ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Вследствие того, что во время войны в ряде случаев наши музейные помещения не отапливались и температура в них зимою падала значительно ниже нуля, надо полагать, что в собраниях не осталось ни одного здорового оловянного предмета. Во всех на вид здоровых предметах процесс перехода в серое видоизменение (α-олово), т. е. процесс разрушения, уже начался и должен прогрессивно развиваться. На медленность этого процесса уже было указано.

Во время его развития, от первых пятен до полного разрушения оловянного предмета, можно отметить несколько стадий, наблюдаемых в виде явлений на его поверхности.

Первая стадия. «На ровном блестящем бело-серебристом тоне нового олова или тепловато-серой патине старинного получаются темно-серые пятна; эти пятна в иных случаях захватывают большую, другой раз всю поверхность предмета. 1

«Если же оловянные предметы в течение продолжительного времени, т. е. несколько лет, находились зарытыми в более или менее пропитанной влагой земле, доступной до известной степени морозу или во всяком случае в низкой почвенной температуре, то на их поверхности получаются белые налеты». 2

Таким белым налетом были покрыты несколько блюд, уложенных в ящик и вместе с ним в 1914 г. осенью зарытых в песочный грунт близ Петербурга на глубине метра от поверхности и затем обнаруженных в 1921 г.; почвенная температура была около 5° С; деревянный неплотный ящик представлял плохую защиту от почвенной сырости и от зимних и осенних осадков. Последние наносили, очевидно, пылинки серого олова (α-олово) на предметы, что ясно наблюдалось по рисунку белых налетов, являвшихся . результатом потеков верховой воды через щели ящика на находящиеся в нем блюда. Очевидно, несколько старых блюд довольно темного цвета находились выше, на вид совершенно здоровых, бело-серебристого тона; от первых, лежавших над вторыми, здоровыми, последние заразились; на них получились обильные беловатые налеты. «Предварительный анализ 3 соскобленного ножом налета показал нерастворимость его в слабых кислотах; в налете ничего, кроме олова, свинца и следов железа, не было найдено». 4 Под микроскопом белый налет рисовался неровной поверхностью, покрытой местами зернышками кругловатой формации.

В первой же стадии превращения в серое видоизменение находились, очевидно, блюда и оловеники и остальная оловянная столовая посуда царского двора в Москве в XVI—XVII вв.; 5 они обратили внимание на черноватый и тусклый вид всей этой оловянной посуды.

Первая стадия дезаггрегации была установлена на другом предмете, обследованном автором в 1924 г. в Дерпте, — большая кружка монастырской работы XV в., попавшая в землю, очевидно, зарытая в XVI в., во время набегов войск Ивана Грозного на Ливонию, и вынутая из нее в конце прошлого столетия.

Кружка была темного, но совершенно ровного цвета; разрушенных мест на поверхности невооруженным глазом не замечалось. Но микроснимок при увеличении в 300 раз дал зернистую структуру.

Вторая стадия. «На поверхности оловянных изделий получаются определимые невооруженным глазом мелкие прыщики и бородавки. Таким образом бородавковидными прыщиками покрыта чаша, 6 а также яблоко на ножке потира Русского музея в Ленинграде (муз. № 1282 Г. 5), ценного и редкого предмета оловянного производства XVII века». 7 Каждый прыщик — результат местного-опухания, прыщики полые. Если напильником отшлифовать опухоль, то вооруженному глазу представляется ямочка.

Присутствие таких опухолей и пустот в прыщиках объясняется уменьшением удельного веса олова при переходе в серое видоизменение. Так как эти опухоли различной величины и неравномерного расположения, определения удельного веса серого видоизменения олова у разных ученых в каждом случае дают новые цифры.8

Третья стадия. Упомянутые выше бородавки вспучиваются; верха осыпаются; получаются ямочки. Края этих ямочек несколько приподняты. Если перетереть по гладкой бумаге жестким карандашом поверхность с ямочками, на перетирке края рисуются определенными черными контурами, что вызвано их рельефностью. Под микроскопом эти края рисуются буроватым оттенком.

«Когда предмет покрыт белым налетом [см. выше], то в этой третьей стадии разрушения микроскопическое обследование ясно обнаруживает весь процесс: внутренняя часть опухоли представляет собою беловатую пленку, местами отошедшую от края, в этих местах при помощи микроскопа, можно определить черные блестящие кристаллы олова», причем 9 края выделяются рельефными и зернистыми и вместе буроватого с желтым оттенком». При дальнейшем развитии процесса пленки осыпаются; ямка выглядит черным пятном.10

Если кипятить продолжительное время покрытые белым налетом оловянные предметы, то после кипячения налет легко отделяется ножом; обнаруживается под налетом черноватая шершавая поверхность, на ней при помощи микроскопа можно видеть вышеупомянутые черноватые блестящие кристаллы.

Расположение по поверхности предмета бородавчатых опухолей второй стадии видоизменения белого олова и ямки третьей стадии иной раз указывают, каким путем инфицирующие пылинки серого видоизменения (α-олово) переносились на здоровую до тех пор поверхность предмета. Такое явление ясно наблюдается на трех блюдах в ризнице Успенского девичьего монастыря в г. Александрове б. Владимирской губернии. Инфекция направлена, очевидно, к одному краю блюда, будто пылинки миновали другой; на первом много ямок, и тем более, чем дальше от центра блюд, и тем меньше, чем ближе к другому. 11 Это явление повторяется в Александрове еще много раз. 12 Не была ли во время инфекции, т. е. тогда, когда пылинки серого олова наносились и приставали к поверхности блюда, одна его половина более доступна пылинкам, нежели другая?

В той же ризнице Успенского девичьего монастыря в Александрове имеется другое блюдо, где пятна расположены довольно своеобразно, будто от прикосновения блюда с грубой тканью на места прикосновения передавалась инфекция; так ясно на исподней стороне блюда отпечаталась в группировке больных мест структура ткани, т. е. выпуклые места перекрещивающихся толстых ниток. Очевидно, пылинки серого (α-олово) удержались на мокрой тряпке, с которою соприкасался низ блюда.13

Во всех этих упомянутых случаях очевидной инфекции не инфицированные поверхности имели свой белый серебристый вид.

Четвертая стадия. «Упомянутые выше ямки расширяются и углубляются; несколько соседних ямок сливаются в более крупные углубленные-пятна».14 На фоне этих пятен при помощи микроскопа можно наблюдать новые бородавки, новые опухоли; около них ясно рисуются кристаллы темного колорита.

Иногда отделяются от поверхности предмета целые пластинки. «Отделение таких пластинок можно наблюдать на блюде XVII в. Русского музея в Ленинграде (№ описи Г. 75), где направо от подписи некоторая часть поверхности уже разрушена» (см. рис. 3 Отчета Русского музея за 1922 г.). Одновременно направо от этих сплошных разрушений видны, кроме двух отдельных кругловатых пятен, около десятка мелких — все с приподнятыми краями.

Автор наблюдал отделение целых пластинок на блюде XVII в. после того, как это блюдо продолжительно, т. е. в продолжение часа или более, кипятили; опухоли были диаметром в 7—8 мм и больше; где несколько опухолей сошлись, отошла целая пластинка. Местами эти пластинки слегка держались, но ножом без труда снимались. Под ними получилось черноватое пятно, в котором под лупой были видны блестящие кристаллы.

«Пятая стадия разрушения оловянного предмета представляет собой прогрессивное развитие расширения и углубления больных мест. В ризнице Троицкого собора Успенского девичьего монастыря в Александрове на многих блюдах XVII столетия это разрушение в 1924 г. достигло уже полного развития. Помимо плоских и незначительных ямок получились глубокие и большие ямки и даже сквозные дыры». 15Края дыр осыпаются, предметам грозит катастрофа. Разрушение здесь развивается все скорее с расширением и умножением источников новых заражений и тем более, что ризница не отапливалась.

Сюда же относится случай с указанной уже кружкой XV в. в собрании Эстонского ученого общества в Дерпте. Эта кружка была зарыта в землю в XVI в., во время войны Ливонии с Московским государством; ее нашли в конце прошлого столетия после 300-летнего пребывания в земле. Кроме первой стадии разрушения, на ней оказалась большая разъеденная чумой дыра около ручки; т. е. «инфекция» сосредоточилась в одном месте. Остальная часть кружки оказалась покрытою темною обыкновенного патиною.

В бактериологической университетской лаборатории профессора А. Ю. Укке в Дерпте лаборантом С. Вишняковым кружка была обследована; анализ установил: 90,8 частей олова, 8,0 частей свинца, 1 часть железа. Проба была взята со дна кружки.

Были сделаны микроснимки прежде всего с шлифа, изготовленного из небольшого отщепа с здоровой на вид поверхности кружки, приклеенной канадским бальзамом к предметному стеклышку, затем отшлифованной и, наконец, опущенной в слабую азотную кислоту для точного выявления структуры. Снимок сделан при увеличении в 300 раз, источник света — вольтова дуга. Затем фотографировалось разрушение, причем порченое место не было отшлифовано, а просто взят гладкий осколок. Микроснимок с здорового на вид места кружки указывает на некоторую несвязанность металла при зернистости структуры. Микроснимок с порченого места при равном увеличении в 300 раз дал совершенно другой рисунок: поверхность металла состоит из множества отдельных зерен без связи и расположенных не в одной плоскости, а где выше, где ниже.

Шестая стадия. На той же только что обследованной кружке верх ручки около шарнира для крышки настолько разрушен, что гуртики, окаймляющие ручку, совершенно исчезли, исчезла также верхняя половина святого в нишке готического рисунка, заканчивающей верх ручки. Значит, в шестой стадии разрушения осыпаются не только края разъеденных мест в виде темно-серого порошка, но исчезают части поверхности, образуются дыры с зернистыми краями свинцово-серого цвета. Разрушение при наличии разрастающейся инфекции все ускоряется. Завершается катастрофа окончательным разрушением предмета.

_________

1 И. Гальнбек, ук. соч., стр. 68.

2 Там же, стр. 69.

3 Этот анализ сдеган научным сотрудником Института археологической технологии Н. А. Жирновой.

4 Анализ Н. А. Жирновой.

5 Bruckner, Geschichte Russlands (Olearius, Persianische Reisebeschreibung).

6 И. Галыбек, ук. соч., стр. 69, рис. 1.

7 Там же.

8 Foullon, Ueber Kristallisiertes Zinn, Jahrbuch der Geologischen Reichsanstalt, т. XXXIV, 1884 г., стр. 386.

9 И. Гальнбек, ук. соч., стр. 70.

10 И. Гальнбек, ук. соч., стр. 70, рис. 2.

11 Там же.

12Johannes Gahlnback, Russisches Zinn, I, Moskau-Leipz., 1927 г., 71, стр. 23, 62.

13 Там же, рис. 33.

14 И. Гальнбек, Оловянная чума, стр. 71.

15 И. Гальнбек, Оловянная чума, стр. 72, рис.4.

Первоисточник: 
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.