ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Виды Москвы. Посад и посадские люди сыграли очень важную роль в формировании архитектурных ансамблей русской столицы, особенно в XVII в., когда шел активный процесс замены деревянного города каменным. Вместо богатых деревянных боярских хором высотными доминантами города становились посадские храмы. Эти здания строились и на деньги отдельных богатых горожан — «доброхотных дателей», и на средства прихожан, а также и на государственные вклады. Место строго определялось всей системой организации города. Архитектурные образы этих построек получили на протяжении XVII в. чрезвычайно своеобразное развитие.

Храм в Кадашах и целая плеяда близких к нему построек XVII в. появились в результате развития посадского зодчества. Неверно рассматривать храм только как культовое сооружение, ибо его значение в древней Руси было много шире. Ведь церковь в ту эпоху выполняла и полицейские и юридические функции. Человек начинал свою жизнь с храма и в нем ее заканчивал, будучи на протяжении всего своего существования под надзором церкви. Нельзя умолчать о том, что подклеты храмов, а особенно посадских, служили складами товаров. Колокольни в военное время выполняли функции дозорных вышек.

Рассмотрим градостроительное значение храмов и идеологически - художественное развитие посадской архитектуры, которая подготовила рождение такого шедевра, как храм в Кадашах.

Ядро городского центра — Кремль, а также Китай-город и часть Белого города выходили к Москве-реке. В ансамбль центра входила и низменная территория Замоскворечья, ставшая островом, образовавшимся между Москвой-рекой и водоотводным каналом, прорытым в 1785 г. Главными элементами центра были три торга: Красная площадь, Охотный ряд за Неглинкой и Нагайский торг за Москвой-рекой.

На некотором расстоянии от городского центра в левобережной части города располагалось семь монастырей: Алексеевский, Крестовоздвиженский, Никитский, Георгиевский, Варсонофьевский, Златоустовский и Ивановский. Если в плане города соединить их одной линией, то ее начертание повторит треугольную конфигурацию стен Кремля и Китай-города!

Следующий ансамбль древней Москвы — территория, расположенная за стенами белокаменного города (ныне — бульварное кольцо). Далее, по линии нынешнего Садового кольца, проходила грандиозная деревянная стена Скородома, усиленная 46-ю деревянными башнями и 12-ю каменными воротами. Стена Скородома поражала воображение величиной и красотой, вызывая восхищение у всех, видевших ее.

Главные двенадцать дорог и речные пути контролировались 14-ю укрепленными монастырями-крепостями, разделявшимися на линии укреплений по странам света. Наименее опасными были северные дороги — Тверская, Дмитровская и Ярославская. Поэтому северная линия находилась внутри Москвы и усиливала стену Белого города. Она состояла из четырех монастырей: Страстного, Высоко-Петровского, Рождественского и Сретенского.

Восточная линия контролировала Стромынскую, Владимирскую и Рязанскую дороги и состояла из трех монастырей: Спасо-Андроникова, Покровского и Новоспасского.

Южная линия обороны была создана для охраны самых опасных дорог — Коломенской, Серпуховской и Калужской. Она состояла из четырех монастырей: Симонова, Даниловского, Донского и Андреевского.

Западная линия стояла на Смоленской, Можайской и Звенигородской дорогах. В нее входили три монастыря: Новодевичий, Саввин и Новинский.

Прямое отношение к композиции города имели дозорные храмы, дворцы и монастыри на путях, подходящих к городу. Ясно, что такая система обороны не сложилась «стихийно». Важно отметить и то, что она была хорошо продумана не только в военном, но и в функциональном и эстетическом отношении.

Замоскворечье. Градостроители великолепно учли все особенности местности за Москвой-рекой у подножия Кремля. Эта земля оказалась разделенной старицей Москвы-реки — Болотом — на две части: Садовники и ремесленные слободы во главе с Кадашевым. Пространственно-видовая система Замоскворечья возникла в результате умелого архитектурного планирования, учета ландшафта, расстановки высотных зданий — храмов, колоколен. Замоскворечье вплоть до XVI в. не имело укреплений, поэтому и обзоры местности велись, и сигналы факелами о подходе врагов давались с колоколен. Остров был разбит на три слободы: Верхние, Средние и Нижние Садовники. Верхние Садовники, лежавшие в западном направлении по течению Москвы-реки, принадлежали боярам Беклемишевым, которые создали здесь богатую усадьбу. В Средних Садовниках с XV в. был разбит Государев сад, здесь же находился Царицын луг. Восточная часть земель — Нижние Садовники — принадлежала огородникам, кожевникам и др.

Нагайский торг, расположенный на берегу Москвы-реки, к югу от Кремля и Китай-города, служил южным стратегическим районом и главной зоной композиционного восприятия ансамблей центра Москвы.

Между Верхними и Средними Садовниками также в XV в. образовалась площадь, получившая название Всехсвятской. От ее северного края через Москву-реку к Кремлю в XVII в. перекинули Всехсвятский, или Каменный, мост. Таким образом, вход в Кремль из Замоскворечья сосредоточился в двух точках: у Всехсвятского (ныне Каменного) и Москворецкого мостов. Пять улиц Замоскворечья сходились в эти две точки ныне Кадашевской набережной, которая в XVII в. проходила по южному краю Болота. В XVII в. Нагайский торг по Болоту растянулся до Всехсвятского моста (рис. 63).

Рис. 63. Всехсвятский (ныне Каменный) мост. Гравюра Пикара, начало XVIII в.

Целая система высотных ориентиров комплектовала всю городскую застройку Замоскворечья.

Между двумя парами высотных ориентиров и двумя центрами слободского управления в Кадашеве, примерно в ее средней части, расположен храм Воскресения — главная композиционная веха Замоскворечья (рис. 64).

Первенство Воскресенского храма подчеркивается тем, что он поставлен на главной южной дозорной оси Москвы: колокольня Ивана Великого — храм Вознесения в Коломенском. Эту композиционную связь мы можем наблюдать и сегодня: трасса и ширина Фалеевского переулка, расположенного точно на месте поперечной аллеи Государева сада, зрительно соединяет колокольню Ивана Великого и храм Воскресения. Эта пространственная ось Замоскворечья (она же южная дозорная ось!) поддерживается на местности еще двумя парами высотных сооружений, стоящих так же, как Кадашевский ориентир, внутри жилых кварталов. Зданиями, формирующими силуэт города к востоку от главной оси, являются храмы Климента и Спаса на Болвановке. А к западу от главной оси — Никола в Толмачах и Спас на Наливках.

Симметрично главным композиционным акцентам центра Замоскворечья по берегу Москвы-реки были поставлены еще шесть вертикалей: три с запада: храмы Ивана Воина, Марона, Николы в Галутвине и три с востока — Николы Заяцкого, Козьмы и Дамиана в Садовниках, Николы в Пупышах. Вся структура лишь частично воспринималась из самого Замоскворечья. Полностью она раскрывалась из Кремля или от храма Покрова на рву (Василия Блаженного) — с Красной площади.

Рис. 64. Градостроительное значение храма в Кадашах, находящегося на оси главной композиционной вехи Замоскворечья,

Передний край Замоскворечья также был усилен композицией трех высотных зданий. В центре располагался храм Софии, слева — Николы на Берсеневке, справа — Георгия в Ендове. Три вертикали выдержаны в одной высоте и завершаются пятиглавием. Ансамбль был смысловым связующим звеном между городским центром и композицией собственно Замоскворечья. Эту архитектурную идею усилили в XIX в. постройки Софийской колокольни.

Из Кадашева и главных улиц Замоскворечья: Якиманки, Полянки, Ордынки, Пятницкой — Кремль воспринимается под оптимальным углом зрения 45° 1.

Посад и его постройки. Думая о посадской архитектуре, в числе которой находится и памятник в Кадашах, невольно возвращаешься к духовным проблемам XVII в. Это был век «богатырский», потому что именно он во всей широте поставил проблему человеческой личности, именно он подготовил известные реформы Петра I. XVII век был веком борьбы русского народа за свою государственность, веком освобождения от польской интервенции, веком бунтов, веком развития национального самосознания, а следовательно, и не мог не выработать своей системы художественных образов, художественных представлений, имевших своеобразие в каждой классовой группировке. Век больших трагедий, общественных и личных, век крупных ярких личностей и народных смут. Все это всколыхнувшееся море человеческих исканий, попыток иного видения мира и построения новых людских взаимоотношений вряд ли можно объяснить только «обмирщением» 2. («Обмирщение» — проникновение в религиозный мир понятий мирских.) Но дело не только в нем.

Церковь была еще очень сильна 3. Социальные и духовные искания в XVII в. были облачены в религиозные одежды и выражались в столкновениях церковно-религиозных группировок. Вспомним патриарха Никона, протопопа Аввакума, боярыню Морозову, Никиту Пустосвята, Сильвестра Медведева, костры самосожжения! Все это нельзя сбросить со счетов истории, как нельзя не заметить основоположников нового художественного направления — иконописцев Симона Ушакова и Иосифа Владимирова4.

В XVII столетии все социальные проблемы имеют религиозную окраску; хотя религиозное искусство на Руси уже последний раз получает своеобразный расцвет, это расцвет перед угасанием. Оно приобретает широкий социальный размах, захватывает новые светские области (например, портретную живопись), а само видоизменяется. XVII век постепенно подготавливает полное и глубокое «обмирщение» религиозного искусства, которое произойдет в XVIII в.

Особый реалистический жанр возник в живописи, в иконописи, потому что ими начинают заниматься ремесленники, как городские, так и сельские, внося в понимание религиозных сюжетов свои взгляды, свой художественный вкус. В трактате Иосифа Владимирова об этом говорится осудительно: «Нигде в других странах не видно такого бесчинства, какое теперь царит у нас. На честное и премудрое иконное художество поругание и осмеяние от невежд произошло по следующей причине. Везде по деревням и по селам перекупщики и щепетильники иконы коробами таскают, а писаны они так скверно, что ныне походят не на человеческие образы, а на диких людей. И, что всего бесчестнее, перекупщики их закупают, как щепку, по сто и по тысяче кучами; шуяне, халуяне и палешане на рынках продают их и развозят по глухим деревням, на яйца и на луковицы, как детские дудки, продают, а большею частию на кожи, обрезки и всякую рухлядь меняют» 5.

В середине и конце XVII в. в Москве ставится большое количество каменных церквей с пышным завершением и декоративным убранством, подобным жилой архитектуре. Рождение новых архитектурных форм было связано с посадом — с тем совершенно особым мировоззрением, которое с позиций «высокого богословия» XVI в. можно, пожалуй, назвать примитивным. Архитектура посадских церквей отражала идеологию ремесленного люда. Именно здесь начался кризис средневекового мировоззрения, и здесь новое миропонимание быстрее вызревало в недрах старых форм. Церковное, а не другое какое-либо общественное здание становится выразителем новых идей. Ведь не случайно, что социальная борьба выливалась в XVII в. в различные формы «раскола», неповиновения царю и патриарху. Социальные брожения по-своему находили свое отражение в культовой архитектуре.

Посадские люди, занявшие значительное положение в Русском государстве в середине ХVII в., в привилегиях шаг за шагом уступали свои права дворянству. Потеря устойчивого равновесия, некоторая растерянность и неуверенность, напряженная борьба за ускользающие права и привилегии, а также желание утвердить себя — все это нашло отражение в художественных образах церквей, строившихся на деньги и по заказу ремесленников — трудовых элементов московского населения. Особенностью русского исторического процесса было закрепощение в конце ХVII в. не только крестьян, но и ремесленников, горожан, чего никогда не было на Западе 6. С одной стороны, развивался всероссийский рынок и города, а с другой — усиливалось крепостничество. Своеобразие социальной жизни наложило отпечаток на формирование городов, оно объясняет нам рождение нигде в мире не встречающихся архитектурных сооружений, ярких и самобытных.

Что же из себя представляла посадская архитектура Москвы середины и конца ХVII в., в которую входили и храмы Кадашевской слободы?

«Средние» и «молодшие» люди городских слобод строят храмы вблизи своего жилья для сорока, пятидесяти, а то и меньшего числа дворов 7. «Лучшие» люди возводят храмы около своих хором, но так, чтобы ими мог пользоваться и живущий поблизости ремесленный люд. Ограниченные средства и небольшое число прихожан еще в ХV в. были причиной появления маленьких церквей, которые не имели внутри столбов, обычных для более ранних сооружений. Тип бесстолпных культовых построек, возникший в ХV в., продолжает развиваться в ХVII в. и получает широкое распространение в посадской архитектуре ХVII в. Но если в ХVI в. посадская архитектура только зарождалась, то в ХVII в. мы наблюдаем ее расцвет.

Бесстолпные храмы XVI в. имели внутри пространство, похожее на жилую палату, своеобразную конструкцию и внешний облик, выделявший их из среды других сооружений города. Здание перекрывалось крещатым сводом.

В XVI в. свод постепенно изменяется и переходит в сомкнутый. Этот тип свода впервые появляется в архитектуре ХVI в. Примером последнего могут служить кельи Чудова монастыря.

Промежуточной стадией между крещатым и сомкнутым сводами являются своды старого собора Донского монастыря (1598) и храма Покрова в Рубцове (1619). Выходя на фасад, конструкция образует очень сложное завершение в виде пирамиды кокошников. Однако эта система перекрытия здания уже в 40-х годах ХVII в. была заменена более простой. На сомкнутый свод ставились декоративные кокошники. В храме в Донском монастыре, являющемся переходной формой, рядом с закомарой, т. е. конструктивным сводом, открывающимся в интерьер и одновременно выходящим на фасад, имеются декоративные кокошники, поставленные сверху сомкнутого свода. Они видны только на фасаде.

Для развития посадской архитектуры середины ХVII в. характерны квадратные и прямоугольные храмы, перекрытые сомкнутыми сводами и увенчанные кокошниками, внутри храмов много маленьких помещений, соединенных в единый комплекс. Глава, венчающая свод, бывает световой, но бывает и декоративной, то есть без окон, поставленная на глухой сомкнутый свод. В большинстве случаев при наличии световой главы на свод ставились еще четыре боковые декоративные главы. Иногда вместо глав ставились два или три глухих шатра.

Яркие образцы посадской архитектуры XVII в. — храмы Рождества в Путинках и Грузинской Божьей Матери. Оба памятника в своих образах имеют много общего. Они близки к жилым постройкам с их богатейшей игрой объемов и сложным силуэтом. Образ культовой постройки, возникший на посаде, имел своим прототипом царские терема — хоромы, ибо Бог понимался как «царь царей», а храм — как «дом божий», близкий к дому земного царя.

Огромное влияние на развитие посадской архитектуры оказал патриарх Никон, выходец из крестьянской семьи 8. Никон с 1652 по 1658 г. был у власти, а затем до 1666 г., оставаясь патриархом, находился в опале, но строил он всю жизнь 9. Созданный им Новый Иерусалим сыграл большую роль в формировании посадской архитектуры.

Кстати, ведь и в посадской литературе XVII в. 10 «книжность» перестала быть правительственной монополией. Посад, борясь за свое общественное положение, создает художественную литературу, в которой главенствуют бытовые, каждодневные интересы и занимательность сказа. На центральное место выдвигается сложная увлекательная интрига. Но ведь и в архитектуре первое место занимает сказочность силуэта.

Расцвет посадского строительства несет в себе глубокие противоречия, корни которых уходят в социальную жизнь. Храм иногда кажется игрушкой, примитивом, полностью потерявшим весь идейный смысл. Это неверно. Хотя в посадских церквах и заложена религиозная идеология, главное в ней — стремление показать сильно выросшее в XVII в. общественное самосознание посадских людей — этой классовой группировки, которая в XVII в. играла большую роль в жизни страны. В посадских храмах, в их архитектурных образах отражается определенное мировоззрение, оно всегда стоит на первом плане. Задаче выражения определенных идей подчинены все остальные стороны архитектурного сооружения. Именно поэтому в посадских церквах получился разрыв между схемой организации фасада и интерьера. Бесстолпному внутреннему пространству, без поэтажных делений, отвечали фасады, члененные колоннами и горизонтальными тягами, как бы перекрытиями и внутренними столбами, что особенно ярко представлено в церквах Рождества в Путинках и Грузинской Божьей Матери.

Зодчие — творцы посадской архитектуры XVII в. — для создания яркого живого образа свободно компонуют объемы и украшают их декором, не считаясь ни с тектоникой, ни с назначением помещения. Кстати, в повести «О зачале Московского царства» 11, чтобы перенести читателя в область занимательного сказа, тоже намеренно перепутаны исторические факты.

Каждое десятилетие второй половины XVII в. приносило новые архитектурные образы, отражавшие напряженную жизнь посада.

Исследуя посадскую архитектуру, легко заметить последовательное изменение форм в сторону все больше тектоничности, то есть гармонического сочетания интерьера и фасада. Развитие идет по линии отказа от нагромождения декора и замены его своеобразной ордерной системой 12, дающей зданию более стройную художественную завершенность, уводящую ее от сказочно-живописных прототипов первых десятилетий XVII в.

К концу XVII в. родилась архитектура, зрительно дающая ощущение постоянного в ней движения. Разнообразные по силе эмоций и идейному смыслу, образы архитектуры, различные по мастерству и художественному качеству, затем получают широкое распространение по стране. Посадские бесстолпные храмы строятся в боярских, а позднее, в XVIII в., и в дворянских вотчинах.

Но развитие посадской архитектуры идет по линии выработки самостоятельных типов храмов, и к концу XVII в. в «типовом образе» связь с реальной жизнью заглушается. Подобие с теремной архитектурой исчезает, хотя и сохраняются красочность и живописность первоначальных прототипов.

В Кадашевской слободе, кроме храма Воскресения, имелось еще четыре церкви, которые до конца XVII в. были деревянными 13: Николы в Толмачах (1695), Косьмы и Дамиана на Полянке (1654), Григория Неокесарийского (1679), Иоакима и Анны на Якиманке (1692). Все они значительно уступают храму Воскресения, явившемуся образцом высочайшего искусства и художественной смелости. Его изысканный образ выходит за рамки местного слободского явления.

Храм Воскресения в Кадашах — памятник не только московского, но и всероссийского художественного звучания, поэтому и разговор о нем мы ведем особо.

___________

1 М. П. Кудрявцев. Композиция Москвы (диссертация). М.

2 Н. Е. Мнева. Искусство Московской Руси. Вторая половина XVI — XVIII вв. М., «Искусство», 1965, стр. 135—151.

3 Церковь, со времен Византии и древней Руси возглавляемая патриархом, была государством в государстве. В 1678 г. в церковном владении было около 13% всех дворов в стране. См.: «Церковь в истории России IX в. -1917 г.». М.—Л., «Наука», 1967, стр. 147

А. А. Зимин. О политических предпосылках возникновения русского абсолютизма. В сб.: «Абсолютизм в России XVII- XVIII вв.». М. Изд-во АН СССР, 1964, стр. 30; «Кормчая книга». М., Московский печатный двор, 1650, л. 149.

4 Е. С. Овчинникова. Трактаты об искусстве Иосифа Владимирова. В кн.: «Древнерусское искусство XVII века». М., «Наука», 1964, стр. 9-23.

5 «Мастера искусств об искусстве», т. IV. М., ИЗОГИЗ, 1937, стр. 19.

6 А. М. Панкратова. Формирование пролетариата в России. XVII--XVIII вв. Изд-во АН СССР, 1963, стр. 103.

7 «Описание документов и дел, хранящихся в архивах священного Синода», т. II. СПб., 1849.

8 «Церковь в истории России IX в.— 1917 г.», стр. 158. М. В. Толстой. Рассказы из истории русской церкви. Кн. I. М., 1887, стр. 532. Степан Разин посылал к опальному Никону ходоков, предлагая ему идти в его стан. См.: «Акты исторические, изданные и собранные Археографической комиссией», т. IV. СПб., 1842, № 109, стр. 253. Никон стремился к большой пышности в богослужении и архитектуре, что мы наблюдаем и в посадском зодчестве.

9 Г. В. Алферова. К вопросу о строительной деятельности патриарха Никона. В кн.: «Архитектурное наследство», № 19. М., Стройиздат, 1969, стр. 30.

10 «История русской литературы», т. I. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1958, стр. 333-344.

11 «Повесть о зачале Московского царства». В кн.: М. Н. Тихомиров. Средневековая Москва в XIV —XV вв. Приложение, стр. 209 — 222.

12 «История русского искусства», т. IV. М., Изд-во АН СССР, 1959, стр. 345 — 505. Это явление, видимо, связано с развитием в XVII в. портрета.

13 М. А. Александровский. Указатель московских церквей. М., 1915, стр. 25, § 180; стр. 14, § 84; стр. 18, § 113; стр. 20, § 132; стр. 24, § 169; И. Е. Забелин. Материалы для истории археологии и статистики г. Москвы, т. I, стр. 885, 889, 890, 891.

Первоисточник: 
Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. Алферова Г.В. М., 1974
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.