ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

В наших музейных собраниях оловянные предметы большой древности совершенно отсутствуют. Известна лишь одна южно-русская чаша XIV в.; сохранность ее удовлетворительна. Оловянные предметы XVI в. большая редкость. В Русском музее в Ленинграде имеется лишь один, а именно артосная большая панагия (муз. № 721/Г 36), которую надо отнести к половине XVI в. Имеются здесь еще две тарели XVII в. В Историческом музее в Москве имеются только две тарели XVI в. работы мастерской оловянишника Кириака Клинта (1542—1579), да еще несколько блюд XVII в.; остальное, весьма немалое собрание оловянных изделий этого музея относится к XVIII и XIX векам. Во всех остальных больших музеях СССР оловянные изделия старше XVIII в. отсутствуют.

Можно полагать, что они погибли от всяких случайностей, но, без сомнения, они разрушались и погибали в значительной мере от оловянной чумы, как разрушался и разрушается целый ряд блюд и мисок из казны царевны Татьяны Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича, и из казны его дочерей Феодосии Алексеевны и Софии Алексеевны (в ризнице Троицкого собора Успенского девичья монастыря в Александрове).1

Оловянного чумою (англ. tin pest, франц. tine plaque, нем. Zinnpest) называется своеобразное явление, разрушающее олово и оловянные предметы. Оно наблюдалось и изучалось с половины прошлого столетия. Но разрушение олова было уже отмечено в древности. Аристотель говорит об изменении состояния олова под, влиянием иногда высокой, иногда низкой температуры, 2 а Плутарх указывает на разрушение оловянной статуи. 3 Это разрушение олова наблюдалось и в средние века и тогда же ставилось в связь с холодом: под влиянием низких температур оловянные предметы делались хрупкими и нередко совершенно распадались.

К научному изучению этих явлений впервые подошел в 1851 г. профессор Эрдман; он наблюдал разрушение оловянных органных труб. В костеле города Олава (Ohiau) в Силезии часть органных труб в 1833 г. была заменена новыми. Эти органные трубы находились непосредственно под самой деревянной крышей; вследствие этого они подвергались летом большой жаре, а зимой большому холоду. Через пятьдесят лет — в 1884 г. — из вновь установленных труб 28 оказались совершенно попортившимися (см. рис. 9 и 10 к статье F. Kerdyk «Zinnpest» в «Dinglers Polytechnisches Journal» (90,1909 г., т. 324). Но одновременно не замененные в 1833 г. старые трубы остались без признаков какого-либо видоизменения. 4 Случай весьма показательный.

Академик Ю. Ф. Фритцше в 1869 г. наблюдал разрушение оловянных чайников на складах интендантства в Петербурге. Эти чайники были изготовлены из олова с острова Банка. На чайниках оказались многочисленные пятна разной величины.: местами эти пятна пучились, и металл пятен крошился. Очевидно, произошло изменение структуры олова.

Оловянишник, отливший означенные чайники, указал 5 на слабость этого олова, легко поддающегося разрушению при сильных морозах, и на надежность, с другой стороны, английского прутового олова, хорошо выдерживающего эти морозы. Правильность наблюдений оловяпишника подтверждается показанием заведующего литейкой С.-Петербургского арсенала А. Энгельгардта. Тот пишет: «Описанные г. Фритцше изменения мы наблюдали только над оловом в свинках (с острова Банка), но не замечали в прутовом олове (т. е. английском)». 6

В слабости олова (с о. Банка) Фритцше убедился еще раньше. На таможне в Петербурге в 1868 г. в большой партии этого олова в свинках оказалось немало пострадавшего, оно осыпалось, лупилось, превращалось в серый порошок с твердыми небольшими кусками. Температура 26 января 1868 г. понижалась до —38°по Реомюру. Фритцше тогда же обратил внимание на встречающиеся в болванках (слитках) банковского олова значительные пустоты. 7

В то же время большая партия слитков этого олова была отправлена из Роттердама вагонами по железной дороге в Москву. Слитки в Москве оказались обратившимися в порошок. Это явление ставилось в связь с чрезвычайно низкой температурой, стоявшей тогда в Москве. Оно было знакомо персоналу на складах олова. О подобном же явлении сообщает история Московского государства XVI в.: однажды из Архангельска в Москву для царской казны было отправлено несколько ящиков английской оловянной посуды: блюда, миски, тарели. По прибытии в Москву в ящиках оказался серый мусор. Очевидно, под влиянием большого мороза и сотрясения во время перевозки белое олово по дороге в Москву превратилось в серое видоизменение.

Разложившийся таким образом металл служебным персоналом складов назывался «сыпучим оловом».8 В серый мусор на складе интендантства в Петербурге в 1869 г. рассыпалась тоже большая партия заготовленных для войны оловянных пуговиц; об этом третьем случае передает Фритцше. 9 Эти пуговицы, надо полагать, не были чистого олова; не были чистого олова и органные трубы в г. Олаве (см. стр. 88), содержавшие 3,7% примеси свинца, между тем как в чайниках московского интендантства было только. 3% свинца. Эта примесь, очевидно, заставила олово разложиться на большом, морозе. 10

Академику Фритцше удалось искусственным охлаждением (им была достигнута температура в —40° С) превратить белое олово в серое, «сыпучее олово».

О признаках и виде подобных разрушений сообщает Вл. Марковников; он их наблюдал над чайниками московского интендантства. 11 .

Испортившиеся чайники были покрыты как бы ранами различной величины. Разрушение начиналось с того, что в одном или одновременно в нескольких местах блестящая серебристая поверхность металла становилась тусклой. Затем она местами вспучивалась; образовывались как бы опухоли, которые быстро увеличивались, а вскоре появлялись раны, т, е. ямки, постепенно разраставшиеся от осыпания краев; чайники, в конце концов, рассыпались, причем это разрушение продолжалось весь год., т. е. и по прекращении морозов и даже в летнее время года.

Эти наблюдения В. Марковникова подтверждаются подобными же наблюдениями А. Энгельгардта,12 описывающего случаи видоизменения олова и его разрушения в летнее время.

А. Шертель в 1879. г. сообщает о заслуживающем особенного внимания факте. В соборе г. Фрейберга нашли в замуравленной нише деревянную коробку с оловянными колечками и медалями. Между попорченными морозом и крошащимися от прикосновения и передвижения колечками оказались пять точно таких же колечек, совершенно цельных, здорового вида и свойств обыкновенного, т. е. белого олова. 13

О подобном факте сообщает Е. Е. Емельянов: «Из числа 200 трубок, употреблявшихся как формы для литья свеч, находившихся в одинаковых условиях на открытом воздухе в течение 20 лет, изменились только 30 штук, и то не в одинаковой степени».14

То обстоятельство, что однородные предметы, оказавшиеся в одинаковых условиях, не одинаково подверглись изменению при действии на них одинаково сильных морозов, показывает, что, кроме окружающей температуры, на изменение должны влиять еще и другие причины.

Одну из этих причин А. Энгельгардт поставил в связь с более или менее быстрым охлаждением металла при отливке. 15 Об этом известно некоторым мастерам и оловянишникам, которые перед отливкой обязательно нагревают свои бронзовые и железные формы. Коген (Cohen) быстрому или медленному охлаждению при отливке придает большое значение.16

Здесь следует сказать о довольно странном явлении, наблюдавшемся автором на целом ряде блюд XVII в. в ризнице собора Успенского девичьего монастыря. На этих блюдах 17 ямки и разрушенные места группируются одинаково, а именно так, что в одну сторону от центра блюда их больше, и тем больше, чем дальше от центра и ближе к краю; в другую сторону, блюда их меньше, и тем меньше, чем дальше от центра. Если помнить, что во время отливки блюда форма стоит вертикально и что плосскость отливаемого блюда представляется вертикальною, вследствие чего нижняя половина наполняется более горячим металлом, верхняя часть формы несколько остывшим в сравнении с раньше вылитым металлом, то является ясным, что охлаждение олова одного края блюда иное, чем охлаждение другого, противоположного. В зависимости от процесса охлаждения олово блюда получилось на одной стороне иных свойств, чем олово на другой стороне; вследствие этого олово блюда в известном направлении прогрессивно лишается известной доли определенных свойств (плотности) и чувствительнее к разрушению в первую очередь там, где эта потеря плотности наибольшая.

_________

1 Johannes Gahlnback, Russisches Zinn, т. I, 1927 г., стр. 39—56, илл. 19—75. Здесь все предметы описаны; указаны особенности вида имеющейся на них оловянной чумы.

2 Pseudo-Aristotelis, De mirabilibusauscultationibus, Berolini, 1831 г., стр.50.

3 Plutarch, Qua est convivales, liber VI, с 8, 7, ed. Didot.

4 Ernst Cohen, Physikalisch-chemische Studien, V, Zeitschrift fur physikaliscbe Chemie, 48, стр. 243.

5 F. Fritzjche, Ueber einen eigentumlichen Molecularzustand des Zinns, Memoires de I'Acadernie des sciences de St. Petersbourg, Vll serie, 1870 г., том 5, пр. 5.

6 А. Энгельгарцт, О зернистом олове, Журн. Русск. Хим, общ., I, 1869 г., стр. 263—264.

7 F. Fritzsche, там же.

8 F. Fritzsche, ук. соч., стр. 2.

9 Там же.

10 С. Rammelsberg, Ueber die Dimorphie des Zinnes, Berichte der Deutschen Chemischen Gesellschaft zu Berlin, III, 1870 г., стр. 725.

11 В. Марковников, Заметка о дезагрегации олова, Журн. Русск. Физико-химического общества при Спб. университете, т. XIII, в. 5, 1881 г., стр. 358—360.

12 А. Энгельгардт, О зернистом олове, Журнал Русского химического общества, т. I, 1869 т., стр. 37.

13 A. Schertel, Einige Beobachtimgen ttber die graue Modification des Zinnes, Journal fur praktische Chernie, Neue Folge, 19, 1879 г., стр. 325—326.

14 E. Емельянов, О диморфизме олова, Журнал Русского Физико-химического общества, т. XXII, 1890 г., стр. 81.

15 А. Энгельгардт, указ. соч., стр. 37.

16 Ernst Cohen u. С. von Eijk, Physikalisch-chemifche Studien am Zinn, Zeitschrift fur Physikaliscfre Cliemie, 30. 1899 г., стр. 611.

17 Johannes Gahlnback, Russisches Zinn, т. I, 1927 г., рис. 23, 62, 71.

Первоисточник: 
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.