ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

В прошлом темпера имела совершенно другое значение, чем в настоящее время, и до сих пор этот вид живописной техники точно не определен. В современной технической литературе обыкновенно применяют этот термин только для обозначения живописной техники, связующими веществами которой являются исключительно эмульсии — искусственные или естественные. В этом смысле термин темпера будет применяться и здесь.

Приготовление темперы. Темперная краска приготовляется смешением порошкообразного пигмента с какой-нибудь эмульсией. Это можно осуществлять двумя способами: либо сухой пигмент смачивают эмульсией, а потом растирают его вручную на камне или при помощи аппарата, либо сначала тщательно растирают пигменты в чистой воде и лишь потом смешивают с соответствующим количеством эмульсии. Второй способ является более, удобным, ибо пигменты, тертые на воде, можно дольше сохранять в закрытых сосудах и смешивать их с эмульсией только перед употреблением. В противоположность этому готовые темперы не выдерживают длительного хранения, они вскоре отвердевают или портятся. Поэтому на заводах в темперы добавляют больший процент гигроскопичных и консервирующих веществ, чем это требуется для живописи. Кроме того, при заводском производстве нельзя использовать некоторые эмульсионные связующие, так как они распадаются через некоторое время, вследствие чего изготовленные на них краски не выдержали бы длительного хранения. Однако в настоящее время, когда живописцы выбирают в качестве связующих красок эмульсии с определенными свойствами и сами их приготовляют, производителям красок следовало бы наряду с темперами неизвестного состава выпускать также обыкновенные водяные краски в тубах, тертые на весьма слабых растворах гуммиарабика. В такие краски художники могли бы добавлять эмульсионные связующие уже в процессе письма, подобно тому, как это практикуется при разбавлении масляных красок скипидаром на палитре. Живопись темперой была бы этим значительно облегчена, ибо отпало бы трудоемкое и требующее длительного времени растирание сухих пигментов.

Темпера на эмульсии MB. Темперы большей частью изготовляют на эмульсиях, внешней фазой которых является вода и которые можно разбавлять водой. В главных чертах они сохраняют свойства водяных красок, связанных простыми водорастворимыми связующими, и поэтому на них распространяется все, что здесь было сказано об этих связующих. Масляные компоненты проявляются только после высыхания в большей эластичности и насыщенности красок.

Сравнение темперы с другими техниками. Темперы, разбавленные водой, отличаются рядом преимуществ. Ими можно выполнить четкий, тонкий штрих кистью; они легче стекают с нее, нежели более вязкие масляные краски, по сравнению с которыми темпера быстрее высыхает. Как только испаряется вода, темперная краска отвердевает и этим практически заканчивается процесс высыхания. Здесь не бывает сложных явлений, сопровождающих процесс высыхания масляных красок, так как частички пигмента прочно закреплены в высохшем (водорастворимом) связующем. Следовательно, нет опасности, что поверхностные слои растрескаются по вине недостаточной просушки подмалевка или в результате проникновения одного слоя, нанесенного на другой. Все без различия пигменты (и красители.— Ред.), следовательно, и такие, которые почти не высыхают с маслом (мареновый лак, ламповая сажа), высыхают в темпере в несколько минут; их можно как угодно прописать дальнейшими слоями красок без опасения, что они растрескаются. На этом основании некоторые художники подмалевывают темперой масляную живопись. По сравнению с обыкновенными водяными красками темпера обладает большей эластичностью, и поэтому можно вводить больше связующего, причем нет необходимости перенасыщать ее гигроскопическими веществами, как, например, акварельные краски. По сравнению с масляной живописью темпера, обладая свойствами, которыми она превосходит прочие техники, отличается и некоторыми недостатками. Темперные краски нельзя так легко смешивать одну с другой, так как они слишком быстро высыхают. Поэтому отдельные красочные слои являются более изолированными, лежат плотнее, а постепенные переходы полутеней, которых в масляной живописи можно достигнуть без затруднений, в темпере можно осуществить с величайшим напряжением и сложными приемами. Масляная техника, дающая возможность непрерывно в течение нескольких часов писать «по сырому», допускает более широкое использование красок и более тонкую передачу полутонов также и потому, что тон красок не меняется после высыхания, между тем как темперы больше или меньше светлеют.

Темперы с эмульсиями ВМ. Если устранить изменение оттенка темперы при высыхании добавлением большего количества масла, то возникнет опасность перемасливания темперы: она будет хуже стекать с кисти, станет менее жидкой и не выдержит более сильного разбавления водой, распадется. Когда добавка масла достигает такой степени, что эмульсия с наружной водной фазой превращается в эмульсию с наружной масляной фазой, становится невозможным разбавлять краски водой, они разбавляются только скипидаром. Установлено, что картины, написанные темперой этого рода (особенно олифы, эмульгированные с гуммиарабиком, как это рекомендует Марогер), не превосходят прочностью масляную живопись, ибо с течением времени эти краски темнеют, желтеют и теряют свою кроющую способность, так же как масляные краски. Этими темперами можно, однако, достигнуть совершенно особого эффекта; своей оптической и материальной структурой они напоминают краски на картинах XV—XVII веков в том виде, какими мы их видим в настоящее время, то есть изменившимися в результате старения. Разумеется, темперам мы можем придать большую оптическую стойкость путем частичной или полной замены масла оптически более стойкими веществами — полимеризованным маслом, даммарой или бальзамами. Такая замена связана, однако, со значительными затруднениями: краски слишком загустевают, становятся тестообразными, они склеивают кисти и т. п.

Темпера обладает специфическими свойствами, которыми она отличается от красок других видов. Она не допускает большой свободы в работе, краски должны быть смешаны проще, смеси основных тонов нескольких оттенков должны быть составлены заранее, чтобы можно было взаимно соединить тона, ибо в противном случае после высыхания живопись была бы в пятнах. Живописец не должен рассматривать оттенки красок только как смесь красок на палитре, но как совокупность слоев, нанесенных один на другой.

Слабо связанные темперы, выпускаемые в тубах, можно применять только для набросков, эскизов и для работ декоративного характера, для которых темперы чаще всего применяются в последнее время. Картину же можно писать только сильно связанной темперой, то есть техникой, требующей методического процесса, технической дисциплины и планомерного распределения работы. Этим материалом надо работать иначе, чем масляной краской. Применять для темперы правила, распространяющиеся на масляную живопись, является грубой ошибкой, которую современные живописцы довольно часто допускают по понятным соображениям и от которой они нелегко избавляются.

Что касается моделирования, так легко выполняемого в масляной технике, то темперой по сухому грунту оно затруднительно и может быть исполнено либо штриховкой водорастворимыми темперами, либо водонерастворимыми темперами способом «высветления» по локальному тону или по цветной имприматуре. Оба эти способа более подробно описаны в главе о подмалевке, а также будут рассмотрены на конкретных примерах в исторической части. Едва ли можно допустить мысль, чтобы современным неметодичным и эскизным способом живописи можно было достигнуть законченности и целостности великих творений живописи, выполнявшихся на деревянной доске.

7. Сандро Боттичелли (1444—1510). Поклонение волхвов. Фрагмент с автопортретом. Флоренция, галерея Уффици. Итальянская желтковая темпера. Краски нанесены тонкой штриховкой.


Живописные основания для темперы. Наиболее пригодным основанием для темперы, значительно более хрупкой, нежели масляная живопись, являются масонитовые доски, клееные доски и стена, которая благодаря своей стабильности позволяет применять такой хрупкий материал, как казеин, без добавления в него пластификаторов. Наименее пригодным основанием для темперы является холст, который отличается слишком большой подвижностью, и поэтому темперные краски растрескиваются на нем. Если же все-таки применяют холст, то следует добавить в грунтовочную массу немного эмульсии такого же состава, что и в темпере, и, кроме того, добавить гигроскопические вещества как в грунт, так и в темперу.

Наряду с живописью по сухому можно также применять и живопись темперой по увлажненному слою. Преимущество этого вида живописи состоит в том, что можно наносить краску на краски «по сырому», как при масляной живописи. При работе краски не меняют своего оттенка, и поэтому ими можно более тонко передавать полутона и переходы тонов. По высыхании краски светлеют, однако это изменение происходит пропорционально, так что соотношения красок остаются гармоничными. По существу мы имеем здесь дело с техникой гуаши, которую можно приготовить и с простыми связующими — клеем, крахмалом или гуммиарабиком, и таким образом масляные эмульсионные темперы не являются настоятельно необходимыми. Возможности такой техники у нас (в Чехословакии.— Ред.) лучше всех доказал Иозеф Навратил в небольших картинах, писанных на бумаге, в крупной настенной живописи в Либехове и Йирне. Великолепные красочные эффекты туманного воздуха едва ли можно было бы выразить другой техникой. Наиболее пригодными основаниями для указанного вида живописи являются бумага и штукатурка. Влажность бумаги можно сохранить прямым увлажнением ее изнанки, подложив под нее смоченную промокательную бумагу. Картины больших форматов лучше всего писать на стене с известковой или гипсовой штукатуркой, увлажненной только непосредственно перед работой. На штукатурке, которая долго сохраняет влагу и от увлажнения не разрушается, можно исполнить крупные живописные произведения лучше, чем на каком-либо другом основании. Деревянные доски с меловыми грунтами повреждаются в результате увлажнения и поэтому не годятся для этой цели. Холст отличается тем достоинством, что в течение всего процесса письма картины его изнанка может поддерживаться равномерно влажной. Однако в результате смачивания холст слишком набухает, так что после высыхания на живописи выступает фактура ткани; кроме того, от действия воды сильно повреждается меловой грунт.

12. Иозеф Навратил. Стенная масляная живопись в замке в Йирне. Деталь. Общество у альпийского водопада. Живопись была сильно повреждена водой, проникшей в стену при тушении пожара. Красочный слой отстал и на некоторых местах отпал.


Прочность темперных красок зависит в первую очередь от стабильности эмульсии. Наиболее стабильными являются желтковые и казеиновые темперы, которые выдерживают значительные добавления масла, не проявляя признаков разрушения. Лецитин с вителлином, в первом случае, и казеин с частично омыленным маслом, во втором, так эффективно выполняют в эмульсии функцию защитных коллоидов, что темперы, содержащие большое количество масла, можно еще разбавлять водой. Поэтому наиболее широко применяются как казеиновые, так и яичные темперы. Прочие темперы, изготовляемые из искусственных эмульсий, не так стабильны и разлагаются значительно легче. На стабильность темперы оказывают влияние сами пигменты. Некоторые из них, например, свинцовые белила, кобальт и краплак, хорошо совмещаются с эмульсиями; в противоположность этому охры, сиены, умбры, ультрамарин и окиси хрома способствуют разрушению эмульсий.

Очень часто происходит лишь частичное разрушение эмульсии в процессе работы, проявляющееся в том, что на кистях оседает масло или смола, склеивающие волоски, вследствие чего становится невозможным работать. Это явление происходит главным образом у темпер на искусственных эмульсиях, перенасыщенных венецианским бальзамом, воском или сильно вязким полимеризованным маслом. Однако это затруднение можно иногда преодолеть: краски разбавляют не чистой водой, а снятым молоком или очень слабым раствором мыла в воде. Если из темперы выделяются твердые вещества — воск или слишком густые лаки и бальзамы, то это можно устранить добавлением небольшого количества скипидара. Большая добавка скипидаpa, однако, вредна, ибо он вызывает помутнение красок, проявляющееся даже после высыхания. Помутнение вызывается тем, что скипидар улетучивается медленнее воды; он испаряется и после высыхания водной фазы и, таким образом, оставляет в отвердевшем водорастворимом связующем микроскопические, наполненные воздухом полости, которые вызывают помутнение краски. Такие повреждения не вызываются органическими растворителями, то есть петролейным эфиром и гексаном.

Концентрация темперы. При употреблении некоторых видов темперы, изготовленных из очень хрупких материалов, например из декстрина, казеина, или из материалов, вызывающих весьма сильные напряжения (клей и желатин), возникает опасность, что краски после высыхания отделятся от грунта и отпадут. Этому можно воспрепятствовать лишь добавлением пластификаторов — глицерина или меда. Впрочем, студенистая или клейстерная консистенция крахмала, клея, траганта и камедей плодовых деревьев уже сама по себе исключает применение сильно концентрированных растворов. В прилагаемом обзоре перечислены водные связующие в концентрации, при которой они чаще всего применяются в темпере, а также наиболее пригодные для этих связующих гигроскопические и консервирующие вещества.

Водорастворимые связующие Отношение твердого вещества к воде Пластификаторы Консервирующие вещества
Гуммиарабик 1:2—10 Глицерин Камфара, минимальное количество формалина
Альбумин 1:2—10 Сахар, глицерин Камфара, квасцы
Белок 1:5—10 « «
Казеин* 1:10—15 Глицерин Камфара
Желатин, клей 1:15—25 Мед, глицерин, сахар Камфара
Крахмал 1:20—30 Сахар, глицерин Камфара. Формалин
Ржаная мука 1:15—20 «
Трагант 1:25—40   Камфара
Вишневая камедь** 1:25—40 Глицерин Камфара
Рис. 17. Желтковая эмульсия

А — натуральная. Черный участок (а) означает количество яичного масла в отношении к остальным веществам: лецитину ( b ); вителлину (с) и воде ( d ), содержащимся в эмульсии. В — масляная желтковая эмульсия (1 часть желтка, 1/2 части масла): черный участок показывает, насколько масляная фаза преобладает над веществами, содержащимися в водной фазе.


Прочность темперной живописи. Темпере обычно приписывают большую прочность, нежели масляной живописи. Однако темпера — это широкое понятие, включающее настолько разнообразные комбинации всевозможных веществ, что только некоторые из них, определенного состава, можно обоснованно считать действительно необыкновенно прочными. К предположению, что темпера отличается большой прочностью, без сомнения, пришли эмпирически, причем исходили из того факта, что средневековые картины более свежи, светлы и их краски отличаются большим блеском, чем произведения более поздней масляной живописи. Это положение нельзя, разумеется, механически применить к современной темпере, ибо состав средневековых водяных красок станкорых картин был другой, чем состав современных темпер. В качестве связующих в средние века применяли либо такие естественные эмульсии, как яичный желток, либо большее количество простых водяных связующих, в числе которых преобладали клей, камеди и белок. Вплоть до настоящего времени еще не удалось доказать ни путем изучения источников, ни химическими исследованиями, чтобы какая-нибудь средневековая картина была исполнена искусственной эмульсией. Водные связующие являются оптически весьма стойкими веществами, которые не подвергаются ни потемнению, ни желтению, и поэтому вполне естественно, что исполненная ими живопись не темнеет и не желтеет. В противоположность этому о целом ряде современных темпер, содержащих высыхающие масла, нельзя предположить, что они окажутся в будущем такими же прочными. В средние века желтковая темпера имела другой состав, нежели современная. Яичный желток содержит примерно четвертую часть яичного масла, которое относится к полувысыхающим маслам и поэтому не подвергается желтению в такой степени» как менее насыщенные масла; кроме того, желток содержит вителлин и лецитин, которые вместе составляют 25% эмульгаторов. Содержание масла и веществ, растворяющихся в водной фазе, достигает (грубо) отношения 1:1. Если прибавить на каждый желток 1/31/2 высыхающего масла, например льняного, что является общепринятым способом изготовления современной желтковой темперы ***, то соотношение изменится так, что на 21/2 или 3 части масла придется только 1 часть прочих веществ. Масло значительно преобладает в эмульсии и едва ли можно предполагать, чтобы темперные краски с такой эмульсией могли сохранить такую прочность, какой обладают краски на картинах итальянского треченто. Современные темперы не только несколько желтеют и темнеют, но в результате старения становятся прозрачными. По этим причинам трудно ожидать, что сильно жирные масляные темперы будут обладать большей прочностью, нежели масляная живопись. Этот недостаток современной темперы можно, однако, частично устранить путем применения полимеризованного масла, которое желтеет слабее натуральных масел. В полимеризованном масле современная темпера вообще имеет великолепный материал, значительная вязкость этого масла не является помехой для темперы. Прочие вещества, из которых изготовляют темперы: воска, смолы, бальзамы и масла—имеют, с точки зрения оптической прочности, разную ценность. Они располагаются по прочности в порядке от самых прочных к наименее пригодным следующим образом.

Прочные: пчелиный воск, восковая эмульсия, даммара, венецианский терпентин, полимеризованное льняное масло.

Менее прочные: маковое масло и сгущенное маковое масло, мастике, сырое льняное масло, сгущенное на солнце льняное масло, сандарак, качественный копаловый лак, шеллачная эмульсия»

Непригодные: (техническая.— Ред.) льняная олифа, масло с сиккативами, технические масляные лаки, лаки с древесным маслом, омыленные смолы, омыленные масла и вообще мыла.

При оценке оптической стойкости этих веществ нужно иметь в виду, что масла в эмульсии с казеином и клеем желтеют сильнее обычных. Сточки зрения прочности средневековые картины на досках поучительны еще и в другом отношении. При реставрации картин чешской и итальянской школ XIV века после снятия лака можно было убедиться в том, что краски очень сильно связаны и что они полублестящи и без лака; их поверхность гладка, плотна, а части, исполненные белилами, производят впечатление слоновой кости.

Современные темперы заводского производства дают красочные слои, которые после высыхания не блестят; их поверхность шероховата и пориста и поэтому легко загрязняется дымом и пылью. Такие сухие краски, более или менее гуашевого характера, нельзя предохранять лаком, так как они потемнели бы в результате лакирования. Нельзя слишком часто очищать поверхность живописи, так как она вследствие этого может повредиться. Поэтому мы не можем считать особенно прочными слабо связанные темперы, хотя сами по себе они не желтеют и не темнеют.

Преломление света немасляными темперами, то есть восковыми и смоляными, не изменяется в результате старения; их кроющая способность не уменьшается, и поэтому ими можно писать на тонированных, темных и окрашенных грунтах без опасения, что картина потемнеет, как барочная живопись. Путем применения темперного подмалевка этого вида мы можем повысить прочность масляной живописи на темном грунте.

______

* Некоторые сорта казеина не связываются глицерином, который выпадает либо из раствора, либо даже выделяется на поверхности высохшей краски.

** Некоторые виды свежесобранных камедей плодовых деревьев растворяются непосредственно в воде в концентрированные растворы, подобно гуммиарабику.

*** Масляную темперу такого состава рекомендуют многочисленные технологи, в том числе Дернер, Киплик, Лаури и Виннер.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.