ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Настоящую статью следует рассматривать как продолжение цикла публикаций журнала «АВОК» [1, 2], посвященных анализу температурно-влажностного режима и осмыслению теплофизических принципов (возможностей) сохранения памятников древнерусской церковной архитектуры. В решении этих задач, наряду с натурным инструментальным изучением температурно-влажностного режима древних зданий, не менее важным оказывается анализ и объяснение их архитектурных особенностей и перестроек. Общепринятые в «истории архитектуры» подходы к подобному рассмотрению не в полной мере удовлетворяют нашим целям. Основанные, прежде всего, на методологии гуманитарных знаний, они поэтому избирательны по отношению к компонентам известной триады, сформулированной еще в I веке до Рождества Христова выдающимся архитектором Витрувием и характеризующей суть зодчества как вида деятельности человека: «все это должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту»1 [3].


Рисунок 1. Общий вид Покровского собора (Храм Василия Блаженного). На переднем плане церковь Входа в Иерусалим

В конце XX века это определение по существу не изменилось: «архитектура имеет три характерные особенности — функциональную, эстетическую и конструктивную» [4], однако изменилось соотношение гуманитарного и естественнонаучного вкладов в изучение закономерностей развития архитектуры2.

Распространенную точку зрения по этому поводу можно иллюстрировать словами известного исследователя средневековой архитектуры А. Л. Якобсона: «…в архитектуре полнее, чем в других областях человеческого творчества, отражена вся история общества — не только его идеология, но и его экономическая, социальная и, особенно, политическая жизнь, иначе говоря — основные процессы общественного развития и присущие ему закономерности» [5].

Рассматривая особенности развития (изменения) зодчества Древней Руси ученые уточняют и конкретизируют эти закономерности; отдельные работы, что очень важно с точки зрения сохранения архитектурного наследия, посвящены изучению древней строительной техники [6]. Тем не менее полученных сведений явно недостаточно, чтобы в полной мере назвать обнаруженные закономерности в изменении архитектуры, например, «эволюцией архитектурных форм» или дать какое-то другое определение, содержащее понятие «эволюция». Причем этот недостаток сведений носит, скорее, не количественный, а качественный характер. Вероятно, следует расширить число факторов, принимаемых во внимание, при анализе особенностей архитектурных сооружений. Кроме уже ставших традиционными политических, экономических, духовных факторов развития архитектуры, видимо, следует учитывать влияние не менее важных природных, временных и, возможно, других воздействий. Именно многофакторный анализ позволяет получить объективное представление об эволюции какого-либо объекта или явления.

Так, учет одного из основных природных факторов — геологического — во многом объясняет особенности конструкций оснований и фундаментов зданий Древней Руси [6]. Существенное влияние на древнерусскую архитектуру оказывали климатические условия [1]. Это влияние прослеживается двояко. Во-первых, возникновение новых архитектурных форм, объемов и композиций и, во-вторых, изменение и приспособление традиционных схем путем перестроек и дополнений. Изучение температурно-влажностного режима церковных зданий заставляет иначе взглянуть на так называемые поздние наслоения. Почти все древние храмы первоначально имели или приобрели за время своего существования различного рода пристройки: паперти, притворы и т. д., обеспечивающие нормальное функционирование и сохранение материалов конструкций и внутреннего убранства в жестких климатических условиях Руси. Другими словами, эти «возникновения и изменения» обеспечивали выполнение двух компонент триады: «прочность и пользу» или, в современной редакции, «конструктивную и функциональную» составляющие.

В работах [1, 2] нами рассмотрено замечательное изменение, происшедшее в русской архитектуре, тесно связанное с режимом содержания зданий и климатическими особенностями: начиная с XIV века в культовых постройках появляется такая часть здания, как подклет (в первоначальном варианте крестовокупольного храма, заимствованного Русью в Византии, подклета не было). С этих же позиций, на наш взгляд, целесообразно, например, рассматривать возникновение и распространение в русской архитектуре типологической трехчастной схемы «храм-корабль»: расположение на одной оси, соединенных между собой колокольни, трапезной и здания церкви.

В настоящей статье краткий анализ архитектурных особенностей выдающегося древнерусского памятника собора Покрова на Рву (собора Василия Блаженного) предваряет результаты натурного исследования его температурно-влажностного режима.


Рисунок 2. План первого этажа Покровского собора.
I — подклет церкви Входа в Иерусалим;
II — подклет церкви Киприана и Иустины;
III — церковь Василия Блаженного;
IV — подклет церкви Покрова;
6, 13, 17, 21 — точки измерения температуры и влажности конструкций.
Красная зона — обогреваемые помещения. Участки нормальной влажности конструкций.
Зеленая зона — переходная зона.
Синяя зона — неотапливаемые помещения. Участки повышенной влажности конструкций.
(Представленная схема распределения влажности конструкций носит условный (качественный) характер)

_____________

1 Со времен Леонардо да Винчи, времен Ренессанса, с началом дифференциации наук понимание закономерностей, существующих в окружающем материальном мире, становится более глубоким, но менее целостным. Процесс «дробления» наук продолжается и по настоящее время. Как ни жаль, звание «зодчий», по-видимому, все больше принадлежит истории. Работу современного архитектора невозможно представить без «смежников»: конструкторов, теплотехников, технологов и т. д. Только их совместными усилиями может быть создан проект, пригодный для возведения красивого, удобного и долговечного здания. Все это в полной мере относится и к деятельности реставраторов с различными приставками: архитектор-реставратор, инженер, технолог и т. д.

2 Нам могут справедливо указать на широкое применение естественно-научных методов при изучении состава и структуры материальной основы памятника (аналитическая химия, петрография, рентгеновский анализ, электронная микроскопия и другие современные методы исследования материи). Полученные данные позволяют судить о технологии создания памятника, истории его существования и переделок. Такой подход известен достаточно хорошо. Однако нужно четко представлять, что в этом случае мы используем результаты, полученные методами естественных наук, но не их методологию. Здесь проходит граница между применением естественно-научных методов и естественно-научным изучением памятника как физического объекта сохранения.

Первоисточник: 
AВОК №3-2004
 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.