ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Собор Покрова на Рву, известный как собор Василия Блаженного, построен царем Иваном Грозным в 1555—1561 годах (рис. 1). «Уникальный замысел многопридельного храма … воплотил образ Священного города — Иерусалима и определил архитектурное своеобразие собора, который стал символом русского национального зодчества» [7]. Следует добавить, что эта проникнутая высоким пафосом оценка духовной значимости памятника совершенно объективно отражает высочайший для того времени уровень строительной техники собора.

Во-первых, отдельные объемы (церкви) были поставлены на едином подклете, роль которого, наряду с эстетической, состояла в защите основных помещений от капиллярного и конденсационного увлажнения. Это изобретение русских зодчих было достаточно «апробировано» к середине XVI века. В качестве самого близкого «предшественника» Покровского собора в этом отношении следует назвать шатровую церковь Вознесения в Коломенском (1532 год).

Судя по сохранности материалов большинства конструкций подклета Покровского собора, соответствующих первоначальному плану (рис. 2), в нем была прекрасно организована система естественного проветривания. До настоящего времени музейным сотрудникам, находящимся в отдельных помещениях подклета (первого этажа)3, приходится для борьбы со сквозняками подручными средствами закрывать вентиляционные продухи (рис. 3), что, конечно, нарушает и без того изменившуюся схему проветривания.


Рисунок 3. Вентиляционные продухи между помещениями подклета (первого этажа) Покровского собора

Во-вторых, идея многопридельного храма (священного города) была блестяще реализована технически, а точнее теплотехнически. Вырастающие из единого основания (подклета) отдельные церкви в нижней части были объединены сводами галереи, создавая защищенное от атмосферных воздействий невысокое пространство, из которого, как из общих сеней, существовали входы в каждую церковь. При этом верхние части каждого из столпов, гармонично и упорядоченно расположенные, воспринимаются как самостоятельные архитектурные объемы. Впоследствии идея такого решения была использована при строительстве церкви Иоанна Предтечи в Дъякове (1560-е годы) и развита при возведении двухпридельных храмов: церкви Троицы в с. Хорошово (1596—1598 гг.), Троицы с. Вяземы (1597—1599 гг.) и ряда других [8].

Заботы об обеспечении сохранности здания храма и условиях пребывания в нем людей, отмеченные нами уже во время строительства Покровского собора, проявлялись и в дальнейшем по мере изменения представлений об уровне «комфортности», необходимом при проведении богослужений. «В изменении первоначального облика собора и состоянии его церквей определенную роль сыграло то обстоятельство, что в каждом приделе был отдельный причт, заботившийся только о своем храме. Причты выделяли свои паперти из общих когда-то галерей, делали деревянные перегородки, обитые войлоком»4 [9]. В XIX веке галереи приобрели единообразное остекление по всему периметру собора.

В 1588 году с северо-востока к собору был пристроен небольшой бесстолпный храм — придел святого Василия Блаженного. Он уже сооружен без подклета, т. е. его основной объем расположен в уровне единого подклета Покровского собора, но не связан с общей системой проветривания5. Чуть раньше появились фигурные главы церквей, существенные перестройки были произведены в XVII веке при Федоре Алексеевиче. Этим, конечно, не исчерпывается строительная история Покровского собора на Рву. Для подробного знакомства с ней мы рекомендуем читателям книгу А. Л. Баталова и Л. С. Успенской «Собор Покрова на Рву» [7].

В настоящее время в Покровском соборе, входящем в список памятников ЮНЕСКО, расположен филиал Государственного Исторического музея. В 2001 году начата реставрация памятника6.

Предварительные инструментальные исследования температурно-влажностного режима воздуха и конструкций помещений Покровского собора и натурное обследование памятника осенью 2001 года, а также наблюдения музейных хранителей позволили дать общую предварительную оценку состояния памятника и определить участки более подробного дальнейшего изучения.

_____________

3 После организации в Покровском соборе музея назначение помещений подклета (первого этажа) изменилось. Использование многих из них связано теперь с присутствием музейных сотрудников и посетителей.

4 Приведенный факт рассматривается нами, как естественное изменение первоначальной постройки с целью улучшить возможность ее функционального использования. То есть положительное действие. Интересно, как трактуют этот пример авторы (А. Л. Баталов и Л. С. Успенская) цитируемой нами книги?

5 Очень близкий по времени строительства придел Василия Блаженного традиционно рассматривается как часть Покровского собора. Однако технический уровень его возведения, в частности защита от природных факторов, значительно уступает совокупности приемов, использованных в первоначальных (1555—1566 гг.) конструкциях храма.

6 Исследования температурно-влажностного режима памятника проведены по инициативе Государственного Исторического музея и являются частью общей программы реставрационных работ.

Первоисточник: 
AВОК №3-2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.