ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обращайтесь к экспертам и мастерам реставрации.
 

I. Нормальными разжижителями масляных красок можно считать растворители, которые, с одной стороны, испаряются настолько медленно, что разбавленные ими краски остаются податливыми в течение некоторого времени после их нанесения, а, с другой стороны, не позднее следующего дня, испаряются без остатка, который задержал бы отвердение красок. Обоим этим требованиям лучше всего удовлетворяют органические растворители с точкой кипения в пределах от 140 до 180°С. Таковыми являются прежде всего скипидар, а затем лаковый бензин (уайт-спирит) или сольвент-нафта.

1. Терпентинное масло* является испытанным и надежным разжижителем масляных красок, который одновременно влияет на их высыхание как умеренный положительный катализатор. Само собой разумеется, что следует позаботиться о том, чтобы скипидар был хорошо очищен и не содержал смолистых частей с высокой точкой кипения, которые образуются в нем при более длительном хранении в результате самопроизвольного окисления и полимеризации. Указанные составные части, которые не испаряются при нормальной температуре, не только увеличивают длительность высыхания красок, но могут вызвать и их потемнение.

Чистоту скипидара проверяют тем, что наливают несколько капель его на фильтровальную бумагу или на стекло. В обоих случаях он должен полностью испариться и не оставить жирных следов.

2. Лаковый бензин **, заменитель скипидара, хотя растворяет масляную краску, однако смолы и полимеризованные масла растворяет только частично. *** Поэтому им можно заменять скипидар только при разжижении чистых красок, которые не содержат добавок смоляных лаков и сгущенных масел. Хорошо очищенный и не содержащий сернистых соединений лаковый бензин является безупречным разжижителем.

II . Медленно испаряющиеся разжижители удлиняют время отвердения масляной краски и позволяют, таким образом, писать дольше «по сырому».

1. Очищенный керосин, точка кипения которого колеблется в пределах 180—230°С, пригоден главным образом для техники алла прима, так как он замедляет высыхание красок настолько, что позволяет писать «по сырому» еще на следующий день. Подобно лаковому бензину, он не вполне растворяет смолы и полимеризованные масла и поэтому пригоден только для чисто масляной живописи, краски которой не содержат никаких добавок. Законченную картину необходимо все же подвергнуть в течение нескольких дней воздействию повышенной температуры (максимально до 40°С), чтобы испарились остатки, которые не улетучиваются при нормальной температуре. (Низкую растворяющую способность очищенного керосина можно повысить добавлением сольвент-нафты. Этой смесью можно затем разбавить и полимеризованные масла и лаки, особенно лессировочные краски, которые становятся спустя несколько часов нелипкими, что в некоторых случаях позволяет обработать их слой более тщательно.)

2. Лавандовое и розмариновое эфирные масла. Эти очень ароматные масла улетучиваются медленнее скипидара и обладают большей растворяющей способностью, чем керосиновые разжижители. В прошлые времена их применяли в качестве разжижителей гораздо чаще, чем теперь. Они полностью не испаряются и оставляют нелетучие остатки, которые в результате окисления превращаются в твердое вещество, подобно отвердевающему маслу. Так как они не предназначены для живописи и часто содержат чрезмерное количество жирных, нелетучих составных частей, рекомендуется их подвергнуть вторичной перегонке, чтобы таким путем удалить слишком тяжелую фракцию, которая могла бы вызвать потемнение красок.

3. Гвоздичное эфирное масло является наиболее эффективным замедлителем, задерживающим высыхание масляной краски на одну или две недели. На нескольких картинах наших современных живописцев я убедился, что добавление гвоздичного масла не оставило никаких неблагоприятных следов даже через 30 и 40 лет. Картины остаются свежими, светлыми, и красочный слой не растрескивается. Эта добавка является оправданной лишь в тех случаях, когда систематически соблюдаются основные принципы живописи «по сырому», алла прима. Наполовину или полностью высохшие части нельзя переписывать, их следует соскрести и переписать заново ****,

III . Быстро испаряющиеся разжижители вообще непригодны для масляной живописи, так как не предоставляют достаточно времени для надлежащей обработки красочного слоя. Толуол, ксилол и бензол являются весьма сильными растворителями; при разбавлении ими масляных красок они действуют на нижние, недостаточно просохшие слои, растворяют и разрушают их. Поверхность смешанных с ними красок после высыхания менее глянцевая, чем у красок, разбавленных скипидаром. Их, однако, можно употреблять в качестве разжижителей масляных грунтовочных масс, так как они испаряются весьма быстро и без остатка.

______

* Скипидар.

** Уайт-спирит.

*** Полимеризованное масло утрачивает растворимость в уайт-спирите только при больших разбавлениях.

**** В последние десятилетия проводятся отдельные опыты по замедлению высыхания масляных красок путем добавления в них невысыхающего оливкового масла. Если добавка этого масла не превышает 20%, масляная краска полностью высыхает через определенное время. Однако совершенно неизвестно, как себя будут вести такие краски спустя более длительное время и достаточно ли отвердеет слой такой краски. Для указанной цели иногда рекомендуют также подсолнечное или соевое масла.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2019)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2019)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2019)


Делать ли сопроводительную документацию для объекта реставрации?

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2019)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.