ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Лаки представляют собой растворы твердых прозрачных органических веществ (пленкообразующих.—Ред.) в органических растворителях или в высыхающих маслах. Основным сырьем для производства лаков являются природные или искусственные смолы, воска, бальзамы, производные целлюлозы и натуральные или полимеризованные высыхающие масла.

В зависимости от того, из каких веществ лаки получены, мы различаем: 1) лаки на летучих растворителях, высыхающие за счет физического процесса (испарения растворителя); 2) масляные лаки, высыхающие химически (в результате окисления и полимеризации); 3) лаки, отверждающиеся нагревом, отвердевающие в результате реакции поликонденсации, и 4) эмульсионные лаки.

Лаки имеют соломенно-желтый, желто-коричневый, даже темно-коричневый цвет. Лишь в виде исключения лаки бывают совершенно бесцветными. Желтоватая или слабо-коричневатая окраска не является недостатком, так как слой лаковой пленки до того тонок, что его цвет практически не проявляется. Если желтизна лака вызвана присутствием высыхающего масла, то лаковая пленка самопроизвольно обесцвечивается в течение нескольких дней на сильном дневном свете, ибо краситель, содержащийся в высыхающих маслах, вначале нестоек на свету. Коричневые лаки из неотбеленного шеллака и из тугоплавких смол изменяют колорит живописи, действуют как цветная лессировка и поэтому непригодны для покрытия картин. Темные смолы иногда обесцвечивают, например шеллак и канифоль отбеливают соединениями хлора. Менее окрашенные лаки можно отбеливать отбельными землями.

Помутнение лаков. Непосредственно после растворения лаки бывают мутными. Это помутнение возникает в результате наличия микроскопически маленьких частичек случайных примесей неорганического происхождения или, чаще, нерастворяющихся частей смол или масел. Помутнение может быть вызвано также растительными восками и водой. Все перечисленные вещества весьма тонко диспергированы в лаке, подобно частичкам пыли и дыма в воздухе. Их нелегко устранить. Требуются недели, даже целые месяцы, для того чтобы они осели. Их прочную дисперсию можно объяснить физически как броуновым движением, так и законом Стокса о падении тел в жидкостях, согласно которому «падение тем медленнее, чем меньше диаметр тела».

Седиментации лака способствует действие тепла, которое снижает вязкость лака, и центробежные силы. На заводах очищают лаки в быстроходных центрифугах. Муть удаляют фильтрацией при повышенном давлении, а также смешиванием лака с тяжелым пигментом, например со свинцовыми белилами, которые легко падают на дно и при этом увлекают с собой частички шлама. Этот последний способ можно также использовать и для небольших количеств материала. Муть, образованную водой, можно устранить добавлением жженой извести, которая сильно поглощает воду. Муть, образованную растительными восками, устраняют небольшой добавкой разбавителя, растворяющего воск, например муть, образованную даммарой в скипидаре, устраняют добавлением этилового спирта.

Так как для полного соединения отдельных компонентов, содержащихся в лаке, и для полного выделения всех побочных продуктов требуется довольно длительное время, то покрывать лаком можно только тогда, когда лак надлежащим образом «созрел», то есть не раньше чем через несколько недель. По-видимому, составные части лаков горячего изготовления соединяются полнее, чем составные части лаков, полученных холодным способом. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что в первом случае пленки имеют меньшую склонность к «вспучиванию» вследствие голубоватых помутнений, вызванных влажностью.

Вязкость лака*. Некоторые сорта смол и производных целлюлозы поступают в продажу с указанием вязкости, понятно — условной, так как в данном случае под вязкостью подразумевается вязкость их коллоидных растворов в определенном растворителе постоянной концентрации. Вязкость искусственных смол и производных целлюлозы выражают в секундах, так как ее измеряют вискозиметрами, причем определяется время, за которое жидкость протекает при определенных условиях через вискозиметр, или время, за которое стандартный стальной шарик проходит через столбик жидкости определенной высоты. Различные вещества образуют с одним и тем же растворителем растворы весьма разной вязкости. Так, например, 2% раствор высоковязкой нитроцеллюлозы (40 секунд) имеет такую же вязкость, как 25% раствор низковязкой целлюлозы. Кроме того, одно и то же вещество образует с разными растворителями при одинаковой концентрации лаки разной вязкости: полиакриловые смолы растворяются в толуоле, а нитроцеллюлозы — в ацетоне, образуя лаки меньшей вязкости, чем в диацетоне, циклогексаноне и других растворителях.

Низковязкие лаки обладают большей способностью проникновения в глубь живописного слоя и придают краскам большую насыщенность, чем высоковязкие лаки. Высоковязкие лаки, наоборот, остаются на поверхности и вызывают меньше оптических изменений, что можно использовать при покрытии лаком темпер, консервации рисунков, гравюр, тканей и всех пористых веществ, от которых требуется, чтобы они по возможности не изменились, для чего их покрывают консервирующим слоем. Под влиянием высокого процента растворителя (75—95%), который улетучивается при высыхании, пленка сильно вязких лаков получается почти невидимой (толщиной не больше 0,015 мм). Низковязкие лаки, содержащие 50—75% растворителя, дают, наоборот, более толстую пленку (0,04 мм).

Высыхание лаковой пленки. Лаки, нанесенные тонким слоем на поверхность живописи, дают по высыхании твердое и глянцевое покрытие, так называемую лаковую пленку, которая предохраняет картину от воздействия атмосферы, окисления, влажности и вредных газов и препятствует проникновению пыли, сажи и вообще разных загрязнений прямо в краску. Кроме того, лаковая пленка создает для живописи надлежащие оптические условия. Высыхание лаковой пленки сопровождается некоторыми явлениями. Растворители и разжижители испаряются, их содержание непрерывно уменьшается до тех пор, пока смолистые вещества не окажутся перед полным высыханием в состоянии высокой концентрации. Жидкий лак превращается в эластичный гель, который связывает небольшой остаток растворителя, весьма трудно испаряющегося из пленки, по внешнему виду вполне высохшей. При досыхании лаковой пленки важно, чтобы смолы оставались растворенными в остатке растворителя и чтобы они не выпали из него при высокой концентрации. Если же добавить в раствор трудно растворимой смолы (например, в твердый копаловый лак) разжижитель с меньшей растворяющей способностью, каким является лаковый бензин, то через некоторое время обнаружится, что на дно сосуда осел слой выделившейся смолы, в нашем случае— копала. Если мы затем разбавим такой лак этим же разжижителем перед самым употреблением, то смола выделится еще до полного высыхания лаковой пленки в виде полупрозрачной губчатой массы, от которой отделяется разжижитель. С подобным явлением мы также встречаемся у трудно растворяющихся смол, которые удалось перевести в раствор только после воздействия в течение нескольких месяцев сильных растворителей. Пленка таких лаков не бывает ни глянцевой, ни вполне прозрачной, и ее поверхность неровная.

Помутнения, появляющиеся при высыхании лаковой пленки.

Пленка летучих спиртовых и ацетоновых лаков может быть повреждена и по другим причинам: их почти мгновенное высыхание сопровождается значительным охлаждением лакированной поверхности, на которую осаждается влага, особенно в сырую погоду, вызывая синеватое помутнение лаковой пленки. У спиртовых шеллачных лаков это помутнение исчезает после полного высыхания, однако у лаков из мягких смол и производных целлюлозы оно остается и портит все покрытие. Этот дефект можно устранить либо добавлением небольшого количества низкокипящего растворителя, или просто тем, что покрытие лаком проводится в сухом и хорошо протопленном помещении, так как именно в процессе высыхания лаки наиболее чувствительны к влажности. Помутнение лаковой пленки может быть также вызвано водой, содержащейся в разжижителе или растворителе, и, наконец, чрезмерным разбавлением лака.

Дефекты при высыхании лаковой пленки. При высыхании лаковой пленки иногда наблюдаются некоторые особенности. Если покрыть одним и тем же лаком несколько картин одновременно, то может случиться, что на какой-нибудь картине лак будет сохнуть дольше, чем на остальных. Разница во времени высыхания, иногда поразительно большая, без сомнения, вызывается веществами, содержащимися в самой живописи. Я наблюдал замедление высыхания лака на старых картинах, которые я экспериментально покрыл медленно высыхающим лаком. Этот лак просочился через волосяные трещины в живопись, так что ее поверхность казалась вполне сухой. На следующий день я опять покрыл лаком картины, на этот раз лаком, нормально высыхающим в течение 12 часов. Этот лак давал еще сильный отлип спустя несколько дней и высох только много позже в результате воздействия тепла. Процесс высыхания удлинили медленно сохнущие компоненты, содержащиеся в нижнем слое лака, к которым второе лаковое покрытие ограничило доступ воздуха и этим самым препятствовало его нормальному отвердению. Лак из нижнего слоя медленно проникал в образующуюся пленку верхнего слоя лака, смешивался с ним и задержал его полное высыхание на более длительное время, чем требовалось бы ему для отвердения в иных условиях.

В картинах, писанных яичной темперой, на высыхание лака может влиять яичное масло, относящееся к полу высыхающим маслам. Яичное масло нарушает нормальное время высыхания лакового покрытия, и последнее сохнет потом намного дольше. На высыхание лака могут, разумеется, влиять и другие вещества, либо уже содержащиеся в живописи, либо образующиеся только в процессе высыхания. Плохое, медленное высыхание лаковой пленки чаще всего вызывается недостаточно очищенными растворителями или нелетучими остатками, остающимися после испарения растворителей и являющимися причиной чрезмерной мягкости лаковой пленки или ее длительной липкости. Эти нелетучие части образуются в растворителях и лаках совершенно самопроизвольно на свету и воздухе в результате окисления и полимеризации (в скипидаре — уже через несколько недель). Поэтому следует хранить лаки и разжижители в темноте и в герметически закрытых сосудах.

И только когда лаковая пленка вполне высохла, она приобретает определенный вид. Из свойств, связанных с ее функцией защитного слоя и оптического фактора, мы в первую очередь оцениваем ее эластичность, растяжимость твердость, прилипаемость, толщину, глянец, преломление света, цвет и прозрачность. С точки зрения консервации, мы больше всего ценим ее растворимость, стойкость к вредным физическим и химическим воздействиям, условия ее старения, выветривания и т. д.

______

* Вязкость — это внутреннее трение жидкостей, которое проявляется ори их движении в сопротивлении, оказываемом молекулами изменению их взаимного положения. Это можно понять, представив себе перемещение параллельных слоев жидкости, при котором между слоями возникают межмолекулярные силы, тормозящие это движение. Вязкость характеризуется коэффициентом п, единицей которого является «пуаз» (по имени физика Poisseuille —Пуассей), и измеряется вискозиметром Оствальда, Геппнера и др. Вязкость жидкостей зависит от температуры, а вязкость растворов, кроме того, и от их концентрации; при повышении температуры вязкость уменьшается, с увеличением концентрации вязкость повышается.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.