ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Собор Покрова на Рву, известный как собор Василия Блаженного, построен царем Иваном Грозным в 1555—1561 годах (рис. 1). «Уникальный замысел многопридельного храма … воплотил образ Священного города — Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества» [7]. Следует добавить, что эта проникнутая высоким пафосом оценка духовной значимости памятника совершенно объективно отражает высочайший для того времени уровень строительной техники собора.

Во-первых, отдельные объемы (церкви) были поставлены на едином подклете, роль которого, наряду с эстетической, состояла в защите основных помещений от капиллярного и конденсационного увлажнения. Это изобретение русских зодчих было достаточно «апробировано» к середине XVI века. В качестве самого близкого «предшественника» Покровского собора в этом отношении следует назвать шатровую церковь Вознесения в Коломенском (1532 год).

Судя по сохранности материалов большинства конструкций подклета Покровского собора, соответствующих первоначальному плану (рис. 2), в нем была прекрасно организована система естественного проветривания. До настоящего времени музейным сотрудникам, находящимся в отдельных помещениях подклета (первого этажа)3, приходится для борьбы со сквозняками подручными средствами закрывать вентиляционные продухи (рис. 3), что, конечно, нарушает и без того изменившуюся схему проветривания.


Рисунок 3. Вентиляционные продухи между помещениями подклета (первого этажа) Покровского собора

Во-вторых, идея многопридельного храма (священного города) была блестяще реализована технически, а точнее теплотехнически. Вырастающие из единого основания (подклета) отдельные церкви в нижней части были объединены сводами галереи, создавая защищенное от атмосферных воздействий невысокое пространство, из которого, как из общих сеней, существовали входы в каждую церковь. При этом верхние части каждого из столпов, гармонично и упорядоченно расположенные, воспринимаются как самостоятельные архитектурные объемы. Впоследствии идея такого решения была использована при строительстве церкви Иоанна Предтечи в Дъякове (1560-е годы) и развита при возведении двухпридельных храмов: церкви Троицы в с. Хорошово (1596—1598 гг.), Троицы с. Вяземы (1597—1599 гг.) и ряда других [8].

Заботы об обеспечении сохранности здания храма и условиях пребывания в нем людей, отмеченные нами уже во время строительства Покровского собора, проявлялись и в дальнейшем по мере изменения представлений об уровне «комфортности», необходимом при проведении богослужений. «В изменении первоначального облика собора и состоянии его церквей определенную роль сыграло то обстоятельство, что в каждом приделе был отдельный причт, заботившийся только о своем храме. Причты выделяли свои паперти из общих когда-то галерей, делали деревянные перегородки, обитые войлоком»4 [9]. В XIX веке галереи приобрели единообразное остекление по всему периметру собора.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен небольшой бесстолпный храм — придел святого Василия Блаженного. Он уже сооружен без подклета, т. е. его основной объем расположен в уровне единого подклета Покровского собора, но не связан с общей системой проветривания5. Чуть раньше появились фигурные главы церквей, существенные перестройки были произведены в XVII веке при Федоре Алексеевиче. Этим, конечно, не исчерпывается строительная история Покровского собора на Рву. Для подробного знакомства с ней мы рекомендуем читателям книгу А. Л. Баталова и Л. С. Успенской «Собор Покрова на Рву» [7].

В настоящее время в Покровском соборе, входящем в список памятников ЮНЕСКО, расположен филиал Государственного Исторического музея. В 2001 году начата реставрация памятника6.

Предварительные инструментальные исследования температурно-влажностного режима воздуха и конструкций помещений Покровского собора и натурное обследование памятника осенью 2001 года, а также наблюдения музейных хранителей позволили дать общую предварительную оценку состояния памятника и определить участки более подробного дальнейшего изучения.

_____________

3 После организации в Покровском соборе музея назначение помещений подклета (первого этажа) изменилось. Использование многих из них связано теперь с присутствием музейных сотрудников и посетителей.

4 Приведенный факт рассматривается нами, как естественное изменение первоначальной постройки с целью улучшить возможность ее функционального использования. То есть положительное действие. Интересно, как трактуют этот пример авторы (А. Л. Баталов и Л. С. Успенская) цитируемой нами книги?

5 Очень близкий по времени строительства придел Василия Блаженного традиционно рассматривается как часть Покровского собора. Однако технический уровень его возведения, в частности защита от природных факторов, значительно уступает совокупности приемов, использованных в первоначальных (1555—1566 гг.) конструкциях храма.

6 Исследования температурно-влажностного режима памятника проведены по инициативе Государственного Исторического музея и являются частью общей программы реставрационных работ.

Первоисточник: 
AВОК №3-2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.