ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Оценка состояния воздушного режима. Оценка влажностного режима конструкций.

Оценка состояния воздушного режима

Исследование воздушного режима памятника проводили с помощью самопишущих термогиграграфов недельного действия. Сведения о параметрах наружного климата получены из московского Гидрометеоцентра (метеостанция «Балчуг»). Для предварительного сравнительного анализа температурно-влажностного режима были выбраны следующие помещения: церковь Василия Блаженного, подклет церкви Входа в Иерусалим (первый этаж) и церковь Покрова (центральный храм второго этажа)7.

В качестве основного вывода следует отметить высокую теплоустойчивость помещений памятника. Так, в сентябре 2001 года при снижении наружной температуры до 5 °С, температура воздуха в указанных помещениях составляла 20 °С, а в ноябре даже при отрицательных наружных температурах не опускалась ниже 17—19 °С. Среднесуточные колебания температуры не превышают 2—3 °С. Интервал изменений относительной влажности внутреннего воздуха за период наблюдений составил 40—80 %. Причем в церкви Покрова (второй этаж) ее значения выше по сравнению с помещениями первого этажа (церковь Василия Блаженного и подклет церкви Входа в Иерусалим). Значения относительной влажности воздуха внутри собора с начала октября ниже, чем на улице, и не превышают 70 %. Среднесуточные колебания составляют 10—15 %.

Оценка влажностного режима конструкций

Измерения влагосодержания материалов проводили неразрушающим методом с использованием влагомера ВСКМ-12. Температуру регистрировали с помощью контактного термощупа8.

По результатам выполненных исследований влажностное состояние конструкций второго этажа и южной части первого можно оценить как удовлетворительное. Влагосодержание здесь не превышает 4—5 ед. (по шкале ВСКМ-12), что соответствует воздушно-сухому состоянию материалов.

Иначе обстоит дело с конструкциями северо-западной части первого этажа (подклета). Ранее был высказан ряд причин их постоянного переувлажнения (15—20 ед.). Наряду с возможными техногенными факторами, нарушающими однородность грунтов под собором и вокруг него (старые фундаменты, бетонные лотки, остатки прежних коммуникаций и т. д.) и способствующими фильтрации влаги к фундаментам, все исследователи в течение многих лет очевидными причинами считают отсутствие отмостки и неудовлетворительную вертикальную планировку вокруг памятника.

Наши исследования, подтверждая эти выводы, позволяют предположить еще один фактор увлажнения конструкций западной части подклета — конденсат, что будет подробно рассмотрено ниже.

Характеризуя влажностный режим первого этажа, следует дать дополнительное теплофизическое объяснение закономерности возрастания влажности конструкций с юго-востока к северо-западу (рис. 2). Именно в этом направлении существует многолетний градиент температур в конструкциях, обусловленный обогревом рабочих музейных помещений юго-восточной части соборного комплекса.

Проведенные исследования показали удовлетворительное состояние температурно-влажностного режима основных помещений второго этажа. В качестве меры по его улучшению предложена модернизация столярных заполнений галерей. Также удовлетворительно оценен ТВР помещений юго-восточной части первого этажа.

В качестве объектов, требующих более подробного исследования температурно-влажностного режима, были выбраны три неотапливаемых помещения первого этажа:

1. Подклет церкви Киприана и Иустины, расположенный в северной части комплекса. В настоящее время это постоянно открытое экспозиционное помещение. Однако посетители музея осматривают его через большой арочный проем, не заходя внутрь. Стены и свод частично покрыты известковой обмазкой с побелкой (рис. 4).


Рисунок 4. Подклет церкви Киприана и Иустины (экспозиционное помещение)

2. Подклет церкви Входа в Иерусалим, западная часть комплекса. Кирпичная кладка в интерьере, также как и в подклете церкви Киприана и Иустины, покрыт известковой обмазкой с побелкой. Периодически посещаемое помещение, где размещены фонды музея (рис. 5).


Рисунок 5. Подклет церкви Входа в Иерусалим (фондовое помещение)

3. Церковь Василия Блаженного, расположенная в северо-восточной части комплекса непосредственно у основного входа в музей. Именно здесь в настоящее время проходит основной поток посетителей. Некоторой защитой убранства ее интерьера являются стеклянные перегородки, одновременно выявляющие основной объем церкви (рис. 6). Пол храма и прилегающих помещений выложен чугунными плитами. Стены и своды покрыты масляной живописью. Живопись в нижней части стен хронически разрушается и требует поновлений (рис. 7).


Рисунок 6. Вход в церковь Василия Блаженного. На фотографии видны электрообогреватели, используемые музейными сотрудниками

Рисунок 7. Паперть Храма Василия Блаженного. Разрушение красочного слоя на пилоне
(т. 6. План первого этажа: рис. 2)

_____________

7 Всего наблюдения проводили в шести помещениях.

8 Методика измерения влагосодержания конструкций изложена в [2].

9 Регистрация воздушных параметров проводилась силами сотрудников музея под руководством Л. С. Успенской.

Первоисточник: 
AВОК №3-2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.