ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Все вышесказанное ясно рисует возможную перспективу наших собраний олова. Мы теперь знаем, что всему этому оловянному имуществу при известных условиях обязательно грозит величайшая опасность.

Предотвратить, по возможности, эту опасность—первостепенная задача хранителей этих собраний.

При этом надо помнить, что при создании условий, при которых серая модификация является неустойчивой (т. е. выше +18° С), а белая — устойчивой, серое олово (α-олово) может быть переведено обратно в белое (β-олово).

Для приостановки существующего, без сомнения, везде и во всех собраниях в каждом старинном оловянном предмете процесса разрушения от чумы упомянутые уже опыты и исследования профессора Когена в Утрехте дают надлежащие указания.

По сплавлении серого олова и по застывании его получается снова белое олово со всеми его свойствами. Этот способ давно был известен на складах нашего интендантства в Москве и неоднократно практиковался. Но такой способ, хорошо применимый для больших партий необработанного олова в слитках и болванках, не применим для лечения оловянных предметов наших музеев. Их в средневековье и в новое время переплавляли с употреблением старых форм или отливали с помощью новых. Не удивительно, что вследствие этого предметы глубокой древности до нас почти не дошли и что редчайшие дошедшие до нас оловянные предметы средневековья все за редкими исключениями задеты процессом перехода в серое видоизменение.

По сообщениям Когена, превращение серого олова (α-олова) в белое (β-олово) происходит почти мгновенно уже при температуре +40° С. Для большей уверенности в успешности результатов лучше, конечно, вести продолжительное нагревание в течение нескольких часов, сухое или мокрое, при более высокой температуре, но не выше 100°. Тогда серое олово будет превращено в белое. Таким образом, оловянные изделия наших собраний будут спасены от дальнейшей порчи процессом развития на них оловянной чумы.

Нельзя не обратить должного внимания на разрушение бронзовой надгробной дощечки 1593 г. в собраниях Копенгагенского музея. Металл дощечки на вид — довольно светлый, быть может это значительная примесь олова к меди. Дощечка разъедается болезнью; на ее поверхности имеются опухоли, разрушенные, облупившиеся места, где металл шершавый, черного цвета, имеются в краях сквозные отверстия, большей или меньшей величины, получившиеся от соединения нескольких изъязвлений. Все это во всех деталях повторяет в точности картину разрушения на упомянутых выше оловянных блюдах XVII в. дочерей царя Алексея Михайловича в ризнице Успенского девичьего монастыря в Александрове. Нельзя не усмотреть в этом разрушении надгробной дощечки новый вид заболевания музейного предмета в силу того, что в состав его материала вошла некоторая доля олова. Такие заболевания могут обнаружиться и в других металлических музейных предметах, в состав которых входит олово.

Выводы.

1. Необходимо выделить из оловянных коллекций все захваченные процессом превращения в серое олово предметы и побывшие сними в одинаковых условиях и помещениях оловянные изделия и кипятить их в продолжение не менее одного часа в чистой воде.

2. Отвести прокипяченным коллекциям новое, не зараженное пылинками серого олова помещение и очистить основательно прежнее.

3. Поддерживать в помещениях, где хранятся собрания олова, температуру около +18°С.

После кипячения оловянные предметы обтираются мягкой замшей или тряпкой, причем допускается применение мелкого так называемого «плавленного» мела.

Оловянная чума, встречающаяся везде, где имеются собрания олова, — настоящая музейная болезнь по словам профессора Когена. Вернуть предметам их прежний вид невозможно; там, где появились опухоли и где они осыпались, поверхность предметов после кипячения показывает те же опухоли и те же ямы: металлу возвращена только некоторая связанность материала; но самые предметы окончательно попорчены, их поверхность, смотря по стадии развития процесса разрушения, будет более или менее искалечена, лишена своего вида. Предметы потеряли часть своей красоты.

Дальнейшая очистка оловянных изделий от атмосферных налетов производится слабыми растительными кислотами или разбавленною соляною кислотой (до 10%). После такой очистки предметы должны быть тщательно промыты и высушены.

Первоисточник: 
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.