ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы. Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
 

Кстати - Ткань

Аватар пользователя Inform
157
points

Цитаты по реставрации ткани со ссылкой на источник. Цель: Обозначение базовых акцентов по реставрации ткани. Изображения прямо или косвенно связаны с цитатой. Подписи к фотографиям появляются при наведении курсора мышки. Цитаты с высокой оценкой переходят в «Полезность».

Составители: Inform

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить настройки".
203
points

Святой Георгий. Коптская ткань. VI-VII вв. Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Сохранность музейных тканей зависит от ряда факторов, главный из которых - естественное старение. Процессы старения вызываются сменой влажности и температуры, воздействием ультрафиолетовых лучей, влиянием микроорганизмов. Другим фактором, определяющим состояние сохранности тканей, являются разрушения, причиненные тканям при их использовании. Это касается главным образом одежды, знамен, ковров. Самые характерные разрушения - ослабление нитей, выцветание красителей, разрывы, утраты, сечения.

109
points

Я бы сформулировал следующим образом:
"Причины разрушения изделий из тканей:
- энтропия (самопроизвольные процессы),
- воздействие внешних естественных факторов (температурно-влажностный режим, освещение, микробиология и пр.),
- условия бытования (износ, провисание, загрязнения и пр.),
- реставрационное вмешательство."

С.С. Давыдов, художник-реставратор высшей квалификации

134
points

Гнев Ахилла. Шпалера по картону Рубенса. 1630—1635 гг. Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам.

Ткани, хранящиеся в музеях, в основном из натуральных волокон; это изделия из шелка, хлопка, льна, шерсти. Шелк и шерсть относятся к волокнам животного происхождения, состоящим из белков. Основным веществом растительных волокон (хлопок, лен, джут, пенька и др.) является целлюлоза, относящаяся к классу углеводов. Как и все натуральные волокна, музейные ткани подвержены процессам старения, в результате которых происходят существенные изменения первоначальных показателей волокна: прочности, мягкости, гигроскопичности, эластичности и т.д. В зависимости от условий, в которых ткань хранилась, от характера обработок при реставрации этот процесс может ускориться или замедлиться.

106
points

Фотография флага царя Московского

Известно применение как кислотных, так и прямых красителей, но чаще всего древние ткани окрашивались красителями, которые извлекались из различных растений (сафлора, марены, гранатовой корки) и насекомых (пурпур, кошениль, червец). Эти красители, также как и синтетические, могут ускорять или замедлять процесс разрушения ткани. Такого рода разрушений было обнаружено на шелковом флаге Российско-американской компании 1808 г. (из собрания знамен и флагов Эрмитажа), состоящем из трех полос (белой, синей и красной). Белый шелк совершенно разрушился, синий - частично, а красный сохранился хорошо.

102
points

Электростатическое электричество в действии.

Структура самого ткацкого переплетения способствует скоплению грязи между волокнами, из которых состоят нити. Грязь прилипает к материалу. Сцепление происходит и посредством двухстороннего смачивания грязи и ткани промежуточным слоем (растительные масла, жиры и т.д.). Кроме того, на волокнах образуется электростатическое электричество, притягивающее частицы пыли. До способности к электризации натуральные волокна располагаются в следующий ряд: шерсть, шелк, хлопок, лен. Пыль, собирающаяся на ткани в процессе хранения, содержит как органические частицы (сажа, остатки различных волокон), так и неорганические (кремнистые, известковые, глинистые), которые при большой влажности могут образовывать локальные концентрированные растворы агрессивного характера.

111
points

Хозяйственное мыло

Поверхностно-активные вещества делятся на обычные натуральные мыла в виде солей жирных кислот и синтетические ПАВ. Многие зарубежные авторы указывают на применение сапонинов - вытяжки из растений, которые используются для очистки слабых текстильных изделий. Они обладают нейтральным действием и создают обильную пену. Все синтетические поверхностно-активные вещества в зависимости от свойств, проявляемых ими при растворений в воде, классифицируются на ионогенные и неионогенные. Ионогенные ПАВ в водных растворах диссоциируют на ионы. Если органический ион заряжен отрицательно, то такие ПАВ относят к анионактивным, если положительно - к катионактивным. Амфолитные ПАВ способны ионизироваться в водной среде в зависимости от pH; в кислой среде они ведут себя как катионактивные, в щелочной - как анионактивные ПАВ. Неионогенные поверхностно-активные вещества в водной среде не диссоциируют на ионы. Свойства ПАВ можно изменять, применяя их комбинации и добавляя к ним органические и неорганические вещества.

103
points

Процесс расщепления ферментом (Э - энзимом) субстрата(С).

Ферменты - это сложные органические вещества, образуемые живыми клетками (например, некоторыми плесенями), которые обладают свойством гидролитически расщеплять высокомолекулярные органические соединения на растворимые вещества. Эффективность ферментов в значительной степени ограничена, т.к. они весьма чувствительны к температуре и величине рН. Ферментативные препараты имеют то достоинство, что вообще не вредят целлюлозным волокнам, но для белковых волокон их нельзя использовать. Наиболее популярные средства, которые готовятся из панкреозы, это прежде всего панкреатин, трипсин, химонтрисин. Наибольшую эффективность эти вещества имеют при температуре 40°С и рН 8,2-8,6.

118
points

Чертеж ткани, наклеенной на тюль.

Применение натуральных клеев для укрепления музейных тканей в отечественной реставрации практикуется более ста лет. Впервые в 1861 г. натуральным клеем, основу которого составляли мука и желатин, были сдублированы на тиль знамена в Оружейной палате и в Артиллерийском историческом музее. На основании этого опыта в 1960 г. на Всесоюзном совещании по консервации и реставрации музейных и художественных ценностей Н.Н.Семеновичем была предложена методика реставрации тканей наклейкой на тюль, изложенная затем в книге.

152
points

Кимоно фурисодэ. XIX в. Шелк, ручная роспись, окраска юдзэн-дзомэ. Государственный музей искусства народов Востока

В основе процесса консервации лежит создание на поверхности волокон тонкой защитной пленки, замедляющей разрушение ткани. В качестве защитной консервирующей пленки в практике отечественной реставрации применяется закрепитель-аппрет, предложенный Семеновичем. В его основе - мучной клей 1%-ной концентрации. <…> Сотрудниками ВЦЦИЛКР рекомендованы составы, защищающие экспонаты из льна от воздействия внешней среды в музеях под открытым небом. Предложенные составы разработаны на основе кремнийорганических соединений и акриловых полимеров. <…> Зарубежные специалисты для пропитки ветхих тканей предлагают синтетические смолы, поливиниловый спирт, этилцеллюлозу, поливинилбутираль, полиметакриловый эфир и растворимый нейлон. <…> После испарения растворителей на ткани остается прозрачная бесцветная пленка.

180
points

Российско-Палестинская Иерихонская археологическая экспедиция, июль 2010.

Существовавшие ранее способы консервации археологических тканей предполагали начало работы над ними только в реставрационной лабораторий. К этому моменту обычно тканям уже нанесен ущерб при извлечении из земли и транспортировке. Метод, разработанный ВЦНИЛКР, позволяет начать работу над археологическими текстильными находками непосредственно в раскопе. Слежавшиеся ткани обычно спрессованы настолько, что механически отделить их друг от друга невозможно. Чтобы избежать повреждения текстильных остатков при снятии с костяка применяется пропитка их органическим растворителем - перхлорэтиленом. Орошение тканей перхлорэтиленом приводит к тому, что после испарения растворителя слежавшаяся древняя одежда легко расслаивается. Таким образом удается отделить ткани послойно и на месте находки начать исследования древней одежды. На этом этапе необходимы фотофиксация я зарисовки.

 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2017)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2017)


Есть ли у вас друзья реставраторы?

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.

ЕЖЕГОДНЫЙ КОНКУРС ЛУЧШИХ РАБОТ ВЕРНИСАЖА И ВЕБ-ПОРТФОЛИО

БИБЛИОТЕКА РЕСТАВРАТОРА

RSS Последние статьи в библиотеке реставратора.

НазваниеАвтор статьи
УЧЕБНИК РУССКОЙ ПАЛЕОГРАФИИ (1918) Щепкин В.Н.
МАТЕРИАЛЫ И ТЕХНИКА ВИЗАНТИЙСКОЙ РУКОПИСНОЙ КНИГИ Мокрецова И. П., Наумова М. М., Киреева В. Н., Добрынина Э. Н., Фонкич Б. Л.
О СИМВОЛИКЕ РУССКОЙ КРЕСТЬЯНСКОЙ ВЫШИВКИ АРХАИЧЕСКОГО ТИПА Амброз А.К.
МУЗЕЙНОЕ ХРАНЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (1995) Девина Р.А., Бредняков А.Г., Душкина Л.И., Ребрикова Н.Л., Зайцева Г.А.
Современное использование древней технологии обжига керамических изделий Давыдов С.С.