ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на форуме.
 

Акварельная мозаика

Аватар пользователя птичка
Растительные красители

 

           РАСТИТЕЛЬНЫЕ КРАСИТЕЛИ


"В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кверцитрон, кармин, сепия, кампешевое дерево... Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок.
Природные красители очень дороги(их получают из растений и животных), но имеют неоспоримые преимущества по яркости и красоте цвета перед красителями искусственными(..)
Кампешевое дерево растет в Южной Америке, сандал - в Южной Азии, сепию добывают из каракатиц, кармин - из крошечных насекомых кошенили ...(..)
И все же получить природные красители даже в средней полосе нашей страны вполне возможно. В привычных для нас растениях есть красящие вещества, которыми часто пользовались наши предки (например для крашения тканей) (..)
Для этого измеличенные растения или их части кипятятся в воде, до получения достаточно густого,концентрированного отвара. (..) 
Вот  лишь некоторые растения, из которых можно получить красители : 
КРАСНЫЙ
можно получить из стебля зверобоя (отвар надо подкислить) или из корня подмаренника
Ольховую кору положите в воду на несколько дней, а потом приготовьте отвар. Вновь у вас получится красный краситель.
Его можно извлечь также из корней конского щавеля.В этом случае к готовому отвару нужно добавить немного алюминиевых квасцов – для яркости цвета. 
СИНИЙ
Из корней девясила можно получить синий краситель. Для этого корни надо сначала подержать в водном растворе аммиака.
Синий краситель можно добыть также из цветов живокости и корней птичьей гречишки. 
ЗЕЛЕНЫЙ
Краситель зеленого цвета извлекают из листьев трилистника.
Не такой яркий, но тем не менее красивый серо-зеленый краситель вы добудете из листьев и стеблей манжетки(...) 
ЖЕЛТЫЙ
Желтый краситель дают многие растения: дрок красильный, орешник (кора), ольховидная крушина (кора, листья, ягоды), подмаренник (цветы). Из плодов барбариса получается желтый краситель с лимонным оттенком. 
КОРИЧНЕВЫЙ
Если отварить в воде сухую кожуру репчатого лука, то получается коричневый краситель разных оттенков - от почти желтого до темно-коричневого. Другой источник такого красителя - сухая кора жостера. 

ФИОЛЕТОВЫЙ

Ягоды черники и ежевики содержат фиолетовый краситель. Он не очень стоек, но вполне может пригодиться для акварельных красок. 
ОРАНЖЕВЫЙ
 
Из стеблей и листьев чистотела удается извлечь краситель оранжевого цвета. 
ЧЕРНЫЙ
 
Для этого можно приготовить отвар из ягод и корней воронца. Но есть и другой способ - почти все эти отвары содержат дубильные вещества типа танина и в присутствии солей двухвалентного железа они становятся черными.(..) Попробуйте  добавить  железный купорос к одному из полученных ранее отваров

Для  получения акварели 5-7 мл клеевого раствора (гуммиарабик или древесные клеи )примерно 50%-ной концентрации смешайте с равным количеством глицерина или примерно втрое меньшим количеством меда. Затем в качестве антисептка 2-3 капли фенола( 5%-ный раствор карболовой кислоты" ).
Все компоненты смешать, в последнюю очередь добавить краситель(в виде густого отвара) , взяв его примерно столько же, сколько было основы для краски". 

"Приятное с полезным"Олег Ольгин  http://chemistry-chemists.com/
 

 

Средняя оценка
(5 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
161
point

В производстве акварели применяют и пигменты. Какие древесные клеи можно встретить в красках (кроме гуммиарабика)? Очень был бы интересен исторический обзор производсва акварели (связующие,красители, пигменты). Простите, оторвался от основной темы.

158
points

Итак – ЧЕТВЕРГ.
 Этот вкусный день во многих советских столовых был «рыбным».
Я же посвящу его акварели и всему, что с ней, так или иначе связано.
Краски, подобные современной акварели, применялись еще в Древнем Египте и Китае. Средневековая Европа и Азия практически полностью подчинила ее миниатюре, раскрашиванию гравюр, чертежей , эскизам. Акварели как таковой, в нашем ее понимании, пока еще не существовало и лишь некоторые мастера использовали ее для создания портретов, пейзажей, этюдов(Дюрер, Гольбейн, Аверкамп, ван Гойен, ван Остаде..) Ченнино Ченнини в «КНИГЕ ОБ ИСКУССТВЕ ИЛИ ТРАКТАТЕ О ЖИВОПИСИ» (X, XXXI, XXXII.)вспоминает об акварели как о водяной живописи (особенно чернилах ) и использует ее в основном для светотеневой разработки.
Только во второй половине 18 века отношение к ней как живописному средству изменяется. Она выделяется в отдельную технику и становится излюбленным материалом для многих художников- прозрачным, «воздушным», а потому максимально использующим все цветовые и фактурные свойства бумаги.
Прозрачность эта достигается особенно тонким(примерно 0,00025мм) измельчением пигментов и правильным соотношением связующих веществ. В идеале при самом обильном разжижении акварели водой, порошок пигмента должен «висеть» в связующем веществе и не выпадать из него. Только тогда акварель ложится ровно, не образуя пятен и точек.
Связующим чаще всего служат:
гуммиарабик, декстрин, плодовый клей (вишневый, сливовый, абрикосовый..) ,столярный или рыбий клей,трагант,саркоколла..
Также добавляют мед, глицерин, сахар-леденец, воск, антисептик и некоторые смолы-бальзамы.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------

А. Дюрер "Морда быка" 1523 г, бумага,акварель.

ЕРМИНИЯ
Наставление в живописном искусстве, составленное Диониссием, основывается на знаниях полученных им при изучении работ живописца Еммануила Панселина, жившего в ХIV в. и работавшего на Афоне, на полуострове Халдики 

"4. О приготовлении клея 
Когда хочешь изготовить клей, то поступай так. Возьми кожи, продубленные в извести и положи их в теплую воду, чтобы они хорошо размокли; потом вымой их, очисти с них мясо и дрянь, какая есть, положи их в медный сосуд, наполненный чистою водою, и начинай варить. Но смотри, когда они начнут вариться и сгущаться, процеди воду сквозь волосяное сито, или полотно: иначе они подгорят. Потом налей вторую и третью воду и процеживай ее, пока кожи разжидятся совершенно. Если же не найдешь продубленных кож, то возьми и невыделанные, с ног и ушей воловых или такие, кои ни к чему не годны, лишь бы купить их подешевле, и какие бы они ни были, воловьи, овечьи, толстые, или тонкие, и выделывай их вот так. Возьми негашеную известь, насыпь ее в кадку и, налив воды, мешай ее; потом положи туда кожи и оставь их на неделю, пока вылезет из них вся шерсть; после сего вынь их, вычисти хорошенько, высуши, и, когда хочешь, делай клей, как указали мы выше. Если же ты спешишь и у тебя нет негашеной извести, то положи в воду и невыделанные кожи, чтобы они размокли, потом немного повари их, и, вынув, счисти с них жир и мясо, наконец топориком сделай на них частые нарубки, дабы они скорее сварились, но не разрубай их на отдельные кусочки, дабы тебе удобнее было процеживать воду. Так варятся кожи и делается клей. Когда же хочешь высушить его, то вскипяти его на огне, горящем не жарко, пока он ссядется. Но знай, что клей вздувается и сбегает. Посему будь тут, где он кипит, и когда вздуется, сними его с огня и погрузи дно кастрюли в холодную воду, которую надобно держать наготове, тогда он спадет. Потом опять ставь его на огонь несколько раз, пока ссядется. После этого дай ему остыть, а сам натяни нитку на дугообразный обруч и ею разрежь клей на мелкие куски, разложи их на доске и оставь на два или на три дня, пока окрепнут; потом продень сквозь них веревочку и вывесь их на воздух, чтобы высохли. Затем береги его и, когда надобно, употребляй в дело. Но смотри, приготовляй клей всегда в холодное время, ибо в жару он протухает, и впоследствии окажется негодным. 
39. Как делать золотые заглавия 
Найди улитку и извлеки из нее слюну в раковину или в другой сосуд. А как извлекается ее слюна - слушай. Поднеси ко рту ее зажженную восковую свечку - и она тотчас выпустит свою слюну. Получив ее, положи в мраморный сосуд с небольшим количеством квасцов и золота, сотри все это хорошенько, подбавь немного камеди и пиши на чем угодно. Этим ты удивишь всякого. 
47. О приготовлении чернил 
Возьми три фунта яблоневой коры, положи ее в сосуд, наполненный четырьмя с половиною фунтами воды, и оставь на одну неделю или на две, чтобы кора размокла; если же хочешь, то выставь и против солнца. Потом отлей полтора фунта воды, натолки 10 драм чернильных орешков да 15 драм калаканфи(Карина), положи все это в горшок или в медный котел и кипяти дотоле, пока выкипит половина; после сего процеди весь состав сквозь тонкое полотно, а остатки сполосни водою, отвесив ее 10 драм; влей ее в чернила и опять процеди сквозь тонкое полотно; затем слей чистые чернила в прежний сосуд, в котором ты варил их, натолки 12 драм самой чистой камеди, положи ее в чернила и поставь на огонь ненадолго, лишь бы распустилась камедь. Однако если ты можешь распустить ее без огня, то будет лучше. Наконец береги чернила в стеклянном сосуде и пиши, когда надобно. Ты увидишь, что они очень хороши. 
48. Как составить киноварь для писания на бумаге 
Возьми 10 драм киновари, перетри ее на мраморе так мелко, чтобы она таяла на языке [Нельзя следовать этой рекомендации буквально, т. к. киноварь ядовита], собери с плиты в чернильницу; потом истолки 2 драмы камеди да 2 драмы сахарного леденца, смешай их с киноварью и пиши. Ежели письмена окажутся не очень красны, то поступи так. Дай киновари хорошо отстояться на дне чернильницы, а от желтоватой воды, которая окажется наверху, отлей немного в другой сосуд и береги ее; самый же отстой сболтай в чернильнице и пиши несколько времени, но ежели письмена не блестят, то возьми ту воду, которую ты отлил, влей в чернильницу и пиши смело". 
"Ерминия или наставление в живописном искусстве"  иеромонах и живописец Дионисий Фурноаграфиот 1701-1733гг (Е.И.Забелин. Материалы для истории иконописи,собранные Ив.Забелиным.-"Временник Императорского Московского общества Истории и Древностей Российских".-М.,1850) 
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
КАМЕДИ (ГУММИ) 
"Акварельные краски растираются на воде с гуммиарабиком, качество которого не безразлично. В свое время гуммиарабик был превосходен для акварели, но, к несчастью, его больше не употребляют по очень простой причине: его больше не существует.
Не говоря уже о фальсификациях, теперешний гумми, привозимый из Аравии, уже не тот. Получаемый на родине из тех же сортов акаций, растущих в Сенегале, но при изменившихся условиях климата, он в значительной мере утратил свои достоинства. Полагают, что аравийский гумми обязан своими качествами тому жаркому солнцу, при котором он долго оставался на ветвях дерева. Акации же могли выносить жару только потому, что корни их омывались подземными ключами. В настоящее время ключи эти высохли, и акации исчезают. О том, что сильная жара необходима для получения гумми высокого качества, свидетельствует следующее: теперешний сенегальский гумми, подвергнутый действию высокой температуры в сушильном шкафу, приближается по своим свойствам к старинному гуммиарабику. Употребляемый теперь гуммиарабик именно такого происхождения, т. е. представляет собой гумми, привезенный из Сенегала и других мест и подвергшийся вышеуказанной обработке.
В продаже имеются, конечно, различные сорта, в том числе и фальсификации, и даже такой гумми, который счастливо избежал утомительной перевозки из Аравии: приготовляют пасту из декстрина, желатины и т. п. с водой, затем пропускают через сито, и в результате получается вид „слезок" настоящего гуммиарабика(..)
В акварельных красках, имеющихся в продаже, конечно, немало дефектов и один из главных — неодинаковое содержание связующего вещества (камеди), что делает такую акварель неудобной для подмалевок.
Чтобы достигнуть равномерного распределения камеди, нужно проверять краски во время растирания и добавлять камедь до тех пор, пока высохшая краска будет того же тона, что и до высыхания.
В угоду художникам, предпочитающим краски более мягкие, в плитках, фабриканты добавляют в них мед, глицерин и сахар, что далеко небезопасно. Все эти вещества впитывают влагу, при избытке которой краски размягчаются и поэтому акварели, лежащие в одной и той же папке, часто склеиваются друг с другом".
Ж.Вибер "Живопись и ее средства" ,1897 год.

http://art-con.ru/node/3922
231
point

Из самых доступных-вишневая и сливовая камеди. Растительные красители активно применяются при реставрации тканей,графики,дерева... Содержащийся многими отварами танин,является прекрасным антиоксидантом для обработанного им материала. На ваши вопросы,Lаrsеn, попытаюсь ответить в следующих сообщениях. Продолжение следует...

143
points

определенном времени я занимаюсь выкрасками тканей из растительных волокон. В часности эндемиками Сахалино=курильского региона. Мною за последние четырере года было собрано 27 видоврастений из которых я получила более 6о-ти видовоттенуов . Было использованы следующие ткани длья дублировки: шелковый газ, эксельсиор, натуральный шелк. Температура и квасцы от аллюмо каливыйхдо желез- галловых. но это оказалось не важно, тае хо стоящеевремя я занимаюсь растительными красителямиккав окраске шелковых тканейпримкнянись в основнов натуральные красител, без примесейдобавочных компонентов. Есливасзаитерисует, например,удивительный серый цвет со свеими его оттетками, обращаетесь по этому адресу. С уважением Тамара.

152
points

Уважаемая Тамара,Вы имели ввиду соли окиси железа,когда говорили о железо-галловых квасцах?

257
points

В прошлый раз в Ерминии упоминалось о составлении красных чернил.
И вот сегодня мне захотелось на время отойти от темы связующих и вспомнить о киновари.
Краске царственной и загадочной. Краске императоров, философов, алхимиков и художников. Краске перерождающейся и рождающей другие краски.
В качестве красителя горная киноварь ( содержит до 86% Hg) использовалась еще во времена палеолита, о чем говорит ее присутствие среди пигментов наскальной живописи этого периода. Она присутствует в творениях мастеров Древнего Египта, Китая, Рима, средневековой Европы … Это одна из красивейших красок русской иконописи и основная руда , используемая в производстве ртути.
Наиболее крупные месторождения находятся в Испании (Альмаден с VIIв.до н.э.), Китае(провинция Хунань),Словении ( Идрия cXVв.), Югославии(Авала), Перу (Хуанкавелика), Киргизии (Хайдаркан, Чаувай), Украине (Никитовка ).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Индийская миниатюра "Битва". Раджастханская школа, XVI век.

РТУТНЫЕ КРАСКИ


ТАЙНА
Вот тайна: дракон, пожирающий свой хвост, состав, поглощённый и расплавленный, растворённый и превращённый брожением. Он становится тёмно-зелёным и переходит в золотистый цвет. От него происходит красный цвет киновари. Это Киноварь Философов.
Его чрево и спина желты, его голова темна и зелена. Его четыре ноги - четыре стихии. Его три уха - поднявшиеся пары.
Одно снабжает другое своею кровью, одно зачинает другое. Сущность радуется, сущность очаровывает сущность, и это не потому, чтоб обе были противоположны, но потому, что это одна и та же сущность и происходит из себя самой с трудом, с большим усилием.(..)

(Отрывок греческой рукописи IV века, приписываемой Зосиме Панополитану)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

12. УКАЗ, КАК ЗОЛОТОМ ПИСАТЬ

Наиди ящерицу желтую, живую, да разотри… (пропущено вещество) со ртутью, а ртути было б шестая доля противу ящерицы, а ящерицу живую запечатаи в горшке со ртутью, да положи в печь в большии жар, как истопитца, да з боевои час помешкаи, да выняти вон, и положить в сосудец сткляной(...)
19. ИН УКАЗ О ТОМ ЖЕ
Возми золотник ртути, да яицо курячье свежее, в лете, как куры парят цяплят, пробеи на яице малу язву и белок вон выпусти на землю, а в ицо влеи золотник ртути и замазати серою, да положить под курицу вначале, как станет парить, а яце смешать чистым чем, и тако ртуть и желток составять аки золото.
(Об одном старинном русском сборнике химических рецептов (1660-1680?) // Труды института истории естествознания, Том II. 1948)
http://www.vostlit.info/Text... -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

43. О ПРИГОТОВЛЕНИИ КИНОВАРИ

Возьми 100 драм ртути, 25 драм горючей серы и 8 драм муртасанги (кровавик, железная руда красного цвета); сотри в порошок серу и муртасанги на отдельных мраморных плитках; потом положи их в раздельные сосуды, поставь на горящие дубовые угли, и мешай железным прутиком, пока они распустятся. После сего соедини их с ртутью, чтобы составилось одно смешение, и мешай тем же прутиком, пока увидишь, что эта мешалка почернела. Тогда вылей все это на чистую плиту и дай остыть. Но опять сотри все, как и прежде, и имея наготове кувшинчик с длинным, узким горлом, влей в него состав, прикрой и мешай железом, пока увидишь, что оно побелело.
Тогда заткни кувшинчик плотно, и зарыв его в угли по самое горло, разожги их, и дай ему калиться целые сутки. Наконец разбей этот сосуд и вынь состав. Так получишь хорошую киноварь.
"Ерминия или наставление в живописном искусстве" иеромонах и живописец Дионисий Фурноаграфиот 1701-1733гг
http://nesusvet.narod.ru/ico... -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://www.ukoha.ru/article/...
http://art-con.ru/node/3581

149
points


Джованна Гарцони (1600-1670)
"Открытый гранат с кузнечиком, улиткой и двумя орехами".
Флоренция, Галерея Палатина
.
Когда в рецептах упоминается о раковинах устриц, глазах раков, оленьих рогах, о перламутре, о жемчуге, — знайте, что речь идет об углекислом кальции, одним из видов которого является мел. Когда говорится о толченых насекомых, крови свиньи и других жертв, о молоке, свежем твороге, яичном желтке — все это, по существу, казеин, фибрин или вителлин, а белок яйца — альбумин. (..)Все мучнистые вещества — рожь, пшеница, маниока, рис, картофель — рекомендуются как содержащие крахмал и клейковину (глютин), а многие экзотические растения и деревья с различными латинскими названиями — как дающие камеди и смолы (..) моча верблюда и навоз, действующие как щелочи.
Наконец, нередко найдете совет брать фиговое молоко, слизь улитки, льняное семя, мед, употреблявшиеся для придания клею эластичности, но для этого, конечно ( сейчас), более применим глицерин
Все клейкие вещества, открытые и описанные до настоящего времени (их существует множество), должны быть отнесены к следующим восьми основным материалам, из которых четыре — животного происхождения и четыре — растительного.
Животные:                                                         Растительные:
Желатина                                                           Крахмал
Альбумин                                                            Клейковина (глютин)
Казеин (или фибрин или вителлин)                Камеди
Воск                                                                      Смолы
(..)Вот, например, взятый из манускрипта старинный рецепт клея бенедиктинцев (..) : „собрать в летние месяцы, после вечерни, пчел, растолочь их с известковым молоком и потом профильтровать через тряпку".
Анализируя этот странный рецепт, убедимся в полной его целесообразности. В самом деле: пчелы содержат немного желатины, фибрина и в большей мере — воск и мед. Присутствие известкового молока необходимо, чтобы смешать воск с водой и превратить фибрин в клей. Процеживание требуется для удаления остатков насекомых — лапок, крыльев и т. п. Совет — собирать пчел летним вечером — также не лишен практичности, так как этим обеспечивается большее количество воска и меда
Ж. Вибер "Живопись и ее средства",1897 год.

139
points

ru.wikipedia.org В старых темперных красках встречается галактоманнан (слизь) . Старинная акварель может тоже ее содержать, просто нет масштабных современных исследований на эту тему (дорого стоит).Вопрос достаточно интересный.

230
points

В древних рукописных источниках можно встретить также упоминания о применении
в качестве связующих красок :чесночного сока, фигового молока, траганта, саркоколлы ...
Трагант (трагакант, гуммитрагант, адрагантовая камедь) представляет собой засохший сок, который вытекает из треснувшей или надрезанной коры кустарника Astragalus, произрастающего в Греции , Иране и Средней Азии. Еще в глубокой древности он был признан как ценное лекарственное средство, излечивающее от многих болезней. Скифские целители лечили им только царей и членов царского рода , называя " травой жизни".
Камедь астрагала содержит в себе бассорин (60-70%) и арабин (8-10%), а также слизистые вещества и органические кислоты. Растворяется в воде или спирте. Используется в качестве связующего акварельных красок , пастели, при окрашивании тканей в технике набойки и батика ...

Джованна Гарцони "Натюрморт с жуком и инжиром ".
Галерея Палатина, Флоренция.


27. О КЛЕЙКОМ ЧЕСНОЧНОМ СОСТАВЕ (..)

Возьми больших головок чесноку сколько хочешь, в месяце июле или в августе, очисти их и истолки в ступе, а сок процеди сквозь чистое полотенце в какой-либо сосуд и поставь против солнца, пока он хорошо сгустится; но наблюдай, чтобы не попали в него волосы или насекомые.(..) Подмешай этот сок к какой угодно краске и рисуй.
"Ерминия или наставление в живописном искусстве" иеромонах и живописец
Дионисий Фурноаграфиот 1701-1733гг


АКВАРЕЛЬ НА САРКОКОЛЛЕ

Саркоколл — камедь-смола, растворимая в воде и спирте. Мы пробовали иногда пользоваться им в качестве связующего вещества для акварельных красок. Камедь эта была известна еще в античную эпоху, особенно в Италии. Плиний говорил о ней, как о веществе, очень полезном для художников и хирургов, употреблявших ее для пропитки бинтов, накладываемых на раны(..)
Саркоколлин, заменяющий в акварели гуммиарабик, сообщает краскам поразительные блеск и интенсивность. Сверх того, краски, тертые на саркоколлине, не так легко размываются кистью, как с гуммиарабиком, что позволяет делать лессировки по гуаши и значительно облегчает наложение одного тона на другой. Недостатком этих красок является то, что, засохнув на палитре, они почти не растворяются; (..)Разводя краски водой со спиртом, взятых в разных соотношениях, и даже чистым спиртом, можно варьировать быстроту высыхания, что иногда бывает очень удобно. (..)
Очень удобна такая живопись при отделке стен жилых помещений, где не хотят пользоваться масляными красками. Этот род акварели не следует покрывать фиксативом, так как последний содержит спирт.
Ж. Вибер " Живопись и ее средства"(1897)

САРКОКОЛЛА

Sarcocolla ( греч. σαρκοκόλλα) — точно не идентифицированное дерево. В XXIV, 128 Плиний пишет, что некоторые считают и саркоколлу (в данном случае — гумми) соком акации (spinae lacrimam, букв.: «слезой спины»); она похожа на мелкий помол фимиама. Диоскурид (III, 85) сообщает, что саркоколла — это сок дерева, растущего в Персии (она похожа на тонкий помол фимиама и т. д.). Некоторые идентифицируют дерево саркоколлу как персидскую Penaea sarcocolla (в словаре Лиддел-Скотта саркоколла идентифицируется как Astragalus fasciculifolius).(..)гумми-саркоколла применялась для приготовления клеевых красок.
«Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве.» Пер. с латинского, предисловие и примечания Г.А. Тароняна. Москва, 1994.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
http://dic.academic.ru/dic.n...
http://ru.m.wikipedia.org/wi...
http://annales.info/ant_lit/...

Отправить комментарий

культу_ология:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.