ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Кроме разжижителей, мы еще добавляем в краски на палитре различные другие вещества, как то: масла, смолы, бальзамы, воска, сиккативы и т. д., которые в отличие от разжижителей остаются прочной составной частью красок. Само собой разумеется, что характер отдельных добавок передается краске и так или иначе меняет ее поведение. Ими повышается содержание связующего относительно пигмента, так что краски с добавкой связующего являются более прозрачными, то есть кроют хуже, чем нормальные масляные краски.

Масло, примененное в качестве связующего-добавка, способствует пожелтению красок в результате старения и, таким образом, снижает прочность масляной живописи. Олифы и масла, содержащие сиккативы, являются наименее пригодными из всех масляных связующих. Льняное масло, натуральное или сгущенное на солнце, способствует пожелтению красок больше, чем маковое масло, с которым краски по высыхании дают слишком мягкую пленку. Наиболее пригодным видом связующего-добавка, имеющегося в настоящее время, является полимеризованное льняное масло, которым мы можем заменить все прочие масла, так как оно отличается всесторонней стойкостью. Его вязкость в связующем не является помехой, так как ее можно снизить разжижителями. Полимеризованное масло можно употреблять вместо бальзамов в качестве составной части связующего, в особенности вместо копайского бальзама, который абсолютно непригоден для этой цели.

Смолы — даммара, мастикс и твердые смолы в виде масляных лаков, использованные в качестве связующего-добавка, придают масляной краске "прозрачность и насыщенность. Краски, их содержащие, не сморщиваются и по просыхании дают более твердую пленку по всему слою. Большие количества мягких смол являются, однако, вредными, так как снижают влагостойкость масляных красок; влажность вызывает помутнение красок, особенно темных оттенков. Можно допустить максимальную добавку даммары или мастикса, не превышающую 1/10 содержания масла в краске. Хотя копаловые лаки не снижают влагостойкости красок, однако они содержат сиккативы, вызывающие так называемый «галерейный тон» картин.

Все эти вещества — сгущенные масла, бальзамы и смолы, придают масляным краскам эмалеподобный характер и по высыхании — гладкую глянцевую поверхность. В противоположность этому краски, в которые добавлены воск или эмульсия, содержащая воду, или, наконец, мыла и щелочные вещества, имеют вид матовой пасты, их поверхность после высыхания тусклая, матовая.

Масляная краска с добавкой пчелиного воска пастообразна, долго сохнет и даже спустя несколько лет растворяется в терпентинном масле. Она также мягка и легко плавится; эти свойства используются в современных вариантах энкаустики. Если, однако, мы желаем, чтобы масляная краска сохранила свои характерные свойства, то следует добавлять лишь небольшое количество воска: 5, максимум 10% от общего количества масла, содержащегося в краске.

Влияние связующего-добавка на продолжительность высыхания масляной краски имеет в практике большое значение. Чтобы было видно, какие добавки ускоряют или замедляют высыхание, мы делим их на быстро и медленно сохнущие.

I. Быстро сохнущие:

а) 100 г скипидара с двумя каплями кобальтового линолеата или с четырьмя каплями кобальтового резината. Краски, разбавленные этой смесью, высыхают на другой день, а летом за 12 часов.

б) 2 части скипидара,

1 часть копалового лака.

Краски высыхают с образованием глянцевой и твердой поверхности. Они очень резистентны, однако, обладают несколько большей склонностью к пожелтению, чем нормальные краски. Быстрое высыхание красок с указанными связующими вызывается сиккативами, в результате чего живопись обладает меньшей прочностью.

II. Нормально сохнущие:

а) Нежелтеющее связующее-добавок:

3 части даммары плавят в 1 части полимеризованного масла и добавляют терпентинное масло (скипидар) по потребности. Так как связующее сохнет медленно, то можно еще добавить незначительное количество кобальтового сиккатива.

б) В качестве традиционного связующего-добавка можно указать:

1 часть натурального или сгущенного макового масла,

1 часть даммары, которую растворяют в 1—2 частях скипидара.

в) Несколько быстрее сохнет связующее с льняным маслом, образуя при этом более твердую пленку, однако оно сильнее желтеет:

1 часть натурального либо сгущенного на солнце льняного масла,

1 часть даммары, растворенной в 1 —2 частях скипидара.

г) Воско-смоляное связующее-добавок, с которым краски по высыхании образуют менее блестящую пленку:

3 части даммары плавят совместно с

1 частью пчелиного воска и разбавляют терпентинным маслом по потребности.

д) Пастообразное связующее:

1 часть пчелиного воска плавят и добавляют 3 части густого копалового лака, нагретого на водяной бане.

По охлаждении образуется густая паста маслянистой консистенции, которая позволяет наносить лессировочные краски пастозными слоями. Связующие этого рода пользовались большой популярностью в XIX веке; однако если они содержали много сиккативов, в особенности свинцового сахара*, то они вызывали потемнение, в основном красок глубоких оттенков.

III. Медленно сохнущие связующие добавки:

а) 2 части даммары плавят с

2 частями подсолнечного или макового масла и разбавляют по потребности очищенным керосином фракции, дистиллируемой в пределах температур 170—190°С.

б) То же связующее, но с небольшим количеством разбавителя, является, пастообразно густым. Желтеет меньше, нежели добавок, приготовленный из копалового лака. Краски с этим добавком сохнут значительно дольше.

IV. Добавки, с которыми масляная краска дает по высыхании матовую поверхность без глянца:

а) 3 части пчелиного воска плавят на водяной бане, добавляют 2 части густого даммарного лака на терпентинном масле (1:2) и разбавляют терпентинным маслом по потребности.

б) Масляные краски, в которые шпателем добавили на плите для растирания незначительное количество казеиновой или желтковой эмульсии, высыхают без глянца и приобретают также более матовый характер. С большей добавкой эмульсии, особенно желтковой, краска превратилась бы в темперу и плохо прилипала к грунту, и, кроме того, она растворялась бы в воде.

Лаки для ретуши. При высыхании на непористом, хорошо просохшем грунте масляная краска не меняет своего тона и ее поверхность имеет умеренный глянец; однако на грунте, который поглощает из краски часть масла, масляная краска после высыхания становится более светлой, ее поверхность — матовой. Живописцы называют это явление «жухлостью». Подобное явление наблюдается также и при многослойной живописи,особенно на недостаточно просохшем нижнем подмалевке, поглощающем масло из верхнего слоя, который после высыхания становится опять-таки более светлым и матовым. Закончить такую живопись, в которой глянцевые и матовые места часто нерегулярно чередуются, затруднительно, так как нельзя достаточно точно определить тон жухлой краски, не говоря о том, что не вполне просохший подмалевок необходимо изолировать от верхнего слоя, чтобы краски не просачивались из одного слоя в другой. Некоторые живописцы протирают жухлые места льняным маслом и таким образом восстанавливают их первоначальную насыщенность и одновременно подготавливают живописную поверхность, чтобы она легче принимала новую краску. Однако масло без пигмента сильно желтеет и темнеет, так что места, недостаточно покрытые новым слоем, выступают впоследствии в виде коричневатых пятен. Следовательно, необходимо, чтобы лак для ретуши был оптически стойким. Нельзя употреблять для этого желтеющие масла, смолы или бальзамы, то есть олифы, льняное масло, мастике, сандарак, копаловые лаки и, главным образом, копайский бальзам. С конца XIX столетия выпускаются лаки для ретуши, которые содержат некоторые смолы, например отбеленный шеллак или сандарак, растворенные в этиловом спирте. Такой лак после нанесения его на жухлые места немедленно высыхает и покрывает ретушеванную часть тоненьким слоем хрупкой, глянцевой, твердой смолы, который препятствует нижнему слою поглощать масло из поверхностного слоя. Между, обоими слоями оказывается, таким образом, чуждое вещество — хрупкая смола, которая при изменениях объема, сопутствующих процессу высыхания масляных красок, вызывает растрескивание живописи. Возникает также опасность, что раньше или позже оба слоя отделятся друг от друга и краска отпадает. Поэтому если мы хотим устранить жухлость на полувысохшей живописи, то можем применять только эластичные лаки, родственные масляной краске и не желтеющие. Наилучшим средством является лак следующего состава:

4 части даммары, расплавленной при нагревании в 1 части полимеризованного льняного масла, разбавляют терпентинным маслом по потребности.

В литературе ** приводится состав, которым живописец И. Р. Штилер (1781—1858) смачивал жухлые места при писании портретов. Краски на этих его картинах сохранились до настоящего времени в хорошем состоянии. Этот состав был получен из:

2 частей макового масла, 1 части густого мастиксового лака (очевидно, мастике, растворенный в скипидаре в отношении 1:2) и небольшого куска пчелиного воска.

В рецепте подчеркивается, что на 1 четырехгранный стакан масла приходится количество воска, равное величине лесного ореха.

Этими лаками для ретуши можно также покрывать сухой подмалевок и писать «по сырому». Покрытие должно быть, по возможности, очень тонким, избыток лака следует удалить полотняной тряпочкой.

_______

* Уксуснокислый свинец.

** М. Doerner. Malmaterial М. Дернер (Живописные материалы), 1937, стр. 146.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.