ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Здесь разбирается только квалифицированный специалист!
 

Глава VI. КАДАШЕВО-ЗАПОВЕДНЫЙ УГОЛОК СРЕДНЕВЕКОВОЙ МОСКВЫ

Ансамбли Замоскворечья. Сколько раз ходила я по Замоскворечью, улицей Ордынкой направляясь к Кремлю. Пыталась восстановить образы древнего города разных известных мне периодов, сличить «Петров чертеж» и мичуринский план. На «Петровом чертеже» Кадашево изображено в виде небольшого четырехугольника неправильной формы.

Участки отдельных владельцев, прямоугольной или трапециевидной формы, слились в единый массив, в центре которого оставалась незастроенной какая-то площадь. К западному краю площади подходит коротенькая улочка. На некотором расстоянии от нее — другая, параллельная ей. Намечена улочка и к востоку. Пять храмов окружают плотную массу сомкнувшихся друг с другом дворов. Наружный край этой огромной коллективной усадьбы образован жилыми постройками, за ними, внутри квартала, участки кадашевцев - ремесленников — сады, огороды, небольшие выгоны для скота.

На мичуринском топографическом плане Москвы, отобразившем действительное состояние столицы, Кадашевская слобода по конфигурации близка к изображенной на «Петровом чертеже». Однако на нем весь участок разделен идущими почти параллельно друг другу улицами, начинающимися от Болота и уходящими в поля к Скородому. Кроме того, между Ордынкой и параллельной ей улицей пробито три переулка, ранее не существовавших. Таким образом, на мичуринском плане вся территория слободы разделена на кварталы. Некогда бесформенная площадь в центре слободы получила квадратную форму. Внутри кварталов среди жилой застройки пять церквей поставлены теперь так, что, выходя западными или восточными фасадами в переулки, они как живописные ориентиры возвышаются над низкими жилыми домами.

Когда, кем и как были задуманы и осуществлены эти градостроительные работы? Документы XVII в. и переписные книги Кадашевской слободы, трижды (в 1631 — 1632, 1659 и 1682 гг.) составлявшиеся в XVII столетии, помогут нам ответить на эти вопросы.

В годы «великого московского разорения», в 1605 — 1611 гг., на Москву наступали польские интервенты. Встретив за Москвой-рекой решительный отпор московских дружин под предводительством Ивана Колотовского, они зажгли Деревянный город 1. В огне пожарища погибла и застройка Кадашевской слободы.

Можно думать, что эта дворцовая слобода начала отстраиваться по государственному указу, согласно выработанным в древней Руси архитектурным принципам. Трудно сказать, к этому ли времени относятся сохранившиеся до наших дней кварталы, улицы и переулки, или они были проложены несколько позднее, после новых больших пожаров 1626 и 1629 гг. 2.

Переписные книги Кадашевской слободы 1659 г., фиксируя обмеры земельных участков, все время сличают их с записями 1626 г.

Специальных приказов о перепланировке Кадашевской слободы пока в архивах не найдено, но перепись населения 1631 — 1632 гг. ведется по улицам и переулкам, которые мы видим на мичуринском плане 1739 г. В примечаниях к этому плану сохранены и древние названия улиц, те же, что в переписи XVII в.

По мере того как приближаешься к Кремлю, все острее чувствуешь объемно-пространственное мышление русского архитектора, дававшее ему возможность тонко использовать особенность рельефа Замоскворечья для создания живописных видов города. Он пробивает улицы перпендикулярно к Москве-реке, начиная от Болота, уводя их в поля, луга и выгоны за слободой. Улицы, идя почти параллельно, геометрически не спрямлены. Их небольшие изгибы и извилины позволяли человеку при движении от Скородома к Кремлю просмотреть перспективы широко раскинувшегося города, замыкавшегося зрительно Кремлевским холмом с его живописной архитектурой, возвышавшимся над рекой и низиной Замоскворечья.

Этот принцип планировки был осуществлен уже в конце XVI в. в Китай-городе. Здесь, в Кадашеве, он получил дальнейшее развитие.

Детально изучая переписи населения слободы, понимаешь, какое большое значение в планировке и художественном облике Кадашева имела система организации земельных участков отдельных домовладельцев. Документы зарегистрировали три типа участков, отличавшихся друг от друга размерами и имевшими в плане форму прямоугольника или трапеции. Самых больших было в слободе три, по 360 кв. саженей каждый, что составляло полтора «дела». Менее крупных владений, размером в 240 кв. саженей в одно «дело», было 33; основная же масса слобожан, 214 человек, имела участки в 120 кв. саженей — в «полдела».

Размеры земельных владений не были установлены навечно и неприкосновенны. На протяжении XVII в. они изменялись, а сами участки перепродавались. Одни из них укрупнялись, а другие мельчали, но это не меняло принципа планировки слободы, который заключался в том, что в промежутках между параллельными улицами располагались вереницей два ряда участков. Главные ворота с этих участков выходили на улицы и переулки, задними же и боковыми сторонами они соединялись друг с другом. Деревянные заборы, ограждавшие каждое владение, подобно сотам, делили промежутки земли между улицами на ячейки, придавая своеобразный масштаб и соразмерность всей застройке. Эта четкая система смягчалась свободным расположением зданий на участках в соответствии с законодательством. Деревянные дома каждого участка, его хозяйственные постройки, амбары, бани, навесы утопали в зелени садов и огородов. Невысокие гражданские сооружения группировались около церквей.

Умение оперировать объемами, характерное для рисованных планов начала XVII в., сказалось и здесь. Церкви не замыкают собой улиц, а включаются во внутриквартальную застройку и поэтому не мешают свободному обозрению городских перспектив. Это отнюдь не случайность, но принцип художественного мышления русского зодчего.

Мастера барокко и классицизма замыкали улицу вертикальными сооружениями. Русский архитектор ставил храм так, чтобы он организовывал кварталы слободы в единый поэтичный и звучный ансамбль, не уничтожая в городе ощущения простора, связи с природой каждого двора.

Для того чтобы полнее представить себе облик Кадашевской слободы, следует сказать, что все входы на улицы для охраны жителей от ночных вторжений воров и поджогов усадьб имели решетки, которые в вечерние часы запирались. Для топографии этой части города также было характерно, что храмы слободы хорошо просматривались с разных видовых точек, это великолепно отражено в гравюрах XVIII в. Большую живописность придают слободе свободно распланированные церковные участки с домами причта и кладбищами. Церковные земли, как увидим ниже, выделялись при закладке города.

Рис. 59. Хамовный двор.

Около храма Воскресения в Кадашах участки земли церковных причетников близко подступали к стенам сооружения, что очень затрудняло перепланировку. «А Воскресенских попов Якова и Федора воротам их на кладбище впредь быть не велено... их дворов из ворот на проезде из просвирнического дворового места поперек две сажени, а тот проезд учинен в переулок». Целый ряд документов говорит, что при планирование города очень бережно относились к каменным зданиям и старались их сохранить. В Кадашеве мы видим ту же картину. Переписчик сообщает, что землю попа Якова к кладбищу прирезать не удалось, потому что «пришли (подошли к тому месту, где должно быть кладбище.— Г. А.) поповых погребов каменные всходы 3» (входы в подвал.— Г. А.).

Планировка Кадашевской слободы была завершена постройкой в середине XVII в. (1658—1661) нового каменного государева Хамовного двора — одной из первых Мануфактур в России.

Выше мы обращали внимание читателей на бесформенную площадь в центре слободы, изображенную на «Петровом чертеже». Эта площадь на мичуринском плане получила строго геометрическую форму. На ней возводится квадратное в плане сооружение — государев Хамовный двор. Документ XVII в. описывает его: «Ограда кругом без ворот 150 сажен; у той ограды четыре наугольника круглые с своды; ограда с тесаного белого камени вверх 2 сажени, ворота большие с малыми поперег пол 5 сажени, вверх до орла 6 сажен. И та палата и ограда и ворота оприч орла и черепицы стала 590 Рублев» 4 (рис. 59).

План Хамовного двора с прилегающей к нему жилой застройкой, сделанный в середине XVII в., и акварель Ф. Алексеева начала XIX в. донесли до нас реальный образ этого необычайного сооружения, игравшего в архитектурном облике Замоскворечья огромную роль (рис. 60).

Рис. 60. Хамовный двор в начале XIX в. Гравюра Алексеева.

Кадашевский Хамовный двор был величественным сооружением, овеянным идеей государственности. Он выглядел мощным и неприступным замком рядом с низкой жилой застройкой и деревянными заборами, ограждавшими участки слобожан. Присущая Хамовному двору большая парадность поражает, принимая во внимание чисто промышленное назначение этого сооружения — государственной мануфактуры. За стенами, ограждавшими двор, расположились ткацкие, вышивальные и белильные мастерские, где работали «сиделые ткачи», «делавицы» и «хамовники». Еще большее удивление вызывают пышные наличники на корпусе этих ремесленных мастерских.

Ворота государева Кадашевского двора замыкали собой Приказную улицу, выходившую на Болото. Это была единственная в слободе улица, замыкавшаяся архитектурным сооружением, которое хорошо было обозримо из Кремля и с набережной Москвы-реки. Хамовный двор обращался к Кремлю своей парадной стороной с его пышными воротами, а боковые и задние части стен двора, выходившие в узкие будничные улочки, лишены украшений. Пышное декоративное убранство производственных палат внутри двора, за его стеной, можно объяснить только тем, что они были хорошо обозримы с Кремлевского холма. Так, через архитектуру государева Хамовного двора утверждалось органическое единство Кадашевской слободы с царским дворцом.

Кадашевцы - строители. Сложные, многогранные образы сооружений Кадашевской слободы каждый раз неизменно заставляют задумываться: как же застраивалась слобода? Откуда были мастера? Где получали материалы? Как организовывались работы? Нам не просто будет ответить на вопрос, кто же был зодчим храма в Кадашах. Но, изучив сами принципы строительства той эпохи, мы приблизимся к истине. Планировочная структура слободы была определена Поместным приказом согласно многовековым государственным традициям, бытовавшим на Руси.

В архивных фондах Оружейной палаты в переписной книге Кадашевской слободы 1631 — 1632 гг. среди жителей перечислены кузнецы, плотники и оконечники 5.

Каменных дел подмастерье Давид Охлебенин, работавший в Кремле на постройке патриаршего двора, был родом кадашевец 6. Церковь Доброго монастыря под Лихвиным, начатая в 1667 г., была возведена «промыслом и радением окольничего Михаила Алексеевича Ртищева со вкладчики, и строил ту церковь с Москвы кадашевец Максим Семенов Апочен» 7.

Оружейная палата в Кремле была покрыта деревом — тесовыми досками с прокладкой берестой; сделано это мастерами-кадашевцами. Вот запись: «...подрядчику кадашевцу Ивану Андрееву против подрядной записи за дело кровли, что он против порядку своего покрыл кровлю над всеми Оружейными палаты в два теса с сколою по уговору 75 рублев» 8.

Дела Оружейной палаты повествуют, что в Кадашевской слободе было хорошо налажено производство кирпича. Трагичен рассказ о подрядчике кирпича Романе Петрове. Его стоит привести, чтобы понять технологию производства кирпича, которая обеспечила его необычайную прочность и придавала ему красивую форму — качество, по сей день удивляющее нас. «Сентября 23 дня... в прошлом во 198 году (1681)... подрядился он Роман в Волоцком уезде в Осипове монастыре (Иосифо-Волоколамский монастырь) под кирпич, что поставить ему накрепко на двести на двадцать тысяч, и то де кирпич иного подрядчика сделан был весь, только с земли не поднят и в решетки не поставлен...» Далее челобитчик жалуется, что старец Осипова монастыря смертным боем бил Романа и «кольем» проколол его и тот теперь умирает, «а которые работники у него Романа были и те разошлись и того кирпича оправливать и в решетки класть и беречь некому и чинитца де тому кирпичу великая поруха» 9.

Из документов мы видим, как бережно обращались с кирпичом, оправляя в форму каждый кирпич во время сушки и затем укладывая его в решетки.

Познакомимся с еще более крупным подрядчиком Кадашевской слободы, который не только делал кирпичи, но и вел строительство. Это Родион Щепотин, имя его часто встречается в документах Оружейной палаты. Щепотин берет государев подряд сделать полтораста тысяч кирпичей и пятнадцать тысяч «намету», т. е. необожженного еще кирпича, полуфабриката «в государственных дворцовых сараях за Калужскими воротами». Для выполнения огромного заказа Щепотин нанимает Петрушку Дементьева, крепостного крестьянина из деревни Шилова Ярославского уезда, принадлежавшего Луке Семеновичу Неелову 10.

Интересен договор Щепотина на строительство в 1691 г. для кадашевца Авраама Фирсова двухэтажных каменных палат размером 27X10,5 м. Под частью палат длиной 15 м должен был быть построен погреб. Толщина стен первого этажа 2,5 кирпича (70 см), второго — 2 кирпича (60 см). Здание планировалось без «крыльцов» (переднего крыльца) и «задцов» (заднего крыльца).

Документ подробно раскрывает все приемы частного строительства, а также юридические взаимоотношения между подрядчиком Родионом Щепотиным и заказчиком Авраамом Фирсовым. Родион Щепотин подряжается не только строить, но и поставлять нужные строительные материалы.

В период постройки Авраам нарушил все их договорные отношения: отпустил одних мастеров, а взял других, более дорогих, кроме того, этим новым мастерам дал указание делать стены на полкирпича толще, а также пристроить к палатам переднее и заднее крыльцо. «А он де Аврам без его Родионого совету тех мастеров отпустил и порядную их запись выдал (договор расторг). А ныне де он Аврам подрядил иных мастеров не против ево уговору, и в подрядной записи дела прибавил...» 11.

Документы раскрывают свободу, которой пользовался каждый кадашевец при осуществлении своего архитектурного замысла; застройка этой слободы была подлинно народной, хотя и создавалась она под постоянным контролем соответствующих приказов. Сохранившиеся до наших дней средневековые сооружения заслуживают бережного сохранения и восстановления, специального, детального, внимательного изучения. Это интереснейшие страницы русского народного строительного искусства. Они показывают нам, как широк, многогранен был творческий импульс ремесленников XVII в.; свидетельствуют о высоком вкусе слобожан-кадашевцев.

Государственное строительство — Кадашевский Хамовный двор. Начав интересоваться строительством государева Хамовного каменного двора в Кадашеве — промышленного комплекса, предназначавшегося для белильных, ткацких и вышивальных дел, я убедилась, что его создавали совсем другим путем, чем частные здания. Государственное строительство существенно отличалось от частного.

«В прошлом 166 году (1658) указал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович (указан титул) сделать в Кадашевской слободе на своем государевом Хамовном дворе палаты, где делать его государево всякое хамовное дело» 12.

Хамовный двор был построен на месте ветхого деревянного Хамовного двора, известного по документам с 1613 г., состоявшего из ряда рубленых изб. Строительство началось в 1658 г. Первый каменный производственный корпус, поставленный в центре огромного двора, огороженного высокой крепостной стеной, был замечателен тем, что создавался «по сказке» (заданию) приказной боярыни Кадашева, ведавшей хамовным производством, Татьяны Шиловой. Ею были привлечены к этому заданию также хамовники — ткачи и мастерицы-вышивальщицы Кадашевской слободы. Они сказали: «Надобно на Государевом Хамовном дворе ж четыре палаты поземные (то есть одноэтажные, без подклета, стоящие на земле.— Г. А.), а промеж ими сени, а мерою тех палат и сеней длиннику 21 сажен, поперег 5 сажен; а противу тех палат другие четыре палаты ж и сени, а мерою таковы ж» 13.

Сметная роспись на работы первой очереди была составлена «каменных дел подмастерьем Алексеем Корольковым с товарищи». Деньги поступали из государственных приказов.

Вся организация работ ложится на кадашевцев Билибина, Винокурова, Савельева и старосту слободы Родиона Иванова 14. Как мы увидим ниже, под словом «кадашевцы» скрываются крупные подрядчики. Деньги им выдаются небольшими суммами и не в руки каменных дел подмастерьям, как можно было бы ожидать, если бы работами руководил подмастерье, а этим «кадашевцам». Слобожане-кадашевцы Винокуров и Савельев расплачиваются за строительные материалы, которые поступают из разных приказов и из «Аглицкого двора». Из этих приказов в основном поступает и рабочая сила, но иногда ее привлекают и со стороны.

Остается неясным, кто был автором Хамовного двора. По чьему замыслу он создавался? Вряд ли можно согласиться с мнением, что зодчим был каменных дел подмастерье Алексей Корольков 15. Документы указывают, что работы ведутся по смете и сверх сметы. Кроме палат на Хамовном дворе были построены «не написанные в сметной росписи» так называемые «всходные палаты над крыльцом» и каменная высокая ограда с пышным въездом 16. Отсюда нужно сделать вывод, что какого-то заказчика этих работ смета, составленная каменных дел подмастерьем Корольковым, не устраивала, хотя по ней были заложены деньги в сумме большей, чем понадобилось на строительство.

Крупный исследователь организации строительного дела на Руси А. А. Сперанский считает каменных дел подмастерье только бригадиром каменщиков. Это подтверждается документами. Ни Королькова, ни Давида Охлебина нельзя назвать автором архитектурного замысла. Подмастерья, подвящики, каменщики, плотники, работники подчинены в данном случае богатым доверенным лицам — кадашевцам Билибину, Винокурову, Савельеву, Родиону Иванову. В их руках находятся деньги, выданные из приказов Большого дворца, Большой казны и Мастерских царицыных палат.

Кто же стоит над кадашевцами? Кто изменяет сметную роспись Королькова? По чьему приказу строились ворота, ограда и было изменено крыльцо у палат? Документы ясного ответа не дают. Поэтому вопрос об авторе замысла того или другого сооружения гораздо более сложен, чем кажется на первый взгляд.

Мы имеем свидетельство, что в XVI в. и более ранних веках были палатного и городового дел мастера. В ХVII в. эти наименования стали редкими. В середине ХVII в. встречается наименование «мостовых дел мастер» 17 и «градоделец» 18. Так определялись люди, способные соорудить целое здание, городские укрепления, мосты и т. д. (рис. 95). Встречаются имена отдельных мастеров при индивидуальном строительстве. Однако в XVII в. методы строительства существенно изменились. Это мы можем наблюдать на примере храма Григория Неокесарийского в Кадашевской слободе. Он построен в 1679 г. в камне на месте деревянного на деньги царского духовника Андрея Саввинова, не крепостным крестьянином Карпом Губой и стрельцом Иваном Кузнечиком, как думал И. Э. Грабарь 19, а «Государева Тайных дел Васильева приказу Философова полуголовой Иваном Волжинским», которого позднее сменил «Васильева приказу Бухвостова полуголова Иван Рыкачев» 20. Это строительство было государственным.

Документы говорят, что в приказах были должностные лица, которых по характеру службы можно назвать зодчими (архитекторами), хотя звались они дьяками. Архитектурно грамотные задания, выдававшиеся правительством на строительство того или иного сооружения, указывают, что были высококвалифицированные специалисты-архитекторы, а подрядчики лишь исполняли их проекты, выраженные в заданиях.

___________

1 С. К. Смирнов. Биография князя Дмитрия Михайловича Пожарского. М., 1852, стр. 18; В. И. Шумов. Сведения о московских пожарах как источник археологии и топографии, стр. 71.

2 ЦГАДА, ф. 396, д. 899, 1631-1632 гг., лл. 2, 6 об., 11, 15, 19, 24 об., 29, 33, 41 об.

3 И. Е. Забелин. Материалы для истории археологии и статистики московских церквей, § 210, стр. 261—262.

4 А. А. Мартынов. Государев Хамовный двор в московской Кадашевской слободе, стр. 9, 10.

5 ЦГАДА, ф. 396, д. 899, лл. 14, 46 об., 47, 39, 44 об., 30 об.

6 А. Н. Сперанский. Очерки по истории Приказа каменных дел Московского Государства. М., Изд-во РАНИОН, 1930, стр. 216.

7 Н. Н. Кашкин. Родословные разведки, т. I. СПб., 1912, стр. 347.

8 ЦГАДА, ф. 396, оп. 17, д. 28935, 1690 г., л. 14.

9 Там же, кн. 919, л. 4 об.

10 Там же, кн. 912, л. 107, об.

11 Там ж е, кн. 919, л. 54 об., 55, 55 об.

12 Там же, оп. 7, 1668 г., столбец 8162, л. I.

13 А. А. Мартынов. Государев Хамовный двор в московской Кадашевской слободе, стр. 7.

14 Там же, стр. 8.

15 Р. П. Подольский. Государев Хамовный двор в Кадашевской слободе в Москве, стр. 90 — 94.

16 А. А. Мартынов. Государев Хамовный двор в московской Кадашевской слободе, стр. 9—11.

17 ЦГАДА, ф. 141, д. 267, л. I, 1691 г. Судное дело мостового каменных дел строителя старца Филарета.

18 ЦГАДА, ф. 150. (О съезде иностранцев в Россию), д. 6, 1643 г (О приезде в Москву из Страсбурга палатного мастера И. Кристлера и о составлении им проекта постройки Большого каменного (Всехсвятского) моста через реку Москву).

19 И. Э. Грабарь. История русского искусства, т. II. Допетровская эпоха. М., 1909, стр. 148.

20 М. Беляев. Исторические сведения о Московской, Замоскворецкого сорока, церкви Григория Неокесарийского при Полянке церкви с ея причтом и приходом. М., 1894, стр. 14 — 16, 22.

Первоисточник: 
Памятник русского зодчества в Кадашах. История его реставрации. Алферова Г.В. М., 1974
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.