ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Успенский собор Московского Кремля. История реставрации памятника в 1970-1980-х гг.

Толстая Т.В.

Прошло уже более двадцати пяти лет со времени капитальной реставрации Успенского собора, осуществлявшейся в рамках программы Комплексного эскизного проекта реставрации памятников архитектуры Московского Кремля. Сегодня события, связанные с этим этапов в истории уникального памятника русской культуры стали уже историей и нуждаются во всестороннем и глубоком осмыслении. В рамках настоящего сообщения такая задача, конечно, неосуществима, однако мы бы хотели освятить основные направления и главные результаты проводившихся в рамках программы КЭП работ. Кроме того, нам представляется интересным рассказать о том, как и в каких условиях проводилась эта реставрация.

Реставрация Успенского собора 1970-1980-х гг. была одним из наиболее масштабных мероприятий в ряду ремонтно-реставрационных работ, проводившихся в нем на протяжении почти целого столетия. Ей предшествовали первая серьезная реставрация, проводившаяся в 1894-1895 гг. Московским археологическим обществом, а затем большая реставрация архитектуры и стенописи памятника, которой предшествовали его натурные исследования и обмеры, осуществлявшаяся специально созданной Комиссией по ремонту и реставрации Большого Успенского собора под представительством А.А. Ширинского-Шихматова. Однако обе они в методическом отношении были далеко несовершенны и непоследовательны. Впоследствии, накопленный опыт реставрации древних памятников архитектуры и живописи, разработка более совершенных методик ее проведения позволили провести и в целом завершить масштабные работы по реставрации Успенского собора, в том числе и его живописного убранства. Эти задачи и были, в основном выполнены в рамках программы КЭП и продолжаются вплоть до настоящего времени.

Ремонтно-реставрационные работы в соборе в 1970-1980-х гг. проводились поэтапно, хотя некоторые виды работ из-за ограниченности времени вынуждены были совмещаться. Первым этапом было проведение археологических исследований остатков предшествующих зданий Успенского собора - 1326 и 1472-1479 гг., а также каменного храма XIII в., существование которого предположили В.И. Федоров и Н.С. Шеляпина (Владимирская) но, с чем не согласны последующие исследователи (В.П. Выголов и В.В. Кавельмахер). Одновременно были обнаружены арочные основания под кирпичной алтарной преградой, при обследовании состояния фундаментов и стен собора, обнаружены трещины и осадки всего здания, что обусловило необходимость его срочного конструктивного укрепления, для чего произвели цементацию фундамента по всему периметру собора. Для укрепления стен и сводов, параллельно с ослабевшими древними кованными тягами были установлены одиннадцать высокопрочных металлических тросов. Исследование центрального свода под живописью XVIII в. обнаружило нарушение его очертаний, а также отсутствие во многих местах известкового раствора между кирпичами, что потребовало зачеканки швов в кладке. Для установления благоприятного климата в памятнике, особенно для его живописного убранства и поддержания стабильного температурно-влажностного режима (в параметрах около 18 % и 50 % влажности) в соборе были проведены следующие мероприятия: установлена новая система кондиционирования воздуха, для чего использовались проложенные еще в 1894-1895 гг. калориферные каналы, сделана тепловая завеса в западном тамбуре, установлены деревянные рамы в окнах всех уровней со стеклопакетами и т.д. Под полом были проложены новые трассы для электрических кабелей и произведена разводка по стенам ко всем светильникам.

Одновременно с этим проводилась реставрация монументальной живописи и икон силами Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК), позднее - Всесоюзное объединение "Союзреставрация") В 1970-1980-х гг. были раскрыты композиции "Вознесение" (1771-1773 гг.) на центральном своде, "Успение" и "Введение во храм" в алтарной части, а в 1980-х гг. в центральной абсиде, где сохранилась живопись XVII и XVIII вв., фреска над сводом западной паперти на сюжет "Апокалипсиса". Особый интерес у исследователей вызвало раскрытие древней живописи конца XV или начала XVI века на алтарной преграде которая прекрасно сохранилась под дубовой обшивкой за местным рядом иконостаса, а также обнаружение ранее не известных и отлично сохранившихся фрагментов живописи того же времени на каменной перемычки стены между Петропавловским приделом и жертвенником. Проводилась реставрация и частичная реконструкция (на северном фасаде) наружной стенописи собора (XVII в. под записями XIX-XX вв.).

Продолжалось и раскрытие многих древних икон, в числе которых были такие шедевры, как "Богоматерь Умиление" (XII в.), "Петр и Павел" (начало XV в.), "Спас Нерукотворный" (рубеж XIV-XV вв.), "Похвала Богоматери с Акафистом" (XIV в.), "Никола Вяжицкий" (XIV в.), а в конце 1980-х -1990-х гг. "Богоматерь Одигитрия" на двусторонней иконе со "Святым Георгием" на обороте (XII и XIV вв.), иконы XVI в.: "Александр Свирский в житии" и "Богоматерь Боголюбская с житием Зосимы и Савватия", а также огромные иконы XVII в.: "Богоматерь Тихвинская" (со 104 клеймами), "Успение Богоматери" 1658 г., "Распятие со Страстями" 1675 г. и "Распятие с апостольскими страданиями" (1701 г.), а также иконы с живописью на древних досках - "Спас на престоле с припадающим митрополитом Киприаном" и "Святой Димитрий". В то же время промыт серебряный оклад и иконы главного иконостаса.

Проводилась реставрация и предметов декоративно-прикладного искусства, в том числе 11 бронзовых и большого серебряного паникадил, киота для иконы "Богоматерь Владимирская" и бронзового шатра мастера Дмитрия Сверчкова. Одновременно разрабатывался и осуществлялся новый тематико-экспозиционный план. Собор был открыт для посетителей в 1980 г, хотя реставрационные работы в нем продолжались еще вплоть до начала 1990-х гг.

Первоисточник: 
Международная юбилейная научная конференция, посвященная 200-летию Музеев Московского Кремля 13-15 марта 2006 г. Тезисы доклада.
Информисточник: 

www.rusarch.ru

 
 
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2018)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2018)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.