ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

КОНСЕРВИРУЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА

Камфара (С10Н16О), ароматический кетон, содержится в коре камфарного дерева вида LaurusGamphora, растущего в Китае и Японии. Из коры и ветвей добывается перегонкой с водяным паром. Синтетически получается действием некоторых органических кислот на терпентинное масло. Камфара — беловатое, прозрачное, кристаллическое вещество, с температурой плавления 175°С и температурой кипения 204°С. (Частично возгоняется при комнатной температуре.— Ред.) На воздухе она самопроизвольно медленно улетучивается, поэтому ее следует хранить в герметически закрытой посуде. В воде растворяется незначительно, при обычной температуре 1,7 г в литре воды. Этого небольшого количества растворенной в воде камфары достаточно для консервирования водных растворов скоропортящихся веществ. Камфара хорошо растворяется в скипидаре, этиловом спирте, хлороформе, ацетоне и маслах. Некоторые смолы, растертые с камфарой, размягчаются, другие превращаются в маслянистую жидкость. Камфару применяют при производстве лаков на летучих растворителях, так как она способствует растворению плохо растворяющихся смол. Некоторым веществам, например, сложным эфирам целлюлозы, она придает тягучесть и эластичность: целлулоид — это твердый раствор нитрованной целлюлозы (нитроклетчатки, содержащей 11—12% азота.— Ред.) в камфаре.

Борная кислота (Н3ВО3) образует чешуйчатые кристаллики перламутрового блеска или белый порошок слабо кислого вкуса. Одна часть борной кислоты растворяется в 25 частях холодной или в 3—4 частях кипящей воды, в 5 частях глицерина и 20 частях этилового спирта. Это весьма слабая кислота, почти не окрашивающая лакмусовую бумагу. Действует антисептически, однако не предотвращает плесневения. В больших дозах ядовита.

Салициловая кислота [С3Н4(ОН)СООН] образует белые блестящие иглы, плавящиеся при 157°С. При нагревании возгоняется. Хорошо растворяется в этиловом спирте и эфире, в воде только в отношении 1:444. Сильный антисептик.

Бензойная кислота (C3H5COOH) содержится в некоторых смолах, из которых ее можно получить возгонкой. Образует блестящие, бесцветные игольчатые кристаллы; плавится при 121°С, кипит при 249°С. Растворяется в этиловом спирте в отношении 1:2, в эфире в отношении 1:3. Растворяется также в бензоле и хлороформе; в воде — только в отношении 1:370 (в воде при 18—20° растворяется в отношении 1:300). В небольших дозах она неядовита: в незначительном количестве применяется для стерилизации пищевых продуктов.

Фенол или карболовая кислота (С6Н5ОH) получается при перегонке из каменноугольного дегтя или синтетически из бензола. Он образует игольчатые розоватые кристаллы, плавящиеся при 38—42°С и кипящие при 181 °С20. Фенол поглощает небольшие количества воды, максимально 10%. При этом он переходит в жидкий фенол, маслянистую коричневую жидкость, которая образует при обычной температуре с 12 частями воды прозрачный раствор 21. С меньшим количеством воды он сначала мутнеет и после отстаивания делится на два слоя. Легко растворяется в этиловом спирте, эфире, хлороформе, глицерине и маслах; плохо растворяется в алифатических углеводородах. Техническая карболовая кислота не является чистым фенолом, ибо она содержит также крезолы и полностью растворяется только в 15 частях воды. Раствор фенола в воде (карболовая вода) обладает сильными антисептическими свойствами: он убивает микроорганизмы. Он сильно ядовит и вызывает ожоги кожи. Конденсацией фенола с формальдегидом получаются искусственные смолы.

ПЛАСТИФИКАТОРЫ

Глицерин. С3Н5(ОН)3 — трехатомный спирт, сиропообразная бесцветная жидкость сладкого вкуса, удельного веса h= 1,265. С одноосновными кислотами образует сложные эфиры (глицериды), с высшими жирными кислотами — триглицериды, являющиеся основной составной частью жиров и масел. Получается в качестве побочного продукта при производстве мыла; сначала в виде желто или коричнево окрашенного технического глицерина, из которого затем перегонкой получается чистый глицерин. Кипит при 290°С, его можно перегонять с водяным паром. На воздухе очень медленно испаряется.

В воде и в этиловом спирте растворяется в любом соотношении. Он сильно гигроскопичен, и поэтому его применяют в качестве мягчителя клеев, белков, гуммиарабика, производных целлюлозы и многих других веществ.

Впервые был получен в 1779 году Шеел (Scheel).

Гликоль [СН2(ОН). СН2(ОН)] — бесцветная маслянистая жидкость, сладковатого вкуса, смешивающаяся с водой и этиловым спиртом в любом соотношении. Заменяет глицерин.

Глюкоза, декстроза, или виноградный сахар, содержится вместе с фруктозой в плодах, цветах и меде. Синтетически получается гидролизом крахмала. Глюкоза представляет собой белый порошок либо бесцветные кристаллы сладкого вкуса, которые растворяются в равном количестве воды или в 50 частях этилового спирта. Ее добавляют в акварельные краски, чтобы они легче растворялись в воде.

Фруктоза содержится в сладких плодах, цветах и меде. Чистая фруктоза представляет собой белый порошок или кристаллическое, несколько гигроскопичное вещество. Легко растворяется в воде, хуже — в этиловом спирте. Добавляется вместо глицерина в акварельные краски.

Мед является продуктом переработки пчелами нектара цветов. Вначале мед сильно водянист, нормальную консистенцию он приобретает только при проветривании ульев, когда часть влаги из меда испарится. Мед содержит 70—80% инвертного сахара, то есть смеси глюкозы и фруктозы, 5% сахарозы, 20% воды и небольшое количество декстрина, белков, камеди, энзимов, воска, красителей, органических кислот и минеральных веществ. Состав меда не одинаков, он меняется в зависимости от места и времени года. Цветочный мед густ, прозрачен, быстро закристаллизовывается и затвердевает. Лесной мед более темен, жиже и, так как содержит больше декстрина, затвердевает медленнее. Мед часто фальсифицируют мелассой, инвертным или обыкновенным сахаром Если пчел кормят сахаром, то мед, который они производят, следует считать суррогатом. Мед отличается гигроскопичностью и поэтому пластифицирует растворимые в воде пленкообразующие красок (клеи животные, растительные клеи, камеди) и придает эластичность изготовленным на них краскам. Указанное пластифицирующее действие меда зависит, главным образом, от фруктозы, которую, согласно Черчу и Лаури (Church, Laurie), можно выделить экстракцией засахарившегося меда четырьмя частями этилового спирта, взяв спирт в четырехкратном по объему количестве по отношению к объему меда. Из продуктов экстракции спирт удаляют выпариванием.

Уже египтяне добавляли в водные краски мед. О том, что для этой же цели мед применяли в средние века, упоминается в Неаполитанском кодексе (XII век), трактате Ченнини и во многих других сочинениях эпохи средних веков и Ренессанса. Еще в XIX столетии мед добавляли в акварельные краски; в настоящее время его заменяют глицерином или глюкозой.

ВЕЩЕСТВА, ОТВЕРЖДАЮЩИЕ БЕЛКИ

Алюмо-калиевые квасцы KAl(SO4)2.12H2O образуют бесцветные кристаллы, которые при нагревании до 110° переходят в белый порошок — безводные квасцы. В воде растворяются с образованием кислореагирующего раствора: при нормальной температуре в 100 частях воды растворяется от 10 до 20 частей, при 70°—90 частей, а в кипящей воде — 350 частей квасцов.

При добавлении в клей квасцов клеевая пленка утрачивает растворимость в воде Для целей живописи в клей добавляют от 10 до 30% квасцов, считая на вес сухого клея; краски, связанные клеем, фиксируются водным раствором квасцов. Квасцы также применяются в красильном деле в качестве протравы, для отверждения гипса, пропитки древесины против огня и в кожевенной промышленности.

Хромо-калиевые квасцы [KCr(SO4)2.12H2O] кристаллизуются в виде фиолетовых восьмигранников, которые растворяются в холодной воде в отношении 1:2, образуя сине-фиолетовый раствор. Они окрашивают клей в желтый цвет и поэтому их редко применяют в живописи. В красильном деле их употребляют в качестве протравы. В кожевенной промышленности отдают предпочтение более эффективным основным квасцам.

Соединения клея с хроматами, главным образом бихроматами, чувствительны к воздействию света, под влиянием которого они превращаются в нерастворимое в воде вещество. Это их свойство используется особенно в полиграфической репродукционной технике, фототипии, цинкографии, автотипии и глубокой печати.

Дубильные вещества —это вещества растительного происхождения, переводящие белок в нерастворимое и более стабильное состояние. Они, например, превращают клей в водонерастворимое вещество. Они содержатся в коре дуба, ели, в листьях и плодах разных растений. Наиболее важными из них являются производные галловой кислоты, глюкозидом которой является таннин.

Таннин представляет собой бесцветный или коричневатый порошок, растворяющийся в воде и в смеси этилового спирта с эфиром или с водой. Технический таннин содержит до 40% примесей: крахмала, декстрина, растительных камедей и разных солей. Добывается из китайских, японских и турецких чернильных орешков; наши чернильные орешки содержат очень мало таннина и поэтому не имеют значения для производства.

Растворами таннина можно закрепить клей и связанные клеем краски. Большое значение таннин имеет в крашении, так как он обеспечивает связь красителя с волокнами ткани.

Формальдегид, альдегид муравьиной кислоты (H.СНО), синтетически получается окислением метилового спирта в присутствии металлического катализатора. Формальдегид — бесцветный слезоточивый газ. Он обладает антисептическим свойством, убивает микроорганизмы.

Формалин — это 30—40-процентный раствор формальдегида в воде. Технический формалин содержит некоторое количество метилового спирта и муравьиной кислоты. Формалин превращает белки в нерастворимые в воде вещества; творог (казеин) превращается под его действием в искусственное роговидное вещество галалит, клей — в форможелатин, хрупкое, нерастворимое вещество, которое можно измельчить в порошок. Формалин легко полимеризуется. При хранении формалина из раствора выпадает твердый белый осадок — пороформ, который при нагревании деполимеризуется в формальдегид. Антисептическое действие формалина можно использовать при консервировании древесины, пораженной микроорганизмами или насекомыми. Это выполняется в закрытых камерах, в которых пораженная древесина подвергается воздействию паров формалина, получаемых нагреванием так называемых формалиновых таблеток, то есть полимерного твердого формалина.

НЕКОТОРЫЕ ОСНОВАНИЯ

Бура, тетраборат натрия (десятиводная натриевая соль тетраборной кислоты. — Ред.) Na2B4O7.10Н2О, представляет собой белые кристаллы, которые выветриваются на воздухе, и при нагревании превращается в белую порошкообразную жженую буру. При нагревании до красного каления бура плавится в стекловидное вещество, которое образует с окисями металлов твердые растворы характерной окраски. Бура — вещество со слабыми щелочными свойствами. Ею смягчают воду и с ее помощью растворяют в воде шеллак и казеин. Гуммиарабик сгущают бурой, однако при добавлении сахара он опять становится жидким.

Триэтаноламин [(GH2CH2OH)3N] — продукт взаимодействия аммиака и этиленоксида (этилового спирта). Это бесцветная или соломенно-желтая густая жидкость аммиачного запаха, кипит при 278 °С. Он сильно гигроскопичен и, кроме влаги, поглощает из воздуха углекислоту. С водой смешивается в любом отношении, легко растворяется в глицерине, этиловом спирте и хлороформе, однако не растворяется в большинстве углеводородов. Является сильным органическим основанием: масла и жиры им омыляются в триэтаноламиновые мыла. Обладает сильной эмульгирующей способностью; масло с 2—4% триэтаноламина образует с водой стойкую эмульсию.

Аммиак (NH3). получается либо синтезом водорода с азотом, либо при производстве светильного газа сухой перегонкой угля. В природе образуется при гниении органических азотсодержащих веществ. Аммиак — бесцветный газ, легче воздуха, острого и едкого запаха. В воде хорошо растворяется. При 0°С в одном литре воды растворяется 1146 литров NH3 Аммиачная вода (нашатырный спирт)22 —бесцветная или желтоватая жидкость, содержащая обычно 25% аммиака, удельного веса 0,9. Бывает загрязнена смолистыми веществами и небольшим количеством сульфата и карбоната. На воздухе из нее выделяется аммиак, и концентрация ее падает до 6%. Этот остаток аммиака можно удалить только кипячением. Нашатырный спирт имеет щелочную реакцию — при растворении аммиака в воде образуется соединение NH4OH, называемое гидратом окиси аммония. Эта слабая щелочь часто применяется, так как отличается тем преимуществом, что без остатка улетучивается одновременно с выпариванием воды. В технике живописи нашатырный спирт применяется для приготовления казеинового раствора и восковой эмульсии и им нейтрализуют вещества повышенной кислотности, например клей. В смеси с органическими растворителями (этиловым спиртом), бальзамами (копаива), желтком и другими веществами сильно действует на линоксин, высохшие масляные краски и лаковые покрытия, которые частично омыляются. Хотя он весьма опасен, его применяют в качестве добавок в разные моющие средства. При реставрационных работах его следует, однако, избегать. Нашатырный спирт относится к поверхностно активным веществам; в смеси с водой понижает ее поверхностное натяжение, так что вода с добавлением аммиака смачивает намного быстрее поверхность гидрофобных материалов.

Аммиак был открыт Пристли (Pristley) в 1774 году.

глекислыи аммонии, едкая соль, кондитерские дрожжи [(NH4)2CO3] — белый порошок, растворяется в воде, пахнет аммиаком и медленно выветривается на воздухе. При нагревании углекислый аммоний быстро разлагается с образованием аммиака и двуокиси углерода, не оставляя никакого щелочного остатка. При изготовлении казеина и восковой эмульсии им часто заменяют нашатырный спирт. Технический карбонат аммония не является чистым, а содержит также бикарбонат и карбоминат аммония.

ВОДА

Вода (Н2О) образуется при сгорании водорода (в атмосфере кислорода.—Ред.) или сжигании веществ, содержащих водород. Дистиллированная вода не имеет ни запаха, ни вкуса. В тонком слое бесцветна, в толстом слое — светло-голубого цвета. Максимальную плотность дистиллированная вода имеет при +4°C, тогда 1 см3 воды весит 1 г. При охлаждении, ниже 4-4оС, объем воды увеличивается, при 0°С вода превращается в лед. Объем льда на 1/10 больше объема жидкой воды. Это изменение объема воды является основной причиной быстрого разрушения настенной живописи на фасадах зданий, а также разъедания поверхности каменных скульптур, установленных под открытым небом: вода проникает по капиллярам или трещинкам под поверхность материалов и при увеличении своего объема разрушает штукатурку или камень.

Вода испаряется при любой температуре и поэтому постоянно содержится в атмосфере, где количество ее зависит от температуры и барометрического давления. Относительная влажность воздуха вызывает увеличение объема и высыхание материалов, применяемых для живописи на холсте и дереве, и способствует таким образом возникновению разрушений, которые в конце концов приводят к порче картины. Пары, поступающие из воды в атмосферу, имеют определенную упругость, которая возрастает с повышением температуры: при 100°С эта упругость равняется давлению одной атмосферы. При этой температуре и нормальном давлении воздуха (760 мм ртутного столба.—Ред.) вода кипит и 1 л воды превращается при этом в 1650 л пара, который при охлаждении опять конденсируется. Загрязненную воду можно, следовательно, очистить дистилляцией, при условии, что растворенные в воде вещества не перегоняются. Вода не всегда кипит при одной и той же температуре; температура кипения воды повышается или понижается с повышением или понижением давления воздуха. Теплопроводность воды значительна и по сравнению с остальными жидкостями — максимальная. Поверхностное натяжение воды также больше, чем у других жидкостей, за исключением ртути, поэтому поверхность многих веществ так нелегко смачивается водой. Однако вода адсорбируется в виде безмерно тонкого слоя на всех твердых веществах, на поверхности которых она прочно держится. Этим явлением можно, по-видимому, объяснить, почему лаки, нанесенные на картину во влажную погоду, когда на поверхности красочного слоя адсорбируется значительное количество влаги, имеют склонность к помутнению. При лакировании картины в сухой среде такого помутнения не происходит.

Вода — химически стойкое вещество. Выпариванием можно опять получить растворенное в воде большое количество веществ в первоначальном, неизменном виде 24. Вода реагирует с окислами металлов, с которыми она образует гидроокиси. Например, окись кальция образует с водой гидрат окиси кальция, который является основной составной частью штукатурки и исходным материалом для связывания красок во фресковой технике. С водой, кроме того, соединяются некоторые окислы металлоидов в кислоты. В качестве примера можно привести соединение воды с серным ангидридом в серную кислоту; эта реакция является причиной слабой прочности фрески на зданиях в промышленных городах. Вода образует со многими веществами гидраты. Так, например, если увлажнить порошкообразную безводную соду, то она кристаллизуется в виде кристаллической соды, содержащей химически связанную кристаллизационную воду. Если упругость паров гидрата отличается от давления атмосферы, то гидраты нестойки в воздухе: при высоком давлении они выветриваются, наоборот— при низком они поглощают воду, становятся влажными, то есть они гигроскопичны. Вода также реагирует с некоторыми органическими веществами, которые постепенно гидролизируются ею 25. Сложные эфиры высших жирных кислот расщепляются при гидролизе (кислотном или щелочном.—Ред.) на исходные составные части, из которых был получен сложный эфир, то есть на жирную кислоту и глицерин. Следует еще добавить, что вода каталитически способствует некоторым химическим реакциям веществ, на которые она сама по себе не действует. Так, влажность способствует обесцвечиванию каменноугольных красителей под воздействием света и превращению гидроокиси кальция в карбонат, благодаря чему краски во фреске становятся нерастворимыми. Эта реакция протекает лишь в присутствии воды.

В природе химически чистой воды нет. Относительно самой чистой природной водой является дождевая вода, но и она содержит растворенные газы, суспензированные частицы пыли, бактерии (и некоторые соли.— Ред.). Она является наиболее пригодной водой для приготовления известковой штукатурки и для фрески. Дождевая вода остается либо на поверхности рек и прудов, либо впитывается в землю.

Речная (поверхностная вода), называемая также мягкой, содержит лишь небольшой процент растворенных минеральных солей, зато она загрязнена органическими веществами, в том числе теми, которые попадают в нее вместе с городскими и промышленными сточными водами. Если речную воду употребляют в качестве питьевой, то ее предварительно фильтруют через песочные фильтры и хлорируют, чем убивают содержащиеся в воде микроорганизмы.

Грунтовая вода, ключевая, содержит растворенные соли, обусловливающие ее жесткость. Жесткая вода частично осаждает мыло, так как соли кальция образуют нерастворимое мыло. Она препятствует образованию некоторых эмульсий, например восковой. Мы различаем следующие виды жесткости.

1) временная жесткость, или бикарбонатная, вызванная содержанием в воде бикарбонатов кальция, магния. Эту жесткость можно устранить кипячением воды, при этом бикарбонаты разлагаются.

2) постоянная жесткость, или сульфатная, вызываемая содержанием в воде сульфата кальция и магния, которую нельзя устранить кипячением.

Жесткую воду можно смягчить добавлением гидроокиси кальция, соды, едкого натра или тринатрийфосфатом. Гидроокись кальция разлагает и осаждает бикарбонаты, соли магния, а содой осаждается сульфат кальция (который переходит в карбонат кальция и выпадает в осадке.—Ред.).

На связующие красок вода действует по-разному: камеди и белковый растительный клей растворяются непосредственно в холодной воде в коллоидный раствор. Животный клей (желатина) и крахмал в воде только набухают, образуя гидрогель, который переходит в раствор только при медленном нагревании. Линоксин, некоторые искусственные смолы и производные целлюлозы поглощают при непосредственном соприкосновении с водой небольшое ее количество, в воде, однако, они не растворяются. Слабее вода действует на воск и смолы, комбинация которых является наиболее совершенной защитой живописи от действия влажности.

Для фрески и акварели нужна вода, которая не содержит растворенной углекислоты, сульфата кальция и соединений железа. Если такой воды нет, то лучше применять для живописи дистиллированную воду.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.