ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

МЫЛА

Наряду с органическими растворителями жирных веществ для очистки поверхности применяются также мыла и сапонаты, которыми можно удалить различные загрязнения, не растворимые в воде, такие, как сажа и пыль. Растворенное в воде мыло понижает поверхностное натяжение на границе системы, которую образует вода и жирные вещества, и поэтому поверхностные загрязнения сначала легко смачиваются мыльным раствором и затем, перейдя в эмульсию, отделяются от поверхности объекта и переходят в мыльныи раствор.

Мылами (жировыми.—Ред.) называются щелочные (натриевые или калиевые.— Ред.) соли высших жирных кислот. Получаются действием щелочей на жиры и масла, которые разлагаются на мыло и глицерин16:

Триглицерид + щелочь —> мыло + глицерин

Обычные сорта мыла готовятся нагреванием жира — животного (сала) или растительного (кокосового, пальмового или разных насыщенных и ненасыщенных масел) с едким натром или едким калием. При полном омылении образуется полутвердое мажущее вещество, так называемое «клеевое» мыло, которое, кроме мыла, содержит еще глицерин и небольшое количество (доли процента) свободных щелочей. Действием кислот мыльный раствор разлагается, при этом выделяются жирные кислоты, которые всплывают на поверхность.

Клеевое мыло содержит 35—50% жирных кислот, воду, глицерин и свободные щелочи 17. Легче всего оно получается из кокосового масла и едкого натра и, хотя клеевое мыло содержит воду и глицерин, оно все-таки твердое.

Жидкое мыло вырабатывают действием едкого кали на различные растительные масла. Содержит 40—50% жирных кислот, глицерин, воду, свободные щелочи и примеси из жиров. Оно прозрачно и цвет его определяется видом масла, из которого оно изготовлено: мыло из льняного масла имеет желто-коричневый цвет, из конопляного — коричнево-зеленый, из хлопкового — серый. Технические жидкие мыла фальсифицируют разными способами. Настоящее жидкое мыло можно легко изготовить так:

43 части льняного масла 58 частей едкого кали (15% КОН) нагревают при постоянном перемешивании на водяной бане до 70°С. Затем добавляют 5 частей этилового спирта и оставляют для охлаждения. Жидкое мыло является, прекрасным средством для чистки кистей и краскотерки от остатков масляных красок.

Ядровое мыло получают из клеевого мыла «высаливанием», то есть добавлением (после окончания гидролиза.— Ред.) насыщенного раствора поваренной соли, в котором высшие жирные кислоты не растворяются. Под действием соляного раствора мыло отделяется от остальных компонентов (образуя два слоя.—Ред.) и при охлаждении затвердевает. Из оставшейся жидкой части вырабатывается затем глицерин. Ядровое мыло содержит не меньше 00% жирных кислот, воду и только следы глицерина и поваренной соли. Оно не должно содержать больше 0,1% свободных щелочей.

Марсельское мыло готовят из оливкового или хлопкового масла. Оно белого или зеленоватого цвета и отличается низким содержанием свободных щелочей — оно почти нейтральное.

Мыла с избыточным содержанием жиров содержат 2—3% эмульгированного неомылившегося жира или масла. Это твердая эмульсия масла в мыле.

Порошковые мыла представляют собой измельченные ядровые мыла. Ценные сорта содержат до 80% жирных кислот. В порошковые мыла часто, однако, включают разные добавки — свободные щелочи (соду, жидкое стекло), каолин и отбельные вещества (персульфат, перборат натрия, перекись водорода). В этих случаях содержание жирных кислот значительно снижено, иногда оно только минимально допускаемое.

Триэтаноламиновые мыла являются продуктом взаимодействия жирных кислот с триэтаноламином (обладающим свойством оснований.— Ред.). Мыла эти растворяются в воде, маслах, причем сильно понижают поверхностное натяжение на границе системы вода — масло. Они относятся к наиболее эффективным эмульгаторам и особенно пригодны для образования эмульсий с внешней масляной фазой. Эмульгируют также минеральные масла.

Смоляныемыла получаются, подобно обыкновенным мылам, нагреванием смол (чаще всего канифоли) с щелочами. Они не обладают таким ярко выраженным моющим действием, как жирные мыла, однако отличаются значительной пенистостью, и поэтому их добавляют в обыкновенные мыла. Их чаще всего применяют для проклейки дешевых сортов бумаги, которая, однако, быстро желтеет. Свинцовые, кобальтовые и марганцевые резинаты широко применяются в последнее время в качестве сиккативов для высыхающих масел.

Кальциевые, свинцовые, марганцевые и другие мыла не имеют значения в практике художников, так как они не растворяются в воде. (Растворимые натриевые и калиевые мыла образуют с жесткой водой, содержащей соли кальция, мутные растворы. Соли частично выпадают в виде нерастворимого осадка.)

Мыла, поступающие в продажу, не всегда бывают чистыми. Как правило, они содержат добавки, придающие им определенные свойства, либо только снижающие их качество — удешевляющие их. Более дешевые сорта мыла очень часто содержат наполнители. В качестве наполнителей применяются следующие вещества:

1. Неорганические: водное стекло, каолин, барит, пемза, гипс, хлориды натрия и калия, глауберова соль, бура, фосфаты натрия и песок.

2. Органические: крахмал, декстрин, тилоза, ланолин, растительные камеди и омыленные смолы.

Моющее действие мыла можно усилить органическими растворителями с средней или высокой точкой кипения — скипидаром, декалином, тетралином, трихлорэтиленом, циклогексанолом и т. д. Такие мыла готовят непосредственным омылением смеси жиров с 15—20% соответствующего растворителя.

Важным свойством мыла является его хорошая эмульгирующая способность; поэтому его добавляют в темперы. Мыльные эмульсии весьма тонки, с ними хорошо пишется, однако темперная живопись с большим содержанием мыла темнеет, так как с течением времени мыла окисляются, при этом они желтеют и даже буреют. Поэтому не следовало бы добавлять мыла в темперы.

САПОНАТЫ

Сапонаты — синтетические мыла, действующие так же, как обыкновенные мыла, однако они либо совершенно нейтральны, либо имеют слабокислую реакцию. Они не имеют такого выраженного коллоидного характера, как обыкновенные мыла, и поэтому не везде применимы. Это либо жидкости, либо полутвердые пасты, либо твердые темноокрашенные вещества, которые по своему составу образуют несколько групп. Довольно большая группа сапонатов получается путем сульфирования масел, чаще всего действием серной кислоты на касторовое масло с последующей нейтрализацией аммиаком 18 . Это так называемые монопольные мыла, турецкие масла (масло для турецкой красной) и сульфированные масла, обычно жидкости с кислой реакцией, растворяющиеся в воде с образованием пенистого раствора. К ним можно отнести также сульфоэфиры амидов жирных кислот и сульфированные жирные спирты. Другой состав имеют так называемые эмульфоры-конденсаты этиленоксида с высшими жирными кислотами или высшими жирными спиртами. Они — весьма эффективные эмульгаторы, так как обладают сродством как с водой, так и с жирными веществами, растворяющимися в воде и масле. Сапонатами также являются диэфиры сульфоянтарной кислоты и так называемые органические основания, например триэтаноламин. Все эти вещества поступают в продажу иод разными названиями.

САПОНИНЫ

Углеводы-глюкозиды, которые получаются выщелачиванием части некоторых растений, например медицинского мыльного корня (RadixSaponariaerubra), ивовой (?) коры, плодов хлопка, конского каштана и т. д.19 Сапонин — белый порошок, вызывающий чихание, имеет вначале сладковатый, затем горьковатый вкус. В воде растворяется, причем раствор отличается пенистостью даже при очень слабой концентрации (0,1%). Является эмульгатором масел в воде, ядовит.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.