ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Успенский собор Московского Кремля. История реставрации памятника в 1970-1980-х гг.

Толстая Т.В.

Прошло уже более двадцати пяти лет со времени капитальной реставрации Успенского собора, осуществлявшейся в рамках программы Комплексного эскизного проекта реставрации памятников архитектуры Московского Кремля. Сегодня события, связанные с этим этапов в истории уникального памятника русской культуры стали уже историей и нуждаются во всестороннем и глубоком осмыслении. В рамках настоящего сообщения такая задача, конечно, неосуществима, однако мы бы хотели освятить основные направления и главные результаты проводившихся в рамках программы КЭП работ. Кроме того, нам представляется интересным рассказать о том, как и в каких условиях проводилась эта реставрация.

Реставрация Успенского собора 1970-1980-х гг. была одним из наиболее масштабных мероприятий в ряду ремонтно-реставрационных работ, проводившихся в нем на протяжении почти целого столетия. Ей предшествовали первая серьезная реставрация, проводившаяся в 1894-1895 гг. Московским археологическим обществом, а затем большая реставрация архитектуры и стенописи памятника, которой предшествовали его натурные исследования и обмеры, осуществлявшаяся специально созданной Комиссией по ремонту и реставрации Большого Успенского собора под представительством А.А. Ширинского-Шихматова. Однако обе они в методическом отношении были далеко несовершенны и непоследовательны. Впоследствии, накопленный опыт реставрации древних памятников архитектуры и живописи, разработка более совершенных методик ее проведения позволили провести и в целом завершить масштабные работы по реставрации Успенского собора, в том числе и его живописного убранства. Эти задачи и были, в основном выполнены в рамках программы КЭП и продолжаются вплоть до настоящего времени.

Ремонтно-реставрационные работы в соборе в 1970-1980-х гг. проводились поэтапно, хотя некоторые виды работ из-за ограниченности времени вынуждены были совмещаться. Первым этапом было проведение археологических исследований остатков предшествующих зданий Успенского собора - 1326 и 1472-1479 гг., а также каменного храма XIII в., существование которого предположили В.И. Федоров и Н.С. Шеляпина (Владимирская) но, с чем не согласны последующие исследователи (В.П. Выголов и В.В. Кавельмахер). Одновременно были обнаружены арочные основания под кирпичной алтарной преградой, при обследовании состояния фундаментов и стен собора, обнаружены трещины и осадки всего здания, что обусловило необходимость его срочного конструктивного укрепления, для чего произвели цементацию фундамента по всему периметру собора. Для укрепления стен и сводов, параллельно с ослабевшими древними кованными тягами были установлены одиннадцать высокопрочных металлических тросов. Исследование центрального свода под живописью XVIII в. обнаружило нарушение его очертаний, а также отсутствие во многих местах известкового раствора между кирпичами, что потребовало зачеканки швов в кладке. Для установления благоприятного климата в памятнике, особенно для его живописного убранства и поддержания стабильного температурно-влажностного режима (в параметрах около 18 % и 50 % влажности) в соборе были проведены следующие мероприятия: установлена новая система кондиционирования воздуха, для чего использовались проложенные еще в 1894-1895 гг. калориферные каналы, сделана тепловая завеса в западном тамбуре, установлены деревянные рамы в окнах всех уровней со стеклопакетами и т.д. Под полом были проложены новые трассы для электрических кабелей и произведена разводка по стенам ко всем светильникам.

Одновременно с этим проводилась реставрация монументальной живописи и икон силами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК), позднее - Всесоюзное объединение "Союзреставрация") В 1970-1980-х гг. были раскрыты композиции "Вознесение" (1771-1773 гг.) на центральном своде, "Успение" и "Введение во храм" в алтарной части, а в 1980-х гг. в центральной абсиде, где сохранилась живопись XVII и XVIII вв., фреска над сводом западной паперти на сюжет "Апокалипсиса". Особый интерес у исследователей вызвало раскрытие древней живописи конца XV или начала XVI века на алтарной преграде которая прекрасно сохранилась под дубовой обшивкой за местным рядом иконостаса, а также обнаружение ранее не известных и отлично сохранившихся фрагментов живописи того же времени на каменной перемычки стены между Петропавловским приделом и жертвенником. Проводилась реставрация и частичная реконструкция (на северном фасаде) наружной стенописи собора (XVII в. под записями XIX-XX вв.).

Продолжалось и раскрытие многих древних икон, в числе которых были такие шедевры, как "Богоматерь Умиление" (XII в.), "Петр и Павел" (начало XV в.), "Спас Нерукотворный" (рубеж XIV-XV вв.), "Похвала Богоматери с Акафистом" (XIV в.), "Никола Вяжицкий" (XIV в.), а в конце 1980-х -1990-х гг. "Богоматерь Одигитрия" на двусторонней иконе со "Святым Георгием" на обороте (XII и XIV вв.), иконы XVI в.: "Александр Свирский в житии" и "Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия", а также огромные иконы XVII в.: "Богоматерь Тихвинская" (со 104 клеймами), "Успение Богоматери" 1658 г., "Распятие со Страстями" 1675 г. и "Распятие с апостольскими страданиями" (1701 г.), а также иконы с живописью на древних досках - "Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном" и "Святой Димитрий". В то же время промыт серебряный оклад и иконы главного иконостаса.

Проводилась реставрация и предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе 11 бронзовых и большого серебряного паникадил, киота для иконы "Богоматерь Владимирская" и бронзового шатра мастера Дмитрия Сверчкова. Одновременно разрабатывался и осуществлялся новый тематико-экспозиционный план. Собор был открыт для посетителей в 1980 г, хотя реставрационные работы в нем продолжались еще вплоть до начала 1990-х гг.

Первоисточник: 
Международная юбилейная научная конференция, посвященная 200-летию Музеев Московского Кремля 13-15 марта 2006 г. Тезисы доклада.
Информисточник: 

www.rusarch.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.