ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Обучайтесь под руководством опытного наставника.
 

ИСКУССТВЕННЫЕ СМОЛЫ И ПРОИЗВОДНЫЕ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ

ИСКУССТВЕННЫЕ СМОЛЫ

Натуральные смолы все больше вытесняются из лакокрасочной промышленности искусственными смолами, получаемыми синтетически. Современная химия так хорошо изучила процессы образования синтетических смол, что последние вполне могут заменить натуральные смолы. Подбором сырья и режимов можно придать искусственным смолам такие необходимые свойства, как стойкость к воздействию воды и щелочей, повышенной температуры, света и т. д.

Одновременно с непрерывным усовершенствованием производства растет и число новых видов искусственных смол. В настоящее время существуют сотни искусственных смол. Многие из них еще не стандартизированы, и поэтому нелегко ориентироваться в потоке названий, являющихся торговыми марками, и составить себе объективное представление о свойствах и возможности их применения.

Многие новые материалы похожи своими физическими свойствами на натуральные смолы: они хрупки при нормальной температуре и пластичны при повышенной, не растворяются в воде и т. д.; по химическому составу они, однако, существенно отличаются. Одни получаются полимеризацией, другие — поликонденсацией. При обоих процессах жидкие органические вещества переходят в полужидкие или твердые вещества, образующие с растворителями лаки или используемые в производстве пластических масс.

Полимеризованныесмолы образуются из ненасыщенных органических соединений, например, из стирола (СН2=СН—С6Н5), бесцветной жидкости с температурой кипения 146°. Стирол переходит при нагреве или самопроизвольно (при длительном стоянии) в твердое вещество — полистирол. Исходное вещество мы называем мономером, а образовавшееся — полимером. При полимеризации молекулы мономера соединяются между собой в огромном количестве, образуя макромолекулы полимера.

Согласно Эллису макромолекулы низких полимеров образуют линейную цепь простых молекул, между тем как макромолекулы высших полимеров состоят из пространственно сгруппированных цепей. Низшие полимеры лучше растворяются в органических растворителях, и поэтому они более пригодны для производства лаков, чем высшие полимеры, которые либо растворяются лишь незначительно, либо только набухают в растворителе. Как определенное химическое соединение противостоят воздействию кислот и оснований. Из них изготовляют искусственные пластические материалы15.

Смолы, получаемые полимеризацией — поливиниловые, стироловые и полиакриловые, являются термопластичными, то есть при нагреве размягчаются подобно натуральным смолам. По охлаждении опять приобретают первоначальные свойства.

Многие новые материалы, получаемые поликонденсацией, в том числе феноло-формальдегидные, аминоформальдегидные, глифталевые, циклогексановые смолы, и другие, в начальной стадии образования термопластичны и легко растворимы, но при нагревании отверждаются, то есть переходят в стекловидную нерастворимую смолу. Эти смолы преимущественно используют для производства пластических масс. Для лакового производства их подвергают дальнейшей обработке, направленной на снижение хрупкости, например совмещению с маслами. Феноло-формальдегидные смолы начальной стадии не совмещаются с высыхающими маслами, и поэтому из них нельзя изготовить масляно-смоляные лаки даже при повышенной температуре. Этот недостаток можно устранить так называемым модифицированием. При модифицировании искусственные смолы сплавляют с масляными или смоляными кислотами (например, с этерифицированнойканифолью). Модифицированные смолы поступают в продажу как «искусственные копалы», из которых вырабатывают синтетические лаки. Методом поликонденсации можно получить и термопластичные смолы, аналогичные термопластичным смолам, получаемым реакцией полимеризации.

А. Искусственные смолы, получаемые полимеризацией

1. Поливиниловые смолы являются хорошим сырьем для изготовления технических лаков и пластических масс. Поливинилацетат получается полимеризацией винилацетата. Получающаяся смола является твердым, прозрачным, бесцветным веществом, растворяющимся во многих органических растворителях, за исключением нефтяных углеводородов и эфира и, кроме того, воды. Она нейтральна, если тщательно изготовлена. Обычные сорта поливинилацетата, предназначенные для технических целей, содержат следы мономера, который в результате гидролиза выделяет уксусную кислоту, ухудшающую качество и стойкость смолы. Поливиниловая лаковая пленка весьма стойка, хорошо противостоит воздействию атмосферы и желтеет в значительно меньшей степени, нежели натуральные смолы. Поливинилацетатные лаки применялись в некоторых галереях для лакирования картин. Согласно имеющемуся опыту, нельзя, однако, совершенно безопасно рекомендовать эту смолу для указанной цели, так как через некоторое время она обнаруживает склонность к образованию матового налета, и, кроме того, не исключено, что спустя более продолжительное время она, подобно полиакриловым лакам, становится нерастворимой в умеренных растворителях, превращаясь в более высокие полимеры. Таким образом, нет гарантии, что будет выполнено основное требование консервирования картин, чтобы можно было когда-нибудь удалить с картины лаковую пленку, не напортив при этом красочного слоя.

Эмульсионные поливинилацетатные лаки обычно содержат значительное количество пластификаторов, которые, хотя и придают лаковой пленке большую эластичность, но делают ее менее прочной. Непластифицированные эмульсионные поливинилацетатные лаки являются значительно более надежными и могут служить для приготовления темперных эмульсий. Начиная приблизительно с 1935 г. делаются попытки организовать производство для художников красок, связанных поливинилацетатом. Однако краски такого состава не нашли до сего времени значительного практического применения. В декорационной и декоративной живописи хорошо зарекомендовали себя краски, изготовляемые на поливинилацетатных эмульсионных лаках. Кроме того, эта смола применяется при переносе стенных росписей* на новое основание.

Поливинилацеталь образуется действием альдегида на сложные виниловые эфиры. Он более тверд и липок, чем предыдущая смола, но не так устойчив к атмосферным воздействиям. Согласно Вудбургу (Woodburg), им можно укреплять разрушающуюся в результате старения кость и выполненные из нее изделия.

Поливиниловый спирт получается гидролизом сложных поливиниловых эфиров. Он растворяется в воде, глицерине и гликоле. Его водные растворы, вплоть до 20%-ных, имеют выраженный коллоидный характер. Его бесцветная пленка абсолютно стойка к воздействию света и воздуха. Так как он очень легко растворяется в воде и это свойство он не теряет даже спустя очень долгое время, он более пригоден для некоторых работ по консервации, нежели полиакрилатовые смолы, которые в результате старения теряют растворимость.

Поливиниловый спирт применяется в качестве защитного коллоида для приготовления эмульсий, консервирования тканей, а в некоторых случаях при закреплении отделившихся или превращающихся в порошок красочных слоев настенной живописи, на которых 5%-ный раствор поливинилового спирта не вызывает по высыхании потемнения или других оптических изменений, так что светлый и матовый характер стенной живописи сохраняется и после закрепления. Иногда им можно заменить клей, желатину или казеин — вещества, вызывающие на поверхности красочных слоев напряжение, которое может привести к растрескиванию и осыпанию этих слоев. Во влажной среде поливиниловый спирт подвергается плесневению, и поэтому его нельзя употреблять на влажных стенах. Этот недостаток проявляется, однако, в значительно меньшей степени, чем у клеев, и ему можно воспрепятствовать добавлением нескольких сотых процента хлористой фенилртути.

Поливиниловые смолы** отчасти заменяют целлулоид, а в пластифицированном состоянии — пленочные материалы. Они отличаются большой кислото- и солестойкостью. В продажу поступают под различными названиями: игелит, винопас, гельва, винофлекс, виниксол и т. д.

2. Полиакриловые смолы образуются полимеризацией сложных эфиров метакриловой кислоты. Это прозрачные бесцветные вещества, которые размягчаются при повышенной температуре, а при высоких температурах деполимеризуются.

Их пленка абсолютно светостойка и хорошо противостоит воздействиям атмосферы, окислению, действию вредных газов и влажности. В толуоле растворяются с образованием низковязких растворов. Их недостатком, который, впрочем, присущ подавляющему большинству искусственных смол, является слабое сцепление с грунтом.

Полиметилметакрилат является очень твердой и стойкой смолой, широко применяемой в практике и хорошо известной под названием органическое стекло (плексигум, плексигласе). Растворенный в толуоле, образует прозрачный лак, пленка которого очень тверда и прочна.

Полибутилметакрилат подобен своими свойствами предыдущему, однако он более прозрачен*** и поэтому в большей степени удовлетворяет требованиям живописной технологии. Его лаковая пленка превосходит своей эластичностью все лаковые пленки из натуральных смол.

Сополимер метилметакрилата и бутилметакрилата объединяет в себе свойства обеих смол. Он более эластичен, нежели полиметилметакрилат, но пленка его обладает более высокой поверхностной твердостью, чем пленка из полибутилметакрилата.

Два обстоятельства препятствуют, однако, тому, чтобы полиакриловые смолы, отличающиеся такой выдающейся прочностью, широко применялись в живописи и заменяли натуральные смолы в живописных техниках: 1) малое сцепление пленки с покрываемой поверхностью; 2) плохая растворимость лаковых пленок в обычно применяемых растворителях. С течением времени лаковая пленка утрачивает растворимость в каких-либо органических растворителях и лишь незначительно в них набухает****. Это обстоятельство препятствует применению полиакрилатных смол для лакирования картин, так как картинный лак должен легко сниматься. В последние несколько лет организовано промышленное производство эмульсионных полиакриловых лаков, о которых в этой книге говорится в разделе о лаках, в абзаце об эмульсионных лаках. Установлено, пока только опытным путем, что эти лаки пригодны для приготовления вполне прозрачных связующих, для грунтов на холсте и в качестве примеси к темперным эмульсиям. Полибутилметакрилат, растворенный в толуоле, применяется для консервирования и укрепления разрушенной древоточцами древесины деревянных скульптур.

3. Полистироловые смолы получают полимеризацией стирола (винилбензола) при нагревании и под воздействием света. Полимер не растворяется в этиловом спирте, ацетоне, эфире и в нефтяных углеводородах. Растворяется в терпентинном масле, углеводородах ароматического ряда, диоксане, пиридине и сложных эфирах. Эти лаки дают твердую, прочную, прозрачную бесцветную и устойчивую на свету пленку. Коэффициент преломления колеблется в пределах от 1,50 до 1,70. Эластичность этих смол повышают пластификаторами, например дибутилфталатом и трифенилфосфатом.

Б. Искусственные смолы, получаемые поликонденсацией

1. Глифталевые смолы получают поликонденсацией многоосновных кислот (фталевой, малеиновой) и многоатомных спиртов (глицерина, гликолей и других). Из этого перечисления видно, что вырабатывают много разных видов этих смол, которые различаются по своим свойствам. Некоторые из них растворяют в растворителях (диоксане, трихлорэтане, этилацетате) и смешивают с пигментами в лаковые краски; большинство модифицируют жирными кислотами, маслами или смолами. Модифицированные глифталевые смолы (смешанные с высыхающими маслами или нитро- и этилцеллюлозой) дают ценные технические лаки и эмали, эластичные, липкие, быстро высыхающие, не желтеющие и устойчивые к химическим и механическим воздействиям.

2. Феноло-формальдегидные смолы получают поликонденсацией фенолов с альдегидами. Если реакция протекает в кислой среде, то образуются новолаки, растворяющиеся в этиловом спирте; если реакция протекает в щелочной среде, то образуются резолы, низшие конденсаты которых растворяются в ацетоне, спирте, бензоле и других растворителях. Высшие конденсаты отверждаются при нагревании (резит, бакелит) и не растворяются в органических растворителях. Применяются они в производстве пластических масс. Из модифицированных фенолоформальдегидных смол изготовляются масляные лаки.

Родственные алкил-фенольные***** смолы образуют с полимеризованным льняным маслом лак, отверждающийся при нагревании до 180—200° в пленку, устойчивую к маханическим и химическим воздействиям. Этим лаком заменяют теплостойкие эмали.

Наряду с хорошими свойствами феноло-формальдегидные смолы обладают, однако, двумя недостатками: они имеют темный цвет и неприятно пахнут.

3. Амино-формальдегидные смолы. Наиболее важными являются аминопласты-поликонденсаты тиомочевины и формальдегида. Это — прозрачные, бесцветные, светоустойчивые и стойкие вещества, служащие для производства лаков, клеев (казерит) и пропиточных составов для бумаги и тканей (резопал, полопас, каурит).

4. На аминопласты похожи меламиновые (меламин формальдегидные.— Ред.)смолы, получаемые из меламина и формальдегида; они легче растворяются и, кроме того, более стойки. Они дороги и поэтому применяются меньше, чем аминопласты.

В. Полисилоксаны

Поласилоксаны — органические производные кремния— представляют собой новые полимерные материалы, которые отличаются исключительной водонепроницаемостью и химической устойчивостью. В начальной стадии поликонденсации полисилоксаны — жидкие, полутвердые или твердые вещества, которые, будучи нанесены тонким слоем, предохраняют другие материалы от воздействия воды. На поверхности материалов образуется прозрачная, твердая пленка, отличающаяся большой прочностью. Некоторые полисилоксаны отверждаются при нагревании. Наконец, их применяют для отделки тканей. Можно надеяться, что эти новые материалы, промышленное производство которых только начинает развиваться, будут выпускаться и для целей реставрации, например консервации камня, и что их будут употреблять и для настенной живописи.

ПРОИЗВОДНЫЕ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ

Целлюлоза — поликонденсат глюкозы (полисахарид). Это белое или слегка желтоватое волокнистое вещество. (В воде набухает, еще в большей степени набухает в разбавленных растворах щелочей или солей — Ред.) Распределив тонким слоем набухшую массу и удалив из нее воду, получают бумагу-сырец, называемую также фильтровальной бумагой. Под микроскопом можно на ее волокнах отличить растительные клетки.

Целлюлоза является исходным сырьем не только в производстве бумаги, но и лаков, целлулоида, кинопленки и т. д.

Сложные эфиры целлюлозы

При действии кислот целлюлоза переходит в сложные эфиры, из которых технически наиболее важными являются: нитраты целлюлозы — сложные эфиры азотной кислоты и ацетилцеллюлоза — сложные эфиры уксусной кислоты. (В отличие от целлюлозы ее сложные эфиры растворимы в органических растворителях и образуют прочные прозрачные пленки после испарения растворителя.—Ред.)

1. Нитраты целлюлозы (нитроцеллюлоза) образуются при действии смеси концентрированной азотной кислоты с серной кислотой на целлюлозу. Процесс носит название нитрования. Сухая нитроцеллюлоза является белым или желтоватым веществом, не растворяющимся в воде и легко воспламеняющимся. В зависимости от степени нитрования получаются сорта нитроцеллюлозы с различными свойствами. Из сортов нитроцеллюлозы наиболее пригодными для производства лаков являются нитроцеллюлозы с средним содержанием азота (10,5—12,7%), которые еще сохранили способность растворяться, но не столь взрывоопасны, как нитроцеллюлозы высокой степени нитрования. Их применяют для производства пленок, лаков, коллодия, целлулоида и пластических масс.

Коллодий. Если растворить нитраты целлюлозы в ацетоне, амилацетате или других растворителях, то получается сиропообразная, слегка желтоватая жидкость — коллодий. После удаления растворителя остается прозрачная пленка. Это блестящая, твердая, но хрупкая и не светостойкая пленка; под воздействием света она буреет. Поэтому коллодий не применяется в качестве лака, иногда, правда, им пропитывают ткани, древесину и бумагу, чтобы сделать их водонепроницаемыми.

Эластичность нитроцеллюлозной пленки можно повысить добавлением пластификаторов, особенно, камфары, касторового масла, трифенилфосфата, трикрезилфосфата и дибутилфталата.

Целлулоид. Смешением спиртовых растворов камфары и нитроцеллюлозы и последующим постепенным удалением спирта из смеси получают твердый раствор — целлулоид, содержащий 30—40% камфары. Это прозрачное, бесцветное вещество, твердое при нормальной температуре, эластичное и водостойкое. При нагревании до 80° целлулоид размягчается и приобретает некоторую пластичность, при дальнейшем нагревании воспламеняется. Блок целлулоида нарезают на листы любой толщины, полируют между нагретыми плитами пресса, и, если нужно, штампуют. Под действием ультрафиолетовых лучей целлулоид постепенно желтеет и темнеет. Под действием растворов щелочей целлулоид постепенно омыляется.

Цапоновые лаки изготовляются растворением целлулоида (или также старых кинопленок, с которых удалена в горячей воде желатиновая эмульсия) в ацетоне и амилацетате. Они содержат 3—4% целлулоида. Пятипроцентные лаки до того густы, что их уже нельзя наносить кистью. Будучи нанесены на какую-либо поверхность, они оставляют пленку, предохраняющую (в особенности металлы) от коррозии. Эти технические лаки иногда применяют для художественных целей в качестве фиксажа для рисунков углем и пастели, в качестве матовых лаков для темперы и изолирующего слоя на поглощающих меловых грунтах. Такое применение является неправильным, так как, во-первых, цапонлаки со временем темнеют и, во-вторых, они недостаточно эластичны, причем их эластичность постепенно снижается.

В общем о цапонлаках можно сказать, что по светоустойчивости они несравнимы с традиционными лаками из натуральных смол, восков и масел.

2. Ацетилцеллюлоза получается действием ангидрида уксусной кислоты на целлюлозу. Растворенная в растворителях, она дает после высыхания прозрачную, твердую, водостойкую пленку, которая, в отличие от нитроцеллюлозной пленки, светостойка и не воспламеняется. Кроме того, она обладает и более высокой теплостойкостью, начиная разрушаться лишь при 200°.

Хотя ацетилцеллюлозные лаки всеми перечисленными свойствами превосходят нитроцеллюлозные, их применяют реже, чем нитроцеллюлозные лаки, так как они дороже, растворы их более вязки и пленка менее эластична. Адгезия (прилипаемость) пленки к различным поверхностям ниже, иногда ее можно снять с гладкой поверхности как прозрачную оболочку. Со смолами и пластификаторами, которые могли бы повысить ее прилипаемость и эластичность, ацетилцеллюлоза совмещается труднее. Наилучшие результаты достигнуты сочетанием ацетилцеллюлозы с глифталевыми смолами.

Целон — невоспламеняющийся заменитель целлулоида. Это твердый раствор ацетилцеллюлозы в камфаре или в других пластификаторах. Кроме лаков и невоспламеняющейся пленки, из целона вырабатывают так называемое небьющееся стекло и прозрачные листы, похожие на целлофан.

Ацетилцеллюлозные лаки, называемые также целоновыми, получают из целлюлозы средней степени ацетилирования, содержащей 53—55% ацетатных групп. В основном их применяют в качестве технических лаков для автомашин и самолетов. В связи с высокой вязкостью и малой способностью проникать в глубь лакируемых материалов, ацетилцеллюлозные лаки служат для укрепления и реставрации старых, распадающихся тканей. Однопроцентный раствор ацетилцеллюлозы в ацетоне до того вязок, что он не пропитывает ткань, но прилипает только к ее поверхности. Целоновым лакам следует отдавать предпочтение перед цапоновыми и при реставрации предметов из кости, обожженной глины и древесины. Иногда, скорее для опыта, пропитывают ацетилцеллюлозой живописный холст (вместо проклеивания); такой холст впоследствии значительно слабее реагирует на изменения атмосферной влажности. Однако до настоящего времени мы имеем мало опыта работы с холстом, подготовленным указанным способом, и не знаем, сохраняет ли ацетилцеллюлоза свою эластичность и не разрушается ли связь между холстом и грунтом.

Смешанные сложные эфиры целлюлозы

Смешанные сложные эфиры уксусной и масляной кислот превосходят своими свойствами ацетилцеллюлозу, на которую они похожи. Они более эластичны, блестящи и прочны. Растворенные в ацетоне, они образуют твердую, бесцветную, устойчивую к воздействиям атмосферы и нежелтеющую лаковую пленку. У нас они известны под техническим названием целит.

Простые эфиры целлюлозы

Следующими производными целлюлозы, получившими большое значение в последние годы, являются метил-этил- и бензил-целлюлоза. Они мягче и более тягучи, чем сложные эфиры целлюлозы.

Метилцеллюлоза (тилоза), получаемая действием алкилхлоридов на целлюлозу, предварительно обработанную раствором щелочи, представляет собой светло-серое вещество. В воде растворяется с образованием вязкого раствора, в органических растворителях в лучшем случае набухает. Низковязкие сорта метилцеллюлозы широко применяются в декоративной живописи и заменяют клей, гуммиарабик и другие водные связующие. Она не плесневеет. Продается под техническим названием глютолин (целлюлозный клей). Высоковязкая метилцеллюлоза служит в качестве эмульгатора при производстве темпер и эмульсионных лаков. В соединении с органическими растворителями применяется для удаления старых лакокрасочных покрытий.

Этилцеллюлоза получается действием этилеяхлорида на целлюлозу, обработанную раствором щелочи. Она растворяется в органических растворителях, в воде не растворяется. В виде лаковой пленки этилцеллюлоза устойчива к действию щелочей и кислот, эластична и светоустойчива. Все ее сорта, несколько отличающиеся друг от друга в зависимости от степени этилирования, растворяются в смеси, состоящей из 80 частей толуола и 20 частей этилового спирта. Дает весьма прочные и эластичные лаковые покрытия.

Бензилцеллюлоза образуется при действии бензилхлорида на целлюлозу, обработанную раствором щелочи. Хотя ее лаковая пленка блестит и является водостойкой, однако с течением времени она желтеет, поэтому не применима для живописи.

Кроме целлулоида, целона и целита из целлюлозы получают также вискозу, вулканфибр и пергаментную бумагу.

Растворимость производных целлюлозы

Производные целлюлозы

Бензол

Этиловый спирт

Ацетон
Этил-ацетат
Эфир
Диоксан

Четыреххлористый углерод

Уксуслан кислота

Нитраты целлюлозы

Н. р.

Жел.
Р
Р

Н. р.

Р.

Н. р.

Р.
Ацетилцеллюлоза
Жел.

Н. р.

Жел.
Р.

Н. р.

Р.
Жел.
Жел.
Этилцеллюлоза
Р.
Жел.
Жел.
Р.
Р.
Р.
Р.
Р.
Метилцеллюлоза
Жел.
Жел.

Н. р.

Н. р.

Н. р.

Жел.
Жел.
Жел.

Бензил целлюлоза

Н. р.

Н. р.

Жел.
Р.

Н. р.

Р.
Р
Р.

( Р — растворяется. Н. р. — не растворяется. Жел. — желатинируется)

Под действием концентрированной натриевой щелочи сульфитная целлюлоза переходит в щелочную целлюлозу, которая в присутствии сероуглерода переходит в ксантогенат целлюлозы желтое твердое вещество. В свою очередь, ксантогенат целлюлозы, растворенный в растворе соды, образует коричневатую липкую жидкость — вискозу, из которой (продавдиванием через фильтры в подкисленную ванну) получают волокна регенерированной целлюлозы — вискозный шелк или (продавливанием через узкую щель) прозрачную пленку— целлофан. Вискоза, полученная в кислой ванне, не растворяется в органических растворителях. Ее применяют для проклеивания бумаги и пропитки тканей. Живописный холст можно вместо проклеивания пропитать вискозой, стабилизованной в подкисленной ванне, благодаря чему понижается чувствительность холста к колебаниям атмосферной влажности.

Вулканфибр получают действием хлористого цинка на целлюлозную бумагу или картон. Вальцеванием с нагревом и длительной промывкой водой получают твердые, резиноподобные пластины, устойчивые к воздействию воды и кислот.

Пергаментная бумага изготовляется действием серной кислоты на непроклеенную целлюлозную бумагу, которую пропитывают глицерином после предварительной промывки.

_____

* G. L. Stout. R.J. Gettens. Transport des fresques orientales, 1932, Mouseion, I—II.

** Полихлорвиниловые. (Ред.)

*** Пленка более упруга, а раствор более клейкий.

**** Автор это объясняет: «Линейное расположение цепочки молекулярной структуры полиакриловых смол изменяется в результате действия света в пространственно разветвленные цепочки высших полимеров». (Ред.)

***** Алкил-феноло-формальдегидные смолы в начальной стадии поликонденсации. (Ред.).

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.