ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Атрибуция картины «Кораблекрушение» XVIII в. из Череповецкого музейного объединения.

Аватар пользователя Юлия
Картина «Кораблекрушение» XVIII в. из Череповецкого музейного объединения.

В мае 2006 года в Вологодский филиал ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря обратилось руководство Череповецкого музейного объединения с просьбой провести противоаварийные и консервационные работы на девяти картинах, пострадавших во время аварии, вызванной прорывом труб отопления, в фондохранении музея. В числе этих картин оказалось полотно, значащееся в Череповецком музее как произведение неизвестного художника под названием «Кораблекрушение», XIX в.(ЧерМО 67/20, холст, масло, 59,5 х 97 см). По сведениям сотрудников Череповецкого музейного объединения, картина поступила в фонды музея в 1926 г. из Ленинградского отделения хранилища Государственного музейного фонда как копия с одного из морских пейзажей известного французского художника XVIII в. Клода Жозефа Верне (1714-1789). (Илл.1, Илл.2).

В процессе визуального исследования сохранности памятника до реставрации было проведено изучение состояния неравномерной пожелтевшей покровной пленки при помощи переносной лампы с ультрафиолетовым излучением, показавшее следующие результаты:

1. В УФ-лучах просматривается плотный, почти непрозрачный покровный слой желтоватого цвета, расположенный по всей поверхности картины, с незначительными потёртостями по её краям.

2.  В средней нижней части картины, на изображении прибрежных камней, имеется подпись по-французски «J.Vernet», малозаметная при обычном дневном освещении. В УФ-лучах достаточно отчетливо просматривается темный контур подписи, написанной скорописью масляной краской, что свидетельствует о её нанесении поверх покровного слоя.

3. В нижней части картины, под подписью, обнаружено темное пятно тонировки с неровными границами, также лежащее на покровном слое. При  обычном дневном освещении тонировка соответствует цветовой гамме окружающей авторской живописи и на общем фоне картины не выделяется(Илл.3).

Исследование живописной поверхности произведения в УФ-лучах и обнаружение подписи подтвердили тот факт, что картина действительно связана с Верне. Но каким образом? Утверждать, что она является копией одной из его работ, без тщательного изучения творческого наследия художника, нельзя. Судя по тому, что обнаруженная подпись Верне лежит поверх лакового покрытия, можно лишь высказать сомнение в ее подлинности, ни коим образом при этом не отрицая авторства.

Согласно решению реставрационного совета Вологодского филиала ВХНРЦ, учитывая состояние картины, а также то, что отреставрированное произведение несомненно обогатит и украсит коллекцию масляной живописи Череповецкого музейного объединения,  на памятнике решено провести полный цикл консервационно-реставрационных работ, включающих в себя работу по регенерации, утоньшению и выравниванию лаковой пленки . (илл.4)

В процессе реставрации картины, после выполнения операции регенерации, лаковая пленка приобрела прозрачность, в результате чего малозаметная тонировка, расположенная в нижней части картины, под подписью, стала визуально выделяться на общем фоне окружающей авторской живописи. Поскольку тонировка положена поверх лакового покрытия, было  принято решение ее удалить, не воздействуя на покровный слой. Именно в этот момент картина и приоткрыла завесу тайны своего происхождения: в процессе удаления тонировки под ней совершенно неожиданно стали просматриваться латинские буквы. Как потом оказалось, тонировка перекрывала собой другую хорошо читаемую подпись по-французски, а именно: «P.Wallaert»(илл.5),
справа от которой были обнаружены арабские символы «١٧٧٨». При просматривании подписи в УФ-лучах выяснилось, что она лежит не на лаковом покрытии, как подпись Верне, а под ним. При изучении подписи под микроскопом МБС-10 выявлено, что она нанесена полупрозрачной краской темно-коричневого или черного цвета поверх красочного слоя. В результате проведенных исследований были сделаны два предположения. Во-первых, подпись может принадлежать французскому художнику Пьеру Жозефу Валлеру (Pierre Joseph Wallaert) (1753-1812), жившему и работавшему во Франции. Во-вторых, арабские символы «١٧٧٨»,  обозначающие цифры 1, 7, 7 и 8 соответственно, составленные вместе, наводят на мысль о предполагаемой дате создания картины, а именно 1778 г. Эта дата  хорошо вписывается в годы жизни художника, который в 25 лет вполне мог достичь определенного профессионализма для создания произведения такого уровня, как картина «Кораблекрушение» из Череповецкого музейного объединения, требующего от автора не только теоретических знаний в области техники и технологии масляной  живописи, но и умелого их применения на практике.

     Итак, чтобы узнать более подробные сведения о французском художнике Пьере Жозефе Валлере и его творчестве, в процессе поисков было сделано обращение к электронной базе данных Министерства Культуры Франции под названием «Джоконда» (Ministére de la culture – base Joconde) . Среди  нескольких произведений Пьера Жозефа Валлера, обнаруженных в базе, первоочередной интерес вызвала картина с таким же названием «Кораблекрушение» (Le Naufrage), датированная IV четвертью XVIII в. и находящаяся на хранении в Музее изящных искусств в Марселе (musée des beaux-arts (Marseille, France)) . Чтобы узнать более подробные сведения и об этой работе, и о художнике, ее написавшем, автор реставрации письменно обратилась к французским коллегам в Марсель, в Музей изящных искусств   с просьбой помочь в поисках нужной информации и, если это возможно, выслать изображение находящегося у них морского пейзажа. К письму прилагалось изображение картины из Череповецкого музейного объединения. Благодаря любезности французских коллег, а именно сотрудника музея Люка Жорже, ответ на запрос скоро был получен. В ответном письме говорилось, что имеющаяся в Музее изящных искусств картина «Le Naufrage», принадлежащая кисти художника Пьера Жозефа Валлера, очень близка по стилю к картине «Кораблекрушение» из Череповецкого музейного объединения, автором которой, судя по изображению, скорее всего тоже является П.Ж.Валлер. В подтверждение своих слов Люк Жорже выслал изображение картины «Le Naufrage», 1784, № 239, 128х165; из Марсельского Музея изящных искусств(илл.6).

Действительно, сравнивая оба пейзажа, нельзя не обратить внимание на ряд определенных сходств не только в их общем композиционном построении, но и в изображении отдельных деталей.

Первое, на что обращается внимание, это схожее расположение основных составляющих композиции: на обеих картинах две трети живописного пространства занимает небо. В левой его части, над морем, изображен просвет  в облаках, из которого пробиваются солнечные лучи. Еще один просвет имеется над маяком, расположенным на скалистом берегу справа. На передних планах можно наблюдать разбивающиеся о камни парусники, прибрежные валуны, спасенных от гибели людей. На той и другой картинах идентичны изображения борющегося с волнами корабля, расположенного на заднем плане.

Во-вторых, нужно отметить применение художником одних и тех же  отработанных  живописных приёмов в процессе создания обеих картин. В частности, даже при поверхностном взгляде, бросается в глаза одинаковый подход к изображению неба. Наблюдается не только сходное построение облаков, туч, солнечных лучей, но и их колористическое решение.

В-третьих, для написания той и другой картины художник выбирает горизонтальное расположение холста.

Конечно, делать определённые выводы, не видя воочию французского оригинала, довольно сложно, но, тем не менее, даже такой поверхностный сравнительный анализ подтверждает предположение одного и того же авторства обеих картин.

Что же касается самой подписи «P.Wallaert», то, как сообщает французский коллега, скорее всего подпись подлинна, поскольку если бы в XVIII в. и стали подделывать подпись на морском пейзаже, то подписались бы фамилией Верне, а не Валлер. Из этой информации стало ясно, почему подпись П.Ж.Валлера оказалась перекрыта тонировкой, и поставлена подпись более известного художника Жозефа Верне. По всей видимости, это было сделано для того, чтобы поднять оценочную стоимость картины.

Что касается подписи Жозефа Верне, то визуально можно отметить явное её отличие от подписей Верне на других его работах. (илл.7, подпись1-подпись6) .

К сожалению, уважаемый Люк Жорже не смог предоставить более полных сведений о биографии художника, кроме тех, которые были указаны при продаже в июне 1995 г. на аукционе «Сотбиc» ещё одной картины П.Ж.Валлера под названием: «Scéne de naufrage» («Сцена кораблекрушения»), которая, судя по присланному черно-белому изображению, имеет определенное сходство с первыми двумя. (илл.8).

Под изображением расположен текст следующего содержания: «Pierre Joseph Wallaert  1753/55 – около 1812. «Сцена кораблекрушения», холст, масло, 97,5х133 см, в старинной резной раме из дерева с позолотой,  подписана и датирована внизу справа: «Wallaert Pinx 1786». Ученик Лилльской школы живописи Пьер Валлер оставался, в основном, художником своего края, работая сначала в Лилле, своем родном городе, а затем в Тулузе, где родилась его жена. Он выставлялся в Парижском Салоне с 1793 года, и был принят в члены академии художеств в Марселе, Лилле и Тулузе. Художник часто выставлялся  в разнообразных салонах этих городов. Огромное влияние на его стиль оказал художник Жозеф Верне своими итальянскими и морскими пейзажами. Источник: картина была приобретена Обществом Друзей художников, которое было создано в Тулузе в 1809 году. В свою очередь, ее купил у Общества родственник нынешнего хозяина. Цена: 60 тыс. – 80 тыс. французских франков». (Sotheby’s, 30 июня 1995 г.)

Что же касается самой фамилии Wallaert, то, по ряду признаков, она скорее всего имеет бельгийские или голландские корни, поскольку носители этой фамилии жили на границе нынешней Бельгии. На русском языке имя и фамилия художника, согласно правилам французского языка, звучат следующим образом: «Пьер Жозеф Валлер».

Какие же выводы можно сделать из всего вышесказанного? Пока не проведен тщательный анализ картины «Кораблекрушение» из Череповецкого музейного объединения, включающий в себя также и технико-технологические исследования, нельзя с полной уверенностью утверждать, что это живописное полотно принадлежит кисти французского художника Пьера Жозефа Валлера. Автор реставрации надеется, что сделанные им первые шаги в атрибуции памятника, описанные в статье, заинтересуют специалистов в области изучения творческого наследия французских художников-маринистов XVIII – XIX вв., и работа в этом направлении будет продолжена. Вполне вероятно, что результаты этой работы окажутся положительными, и всемирный фонд культурного наследия пополнится еще одним произведением  французского художника Пьера Жозефа Валлера .

Средняя оценка
(6 голосов)
 
 

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
78
points

От меня, как от автора, - большая благодарность коллегам с форума за наводки))) Спасибо, друзья)))

85
points

Статья опубликована в сборнике «Реставрация и исследование памятников культуры Русского Севера (Вологда. Издательство «Арника». 2011 г.). Стр.259-267.

78
points

Уважаемая Юлия. В тексте есть ссыли на иллюстрации .Мне их не найти. Они в сборнике?

144
points

Уважаемая Юлия! Как вы сами понимаете, научной атрибуцией, все это назвать довольно сложно.Вам предстоит довольно интересная и сложная работа на этом поприще. Очень торопитесь! Не спешите.

169
points

Уважаемый larsen! Иллюстрации есть в сборнике. Но если удастся, я выложу их здесь. Вообще-то мое название было "Первые шаги в атрибуции..." и так далее, но наш главный составитель её переименовал. Главная цель статьи - привлечь специалистов, потому что я - практик, а это дело искусствоведов)))

92
points

Вот, добавила картинок.

104
points

Как реставратор, вы с работой справились замечательно!

177
points

Спасибо)

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .
Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РЕСТАВРАЦИОННЫХ ОТЧЕТОВ И ДНЕВНИКОВ

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.