ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

Пастели и рисунки, исполненные мягкими рисовальными материалами, весьма чувствительны к механическим повреждениям; они легко стираются, выветриваются или размазываются, поэтому необходимо закрепить пастельный или угольный порошок клейким веществом. Эти вещества, так называемые фиксативы, распыляют на поверхности картины с помощью фиксативных трубочек в виде тонкого тумана, который оседает на пастель, мелкие частички которой он склеивает и прикрепляет к грунту. Затруднение состоит в том, что большинство фиксативов вызывает на картинах существенные изменения, в первую очередь полное их потемнение. Как и при лакировании, в данном случае решающим является показатель преломления пигмента и фиксатива. Чем больше разница между этими показателями, тем сильнее потемнение картины, и, наоборот, чем она меньше, тем меньше изменение красок. При закреплении происходят также и другие повреждения: мелкие частички пастельного порошка перегруппировываются при закреплении и по высыхании занимают другое положение, вследствие чего до некоторой степени изменяется также и рисунок. У фиксативов, разбавленных водой, поверхностное натяжение которой весьма высоко, образуются, кроме того, мелкие круглые пятнышки, ибо пастельный порошок нелегко смачивается водой — вода в него не проникает, ее капельки не сливаются, а остаются изолированными, при высыхании они оставляют потом довольно заметный ореол. Нечто подобное мы можем наблюдать и на чистой бумаге, где водяные пятна оставляют ореол, между тем как спиртовые пятна (поверхностное натяжение спирта значительно ниже) исчезают бесследно.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что поскольку фиксатив должен допустить лишь минимальные изменения, он должен обладать следующими свойствами:

1. Основное вещество, содержащееся в растворе, должно иметь низкий показатель преломления.

2. Это вещество должно быть высоковязким, чтобы, оно прилипало к поверхности, так как такие вещества вызывают меньшие изменения, нежели низковязкие, проникающие в глубину.

3. Оно должно быть стойким, не выветриваться, не желтеть и не темнеть.

4. Растворителем должна быть жидкость с низким поверхностным натяжением, чтобы она легко смачивала пастельный порошок.

Показатели преломления веществ, из которых можно приготовлять фиксативы, приведены на стр. 199. К этому следует добавить, что из производных целлюлозы наивысший показатель преломления имеют нитраты (п=1,51), а из мягких смол сандарак (n=1,545). Растворители также отличаются разным поверхностным натяжением:

вода 73 дин/см

бензол 30 дин/см

этиловый спирт 22 дин/см

диэтиловый эфир 17 дин/см.

Ясно, что наименее заметные изменения на картине вызвали бы такие вещества, которые имели бы самый низкий показатель преломления и которые растворялись бы в растворителях с наинизшим поверхностным натяжением. Этому, однако, препятствует то обстоятельство, что клеевые вещества не растворяются ни в эфире, ни в этиловом спирте. Это затруднение можно преодолеть тем, что к 2%-ному водному раствору казеина или желатина добавляем 30% спирта, который существенно снижает натяжение воды, так что результат фиксирования получается еще лучший. Еще лучшие результаты, то есть почти незаметные изменения, дает фиксаж из горячего 10%-ного раствора казеина или желатины, в который добавляем от 60 до 70% спирта. Часть казеина (желатина), конечно, осаждается при этом, но часть сохраняется в течение некоторого времени в растворе. Фиксирование следует выполнить, пока раствор еще теплый, и в зависимости от обстоятельств повторить последовательно несколько раз, каждый раз после полного просыхания.

Изменения, хотя и небольшие, вызывают 2%-ные растворы ацетобутирата и этилцеллюлозы в смеси спирта и эфира, а в случае надобности и ксилола. В противоположность этому следует избегать применения весьма излюбленных нитроцеллюлозных фиксативов (цапонлаков), которые сильно желтеют, быстро разлагаются на свету и, кроме того, сильнее преломляют свет, нежели вышеперечисленные вещества. Шеллачные, даммарные и мастиксовые фиксативы также совершенно непригодны, ибо в результате своего высокого показателя преломления они вызывают сильное потемнение пастели.

Причина потемнения пастели заключается, однако, не в одном только фиксативе, но также и в характере пастельных красок. Пастели изготовляются смешением цветных пигментов с мелом, гипсом или каолином, следовательно, с белилами, имеющими в общем низкую укрывистость. Таким образом, является вполне естественным, что пастели сильно темнеют и тогда, когда фиксативы проникли лишь очень слабо. Пастели, приготовленные с помощью кроющих белил — титановых или хотя бы цинковых, темнеют в результате действия фиксатива значительно меньше.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.