ПРО+Не используйте методические пособия в качестве самоучителя. Работайте с опытным наставником.
 

Перечисленными свойствами олово характеризуется при обыкновенных условиях. Если же оно подвергается воздействию некоторых особых условий, например, сильным морозам, то оно лишается этих свойств или изменяет их. Об этом будет сказано ниже.

Оловянные изделия наших собраний все без исключения не чистого олова, — они отлиты из олова с известной примесью свинца, висмута, меди или других металлов. Известно, что эта примесь увеличивает плотность, ковкость и твердость олова. 1

В качестве примеси оловянишниками издавна предпочитается дешевый и доступный свинец. Разница в цене этих двух металлов всегда была большая. В Данциге (Гданск) в 1410 г. олово было в пять раз дороже свинца.2 Во второй половине XVIII в. в Париже цена свинца относилась к цене олова, как 5 к 20. 3 Эта разница соблазняла мастеров по возможности увеличивать свинцовую примесь. Однако последняя, перейдя в домашней утвари допустимые границы, вредна для здоровья (см. выше).

Вследствие этого, т. е. из санитарных соображений, власти должны были взяться за проверку состава белого металла в оловянной посуде, предназначенной для хранения в ней пищи. Уже в раннее средневековье города Запада выпускают регламенты об обязательном составе олова и учреждают известный надзор над производством в мастерских оловянишников.

Известно решение съезда вендских городов Ганзы 1361 года, определяющее допустимую примесь свинца к олову для домашней посуды.4 По этому решению нормальной примесью, считалось 1 лисфунд свинца на 16 лисфунд олова, с одним, однако, ограничением: это ограничение требовало чистого олова для блюд, фляг и употребляемых в богослужении кувшинчиков (ampullae), т. е. для посуды, предназначенной для продолжительного сохранения еды и питья.

Но впоследствии города Ганзы, идя навстречу оловянищникам, в 1376 г. допустили большую примесь свинца для кружек, а для ручек, скоб, ножек даже равные части олова и свинца. 5 В то же время попрежнему блюда, фляги, кувшины, стопы, стаканы и солоницы должны были выделываться из чистого олова.

Наконец, в 1435 г, установили для фляг и погребцов (Standen) чистое олово, для блюд и тарелей смесь из 5 частей свинца на 20 частей олова, допуская в то же время для кружек 1 фунт свинца на 11/2 фунта олова. 6

Решения съездов городов Ганзы были нормою не только для городов северной Германии, но и для находившихся в культурной зависимости от них ремесленников Ливонии и Курляндии. В некоторой зависимости от них были наши оловянишники, — надо припомнить существующее искони влияние немецких соседей на все русское ремесло. По Дунаю немецкие торговцы в глубокую древность привозили английское олово в Киевскую Русь; 7 с белым металлом туда явились и первые оловянишники-немцы. Приемы этих немецких мастеров привились в России, их нормы для состава олова применялись и у нас, с единственным изменением в сторону ухудшения состава; за составом должны были смотреть цехи оловянишников, где таковые имелись, или их старосты. 8

Из всего вышесказанного выясняется вероятный состав металла оловянных изделий в собраниях наших музеев. Он будет весьма разнообразен, тем более, что наши монастыри в довольно широком масштабе не только изготовляли оловянную утварь для целей церковной службы, но и без контроля со стороны властей отливали блюда, миски, солоницы и блюдцы для трапез и для келейной жизни.

Это участие монастырей в оловянном производстве установлено не только архивными данными, 9 но и оказавшимися в кладовых монастырей когда-то бывшими в местном употреблении формами для литья мисок, блюд, тарелок и пр.

Вследствие этого разнообразия в условиях производства состав олова сохранившихся в наших собраниях оловянных изделий весьма разнообразен и подлежит в каждом отдельном случае особому определению.

Это определение можно точно сделать только с помощью химического анализа.

_________

1 Sptengets Handwerke und Kiinste, Berlin, 1769 г., т. IV, стр. 72.

2 W. Stieda, Hansisclie Vereinbarungen tiber sta'dtisches (lewevfce im 14 uiid 35 lahrhundert, Hansische GeschichtsbJatier, V, 1888 г., erg. 131.

3Salmon, L'art du potier d'etain, 1788 г.

4 Hansa Recesse, 1, № 188, стр. 257.

5Stieda, Vereinbarungen, стр. 129.

6 Hansa, Recesse, т. II, I. № 241, § 8; № 287, § 5; № 380, § 8; № 423, § 15, № 4962, № 498; Toppen, Akten der Standatage Preussens, 1, № 548, стр. 706.

7 В. Васильевский, Древняя торговля Киева с Регенсбургом, ЖМНП, CCVIII, стр. 122.

8 М. Довнар-Запольский, Организация московских ремесленников, ЖМНП, 1910 г., сентябрь.

9 Москва, Архив министерства юстиции, Патриарший казенный приказ, расх. книга 92 (1678) fol. 288 сбор.

Первоисточник: 
Очерки по методике технологического исследования реставрации и консервации древних металлических изделий. Выпуск 130. ОГИ3. М-Л., 1935
 
 
Ошибка в тексте? Выдели ее мышкой и нажми   Ctrl  +   Enter  .

Стоит ли самостоятельно реставрировать непрофессионалу? (2020)


  1. Технические операции требуют профессиональных навыков.

  2. Представить ход работы - это одно, а сделать - совсем другое.

  3. Не каждому памятнику пригодны стандартные методики реставрации и хранения.

  4. Некоторые методики устарели из-за выявленных деструктивных последствий.

  5. Неверно подобранные материалы сразу или в будущем нанесут вред памятнику.

  6. Если возвращаете памятнику утраченную красоту, то сохраняете ли его подлинность?

________________

В этих и во многих других вопросах разбирается только квалифицированный специалист!
  • Вам в помощь на сайте представлены эксперты и мастера реставраторы.
  • Спрашивайте, интересуйтесь, задавайте вопросы на нашем форуме.
  • Обучайтесь под непосредственным руководством опытного наставника.

 

Что Вы считаете ГЛАВНЫМ в процессе реставрации? (2020)


Нужно ли делать сопроводительную документацию для объекта реставрации? (2020)


Всё процессы консервации и реставрации с момента поступления произведения и до его выхода, из мастерской в обязательном порядке документируются. Для этого художник-реставратор постоянно ведет дневник и паспорт. (Документация процессов консервации и реставрации)

Прикрепленный опрос: Ведёте ли вы реставрационный дневник?

Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)


Есть ли у вас друзья реставраторы? (2020)

«Дружба — личные взаимоотношения между людьми, основанные на общности интересов и увлечений, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи». (Дружба—Википедия)

«Знакомство — отношения между людьми, знающими друг друга». (Знакомство—Викисловарь)

Система Orphus

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, отсутствие текста, неработающую ссылку или изображение, пожалуйста, выделите ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter. Сообщение об ошибке будет отправлено администратору сайта.