ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Подобно жирам и маслам, воска также являются сложными эфирами высших жирных кислот (церотиновой, мелиссиновой, карнаубской) и высших спиртов (мирицилового, церилового, цетилового и карнаубского) животного или растительного происхождения. Наряду с указанными сложными эфирами, воска содержат также определенное количество жирных кислот, свободных спиртов и углеводородов, которые вместе со свободными спиртами образуют неомыляемую часть.

Воска — твердые химически инертные вещества, которые в отличие от отверждающихся масел (сложных эфиров жирных кислот с глицерином) имеют микрокристаллическую структуру, более стойки, не прогоркают, не желтеют, не прозрачны и не так легко омыляются. Размягчаются при сравнительно низких температурах и сразу же переходят в вязко-текучее состояние.

Пчелиный воск получают из сотов, освобожденных от меда. Сырой воск перетапливают в горячей воде для отделения примесей и побочных продуктов. Одногодичный воск имеет слабо желтый, скорее белый цвет; он весьма чист, и поэтому наиболее пригоден для живописи. Более старый воск имеет желтый до коричневого или серо-коричневый цвет и его можно отбелить только многократным перетапливанием в чистой воде. После этого его кладут в виде тонких пластинок на полотно и при частом обливании водой подвергают отбелке действием солнца. Весь процесс повторяют несколько раз, пока воск совершенно отбелится. Отбеленный воск имеет удельный вес несколько больший, нежели натуральный, и его излом более гладкий, то есть менее зернистый. В результате добавления в воск во время плавления его в воде небольшого количества раствора квасцов он становится более твердым; повышается также и температура его плавления. Воск, отбеленный химикалиями — серной кислотой, перекисью водорода» перманганатом,— непригоден для живописи, так как обладает иными свойствами, чем воск, отбеленный солнцем и водой.

При медленном нагревании воск растворяется в скипидаре, бензине, нефти, хлорированных углеводородах и сероуглероде. В воде он не растворяется; в спирте растворяется только при нагреве. В смеси со скипидаром или ксилолом в отношении 1:3 образует полутвердую, полупрозрачную пасту, которая не растекается при нанесении и на которой кисть оставляет отпечаток. (Это свойство придает он также масляной краске: будучи к ней примешан, он сообщает краске «крутой», пастозный характер.) При высыхании из раствора воск кристаллизуется, и поэтому поверхность восковых лаков не блестит. Ее можно, однако, отполировать замшей, байкой или щеткой, а также оплавлением. В последнем случае к поверхности воскового лака или восковой краски приближаем пламя, под которым воск оплавляется на мгновение, и как только он опять твердеет, образуется блестящее, прозрачное покрытие. Этот способ оплавления воска на поверхности картины является, собственно, сущностью энкаустики.

Воск, твердый при нормальной температуре, размягчается при нагревании. При 30—40°С он становится пластичным, при 61—63°С плавится. На холоде отвердевает, при замораживании совершенно теряет свою упругость. Это — химически инертное вещество, которое остается неизменным в течение столетий. Анализами воска, выделенного из фрагментов античной живописи, установлено, что не изменились ни его точка плавления, ни его цвет. Из этого следует, что воск не подвергается оптическим изменениям, то есть он не желтеет и не буреет, и стойкостью превосходит как высыхающие масла, так и большинство смол. Он отличается абсолютной стойкостью к воздействию влаги и в качестве защитного слоя не пропускает атмосферную влагу в защищенный им нижележащий материал, В смеси со смолами образует лаковые покрытия, которые предохраняют живопись от воздействия атмосферы гораздо лучше чем масляные лаки и лаки из некоторых искусственных смол и производных целлюлозы, которые пропускают влагу в нижние слои.

Воск отличается значительной кислотостойкостью, однако он чувствителен к Щелочам. В щелочной среде воск эмульгируется в воде. Восковую эмульсию можно добавлять в водные связующие и темперы. Восковые темперы стойки, эластичны и имеют красивую матовую поверхность.

В живописной технике воск применяется и как компонент для лаков. Сам по себе воск дает слишком мягкое покрытие, в тепле становящееся липким, и поэтому легко загрязняется. В смеси с мягкими смолами, особенно с нежелтеющей даммарой, стойкость которой он увеличивает во много раз, воск образует полу блестящий лак, обладающий наилучшими свойствами из всех картинных лаков.

В качестве связующего красок воск в настоящее время совершенно не применяется. Хотя можно стереть скипидарно-восковую пасту с пигментами в восковую краску, но писать ею так трудно, что эта краска применяется в совершенно исключительных случаях, например для легко устраняемой ретуши при реставрации картин. Главное затруднение состоит в слишком легкой растворимости высохшей восковой краски, на которую по указанной причине нельзя наносить кистью следующие слои красок или лака. Воск довольно часто примешивают к масляным краскам, масляным копаловым лакам и к венецианскому бальзаму; но в этих случаях речь идет не о собственно восковой технике, а о разновидности масляной живописи. Масляная краска с добавкой воска сохнет медленнее, мягче, ее поверхность более или менее матовая, иногда с шелковистым блеском. Однако на живописи, сохраняющей фактуру мазка кисти, этот шелковистый блеск не производит приятного впечатления.

Воск дорог, поэтому его очень часто фальсифицируют парафином, церезином, стеарином, салом, растительными восками — карнаубским или японским, и смолами. Так как подобные примеси не легко обнаружить, то рекомендуется приобретать воск непосредственно у пасечников. Однако иногда в улей вкладывают искусственную вощину, также содержащую парафин или другие заменители; в таких случаях воск является, конечно, менее ценным и некачественным. Чистый воск отличается характерным запахом, напоминающим скорее запах пчелиного улья, чем запах меда и эфирных масел суррогатов меда. Расплавленный воск обладает специфическим резким запахом, который отличается от запаха акролеинового или керосинового, парафина и земляных восков, от запаха примеси смол, а также от неприятного запаха прогорклого жира, содержащего сало. Простым растиранием между пальцами воск размягчается, становится пластичным, липким и легко растягивается в нить, а в противоположность этому воск с примесью парафина не растягивается в нить. Смешанный с салом воск становится липким и чрезмерно мягким; если он смешан с смолой, то пачкает при сдавлении пальцы и склеивает их, со стеарином он не гомогенизируется, приобретает беловатый оттенок и на холоде становится чрезмерно хрупким.

В истории живописи воск занимает значительное место. В древности он являлся основным материалом самостоятельной техники— энкаустики, с которой мы встречаемся на фаюмских портретах и на фасадах греческих храмов и зданий. Восковыми покрытиями также предохранялись стены, мраморные статуи (ganosis); ими также покрывали поверхность кораблей. Плиний описывает процесс изготовления пунического воска, который нагревали в кипящей морской воде с содой, а затем несколько раз отбеливали попеременно на лунном и солнечном свете.

Обработанный указанным способом воск плавится при более высокой температуре (около 80°), чем обыкновенный воск. В Византии применяли восково-спиртовую темперу (ceracolla). В средние века и в эпоху Возрождения значение воска сильно упало. Только во второй половине XVIII века, по всей вероятности, в связи с находками в Помпее, опять появился интерес к воску, и он стал предметом исследования и экспериментов многочисленных художников. В XIX веке стали использовать хорошие свойства воска, комбинируя воск с отверждающимися маслами и масляными копаловыми лаками. В настоящее время воск стал незаменимым компонентом картинных лаков и темпер; сделано было немало попыток по воскрешению античной энкаустики, воспроизводимой в настоящее время при помощи изображенных на рис. 3 кистей, шпателей и палитры, подогреваемых электричеством. Однако этот вид живописи не получил большого распространения.

Рис. 3. Инструменты для современной энкаустики по книге Г. Шмидта « Neuzeitliche Enkaustik » («Современная энкаустика»), 1922.

1. Штатив с радиатором, обогреваемым электричеством; 2. Палитра, нагреваемая электричеством; 3. Кисть, нагреваемая электричеством; З а. Электрический радиатор; 4. Шпатель, нагреваемый электричеством


Большое значение воск имеет в реставрационных работах, Им укрепляется ослабленный красочный слой на полихромных скульптурах и отпадающая краска на картинах. Дублирование при помощи воска при реставрации картин на холсте является значительным прогрессом, так как воск гораздо лучше, нежели крахмал, применявшийся при дублировании, предохраняет живопись от воздействия воздуха и влаги. Восковой краской выполняется также ретушь как на картинах, так и на настенной живописи.

Карнаубский воск добывают из листьев бразильской пальмы Goryphacerifera. Он имеет желто-серый, беловатый цвет, хрупок, довольно тверд, так что его можно измельчить в порошок. Он плавится при 83—86°. Так как он более тверд, нежели пчелиный воск, и так как при нормальной температуре он не липок, его добавляют в другие сорта воска для повышения их твердости. Он растворяется хуже пчелиного воска, легче всего растворяется в эфире и при нагреве — в этиловом спирте; в хлороформе он практически не растворяется. На карнаубский воск похож канделильский воск, продукт кустарников вида Euphorbia, растущих в Мексике и Техасе.

Парафин представляет собой смесь твердых углеводов парафинового ряда с высоким Молекулярным весом. Получается при фракционировании нефти и сухой перегонке лигнита, получаемого из битуминозного бурого угля. Эти продукты имеют различные точки плавления, которые в зависимости от выбранной фракции колеблются в пределах 35—65°С. Он белого цвета, прозрачный, хрупкий, кристаллической структуры. Отличается необыкновенной стойкостью и не растворяется ни в сильных кислотах, ни в щелочах. Растворяется в бензольных и нефтяных углеводородах, не вполне растворяется в терпентинном масле и высыхающих маслах, из которых при отстаивании выкристаллизовывается. Парафин добавляют в матовые лаки вместо воска; он является компонентом различных составов, применяемых для удаления старых масляных красок и лаков.

Церезин является продуктом очистки галидийского земляного воска — озокерита. Он похож на твердый парафин, с которым его часто путают; он, однако, более пластичен, менее кристалличен и имеет более высокую точку плавления, достигающую 65—75°. Он тем ценнее, чем выше температура плавления. Применяется в качестве заменителя пчелиного воска.

Монтанный (горный) воск экстрагируется из битуминозного бурого угля. После очистки серной кислотой он имеет белый или желтый цвет, волокнистую структуру и пахнет дегтем. Состоит преимущественно из свободной монтановой кислоты, ее сложных эфиров и высших углеводородов. Плавится при 72—77° С. Для монтан-воска характерна высокая твердость, поэтому он применяется в производстве полировочных паст.

Японский воск добывается из плодов деревьев вида Rhusvernicifera, которые растут в Китае и Японии. Он желтого и светло-коричневого цвета, с поверхностью, как будто посыпанной мукой. Плавится при 48—55°, растворяется в бензоле

Основные показатели восков
Воск

Температура плавления °С

Кислотное число г/100г

Число омыления

г/100г

Йодное число

г/100г

Удельный вес

г/см3

Коэффициент преломления

Пчелиный воск

61—64
17-23

93 -97

12
0,926—0,966
1,440/75°

Карнаубский воск

84—86
4— 9
78-86
8-14
0,970—0,990
1,472/40°

Канделильский воск

66-70
10—12
46-63
35
0,940—0,990
1,456/71°

Японский воск

52
6-20
220
6
0,987
 

Монтанный воск

72—77
73-85
75-89
10—15
   

Йодное число показывает, сколько процентов йода присоединяется к двойным связям ненасыщенных жирных кислот. Оно является мерой ненасыщенности органических веществ — восков, масел и жиров.

и петролейном эфире. Он тверд, хрупок и внешним своим видом похож на отбеленный пчелиный воск; по составу же совершенно от него отличается, так как он относится, собственно, к жирам. От настоящих восков его можно отличить по тому, что он легко омыляется.

Японский воск употребляют для производства полировочных паст, политур и полиграфических красок.

Синтетические воска образуются при этерификации высокомолекулярных жирных кислот. Обладают такими же свойствами и составом, как натуральные воска, однако они более тверды (температура плавления 80—105°). С водой и щелочными веществами дают стойкие эмульсии. Применяются для таких же целей, что и натуральные воска, и их часто смешивают с ними.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.