ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Глиняный антропоидный саркофаг из некрополя г. Анибы

Аватар пользователя Mika

Глиняный египетский антропоидный саркофаг из некрополя г. Анибы
Глиняный саркофаг из некрополя города Анибы в Нубии эпохи Нового царства (1552-1069 до н.э.). Такого рода антрапоидные саркофаги - типичное проявление этого времени. Регион распространения довольно обширный от Нубии до Передней Азии (Палестина, Иордан). В Египте места находок подобных саркофаги такой формы и конструкции концентрируются в дельте Нила.
Описание объекта
Объект: глиняный саркофаг
Объект тип: погребальная керамика
Место находки: некрополь возле города Аниба в Нубии
Материал: керамика
Размеры: высота - 175 см, диаметр нижней части - 34 см, максимальный диаметр верхней части – 53 см
Датировка: Новое царство, 19 династия (1292-1186 до н.э.)
Владелец: Египетский музей в городе Лейпциге

Фото 20-ых годов
Описание: Саркофаг состоит из двух частей: из самого саркофага, который воспроизводит форму мумии и крышки – маски со стилизованным изображением лица, причёски, груди и наложенных рук. В верхней части саркофага находится овальное отверстие, через которое мумия помещалась в сосуд . В последствие отверстие закрывалось крышкой - маской. Как саркофаг, так и крышки небыли раскрашены.
В самой верхней точки саркофага, а так же в днище расположены два параллельно лежащих отверстия примерно 4 см в диаметре.
История
Аниба (египетское название: Миам) поселение, которое в последствии переросло в город, расположен в нижней Нубии примерно в 230 км южнее от Ассуа на берегу Нила.
В Среднем царстве, Аниба являлась приграничной крепостью. В Новом царстве город относится к одному из крупнейших городов нижней Нубии.
В 1912-1914 и 1930-1931 в пригородной черте на территории некрополя производились раскопки. Руководил раскопками немец Георг Штаиндорф. Саркофаг был найден в разорённом погребении номер 90.
Техника изготовления
Скорей всего, для изготовления саркофага использовали местное сырьё, а именно глину из дельты Нила. Во избежание при сушке и обжиге трещин, в глину был добавлен песок, а так же выгорающий наполнитель – солома.

Не полностью выженные остатки соломы на крышке саркофага
Сосуд изготовлен в так называемой шнуровой технике, при этом шнуры из глины накладывались друг на друга по спирали и заглаживались. При изготовлении не использовалась крутящаяся подставка, хотя гончарный круг был уже известен в то время.
Из нутрии, в нижней части саркофага, поверхность была заглажена руками.

Внутренняя поверхность саркофага


Вся остальная поверхность была заглажена с помощью дощечки.


Под конец, в самой верхней части сосуда внутренняя сторона сосуда не была заглажена вовсе, так как было совершенно невозможно через маленькое отверстие это заделать.

В нижней части саркофага по центру днища расположено такое же маленькое отверстие. Назначение этих отверстий не известно. Либо они предназначались для транспортировки готового продукта, либо носили вентиляционный или религиозный характер. В последнем я очень сомневаюсь. Скорей всего всё же отверстие имели техническое предназначение.

Консервация вместо реставрации

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
156
points

В завершении на поверхности сосуда была смоделирована маска, а точнее изображение лица, причёски, ушей, груди и наложенных рук.


Лишь после этого, крышка – маска была вырезана тонкой деревянной рейкой из самого сосуда. Следы рейки отчётливо видны на внутренне части саркофага.

Затем саркофаг был перенесён под навес или внутрь помещения для дальнейшей сушки. Переносили два человека, отпечатки рук которых хорошо просматриваются как на днище, так и на теле сосуда. Вырезанная маска была вставлена на прежнее место и закреплена бечевкой. Скорей всего, это было необходимо, чтобы при сушке маска не деформировалась.



Саркофаг был обожжен в открытом огне, как например это до сих пор делают в Африке, Непала и Индии.
Фотки коллеги Михаила: Непала (Брокар), 2007 год



Температура обжига была примерно 850-900 градусов. Доступ кислорода, а значит и температура обжига была не равномерной. Маска, похоже, лежала с краю и поэтому частично была обожжена при более низких температурах. На это указывает не полностью выгоревшая солома. Саркофаг обжигали в вертикальном положении.




Консервация вместо реставрации

225
points

Состояние до реставрации
После раскопок в 20-тых годах саркофаг был целим. Лишь маска имела несколько трещин и небольшие утраты. В музеях в то время особо не морочились с экспонатами, и, просверлив четыре дырки в крышке и четыре дырки в самом саркофаге, прикрутили железной проволокой маску к самому саркофагу, чтобы она не выпадала.



Со временем, маска совсем развалилась, и её склеили каким-то органическим клеем. Скорей всего это был костяной или рыбий клей. Клеили не очень аккуратно, так что обратная сторона имела значительные подтёки в разных направлениях. Установить, что за именно клей использовали - не удалось, так как позже во время войны, когда Лейпцигский музе был разбомблен, объект подвергся термическому воздействию. Проще говоря - был пожар. Как установил анализ, последний обжиг производили в 40-50-тых годах 20-го века, что подтверждает эту гипотезу. Никакой документации по предыдущей реставрации, к сожалению, не сохранилось.








При бомбёжке, или после в суматохе послевоенных времён саркофаг был разнесён на кусочки. Судя по сколам, что-то рухнуло или кто-то специально ударил объект, так что он превратился в груду черепков. По все видимости, тогда же и пропали, или были «приватизированы» части маски, а именно лицо.
Долгое время части саркофага хранились в простой коробки и лишь в конце 90-тых годов части были собранны воедино. Клеили, конечно, самым популярным на сей день в Европе клеем, а именно «Археоколом», попросту нитратом целлюлозы. Склейка проводилась пунктуально, что не совсем обеспечивало стабильность объекта. В дополнение, в нутрии самого сосуда были установлены растяжки из лески.





В дополнение: когда саркофаг лежал в склепе в горизонтально положении (так же он там находился долгое время и в вертикальном) произошло накопление солей, по большей части хлоридов и нитратов, что привело к утрате поверхности керамики с обратной (нижней) стороны сосуда.




Консервация вместо реставрации

148
points

Концепт
В общем: разобрать, очистить, обессолить, закрепить, собрать, дополнить и подумать, как и при каком свете лучше всего выставлять k) .
Что бы расклеить саркофаг, было изготовлено две камеры из досок и полиэтилена. В камеры помещались чашечки с ацетоном. Пары ацетона размягчили клей, что дало возможность без проблем рассоединить склеенные части саркофага. Остатки клея удалялись механически. В завершении поверхность скола чистилась с помощью ватных тампонов и растворителя. Клей из пор был удален при помощи компрессов.



Некоторые фрагменты были расклеены простым иньецированием растворителя. Остатки клея так же были удаленны механически и с помощью тампонов.



Для доделок и заполнения швов была разработана масса на основе кварцевого песка и кварцевой муки с различным соотношением. Цвет массы подбирался под определённый участок. Для подкраски использовались минеральные пигменты (оксиды железа, умбра, кирпичная мука). В качестве цемента использовался коллоидальный раствор оксида кремния фирмы «Бадкёстриц» 3550.




В качестве клея использовалась реакционная акриловая смола на основе ММА и Паралоида Б44. Наполнитель: кирпичная мука и стекло. Перед нанесением клея поверхность скола изолировалась Паралоидом Б72.


По мере того, как восстанавливалась форма саркофага, были произведены дополнения и заделка швов.

Консервация вместо реставрации

172
points

Большие по площади дополнения были выполнены по следующей схеме:
- снята форма. Для формы использовался мягкая полеуритановая пена
- каркас из кварцевого песка и эпоксидной смолы 30:1. Армирование: два слоя стекловолокна.





Консервация вместо реставрации

145
points







Консервация вместо реставрации

259
points

Спасибо большое за замечательный материал и фото! Немного смущает правомерность дополнений и имитация на них фактуры авторской поверхности. Как поведут себя реставрационные вставки со временем?

271
point

Добрый день
Фактура поверхности и цвет отличается от оригинала. Фотки слишком маленькие, а так видно даже не профессионалу, если подойти поближе.
Материал доделочной массы, кварцевый песок, толчёная керамика (порошок) и коллоидальный р-р SiO2 фирма «Бадкёстриц» 3550. Минеральные пигменты: оксиды железа, охра и умбра. В общем, всё материалы очень устойчивы ко времени. Даже на улице такие доделки стоят под дождями и снеком годами и не изменяются. Масса чуть мягче, чем сама керамика. Единственный недостаток – доделки удаляются только механически (за исключением больших участков).

Консервация вместо реставрации

175
points

Спасибо огромное за интересный дневник!
Подскажите, какая марка эпоксидной смолы использовалась при создании каркаса?

182
points

Araldite и Epo (distributed by CTS-Europe) самые применяемые для реставрации эпо-смолы: в этом случае наверно Epo 150. Мы применяли Araldite для апликации больших и очень тяжелых мозаичных плиток на деревянной основе.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.