ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Техника живописи. Сланский Б. (1953)

Сланский Б.
Техника живописи. Б. Сланский, АХ СССР, М., 1962
Перевод с чешского М. С. ГОЛЬДШТЕЙИ
Научный редактор перевода и автор послесловия А. Б. ЗЕРНОВА
Примечания А. Б. ЗЕРНОВОЙ и М. М. ГОЛЬДБЕРГ
Консультанты редактора
М. М. ГОЛЬДБЕРГ, Н. П. ЗВОРЫКИН,
Е. Б. ТРОСТЯНСКАЯ, И. Ю. ШЕЙДЕМАН

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

Настоящая книга о живописных материалах составляет первую часть более обширного труда по технике живописи. На чешском языке она вышла в Праге в 1953 году. Две следующие части «Исследование картин физическими и химическими методами» и «Реставрация картин и скульптур» изданы также в Праге в 1956 году. Еще в текущем году будет сдана в печать заключительная часть, в которой будет изложено «Историческое развитие живописных техник» от палеолита до настоящего времени, и этим заканчивается весь труд.

Хотя настоящая книга представляет собой часть обширного труда, она является вполне самостоятельной и первоначально предназначалась в качестве учебного пособия для молодых художников. Со времени ее написания прошло 10 лет. Вполне понятно, что всякую книгу по вопросам технологии следует время от времени пересматривать и дополнять, чтобы она не устарела. И в данном случае для издания в СССР оказалось необходимым переработать главу об искусственных смолах, так как производство искусственных материалов сильно развилось в последнее десятилетие и, кроме того, накоплен некоторый опыт их применения для живописной и реставрационной техник. Остальные разделы книги остались неизменными, за исключением мелких, не имеющих большого значения исправлений. Очень ценно то, что книга выходит на русском языке. Пользуюсь поэтому настоящим удобным случаем, чтобы выразить свою благодарность как руководству Академии художеств СССР за то, что оно способствовало изданию этой книги, так и всем тем, кто принял участие в работе, связанной с переводом книги, ее редактированием и печатанием. Исполнилась бы моя заветная мечта, если бы советская общественность тепло приняла мою книгу.

Б. Сланскии

ОТ РЕДАКТОРА

В нашей печати за последнее десятилетие мало публиковалось новых работ по технологии живописных материалов и технике живописи, а между тем потребность в таких изданиях у художников очень велика.

Книга профессора Богуслава Сланского, посвященная этой тематике, написана на основе его курса в Академии изобразительных искусств в Праге и является первой частью задуманного им трехтомного труда. В настоящее время в Чехословакии изданы первые два тома, из которых второй предназначен главным образом для реставраторов и музейных работников.

Первый том, посвященный вопросам технологии живописных материалов и основам техники живописи, представляет большой интерес для широкого круга читателей — молодых художников—профессионалов, учащихся художественных высших и средних учебных заведений, а также и для искусствоведов. Материал изложен автором с привлечением данных научных исследований в области смежных дисциплин и практических наблюдений.

Автор поставил себе целью дать не только научно обоснованный обзор технологии всех живописных материалов в самом широком значении этого понятия, не только разобрать все существующие техники живописи, но и на конкретных исторических примерах выяснить причины преждевременного разрушения произведений изобразительного искусства и доказать, что только углубленные знания технологических особенностей различных комбинаций живописных материалов в сочетании с высоким живописным мастерством могут обеспечить на сотни лет прекрасную сохранность произведениям живописи. Очень правильна мысль автора о том, что художники не должны ограничиваться пассивным накоплением сведений по технологии, но на основе знаний химических и физических свойств материалов творчески использовать эти данные. Проф. Сланский предлагает вниманию читателей простейшие методы исследований и проверок живописных материалов, приобретаемых художниками, а также знакомит со способами улучшения этих материалов в случае необходимости.

Большое внимание проф. Сланский уделяет вопросу о последовательных технологически обоснованных методах построения картины в целом. Предлагаемая им в последней главе книги классификация способов моделирования, остроумно обоснованная анализом рентгенограмм живописных произведений, вероятно, вызовет споры, но тем не менее методические замечания, обращенные к молодым художникам, несомненно, заслуживают внимания.

В связи с быстрым движением вперед современной науки, в частности, химии высокомолекулярных соединений, некоторые положения книги оказываются дискуссионными, а другие требуют уточнений.

Редакция не сочла возможным вносить изменения в числовые показатели некоторых смол и масел, хотя в разных местах текста они указаны различно, причем разница показателей превышает возможные отклонения, предусмотренные самим автором.

В разделе оптических свойств пигментов и пленкообразующих автор учитывает только показатели преломления и отражения света, вопрос же о поглощении света не рассматривается вовсе *.

Профессор Сланский совершенно правильно считает, что достижения современной лакокрасочной промышленности могут представить все материалы, необходимые художнику для создания долговечных высокохудожественных произведений. По его мнению, неудачи отдельных художников объясняются, во-первых, отсутствием необходимых знаний технологии материалов, во-вторых, недооценкой вопроса о выборе метода построения картины и сознательного, последовательного ведения живописного процесса и, в-третьих, разрывом, существующим у художников между выбором всего комплекса живописных материалов и избранным методом построения картины.

Художнику необходимо знать не только технологию собственно живописных материалов—пигментов и красителей, пленкообразующих и растворителей, но и технологию материалов, употребляемых для живописных оснований: холста, дерева, бумаги и др. При этом свойства различных живописных материалов должны быть осознаны молодыми художниками в сочетаниях, реально встречающихся в их творческой работе. На основе этих знаний художник сможет выбрать наиболее стойкие во времени живописные материалы, соответствующие его технике живописного процесса и дающие лучший эстетический эффект.

Проф. Сланский приводит много ценных и практически обоснованных наблюдений при разборе преимуществ и недостатков различных живописных техник (масляной, темперной, акварельной и пр.) и возможности сочетаний их в практической работе художника. Все разделы книги, посвященные этому вопросу, снабжены очень разнообразными рецептурами. К сожалению, остается неизвестным, какие конкретные сравнительные результаты дало исследование образцов, выполненых по этим рецептурам.

Давая высокую оценку исходному сырью современной лакокрасочной промышленности, проф. Сланский предлагает «отказаться от торговых наименований» выпускаемой продукции и дать, например, для красок, хотя бы в каталогах, точные обозначения пигментов, состава связующего, с указанием констант масла и введенных добавок, «чтобы живописец знал, каким материалом он пользуется». Это требование, конечно, распространяется и на разбавители, и на лаки.

В этом плане проф. Сланский не касается вопроса о грунтах, он считает, что художникам целесообразнее самим грунтовать живописные основания для своих произведений.

Поэтому он большое внимание в своей книге уделяет разделам технологии грунтов на различных живописных основаниях, грунтов для различных техник живописи с учетом различных методов построения красочного слоя. Внесенные им в предлагаемый труд изменения отдельных рецептур (по сравнению с изданием 1953 года на чешском языке) указывают на то, что автор продолжает свои исследования в направлении создания оптимальных рецептур.

Книга проф. Сланского является ценным вкладом в дело обмена опытом между художниками, она не может не вызвать стремления проверить прежде всего в экспериментальных работах предложения автора, а в повседневной практике учесть ценные замечания, уже выдержавшие проверку временем.

Нельзя не отметить также прекрасный подбор убедительных иллюстраций, сопровождающих текст, которые любезно представлены автором для настоящего издания.

________

* Читателям, желающим познакомиться с этим вопросом подробнее, кроме литературы, указанной в примечании и в тексте, можно рекомендовать еще главу из книги Ralph Mayer. Th artist's hand book of Material sand Techiques. London, стр. 98—104, где этот вопрос изложен в очень простой и доступной форме.

Первоисточник: 
Техника живописи. Б. Сланский - АХ СССР, М., 1962
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.