ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Оценка состояния воздушного режима. Оценка влажностного режима конструкций.

Оценка состояния воздушного режима

Исследование воздушного режима памятника проводили с помощью самопишущих термогиграграфов недельного действия. Сведения о параметрах наружного климата получены из московского Гидрометеоцентра (метеостанция «Балчуг»). Для предварительного сравнительного анализа температурно-влажностного режима были выбраны следующие помещения: церковь Василия Блаженного, подклет церкви Входа в Иерусалим (первый этаж) и церковь Покрова (центральный храм второго этажа)7.

В качестве основного вывода следует отметить высокую теплоустойчивость помещений памятника. Так, в сентябре 2001 года при снижении наружной температуры до 5 °С, температура воздуха в указанных помещениях составляла 20 °С, а в ноябре даже при отрицательных наружных температурах не опускалась ниже 17—19 °С. Среднесуточные колебания температуры не превышают 2—3 °С. Интервал изменений относительной влажности внутреннего воздуха за период наблюдений составил 40—80 %. Причем в церкви Покрова (второй этаж) ее значения выше по сравнению с помещениями первого этажа (церковь Василия Блаженного и подклет церкви Входа в Иерусалим). Значения относительной влажности воздуха внутри собора с начала октября ниже, чем на улице, и не превышают 70 %. Среднесуточные колебания составляют 10—15 %.

Оценка влажностного режима конструкций

Измерения влагосодержания материалов проводили неразрушающим методом с использованием влагомера ВСКМ-12. Температуру регистрировали с помощью контактного термощупа8.

По результатам выполненных исследований влажностное состояние конструкций второго этажа и южной части первого можно оценить как удовлетворительное. Влагосодержание здесь не превышает 4—5 ед. (по шкале ВСКМ-12), что соответствует воздушно-сухому состоянию материалов.

Иначе обстоит дело с конструкциями северо-западной части первого этажа (подклета). Ранее был высказан ряд причин их постоянного переувлажнения (15—20 ед.). Наряду с возможными техногенными факторами, нарушающими однородность грунтов под собором и вокруг него (старые фундаменты, бетонные лотки, остатки прежних коммуникаций и т. д.) и способствующими фильтрации влаги к фундаментам, все исследователи в течение многих лет очевидными причинами считают отсутствие отмостки и неудовлетворительную вертикальную планировку вокруг памятника.

Наши исследования, подтверждая эти выводы, позволяют предположить еще один фактор увлажнения конструкций западной части подклета — конденсат, что будет подробно рассмотрено ниже.

Характеризуя влажностный режим первого этажа, следует дать дополнительное теплофизическое объяснение закономерности возрастания влажности конструкций с юго-востока к северо-западу (рис. 2). Именно в этом направлении существует многолетний градиент температур в конструкциях, обусловленный обогревом рабочих музейных помещений юго-восточной части соборного комплекса.

Проведенные исследования показали удовлетворительное состояние температурно-влажностного режима основных помещений второго этажа. В качестве меры по его улучшению предложена модернизация столярных заполнений галерей. Также удовлетворительно оценен ТВР помещений юго-восточной части первого этажа.

В качестве объектов, требующих более подробного исследования температурно-влажностного режима, были выбраны три неотапливаемых помещения первого этажа:

1. Подклет церкви Киприана и Иустины, расположенный в северной части комплекса. В настоящее время это постоянно открытое экспозиционное помещение. Однако посетители музея осматривают его через большой арочный проем, не заходя внутрь. Стены и свод частично покрыты известковой обмазкой с побелкой (рис. 4).


Рисунок 4. Подклет церкви Киприана и Иустины (экспозиционное помещение)

2. Подклет церкви Входа в Иерусалим, западная часть комплекса. Кирпичная кладка в интерьере, также как и в подклете церкви Киприана и Иустины, покрыт известковой обмазкой с побелкой. Периодически посещаемое помещение, где размещены фонды музея (рис. 5).


Рисунок 5. Подклет церкви Входа в Иерусалим (фондовое помещение)

3. Церковь Василия Блаженного, расположенная в северо-восточной части комплекса непосредственно у основного входа в музей. Именно здесь в настоящее время проходит основной поток посетителей. Некоторой защитой убранства ее интерьера являются стеклянные перегородки, одновременно выявляющие основной объем церкви (рис. 6). Пол храма и прилегающих помещений выложен чугунными плитами. Стены и своды покрыты масляной живописью. Живопись в нижней части стен хронически разрушается и требует поновлений (рис. 7).


Рисунок 6. Вход в церковь Василия Блаженного. На фотографии видны электрообогреватели, используемые музейными сотрудниками

Рисунок 7. Паперть Храма Василия Блаженного. Разрушение красочного слоя на пилоне
(т. 6. План первого этажа: рис. 2)

_____________

7 Всего наблюдения проводили в шести помещениях.

8 Методика измерения влагосодержания конструкций изложена в [2].

9 Регистрация воздушных параметров проводилась силами сотрудников музея под руководством Л. С. Успенской.

Первоисточник: 
AВОК №3-2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

КУЛЬТСОХРАНАГИТПЛАКАТ - Спам во имя культуры! Скопируй код плаката и вставь его в интернет!
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.