Советуем приобрести: масляные краски в Москве. Красный Карандаш.
ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

Масляные краски представляют собой композицию жидкого масла с порошкообразным пигментом. Масло связывает частички пигмента и придает им консистенцию, необходимую для того, чтобы краски можно было наносить кистью на грунт, на котором по высыхании они образуют плотно прилегающий, эластичный, твердый и прочный слой. Масляная краска, однако, не является простой смесью масла с пигментом, суспензией твердых частичек пигмента в коллоидном связующем; свои специфические свойства она приобретает только в результате весьма тонкой дисперсности пигмента.

Паста масляной краски должна быть удовлетворительной со всех точек зрения, она не должна выделять связующее и высыхать в тубах, необходимо, чтобы все частички пигмента были теснейшим образом смешаны с маслом, чтобы они были вполне «смочены» маслом. Под «смачиванием» мы понимаем адсорбцию поверхностно активных молекул компонентов связующего на поверхность пигмента. От этого процесса зависит прочность связи между связующим и пигментом.

Рис. 11. Суспензия пигмента в связующем, структура красочной суспензии (заимствовано из книги Дринберга: «Технология пленкообразующих веществ», 1948 г.) 1. Адсорбционный слой; 2. Солызатная оболочка; 3. Пигмент; 4. Связующее


Масляная краска представляет собой типичную коллоидную дисперсию, в которой частички пигмента окружены ориентированными молекулами связующего; эти молекулы адсорбированы на поверхности указанных частичек, как в другом коллоидном образовании — в эмульсии, где молекулы поверхностно активного вещества или эмульгатора окружают диспергированную жидкость, препятствуя слиянию ее частичек. В дисперсной системе «масло — пигмент» частички пигмента также окружены адсорбированными молекулами поверхностно активной жирной кислоты, и эти оболочки препятствуют тому, чтобы отдельные частицы пигмента соприкасались друг с другом. Масляная краска имеет поэтому пастообразную жидкую консистенцию, и даже при длительном хранении пигмент не отделяется от масла и не оседает.

Легкость и скорость смачивания зависит от натяжения на границе дисперсных фаз и от температуры. Чем это пограничное натяжение ниже, а температура выше, тем вещества легче и быстрее смачиваются. Пограничное натяжение можно понизить, если добавить в связующее какое-нибудь вещество с более низким поверхностным натяжением*, например в водяное связующее — мыло.

Можно добиться более быстрого смачивания пигмента масляным связующим путем предварительного смачивания пигмента жидкостью, поверхностное натяжение которой ниже поверхностного натяжения масла, например этиловым спиртом или эфиром. Однако так как совершенно не нужно, чтобы масляные краски содержали подобные вещества, то наиболее полного смачивания мы достигаем путем растирания пигмента с маслом сначала в тестообразную пасту, которую оставляем в покое на несколько недель, после чего приступаем к собственно растиранию красок. Простое смешение пигмента с маслом и даже растирание еще не гарантирует образования такой совершенной дисперсии, когда краски не будут высыхать в тубах.

Растирание красок. Раньше краски терли вручную в художественных мастерских; в настоящее время краски растирают на специальных машинах. Сначала в мешалках смешивают пигмент с маслом в густое тесто, а затем растирают на вальцовых краскотерках или дисковых краскотерках с Вальцовые краскотерки более производительны, чем дисковые краскотерки, так как их рабочая поверхность значительно больше поверхности дисковых краскотерок.

Краскотерки старых моделей двухвальцовые, новейших моделей — трехвальцовые, а краскотерки для большего количества краски — многовальцовые. Вальцы должны быть изготовлены из порфира. Дисковые краскотерки менее производительны, и на них можно тереть только более жидкую краску, которая, однако, удовлетворяет требованиям живописи. Трущие поверхности этих краскотерок должны быть фарфоровыми, а не железными.

Растирание красок вручную в настоящее время не практикуется, так как это связано со значительной потерей времени. В прошлые времена эту работу выполнял помощник живописца. По сравнению с красками, получаемыми на краскотерках, краски, тертые вручную, отличались одним бесспорным преимуществом: в процессе растирания художник мог придать краске такие свойства, которые удовлетворили бы его замыслам. Причем он мог достигнуть этого как выбором масла, так и разными добавками (смол, бальзамов, сгущенных масел и т. д.), с помощью которых краска приобретала необходимые качества.

Хотя растирание красок вручную является весьма простым процессом, но трудоемким и длительным, оно осуществляется либо на плите из твердого камня, лучше всего из порфира, с абсолютно ровной поверхностью размером не меньше 40x50 см, либо на толстой стеклянной плите, также с ровной поверхностью, но слегка матовой.

Стеклянную плиту следует положить на более толстое основание и обрамить ее планками, не доходящими до поверхности плиты. Для растирания применяются конические куранты (бегуны) из твердого камня, стекла или из более мягкого материала, нижняя поверхность которого снабжена пластинкой также из твердого камня, например арканзаса. Краски растирают на льняном масле холодного прессования. Изготовители красок больше всего ценят хорошо отстоявшееся не меньше чем в течение одного года масло, имеющее среднее кислотноечисло. В противоположность этому, некоторые живописцы, которые сами выжимают льняное масло на ручных прессах, отдают предпочтение свежевыжатому, более жидкому маслу, которое принимает большее количество пигмента, чем отстоенное масло. Масляная краска со свежим маслом обладает большей укрывистостыо и легче стекает с кисти, так что ею можно выполнить и весьма тонкие детали. Сначала смешивают масло с пигментом в густую пасту (легкое нагревание облегчает эту работу), которую оставляют на длительное время в покое, причем предохраняют ее от доступа воздуха и действия света.

Рис. 12. А. В — стальные шпатели; С — малярный шпатель — мастерок


Растирают шпателем небольшое количество краски (размером приблизительно с грецкий орех) по всей поверхности плиты весьма тонким слоем и трут вращательными движениями в направлении от края плиты к ее середине, как показано на рис. 13.

Рис. 13. Схема растирания красок вручную

Всю эту операцию повторяют несколько раз, пока краска не станет достаточно мелкодисперсной, грубодисперсные пигменты, например цинковые белила, кадмий или ламповую сажу, можно растирать на ручной краскотерке, в особенности когда речь идет о больших количествах. Однако для более тонкого растирания грубодисперсных и твердых пигментов такая краскотерка не годится. Тертую краску хранят в тубах, которые рекомендуется покрыть внутри цапоновым лаком для предохранения красок от действия металла. Рабочую поверхность краскотерок очищают заменителем скипидара, а затем жидким мылом; засохшую краску удаляют водным раствором щелочи либо смесью бензола, денатурированного спирта и нашатырного спирта.

Маслоемкость пигментов46 зависит от целого ряда факторов, в том числе от удельного веса пигмента47. Маслоемкость масляных красок приведена в нижеследующей таблице.

Маслоемкость масляных красок

  Маслоемкость Удельный вес
Свинцовый сурик 8—12 8,73
Киноварь 7—14 8,09
Свинцовые белила 7—16 6,70
Цинковые белила 15-30 5,65
Хромовая зелень 30 5,10
Кадмий красный 40 4,50
Ультрамарин 35—45 2,34
Кадмий 40—50 4,35
Поццуола 30—60 2,62
Умбра жженая 40—60 3,64
Охра светлая 50—60 2,6; 2,9; 4,0
Красная окись железа (99% Fe2O3) 50—70 4,21
Умбра кипрская 40—80 3,00
Сиена жженая 50—80 3,78
Зеленая глина 50-80 2,5; 2,7
Изумрудная зелень 60—90 3,32
Кобальт 90—140 3,83
Сиена натуральная 40—140 2,8; 3,3
Слоновая чернь 80—120 2,29
Берлинская (железная) лазурь 80—120 1,83
Ламповая сажа 150—300 1,77

Краски, тертые на льняном масле, отличаются несколько эмалеподобным характером. Для того чтобы краски приобрели пастозность и некоторую матовость, в них добавляют в процессе растирания либо 2% воска, растворенного в скипидаре (в отношении 1:3), либо искусственную глину (гидрат окиси алюминия), гипс или тальк. Эти добавки препятствуют отделению пигментов от масла, загустеванию и превращению красок в желатинообразную массу в тубах, что может быть вызвано несколькими причинами. Пигменты, имеющие щелочную реакцию, к которым относятся окислы металлов, омыляют свободные жирные кислоты, содержащиеся в масле. При накоплении достаточного количества продуктов омыления краски сгущаются и принимают студенистый вид. Особенно часто это наблюдается при длительном хранении красок, т. к. за это время повышается кислотность масла, что способствует протеканию указанной реакции. Нейтральные пигменты не вызывают сгущения этого рода; однако и в них происходят такие же явления либо в результате коллоидного набухания, либо в результате адсорбционных процессов48.

Больший процент масла, чем указано в таблице маслоемкости, вреден, так как вследствие этого увеличивается содержание масла в краске, которая впоследствии в результате старения темнеет и коричневеет. (Краски ухудшенного таким способом качества с пониженным содержанием пигмента выпускаются в продажу как «учебные краски».) Добавление небольшого процента желтка или казеиновой эмульсии делает краску более матовой, однако и в этом случае не следует добавлять слишком большие дозы, если мы не хотим, чтобы масляная краска превратилась в эмульсионную темперу типа ВМ, которая хуже прилипает к грунту, легко отслаивается и отпадает. В этом отношении маковое масло дает лучшие результаты, чем льняное; краска на маковом масле дает лучшую пасту, и поэтому нет надобности вводить в нее какие-либо добавки.

Краски заводского изготовления являются, в общем, красками неизвестного состава. Изготовителям художественных красок следовало бы указывать на этикетках вид примененного масла; пигменты следовало бы обозначать не торговым наименованием, а техническим, чтобы живописец знал, каким материалом он пользуется и каким требованиям должна удовлетворять краска. В каталогах следовало бы также привести константы масла и перечислить добавки, которые изготовитель ввел в краски. Степень размола пигментов должна соответствовать их материальной структуре. Краски со слишком тонкоизмельченными пигментами, дисперсия которых в масле близка к коллоидному раствору, не пригодны для многослойной живописи, ибо из нижнего слоя проникают в верхние слои и способствуют их растрескиванию.

Высыхание масляной краски. Отличительным свойством масляной краски является ее медленное высыхание или, вернее, отверждение, предоставляющее живописцу достаточно времени для того, чтобы он мог краской моделировать форму, осуществлять переходы полутонов для передачи светотени. По существу нет оптического различия в степени яркости и насыщенности цвета между сырой и высохшей масляной краской, что позволяет весьма точно подбирать краски, тщательно осуществлять художественный замысел живописца и правильно отображать природные явления. На высыхание влияют пигменты, содержащиеся в краске, которые либо ускоряют процесс высыхания, либо замедляют его. По продолжительности времени, необходимого для их высыхания, краски можно разделить на три группы:

Быстро сохнущие Нормально сохнущие Медленно сохнущие
Свинцовые белила
Умбра
Берлинская лазурь
Охра светлая
Охра золотистая
Охра темная
Сиена натуральная
Охра жженая
Красная окись железа
Хромовая зелень
Изумрудная зелень
Кобальт
Черная окись железа
Ламповая сажа
Костяная сажа
Виноградная черная
Краплак
Ализариновый лак
Асфальт
Кассельская коричневая
Коричневая Ван-Дейка
Кадмий желтый
Кадмий красный
Ультрамарин

Хотя медленное высыхание масляных красок позволяет живописцу тщательно вести живописный процесс (с этой точки зрения, масляная техника является самой подходящей), оно, однако, является причиной позднейших повреждений, особенно растрескивания уже отвердевших слоев и взаимного проникновения красок. Практика показала, что начальное отвердение краски является недостаточным и что нельзя наносить на только частично высохший слой следующий слой, так как он может растрескаться. Это объясняется изменением объема, происходящим в процессе высыхания, и медленным превращением исходного растворимого коллоида в нерастворимый. И только спустя продолжительное время, необходимое для того чтобы краска отвердела, можно без опасения наносить следующие слои, которые уже не растрескаются. Это сильно затрудняет и без того сложные процессы масляной живописи. Поэтому следует хорошо знать краски, которые быстро сохнут, и отличать их от медленно сохнущих, пригодных только для техники алла прима. Особенно черни, асфальт и краплаки оказывают прямо-таки катастрофическое действие в подмалевке. Хотя их высыхание можно было бы ускорить сиккативами, однако последние, примененные в большом количестве, вызывают другие, не менее серьезные повреждения. (Высыханию слоя масляной краски способствует облучение инфракрасной лампой, в результате которого краска просыхает по всему слою**. Продолжительность высыхания во много раз меньше, чем при обычных условиях.)

Понятно, что масляные краски с определенными пигментами, дающие при высыхании слишком мягкую пленку, менее пригодны для подмалевка, чем краски с иными пигментами, дающие твердую пленку. Однако в некоторых случаях можно пользоваться и первыми красками в подмалевке, но в смеси с красками, содержащими пигменты, обеспечивающими твердость пленки.

Краски, при высыхании дающие твердую пленку Краски, при высыхании дающие пленку средней твердости Краски, при высыхании дающие мягкую пленку
Свинцовые белила
Поццуола
Жженая охра
Марс красный
Капут мортум
Изумрудная зелень
Зеленый хром
Умбра натуральная
Умбра жженая
Черная окись железа
Охра светлая
Охра золотистая
Охра темная
Сиена натуральная
Сиена жженая
Зеленая глина
Берлинская лазурь
Неаполитанская желтая
Кадмий желтый
Кадмий красный
Краплак
Ализариновый лак
Ультрамарин синий
Ультрамарин фиолетовый
Ультрамарин зеленый
Кобальт
Кассельская коричневая
Ламповая сажа
Костяная сажа
Асфальт

Масляная краска с необходимым минимальным содержанием чистого льняного масла, без добавок, хорошо сохнет и не растрескивается. Краски на маковом масле высыхают медленнее и дают мягкую пленку, поэтому их можно употреблять только для однослойной живописи, то есть для живописи «по сырому» в технике алла прима, но не для подмалевка. На заводах часто применяют оба вида масла: белила и синие пигменты трут на маковом масле, прочие пигменты — на льняном. Излишним является добавление на заводах в краски смол и бальзамов, так как эти вещества добавляет живописец на палитре в виде связующего и разбавителей в нужном ему количестве. Совершенно неправильным является добавление в тубные краски копайского бальзама, который обычно ухудшает качество масляной краски: он замедляет ее высыхание, способствует ее пожелтению, а в нижних высохших слоях вызывает набухание. Ошибочное мнение Петтенкоффера о стойкости «копаива», к удивлению, удерживалось долго, и некоторые изготовители масла добавляли этот бальзам в свою продукцию еще совсем недавно. Большой процент мягких смол — даммары, мастикса, которые превращают масляные краски в масляно-смоляные, также вреден, так как незначительная стойкость этих смол частично сообщается масляным краскам, которые под воздействием атмосферной влажности мутнеют (в особенности краски глубоких оттенков). Для живописцев было бы лучше, чтобы заводы выпускали краски без всяких добавок.

Просвечивание красочных слоев в результате старения. Красочные слои на картине впервую очередь надо рассматривать как оптическое явление. Отличительным свойством масляной краски является ее высокий показатель преломления света. Он выше показателя преломления темперных и фресковых красок, и поэтому масляные краски обладают более глубоким тоном и они более прозрачны, чем краски прочих техник. В результате старения они становятся еще более прозрачными, потому что высохшая масляная краска вследствие постепенного окисления сильнее преломляет свет, в связи с чем уменьшается ее укрывистость. С этим связано потемнение масляной живописи, исполненной на темных болюсных грунтах, равно как и выявление нижних слоев на поверхностном слое, так называемое «пентименти» («pentimenti»), на картинах, имеющих нижележащий слой живописи. В разделе о пигментах было уже указано, что пигменты, коэффициенты преломления света которых близки к коэффициенту преломления у масла, теряют в толстом, непрозрачном слое интенсивность окраски в большей степени, чем эти же пигменты, тертые на водных связующих; кроме того, они подвергаются сильным изменениям на темном грунте. Вполне естественно, что на светлых грунтах и эти краски, с низким показателем преломления, сохраняются значительно лучше, ибо частичное потемнение масляной краски корректируется здесь тем, что она становится прозрачной. У масляной живописи больше, чем у какой-либо другой техники, стойкость красок зависит не только от химической стабильности пигментов, но и от преломления света пигментов и масла.

6. Томан Бургмаер (1444—1525). Портрет Яна Капистрана. Масло. Деревянная доска. Деталь. Национальная галерея. Нижний рисунок, вначале совершенно закрытый живописным слоем, теперь просвечивает, ибо краска стала прозрачной в результате увеличения показателя преломления света связующими веществами (пример так называемого пентименти).


Пожелтение и потемнение. Следующей характерной чертой масляной краски является то, что со временем она отчасти желтеет и темнеет. Это явление вызывается медленным окислением масла. Краски на льняном масле желтеют сильнее, чем краски на маковом масле, особенно свинцовые белила, которые желтеют в темноте и опять светлеют на свету. Слабое пожелтение происходит и у красок, тертых на маковом масле, спустя несколько месяцев. Хотя эти недостатки масляной краски — просвечивание, пожелтение и потемнение — нельзя полностью устранить, так как мы имеем здесь дело с естественными свойствами высыхающих масел, однако их можно свести к минимуму, если брать при изготовлении краски наименьшее количество масла, то есть количество, необходимое для получения пасты, которую можно без затруднений наносить кистью на грунт.

Количественное взаимоотношение между маслом и пигментом. Было бы неправильным полагать, что масляная краска тем более прочна и стойка, например, к влажности, чем больше масла она содержит. Бывает как раз обратное, ибо в краске, содержащей избыточное количество масла, слишком сильно проявляются свойства последнего как коллоидного вещества, то есть оно набухает во влажной среде и выветривается; наоборот — краски, тертые с таким количеством масла, которое только заполняет пространство между частицами пигмента, плотно прилегающими друг к другу, являются самыми стойкими. Такая краска дает после высыхания твердый, прочный и стойкий слой, который желтеет лишь незначительно, его преломление света изменяется мало и он меньше растрескивается. Идеальной можно считать систему, состоящую из более грубых, средних и мелких частиц пигмента, которые взаимно соприкасаются.

Если в живописи пользоваться красками такого типа, то можно с полным основанием полагать, что колорит живописи не изменится. Однако если краска не пригодна (по консистенции. —Ред.) для наших замыслов, то мы разбавляем ее не маслом и лаками, которые темнеют и желтеют, а связующими, изготовленными из полимеризированного масла, даммары или воска. Последовательное применение таких связующих вместо оптически менее стойких веществ означает существенное улучшение техники масляной живописи.

Основной предпосылкой быстрого овладения техникой масляной живописи является знание химических и физико-оптических свойств обоих компонентов краски — пигментов и масел. Только таким путем можно правильно постигнуть этот вид живописи, который без всякого основания считается легким и простым, несмотря на то, что в действительности с технической стороны в нем чаще совершают ошибки, чем во всех прочих техниках.

______

* Поверхностное натяжение — это сопротивление, которое оказывает жидкость увеличению своего объема. Она является причиной того, что некоторые вещества нелегко смачиваются водой, поверхностное натяжение которой довольно высоко. Поверхностное натяжение в динах на 1см составляет: у ртути —508, воды — 73, оливкового масла — 32, бензола — 30,. этилового спирта — 22 и эфира — 17.

** Применение инфракрасных лучей для указанной автором цели очень спорно, т. к. одновременно будет происходить усиленное испарение влаги из клеевых слоев (проклейка, грунт), что вызовет ускоренное их старение. Автор сам говорит об этом на стр. 279. Ред.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.