ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Эмульсия — это дисперсия весьма малых частиц одной жидкости в другой, с которой первая жидкость не смешивается. Если мы сильно взболтаем в бутылке небольшое количество масла с большим количеством воды, то получится молочно-мутная жидкость — эмульсия. В результате механического взбалтывания масло тонко распыляется в воде в виде мелких капелек, а вода, которая их окружает, образует при этом внешнюю фазу эмульсии, между тем как капельки масла являются ее диспергированной внутренней фазой. Если же мы смешаем в бутылке обе жидкости в обратной пропорции, то есть взболтаем небольшое количество воды в большем количестве масла, то образуется эмульсия, внешней фазой которой будет масло, а внутренней — водные капельки. Эмульсия такого типа обозначается сокращенно ВМ (вода в масле), а эмульсия, указанная выше, обозначается MB (масло в воде).

Рис. 15. Эмульсии:

А — эмульсия масла в воде ( MB ): а — внешняя водная фаза; b — внутренняя масляная фаза, B — эмульсия воды в масле (ВМ): а — внешняя масляная фаза; b — внутренняя водная фаза


Эмульгатор. Если мы оставим бутылку с эмульсией в покое, обе жидкости начнут скоро отделяться одна от другой. Более тяжелая вода падает на дно, частички масла, наоборот, подымаются на поверхность. Пройдет немного времени, и эмульсия разделится на два гомогенных, резко ограниченных слоя — на воду и масло. Если же мы хотим, чтобы и в покое обе жидкости остались в виде эмульсии, то мы должны добавить в воду и растворить в ней поверхностно активное вещество, так называемый эмульгатор, который снижает поверхностное натяжение на границе обеих фаз. Эмульсия тем более стойка, чем это натяжение меньше. Представим себе, что молекулы эмульгатора состоят как бы из двух разных половин, из которых одна имеет «сродство» к воде (т. е. имеет высокую полярность. — Ред.) и отталкивается от масла, в то время как вторая половина отличается противоположными свойствами (т. е. отсутствием полярности. — Ред.) и поэтому притягивается к частичкам масла, Под воздействием молекулярного притяжения молекулы эмульгатора концентрируются на границе обеих фаз, причем полярная часть молекул ориентируется к полярной жидкости, а неполярная часть к неполярной жидкости (так называемая ориентированная адсорбция). Вокруг капельки диспергированной жидкости они образуют мономолекулярный слой, нечто вроде оболочки, которая не позволяет частичкам диспергированной жидкости соединиться и слиться70.

Хороший эмульгатор должен давать очень тонкую эмульсию, то есть диаметр диспергированных частичек не должен быть больше 2μ*. Чем дисперсия тоньше, тем эмульсия более стойка. Если нанести стойкую дисперсную эмульсию тонким слоем на стекло, то она на вид переливается всеми цветами радуги; грубые эмульсии, наоборот, молочно-белы.

Рис. 16. Адсорбция молекул эмульгатора, являющаяся причиной того, что эмульсия не распадается. О — капля масла; а — молекулы масла; b — молекулы эмульгатора


Примером естественной эмульсии MB является молоко, в котором жир диспергирован в воде, содержащей эмульгатор в виде казеина, который сохраняет эмульсию. Другой естественной эмульсией является яичный белок, состоящий из водной и масляной фаз и из лецитина и альбумина, которые стабилизируют эмульсию. Эмульсии этого типа, то есть эмульсии с внешней водной фазой, являются наиболее употребительными в живописи и их все можно разбавлять любым количеством воды. Приготовляются они из воды, масла и некоторых коллоидных водорастворимых веществ — клея, крахмала, гуммиарабика, траганта, казеина. Кроме этих веществ, которые сами по себе служат связующими красок, в качестве эмульгаторов оказались пригодными разные калиевые и натриевые мыла, растворимые в воде эфиры целлюлозы и поливиниловые смолы.

В противоположность этому эмульгаторами эмульсий ВМ (с внешней масляной фазой) являются кальциевые, магниевые и смоляные (резинаты) мыла, растворимые в маслах. Эмульсии этого типа разбавляются не водой, а только скипидаром. В живописи их стали применять лишь в последнее время, и они являются предметом изучения, в частности в промышленном производстве, где с недавнего времени применяется ряд эмульгаторов различнейших свойств: сульфоновые масла, алкиларилсульфонаты (некал) и триэтаноламиновые мыла. Наиболее эффективным можно считать эмульгаторы, растворяющиеся в обеих фазах системы масло — вода, например сульфоно ванные жирные спирты или стенолаты (сульфоно ванный стериловый спирт) и негомогенные сапонаты (эмульфоры), по своей эффективности далеко превосходящие традиционные вышеперечисленные эмульгаторы. С их помощью можно эмульгировать и неомыляемые минеральные масла, асфальтовые лаки, лаки из искусственных смол и целлюлозы в весьма тонкие и стойкие эмульсии.

Подобно тому как в молоке диспергирован полутвердый жир, могут быть диспергированы в водной фазе и полутвердые и, наконец, твердые вещества, какими являются воск и смолы. Эти эмульсии ** можно получить либо при определенной повышенной температуре, когда такое вещество плавится, либо с помощью растворителя, который превращает их в жидкое вещество. Для того чтобы при высыхании эмульсии растворитель на нее не действовал вредно, например не вызвал бы помутнения темперных красок, необходимо выбирать такие растворители, которые испаряются быстрее воды.

Прочность эмульсии зависит от нескольких факторов. Эмульгатор должен находиться в определенном отношении к фазам. Если концентрация эмульгатора слишком мала (меньше 2%), то эмульсия не образуется. Наоборот, если она слишком велика, то и в этом случае эмульсия может распасться. Стабильность эмульсии зависит также от температуры и вязкости обеих фаз. Выгоднее готовить эмульсию с меньшим количеством воды и только потом дополнительно разбавлять ею. Сгущенные масла, густые лаки и бальзамы легче эмульгируются, нежели жидкие масла. Такие эмульсии, однако, часто бывают тестообразно густы. На образование или стойкость эмульсии может неблагоприятно действовать кислотность или основность какой-нибудь фазы. Калиевые и натриевые щелочи облегчают образование эмульсий, в которых содержатся жирные вещества. В противоположность этому кальциевые щелочи часто разрушают такие эмульсии.

Эмульсии, фазы которых недостаточно изолированы эмульгаторами, отличаются плохими свойствами, в особенности в тех случаях, когда содержание масла близко к предельному, когда внешняя фаза превращается во внутреннюю и — наоборот71. В таких случаях образуются двойные эмульсии, из которых выделяются масляные или смоляные компоненты, склеивающие волос кисти и этим затрудняющие или даже делающие невозможной работу живописца.

Эмульсии можно приготовлять двумя способами:

1. Взбалтыванием. Смешивают в бутылке 10 частей 20% раствора гуммиарабика с 1 частью льняного масла и взбалтывают эту смесь до тех пор, пока не получают тонко дисперсную эмульсию. По надобности разбавляют эту эмульсию водой.

2. Растиранием. Насыпают в ступку 2 части тонкого порошка гуммиарабика, добавляют две части льняного масла и при непрерывном растирании медленно добавляют по каплям 4 части дистиллированной или кипяченой воды.

Высыхание эмульсии. При высыхании эмульсии сначала испаряется вода; растворенные в ней вещества отвердевают и образуют пористую пленку, причем поверхность пленки значительно изменяется и довольно часто растрескивается. Высохшие эмульсии с небольшим содержанием масла пористые, большей частью матовые, а в общем немного отличаются от пленки высохшего простого водорастворимого связующего; в связи с ячеистой структурой они более эластичны. (Большая эластичность пленки может объясняться в данном случае присутствием в ней масла.— Ред.). Эмульсия с большим содержанием масла дает полублестящую или даже блестящую, менее водорастворимую пленку, которая сильно преломляет свет и придает краскам такие же оптические свойства, как высыхающие масла.

Искусственным эмульсиям довольно часто приписывается большее значение, чем они фактически имели для развития живописи. Предположение Эрнеста Бергера, что основой древней энкаустики была эмульсия воска в воде, опровергли А. Эйбнер и А. П. Лаури, которые доказали, что пунический воск, получение которого описал Плиний, был не жидким, а твердым. Предположение Марогера, что усовершенствование живописи Ван-Эйком основывалось на эмульсии ВМ, совершенно не убедительно. Наоборот, более вероятно, что искусственные эмульсии, и в частности эмульсии ВМ, стали применять в живописи позже и что они занимали второстепенное место. В XVIII веке было известно приготовление эмульсионного масляного лака из гуммиарабика. Что касается воскоклеевой темперы — цераколы, состав которой указан в Герминее, рукописи с горы Афона, то до настоящего времени неизвестно, как широко ее применяли в византийской живописи. Рукопись относится к более позднему времени, и хотя в ней описаны более старые традиции, однако мы не знаем с достаточной достоверностью, в какие периоды развития живописи применяли эту темперу.

Естественные эмульсии, особенно яичный желток, имели в истории живописи совершенно исключительное значение. Яичный желток был универсальным связующим красок средневековой итальянской темперы, начиная с Джотто, и преобладал в эпоху Возрождения вплоть до того времени, когда он был вытеснен масляным связующим. В последующие столетия в Западной Европе значение желтковой темперы упало, однако этот способ живописи сохранился в России и Греции. В XIX веке вновь пробудился интерес к темпере, а в последние десятилетия уделяется внимание главным образом эмульсиям ВМ.

_______

* μ=0,001 мм. Эмульсии мы относим к более грубым дисперсиям. Более тонкие дисперсии с частицами размером 0,01—01 μ являются коллоидными растворами.

** Суспензии. — Ред.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.