ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Бальзамы представляют собой смоловидные, густые, весьма липкие жидкости, образующиеся во многих растениях в результате частичного осмоления терпеиовых компонентов эфирных масел7. Бальзамы прозрачны или мутны, бесцветны или желтоватого оттенка. Различие их химического состава объясняется различием их происхождения.

Они выделяются самопроизвольно из коры надрезанных хвойных деревьев. На воздухе они медленно густеют и в результате улетучивания эфирных масел, окисления и полимеризации становятся твердыми смолами.

Обыкновенные бальзамы (терпентин, живица.— Ред.), получаемые из разных хвойных пород, являются основным сырьем для производства терпентинного масла и канифоли. Они серо-желтого цвета, мутны, даже непрозрачны и обладают высоким кислотным числом. При старении буреют и превращаются в малостойкие смолы. Поэтому их нельзя употреблять в качестве добавок в масляные краски или лаки.

В живописи применялись только венецианский, страсбургский, канадский и копайский бальзамы (которые автор называет тонкими бальзамами.— Ред.) 8.

Венецианский бальзам (называемый также венецианским терпентином) вытекает из ствола лиственницы Larixdecidua, растущей на южных отрогах Альп. Он содержится в сердцевине ствола, и поэтому следует делать глубокий надрез в стволе. Он почти бесцветен, очень вязок, прозрачен и обладает приятным смолистым запахом. Венецианский бальзам содержит примерно 20% терпентинного масла, около 63% некристаллической смоляной кислоты и 14% резенов.

Тонкий слой венецианского терпентина при медленном высыхании дает прозрачную, мягкую, весьма блестящую и нежелтеющую пленку, которая остается в течение определенного времени эластичной, затем теряет свою прозрачность, мутнеет и легко выветривается.

Венецианский терпентин растворяется как в терпентинном масле, так и в спирте и во многих других растворителях. Добавленный в спиртовые лаки (сандарак и шеллак) в количестве, не превышающем 5%, венецианский терпентин повышает на некоторое время их эластичность. Он способствует растворению плохо растворяемых смол — сандарака в терпентинном масле и копала в горячем масле — и препятствует выпадению этих труднорастворимых смол из раствора после добавления разжижителя.

Венецианский терпентин не повышает стойкость указанных спиртовых лаков, а скорее наоборот: если он добавлен в большом количестве, то пленка сохнет дольше, она получается более мягкой; при повышенной температуре она становится липкой и хуже сопротивляется воздействию атмосферной влажности. Добавленный в масляные краски в качестве связующего, венецианский терпентин повышает их блеск, придает им эмалевидный характер и частично прозрачность.

Как можно полагать на основе литературных источников *, мастера фламандской школы XVII века, в том числе Рубенс и Ван-Дейк, пользовались связующим, состоявшим из венецианского терпентина и сгущенного на солнце масла. Подтверждением тому служит эмалевидиый, мягкий, плавкий характер красочных слоев на некоторых их картинах, например на «Кающейся Магдалине» Рубенса в Мюнхенской Пинакотеке. Картина производит впечатление быстро и свеженаписанной; можно предположить, что она выполнялась по частям, причем каждый кусок писался полностью в течение одного дня в технике aliaprima. Если венецианский терпентин добавлен в нижние слои живописи, он задерживает их просыхание и этим вызывает разрывы в верхних слоях, которые были нанесены позже. В масляные краски можно добавлять лишь весьма небольшие количества бальзама, так как в противном случае он препятствует нормальному процессу отверждения. В сложных живописных процессах, при многослойной живописи гораздо лучше его вообще не применять.

2. П. П. Рубенс, Христос и кающаяся Магдалина. Деталь. Масляная живопись на деревянной доске. Старая Пинакотека в Мюнхене. Картина исполнена прозрачными красками эмалевого характера. По сообщению де Майерна, Рубенс достигал этого эффекта добавлением венецианского бальзама и сгущенного на солнце масла.


В современной живописной практике бальзам применяется все меньше и меньше; он почти вытеснен полимеризованным маслом, которое не желтеет, придает краскам эмалевидный характер и, кроме того, обладает несравненно большей стойкостью.

С крахмальным клейстером венецианский бальзам образует очень липкую эмульсию, которая является прекрасным средством, применяемым для подклеивания нового холста на старые картины 9.

В смеси, изготовляемой при повышенной температуре из пчелиного воска и скипидара или очищенного керосина (точка кипения 180—220°С), венецианский терпентин дает нежелтеющее связующее для красок, которое применяется для ретуши10. Наконец, венецианский бальзам добавляют и в некоторые темперы, главным образом в желтковую темперу и казеиновую, а также в восковую эмульсию.

Венецианский терпентин применялся в живописи в эпоху Возрождения. В XVI—XVIII столетиях его добавляли, судя по многочисленным рецептам того времени, в лаки из высыхающих масел и смол. Кипячением в воде из него получали твердую смолу, из которой путем плавления в горячем масле приготовляли масляные лаки. Как было уже указано, венецианский бальзам служил также в качестве связующего масляных красок. Им часто заменяли, страсбургский бальзам, на который он очень похож.

Страсбургский бальзам (также страсбургский терпентин) добывают из пихты (Abiesexcelsa),растущей в Вогезах, наиболее ценным видом является серебряная пихта (Abiespectinata), которая растет на южных склонах Альп. Он прозрачен, ароматичен и имеет малую вязкость. Он содержит 20% терпенов, 57% смоляных кислот (иного состава, чем у венецианского бальзама) и 13% резенов. От венецианского терпентина (на который он весьма похож внешним видом) его можно отличить по тому, что при добавлении магнезии он дает осадок. После испарения терпентинного масла остается прозрачная, мягкая пленка, которая, подобно пленке из венецианского терпентина, не отличается стойкостью и быстро выветривается. Он довольно дорог и поэтому был вытеснен с рынка более дешевым венецианским терпентином.

Полагают, что его широко применяли в живописи XVI века. Черч (Church) отождествляет его с oliod'Abezzo итальянских живописцев эпохи Возрождения. Вплоть до XIXстолетия его применяли в качестве лака либо в чистом виде, либо в смеси со смолами и маслами.

Копайский бальзам вытекает из глубоко надрезанных стволов растений вида kopaifera, которые растут в Южной Америке, Иьдии и Африке. Наилучшими сортами бальзама является южно-американский пара-бальзам (maranham) из Северной Бразилии и маракаибо-бальзам из Венецуэлы. Индийские и африканские сорта являются менее ценными.

Копайский бальзам представляет собой желто-коричневую, даже темно-коричневую сгустившуюся жидкость с характерным запахом корней. Он содержит эфирное масло, в котором растворена твердая смола (смесь эфирного масла с рядом смоляных кислот.— Ред.).

Бальзам-пара содержит до 85% эфирного масла, маракаибо 40—60%. По исследованиям Г. ван дер Слина ** копайская смола не является очень ценной, ибо она не достигает даже качества канифоли. При старении эта смола сильно буреет и из всех известных смол является наименее стойкой к воздействию влажности.

Подобно всем бальзамам, копайский бальзам также размягчает и вызывает набухание высохшего линоксина и пленок масляно-смоляных лаков. Из-за этого свойства, главным образом благодаря Максу фон Петтенкоферу, который, однако, слишком переоценил его, копайский бальзам стал во второй половине прошлого века излюбленным средством для чистки старых картин. Копайский бальзам добавляли в масляные краски, в связующие, предназначенные для масляной живописи, а также в картинные лаки; его применяли также для лакирования картин. Однако если мы вспомним, что после испарения из копайского бальзама эфирных масел остается лишь малоценная и буреющая смола, то поймем, что нельзя применять его в масляной живописи или добавлять в покровные лаки. Он также не безопасен при чистке и регенерации картин: масляная краска, пропитавшаяся копайским бальзамом, остается навсегда мягкой и весьма легко растворимой, так что при дальнейших реставрационных процессах может легко разрушиться, например могут быть смыты лессировки. Впрочем, в настоящее время, когда реставратор имеет в своем распоряжении медленно испаряющиеся растворители с различной растворяющей силой, копайский бальзам стал излишним и почти совершенно исчез из практики реставрации.

Копайский бальзам фальсифицируется канифолью, растворенной в терпентинном масле, а также маслами: касторовым, вазелиновым или менее ценными бальзамами. С одинаковым количеством абсолютного спирта или хлороформа должен образовать прозрачный, слегка опалесцирующий раствор.

Канадский бальзам добывается из канадской пихты (Abiesbalsamea). Он бледно-желтого цвета11, совершенно прозрачный, с приятным запахом. В Европу его привозили уже в XVIII веке, в живописи его применяли относительно мало. Он обладает таким же высоким коэффициентом преломления (n=1,5194), как и оптическое стекло, и поэтому применяется в оптике в качестве клея для линз.

Мягкую манильскуюэлем и относят к бальзамам, хотя большое количество различных сортов элеми является смолой. Добывается из деревьев Canariumcommune, растущих на Филиппинах. Это полутвердое, частично кристаллическое бальзамическое вещество серо-белого цвета; имеет характерный запах, напоминающий запах лимона и укропа. Элеми содержит 10—20% эфирного масла, похожего на терпентинное. Растворяется в хлороформе, ароматических углеводородах и в этиловом эфире; в этиловом спирте растворяется на холоде только частично, при повышенной температуре — полностью. Плавится при 125°С.

Манильскую элеми добавляют вместо венецианского тержнтина в хрупкие спиртовые и скипидарные лаки в качестве пластификатора; однако и она отвердевает и теряет эластичность при старении. Добавленная в темперы, содержащие хрупкие смолы, элеми повышает на некоторое время их эластичность. Некоторые реставраторы пропитывают элеми оборот холста старых картин, на который затем с помощью крахмального эмульсионного клея наклеивают новый холст. Иногда элеми добавляют непосредственно в восковую массу, применяемую при другом способе дублирования картин.

Константы бальзамов

Бальзамы Кислотное число Число омыления Коэффициент преломления
Обыкновенный (живица, технический скипидар.— Ред.) 110-145 100-160  
Венецианский 60—100 85—130
Канадский 81— 86 89— 95 1,530
Элеми 18— 25 25- 50
Копайский 75—100 80—100 1,500

Кислотное число показывает, сколько миллиграммов щелочи (КОН) необходимо для нейтрализации (свободных.— Ред.) кислот, содержащихся в 1 г бальзама (масла, смолы или воска).

Число омыления показывает, сколько миллиграммов едкого калия (КОН) требуется для омыления 1 г бальзама (масла, смолы или воска) 12.

_____

* Т. d еМауеrne. Pictoria Sculptoria et quae subalternarum artium, 1620, кар. II

** G. van der S1een. Quclques rechorches a-propos du nettoyage de tableaux de Frans Hals a Haarlem. Arch. Mus. Teyler. Ser. Ill (1922)

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.