ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. В них разбирается только квалифицированный специалист!
 

В прошлые времена было известно лишь небольшое число веществ, которые применяли в качестве растворителей масел и смол и разбавителей масляных красок и лаков. Наиболее распространенными были, например, лавандовое и терпентинное масла, а позже в ограниченном количестве и этиловый спирт. С развитием химии и главным образом с развитием производства синтетических смол и производных целлюлозы это небольшое количество растворителей беспредельно выросло, так что живописец и прежде всего реставратор располагают в настоящее время широким ассортиментом растворителей, отличающихся разнообразнейшими свойствами. Их огромное количество можно распределить по составу и происхождению на терпеновые углеводороды, получаемые дистилляцией терпентинного бальзама или смолосодержащей древесины; алифатические и циклические углеводороды, получаемые перегонкой нефти или синтетически; ароматические углеводороды, получаемые перегонкой каменноугольного дегтя; хлорированные углеводороды, получаемые синтетически; спирты, получаемые брожением и синтетически; кетоны, получаемые синтетически; простые эфиры, получаемые синтетически, и сложные эфиры, также получаемые синтетически.

При оценке эффективности какого-нибудь растворителя мы определяем не только его растворяющую способность, но воспламеняемость и ядовитость (опасные свойства при пользовании им , а также точку кипения, которая является важнейшей константой растворителя, так как она дает приблизительное представление о его летучести. Растворители делят на группы по точке кипения или по пределам температур, при которых они дистиллируются, на:

низкокипящие с точкой кипения ниже 100°С,

среднекипящие с точкой кипения в пределах от 100 до 150°С

и высококипящие с точкой кипения в пределах от 150 до 250°С.

Для целей живописи в качестве разбавителей наиболее пригодными являются медленно улетучивающиеся растворители с точкой кипения в пределах от 140 до 180°С. Эти разбавители позволяют тщательно обработать как лаковое покрытие, так и красочные слои. Выдающимся свойством разбавителей, получаемых дистилляцией при указанных пределах температур, является то, что в процессе высыхания масляных красок и масляных лаков они полностью испаряются.

Разбавитель с точкой кипения выше 180°С (например, очищенный керосин, с температурой кипения в пределах 180—250°С) полностью не испаряется при нормальной температуре; остаток его замедляет высыхание масляных красок и лаковых пленок, в результате чего они долгое время сохраняют высокую эластичность. В противоположность этому растворители с весьма высокой точкой кипения (выше 250°С), которые при нормальной температуре вовсе не улетучиваются, добавляют в лаки из искусственных смол и производных целлюлозы в качестве пластификаторов или мягчителей для повышения их эластичности на длительный срок.

Растворители с низкой точкой кипения, которые в тонком слое испаряются в течение нескольких секунд, максимально в несколько минут, применяются в художественной живописи только в качестве компонента фиксативов и спиртовых лаков. Низкокипящие растворители совершили полный переворот в области применения лаков и красок для технических целей, так как они дают возможность наносить быстро высыхающие лаки и эмали распылительными аппаратами.

В области реставрации и консервации картин и скульптур применяются растворители всех родов и всех степеней летучести. Именно благодаря новейшим растворителям с различными свойствами оказалось возможным значительно усовершенствовать технику удаления старых лаков и записей и этим улучшить весь процесс реставрации.

Воспламеняемость растворителей, проявляющаяся в скорости реакции процесса горения, у отдельных видов растворителей разная. Мы делим растворители на легковоспламеняющиеся, трудновосплвменяющиеся и невосттламеняющиеся. Мерилом воспламеняемости является «точка воспламенения». Точкой воспламенения является самая низкая температура, при которой загорается жидкость (при приближении огня или искры). Горючими мы считаем те растворители, точка воспламенения которых ниже 65°С; опасными горючими — те растворители, точка воспламенения которых близка к обычной температуре помещения (около 18°С). Значения точек воспламенения отдельных растворителей приведены в таблице на стр. 132. Воспламеняемость растворителей можно снизить путем добавления невосиламеняющегося растворителя, например четыреххлористого углерода.

Пары многих растворителей образуют с воздухом взрывчатую смесь. Если при определенной температуре растворители имеют достаточную концентрацию, то опасно приближаться с открытым огнем к незакрытым сосудам, в которых хранится воспламеняющееся вещество. Взрыв может произойти и на большем расстоянии, так как он может быть вызван коротким замыканием в электросети, искрением выключателя или работающего мотора.

Токсичность (ядовитость). Большинство органических растворителей вредно действует на человеческий организм. Эта опасность, однако, почти не угрожает живописцам, так как они не работают со слишком опасными растворителями. Иначе обстоит дело с реставраторами, которые очищают и снимают лаковую пленку картин более ядовитыми веществами, вдыхая концентрированные пары в непосредственной близости к поверхности картины и непосредственно соприкасаясь с растворителями. Обоими способами растворители проникают в кровь и могут вызвать серьезное заболевание. Лишним является упоминание о ядовитости метилового спирта, поражающего центральную нервную систему, или о наркотическом действии хлороформа, эфира, ацетона и этилового спирта. Наиболее вредными растворителями являются сероуглерод, хлорированные углеводороды и бензол, изменяющие состав крови и вызывающие лейкопению и анемию. Производные бензола — ксилол и толуол—менее ядовиты и в большинстве случаев ими можно заменить бензол. В противоположность этому алифатические и циклические углеводороды являются наименее ядовитыми растворителями, однако и их концентрированные пары, регулярно вдыхаемые, вызывают желудочные заболевания и головокружение. Весьма вредными являются хлорированные углеводороды, вызывающие заболевание печени и почек. По этой причине их не применяют, хотя они прекрасно растворяют смолы и были бы пригодны для изготовления лаков. Для регулярной работы в атмосфере испарений этих веществ установлена максимально допустимая степень загрязнения ими воздуха. Ниже приводим таблицу, опубликованную А. И. Дринбергом*, в которой дан обзор степени ядовитости обычных растворителей.

В таблице приводятся численные значения предельно допустимой концентрации паров в воздухе в мг/л.

Метиловый спирт
Метилацетат
0,03 Ацетон
Амилацетат
Пропилацетат
Бутилацетат
Этилацетат
Ксилол
Целлозольв
0,2
Циклогексанолацетат
Дихлорэтан
Трихлорэтилен
0,05
Бензол
Бутиловый спирт
Пропиловый спирт
Амиловый спирт
Толуол
0,1 Бензин
Диотиловый эфир
Лигроин
Скипидар
0,3
Этиловый спирт 1,0

Таким образом, мы видим, что живописцам приходится иметь дело с наименее ядовитыми растворителями (лигроин, находящийся в той же группе, что скипидар, соответствует заменителю скипидара — лаковому бензину).

Дистилляция. Дистилляцией можно выделить растворители из смеси их с другими веществами и очистить от примесей. Смеси жидких веществ разделяют, пользуясь тем, что каждый из компонентов, их составляющих, имеет определенную температуру кипения. (На рис. 4 показан ход дистилляции чистого вещества с определенной точкой кипения — прямая линия А.)Следовательно, нагревая смесь, можно при различных температурах собрать и сконденсировать пары, отвечающие определенному растворителю (метод фракционной перегонки).

Если же вещества образуют между собой так называемые «азеотропные» смеси, то четкого разделения на составляющие методом фракционной перегонки достигнуть трудно и испарение начинается ниже и заканчивается выше температуры кипения основного компонента (кривая В).Многокомпонентные сложные смеси с близкими температурами кипения, например смеси гомологов углеводородов, испаряются с одновременным непрерывным повышением температуры (кривая С); между тем как дистилляция неазеотропных смесей и с резко отличными температурами кипения характеризуется постоянной температурой до полного испарения из смеси одного компонента и резким повышением температуры вплоть до начала испарения второго при температуре его кипения (кривая Д; рис. 4).

Рис. 4. Кривые дистилляции органических растворителей А — кривая чистого растворителя с определенной точкой кипения; В — кривая растворителя, загрязненного веществами с более низкими и более высокими точками кипения; С — кривая смеси гомологов; D — кривая смеси двух растворителей с неодинаковыми точками кипения


Для отделения твердых веществ от растворителя достаточно испарить (отогнать) последний. Разделение смеси жидкостей с разными точками кипения производят дробной фракционной перегонкой.

Отгонка (или перегонка) растворителя выполняется в стеклянной колбе (Вюрца), нагреваемой на водяной или масляной бане. Пары растворителя проходят через суженное горло колбы, в которое вставляется термометр со шкалой от 0° до 300°. Из бокового отвода в горле колбы пары отводятся по согнутой стеклянной трубке в холодильник, охлаждаемый воздухом или водой. В нем они охлаждаются и конденсируются в жидкость, стекающую в приемник. Для жидкостей с высокой точкой кипения достаточно воздушного холодильника, то есть длинной стеклянной трубки; для низкокипящих жидкостей необходимо применять водяной холодильник (рис. 5).

Рис. 5. Дистилляционный прибор А — дистилляционная колба с термометром (В); С — водяной холодильник, присоединенный резиновой трубкой к водопроводу; D — приемник


Растворители с высокой точкой кипения и низкой летучестью паров нужно выпарить из смеси с помощью водяного пара. Для указанной цели две колбы соединяют стеклянной трубкой. В первой колбе, наполненной водой, образуется пар, поступающий в смесь, находящуюся во второй колбе, которую лишь слегка нагревают. Пары воды смешиваются с растворителем и увлекают его водой в холодильник, откуда отогнанное вещество и вода стекают в приемник, где они разделяются на два слоя (рис. 6).Смеси жидкостей с различными точками кипения можно разделить дробной или фракционной перегонкой. Такая перегонка осуществляется в перегонной колбе, снабженной отводом В, который образует с горлом колбы угол в 75°. Пары отводятся из колбы по длинной стеклянной трубке или водяному холодильнику, конденсируются и собираются в приемник. Фракционная перегонка заключается в том, что частично образовавшиеся пары более высококипящего растворителя конденсируются в горле колбы и стекают обратно, между тем как пары, кипящие при температуре дистилляции, поступают в отводную трубку и оттуда в сборник, предназначенный для легко летучего растворителя. Таким путем смесь разделяется на отдельные фракции. Однократной дистилляцией мы бы не достигли полного разделения двух жидкостей с разной точкой кипения, поэтому мы должны повторить дистилляцию**. Более тщательного разделения отдельных веществ мы достигаем также с помощью дефлегматоров, из которых наиболее пригодным является простой дефлегматор Гемпеля, заполненный стеклянными шариками.

Рис. 6. 1. Дистилляция водяным паром: А—колба, наполненная водой; В— колба с растворителем; С—холодильник; D —приемник. 2. Колба для дробной (фракционной) дистилляции. 3. Дефлегматор Гемпеля

_______

* А. И. Дринберг. Технология пленкообразующих веществ. Гос. научн.-техн. изд. химич. литературы. М.— Л., 1948, стр. 75.

** В стеклянных колбах в начале дистилляции иногда быстро образуется пар, который может в мгновение выдавить все содержимое колбы в приемник. Этого можно избежать либо весьма осторожно регулируя пламя, либо положив на дно колбы несколько обожженных черепков, с поверхности которых при нагревании отделяются пузырьки воздуха, препятствующие резкому вскипанию смеси жидкостей.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.