ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь представлены эксперты и мастера реставраторы.
 

Tигель для плавки стекла

Аватар пользователя Mika

Идентификация
Объект: тигель для плавки стекла
Массы: максимальная высота 50,5 см, максимальная длина 74 см, максимальная ширена 58 см
Место находки: стекольная мануфактура в Хольцене, FSt.-Nr.: 14
Владелец: Kulturzentrum, Weserrenaissance Schloss Bevern, Archäologische Denkmalpflege
Датировка: середина XVII века


Описание объекта
Тигель предназначался для выплавки так называемого «лесного» светло зелёного прозрачного стекла используемого по большей части для изготовления бутылок. Дно имеет форму полукруга. Максимальная толщина донышка составляет 11,8 см. Днище имеет следы подсыпки, в качестве которой применялся песок. Стенки сосуда расширяются к верху и имеют максимальную толщину 4,6 см. Вся внутренняя поверхность тигля покрыта многослойными подтёками стекольной массы, цвет которой варьирует от светло-серого, до тёмно-коричневого. На дне плавильного тигля сохранились остатки стекольной массы толщиной около 2,5 см..


Тигель из глины с добавлением шамота. Максимальный размер частиц – 3,5 мм.

Состояние до консервации
Археологическая находка. Объект сильно фрагментирован и состоит из 129 частей. Сохранилось около 65% формы сосуда. Как и каждая археологическая находка на поверхности керамики, в особенности в трудно доступных местах (сколах, трещинах и порах) присутствуют загрязнения, представляющие собой отложения почвы.
Края фрагментов частично выщерблены, но всё же имеют точную состыковку с близлежащими частями.
Подтёки стекла на внешней стороне тигля местами имеют утраты и значительные сколы на торцах фрагментов. Всё внешнее стекло покрыто сеткой трещин (кракле) и имеет следы коррозии.
Видимых солей и повреждений, вызванных ими, на поверхности керамики не наблюдается, но это не говорит об их отсутствии.

Цель работы
Тигель был направлен на консервацию/реставрацию, чтобы в последствии быть выставленным в музее. Цели работы: очистка от поверхностных загрязнений, закрепление фрагильных участков и отслаивающихся пластинок стекла, реконструкция (восстановление) формы, восполнение утрат, а также их колорирование.
Все меры должны обеспечивать определённую обратимость (реверсивность) проведённой работы.
Консервация
Очистка от загрязнений и закрепление
Корродированное высохшее археологическое стекло очень чувствительно к повторному намоканию. К тому же, поверхность объекта покрыта многослойными подтёками стекла, которые имеют фрагильную структуру и местами плохо связанны между собой. В связи с этим было решено отказаться от промывки солей, а так же было решено проводить очистку «по сухому».
Практически все остатки почвы удалось удалить при помощи мягкой обрезанной кисточки и скальпеля. В завершении места сколов были протёрты раствором спирта (1:1).
Отслаивающиеся пластинки стекла были закреплены 2% раствором Paraloid B72 в ацетоне.
Перед началом склеивания торцы фрагментов закреплены и изолированы “с кисти” 3%-м раствором Paraloid B72 в ацетоне. Фрагменты просушивались в естественных условиях до полной полимеризации.
Склеиваний фрагментов
Для склейки фрагментов был применён реакционный клей на базе ММА.





Утраты стенок сосуда были восполнены доделочной массой на основе эпоксидной смолы ARALDIT® AW 106 / HV 953 U и кварцевого песка (F 63) в соотношении 1:30.
Перед нанесением массы поверхность сломов была изолирована 5 % р-ром Парадоида Б72 в ацетоне. Такой слой препятствует проникновению эпоксидной смолы в глубь керамики и обеспечивает реверсивность.





Консервация вместо реставрации

Средняя оценка
(2 голоса)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
262
points

Колорирование (Реставратор Моника)
Поверхность доделок была подкрашена масленой краской и покрыта акриловым лаком (старая школа).


Консервация вместо реставрации

301
point

Мика,простите-я плохо разбираюсь в реставрации керамики,но мне кажется,что музей мог позволить себе экспонировать законсервированный экспонат. А реконструкцию всегда можно показать рядом... Почему реставрация?

222
points

Такой заказ. Археолог хотел для музея полностью отреставрированный экспонат. Поэтому и пришлось реконструировать венчик тигля. В реставрации керамики и стекла, это распространенная практика. В данном случае, оправданная, так как форма (размер) ясна. Но бывает и хуже, когда по двум черепкам восстанавливают весь сосуд.
Кстати, склейка тоже относится к реставрации. Несколько лет назад в институтах Германии ввели обучение по Болонской системе, так там первые три года (бакалавр) получался только консерватор, а значит клеить горшки он не имел права. Манипуляции, связанные с реставрацией, могли проводиться лишь после 3 лет обучения. По сути дела бред. В документации приходилось обосновывать склейку фрагментов, не как реконструкцию, а как меру, направленную на сохранение.

Консервация вместо реставрации

232
points

Меня смутил %дополнений

Отправить комментарий

к_льтурология:
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.