в каталогах некоторых картинных галерей. На основании всех этих сообщений можно составить приблизительный перечень пород древесины, которые применялись для живописи на досках в разных странах. С конца XIII и вплоть до XVII века в Италии преобладала тополевая древесина. Каштан, дуб, сосна, кедр, олива и орех применялись реже. В Нидерландах полностью преобладал дуб. Липа, орех, сосна, пихта и амарантовое дерево встречаются лишь в отдельных случаях, и поэтому для нидерландской школы можно считать типичной дубовую доску. В Германии наиболее широко применялись сосна, липа, дуби бук. И только в исключительных случаях встречаются картины, выполненные на тополевых, ореховых, пихтовых, лиственничных и каштановых досках. Во Франции большая часть картин имеет основанием дуби лишь меньшая — орех. В Англии самой распространенной древесиной была дубовая. В Чехии мы встречаемся наиболее часто с липовыми досками. С половины XVI века часто встречаются доски из древесины хвойных деревьев: сосны, ели и лиственницы.

В XVIII веке приходит в упадок традиция живописи на досках, ее сменяет живопись на холсте.

Выбору древесины уже не уделяется достаточного внимания, и поэтому по характеру древесины нельзя даже приблизительно определить породу, послужившую основанием картин того времени.

Деревянную доску, имеющую значительные недостатки, необходимо в случае применения ее для живописи специально обработать и консервировать. С древнейших времен искали средства, с помощью которых можно было бы устранить пороки древесины. Произведения Плиния показывают, что уже в древние времена поразительно много знали о свойствах разных пород. Так, например, древесина пихты, растущей на западных отрогах Альп, более ценна, нежели пихты, растущей на восточных отрогах. Дуб, срубленный весной, легче подвергается червоточине, чем дуб, срубленный зимой, древесина которого меньше засыхает и меньше растрескивается. Доска из лиственницы, вырезанная из ствола вблизи сердцевины, отличается вечной прочностью и никогда не растрескивается. Такой же является и кедровая древесина. Для предохранения древесины от червоточины ее пропитывали кедровым или лавандовым маслом и горькими веществами. Плиний считал, что кипарисовая и пиниевая древесина является особенно стойкой к действию насекомых и что наибольшей стойкостью обладает та древесина, которая отличается сильным запахом. О подготовке доски для картины в средние века имеются сведения, относящиеся к XII веку. Эти сведения дает Теофил (глава 17), который описывает склеивание нескольких частей доски казеином. Он утверждает, что доска, склеенная указанным способом, отличается после просушки такой прочностью, что не расклеивается ни при воздействии влаги, ни при воздействии повышенной температуры. Ченнино Ченнини в главе 113 рекомендует для небольших картин вываривать доски в воде, потому что они потом не растрескиваются. Дальше он рекомендует вырезать из доски сучки, поврежденные и смолистые места, замазать отверстия смесью опилок и клея и, после того как дерево высохнет, наклеить на доску холст. Леонардо да Винчи в трактате о живописи говорит следующее о подготовке досок: «Та доска коробится меньше, которая выпилена из северной стороны ствола. Наиболее ровными трещинами отличается тот ствол, который рос на наибольшем расстоянии от опушки леса, наиболее кривыми — тот, что рос на южной опушке. Если ты хочешь, чтобы при сушке у древесины не образовалось никакой трещины, вываривай ее долго в обыкновенной воде или дай ей лежать на дне реки до тех пор, пока она не утратит (?— Ред.) способности к разбуханию»**. Трещины в древесине следовало залить мастиксом, растворенным в скипидаре,— говорит далее Леонардо. Для защиты древесины от червоточины надо было дважды или трижды обработать оборотную сторону доски этиловым спиртом, в котором растворен мышьяк или сулема. После этого пропитывали доску вареным маслом и перед просушкой насухо протирали тряпкой, пока древесина не окажется сухой. Затем деревянным шпателем наносили грунт из свинцовых белил и лака (verniceligiiida) и после того, как грунт хорошо просох, его мыли последовательно несколько раз. Этот рецепт масляного грунта для древесины Леонардо написал в 1492 году, следовательно, в эпоху, когда в Италии была широко известна нидерландская масляная живопись. Клеевых веществ, которые являлись важной составной частью средневековой картины, тогдашние грунты уже не содержат. ОтПачеко (Arte de la Pintura, 1649) иПаломини (El Museo Pictorico... 1715—1724) узнаем, что деревянные доски натирали чесноком для предохранения их от древоточцев и, по-видимому, также и для того, чтобы клеевое покрытие (проклейка) лучше прилипало.

В XV веке в Нидерландах живописные цехи следили за тем, чтобы художники писали на хорошо стабилизировавшихся старых дубовых досках. Члены Антверпенской гильдии на оборотной стороне своих картин выжигали клеймо, которое свидетельствовало о том, что доска является безупречной. Цех таким способом ручался за серьезное техническое исполнение картины.

_________

* Наблюдения над иконами, написанными на досках (XII— XVIII вв.), приводят к выводу, противоречащему замечанию проф. Сланского: изменения размеров доски в результате колебаний относительной влажности воздуха не прекращаются в течение столетий. — Ред.

** Перевод Ф. Топинки.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.